Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отсутствует присутствует 2 страница




Я весь сжал­ся от той апа­тии, с ко­то­рой он отреагировала на мое ве­ли­ко­леп­ное пред­ло­же­ние: “Что вы го­во­ри­те! Все это очень ми­ло, но я хочу, что­бы мой муж лю­бил ме­ня”. Столкнувшись с не­при­кры­тым скеп­ти­циз­мом, зе­во­той от ску­ки или пассивным со­гла­ша­тель­ст­вом, за ко­то­рым сле­до­ва­ло же­ла­ние пе­рей­ти “к су­ти де­ла”, я осоз­нал, что мой на ред­кость на­ив­ный под­ход дей­ст­ви­тель­но тре­бо­вал из­ме­не­ний. Я имею в виду что: что лю­ди не так-то про­сто от­ка­зы­ва­ют­ся от глу­бо­ко уко­ре­нив­ших­ся в их жиз­ни убеждений, что­бы жить по но­вому об­раз­цу мыш­ле­ния.

Со­ци­аль­ные пси­хо­ло­ги на­пи­са­ли мно­го то­мов по во­про­су от­но­ше­ния: Что яв­ля­ет­ся от­но­ше­ни­ем? Как раз­ви­ва­ют­ся от­но­ше­ния? Яв­ля­ют­ся ли от­но­ше­ния пре­ж­де все­го эмоцио­нальными или по­зна­ва­тель­ны­ми? Учи­ты­вая це­ли этой гла­вы, по­зволь­те мне обоб­щить мне­ние мно­гих пси­хо­ло­гов, оп­ре­де­лив от­но­ше­ние как представление или убе­ж­де­ние, ко­то­ро­го че­ло­век твер­до придерживается, обыч­но приобретенное в определенном эмо­цио­наль­ном кли­ма­те и, сле­до­ва­тель­но, не­су­щее в се­бе силь­ные эмоциональные компоненты. Ины­ми сло­ва­ми, ос­нов­ное представление че­ло­ве­ка о том, что для дос­ти­же­ния зна­чи­мо­сти ему необходимо фи­нан­со­вый ус­пе­х, есть не­что боль­шее, чем про­сто академическое мне­ние, ко­то­рое воз­мож­но из­ме­нить, мо­ди­фи­ци­ро­вать по­сред­ст­вом сви­де­тельств, подтверждающих обратное, или ав­то­ри­тет­но­го ука­за­ния. Говоря популярно, от­но­ше­ния - это то, во что че­ло­век “по-на­стоя­ще­му ве­рит”. Так как представления при­ни­ма­ют­ся на ве­ру эмо­цио­наль­но, серьёзное душепопече­ние тре­бу­ет на­мно­го боль­ше­го, чем про­сто оп­ре­де­лить не­пра­виль­ные убеждения и ут­вер­ждить биб­лей­скую аль­тер­на­тиву.

По­зволь­те мне крат­ко из­ло­жить не­ко­то­рые пред­ло­же­ния, касающиеся из­ме­не­ния не­вер­но­го мыш­ле­ния на пра­виль­ное.

1. Оп­ре­де­ли­те, где бы­ло приобретено не­вер­ное пред­ставление.

Ко­гда подопечный ви­дит, что его убеждение сформировалось в нём в результате определённого стечения обстоятельств, то это убе­ж­де­ние ста­но­вит­ся ме­нее твер­дым. Те­перь человек спо­со­бен ви­деть, что ис­точ­ник это­го убе­ж­де­ния, впол­не воз­мож­но, не яв­ля­ет­ся не­по­гре­ши­мым. Легче рассуждать о правильности его убеждений если душепопечители мо­жет ука­зать, что является источником этих убеждений.

2. По­бу­ж­дай­те к вы­ра­же­нию эмо­ций, ко­то­рые связаны с этим убе­ж­де­нием.

Вме­сто того, что­бы в кли­ни­че­ской, без­лич­ной ма­не­ре об­су­ж­дать пред­ставления человека лич­но­м дос­то­ин­ст­ве, душепопечитель дол­жен слу­шать и за­ме­чать все­воз­мож­ные “имеющие от­но­ше­ние к убеждению” чув­ст­ва. Ко­гда подопечный ут­вер­жда­ет: “Мне нужно, что­бы он луч­ше ко мне от­но­сил­ся, ина­че я ни­ко­гда не смо­гу чув­ст­во­вать се­бя лю­би­мой”, со­пут­ст­вую­щей эмо­ци­ей мо­жет быть оби­да (“Он ни­ко­гда не бу­дет от­но­сить­ся ко мне луч­ше”) или ви­на (“Что со мной не та­к, что ни­кто ме­ня не лю­бит?”). Чув­ст­ви­тель­ный душепопечитель бу­дет от­ра­жать те эмо­ции, замеченные им в про­цес­се бе­се­ды, об­су­ж­дая ос­нов­ных представлений подопечного. Ес­ли человек чув­ст­вует, что его по­ни­ма­ют, он рас­сла­бит­ся и бу­дет ме­нее скло­нен за­ни­мать обо­ро­ни­тель­ную по­зи­цию и от­стаи­вать пра­во­ту сво­их убеждений.

