Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как социальная система




7.

Неофрейдизм

Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой -природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.

 

 

Тема 3

 

 

1 Специфика общества как социальной системы

 

2 Важнейшие подсистемы общества

 

3 Типы социальных систем

 

Общество как социокультурная система

 

 

Человек как компонент социальной системы

 

 

Общество понимается в научном и обыденном смысле. В обыденном сознании понятие "общество" характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее (например профессиональное общество).

В научном понимании общество — это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с.другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Общество как система

Как наиболее общая система социальной жизни, общество обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, в быту.

Понятие система означает целое, состоящее из частей соединение. Совокупность этих частей (элементов) находится в устойчивых отношениях и связях друг с другом, образует определенную целостность и единство. Основными системными категориями являются принцип целостности, принцип структурированности, принцип иерархичности компонентов системы, принцип обратной связи системы со средой.

Свойства системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов. И свойства элементов не выводятся из свойств целого. Здесь гораздо более сложные и тонкие взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленные строгой иерархией элементов, их свойствами и функциями. Когда социолог рассматривает общество, он имеет в виду не отдельных индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Эти связи должны быть устойчивы и постоянны, обеспечивая сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Главным стимулирующим фактором общества становится социальная структура, которую оно создает: социальные подсистемы, социальные институты, социальные общности, социальные роли и т.д. Все они функционально зависимы, что придает совокупности элементов социальной системы свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Вместе с тем каждый элемент системы — сам небольшая система.

Общество как динамическая система (система, целое, составленная из частей совокупность)

  • Экономическая подсистема (отношения в процессе материального производства)
  • Социальная подсистема (взаимодействие классов, социальных групп, слоев)
  • Правовая подсистема
  • Демографическая подсистема
  • Политическая подсистема (деятельность государственных организаций, политических институтов, партий)
  • Духовная подсистема (развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования)

Изучение общества как целостной динамичной саморазвивающейся системы предполагает также объединение различных знаний об обществе в целостную систему. Вычленить, проанализировать устойчиво повторяющееся, типичное.для жизни общества можно именно с помощью метода системного анализа.

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕСТВА:

  • целостность
  • динамичность
  • историчность (общество — информационная система, которая имеет собственную историю «банк информации» — историю поколений).
  • открытость

Один из теоретиков общества, амер. социолог Т. Парсонс относит общество к такому типу социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Он выделяет три проявления этой самодостаточности: экономическое, политическое и личностно-интегративное. Он формулирует четыре основные функции, без развития и совершенствования которых общество не может существовать:

  • Адаптационная функция обеспечивает способность общества к адаптации, т.е. приспособлению к изменяющимся условиям как в нем самом, так и во внешней среде. Это приспособление должно быть не пассивным, а мобилизующим ресурсы, воздействующим на окружающую среду
  • Целеполагающая функция определяет способность общества ставить цели и задачи, устанавливать их иерархию и обеспечивать процесс их достижения.
  • Стабилизационная функция заключается в способности общества сохранять свою устойчивость за счет норм и ценностей, усваиваемых индивидом и снимающих напряжение в системе.
  • Интеграционная функция позволяет обществу включать в свою систему новые поколения, новообразования, неизбежно возникающие в ходе его развития.

По Парсонсу, адаптация — это функциональная нагрузка экономических институтов, целеполагание (целе-достижение) — политических институтов, стабилизация, поддержание образца — институтов образования, семьи и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.