3. Под­дер­жи­те подопечного в тот мо­мент, ко­гда он за­ду­мы­ва­ет­ся над из­ме­не­ни­ем его представлений.

От­каз от ка­ко­го-ли­бо убеждения, ко­то­ро­го че­ло­век дол­гое вре­мя при­дер­жи­вал­ся, сам по се­бе яв­ля­ет­ся про­цес­сом, ко­то­рый несёт угрозу его уве­рен­но­сти в се­бе. Люди зна­ют, что ес­ли они со­гла­сят­ся с пра­виль­ным образом мыслей, то сле­дую­щим ша­гом бу­дет воз­врат к тем си­туа­ци­ям, ко­то­рые ра­нее бы­ли очень болезненны. Со­про­тив­ле­ние, на­блю­дае­мое в этот мо­мент, час­то яв­ля­ет­ся впол­не по­нят­ным стра­хом, ко­то­рый свя­зан с вы­хо­дом из зоны безо­пас­нос­ти. В этом слу­чае душепопечитель долже­н выразить обод­ре­ние и под­держ­ку. Не­ко­то­рые психологи го­во­рят о необходимости “за­ни­мать “эго””. Апо­стол Па­вел в 1 Фесс. 5:14 го­во­рит о том, что­бы под­дер­жи­вать сла­бых.

4. Нау­чи­те подопечного то­му, чем он дол­жен на­пол­нять свой ра­зум: ме­тод “маг­ни­то­фон”.

Я час­то пред­ла­гаю сво­им па­ци­ен­там, рас­смат­ри­вать свой ра­зум как маг­ни­то­фон. За­тем я го­во­рю им, что­бы они на­пи­са­ли на ли­ст­ке бу­ма­ги или кар­точ­ке их не­пра­виль­ное пред­ставление, а за­тем на дру­гой кар­точ­ке - противоположное биб­лей­ское убеждение. Они долж­ны все вре­мя но­сить с со­бой эти кар­точ­ки. Вся­кий раз, ко­гда они расстроены (или ис­пы­ты­вают чув­ст­во ви­ны, оби­ды или бес­по­кой­ст­ва), я ре­ко­мен­дую им чи­тать обе кар­точ­ки, а за­тем вы­брать биб­лей­ское пред­ставление и вос­про­из­ве­сти его как можно гром­че. Нуж­но при­знать, что этот ме­тод яв­ля­ет­ся ме­ха­ни­че­ским, но, тем не менее, вы­гля­дит, как раз­ви­ваю­щий акт по­слу­ша­ния сло­вам апо­сто­ла Пав­ла ду­мать о том, “что толь­ко ис­тин­но” (Флп. 4:8). Встре­ча с пациентом час­то вклю­ча­ет в се­бя об­су­ж­де­ние то­го, ка­кую кассету он слушал.

По­сле то­го, как человек уве­рен­но стал на позиции нового мышления и теперь, по мень­шей мере, мо­жет рас­по­знать ошиб­ку, за­клю­чаю­щую­ся в его ста­ром пред­ставлений, ста­дия 4-ая за­вер­ше­на. Эту ста­дию мож­но на­звать так: ИЗ­МЕ­НЕНИЕ ПРЕД­СТАВЛЕ­НИЯ/ УБЕЖДЕНИЯ или, мо­жет быть, так: УТОЧ­НЕНИЕ И ПРО­ЯС­НЕНИЕ БИБ­ЛЕЙ­СКОГО МЫШ­ЛЕ­НИЯ.

5-ая ста­дия вклю­ча­ет в се­бя при­ня­тие обя­за­тель­ст­ва действовать на ос­но­ве но­вых при­ня­тых убеждений. Про­иг­ры­ва­ния пра­виль­ной кас­се­ты недос­та­точ­но. Человек дол­жен при­нять ре­ше­ние дей­ст­во­вать со­от­вет­ст­вен­но со­дер­жа­нию этой кас­се­ты. Этот шаг яв­ля­ет­ся чрезвычайно важ­ным. Так как пра­виль­ное мыш­ле­ние в луч­шем слу­чае яв­ля­ет­ся хруп­ким и не­стой­ким, то из­ме­не­ние по­ве­де­ния не про­изой­дет ав­то­ма­ти­че­ски в результате из­ме­не­ния мыш­ле­ния. Не­об­хо­ди­мо дать не до­пус­каю­ще­го ни­ка­ких от­кло­не­ний твер­дое обя­за­тель­ст­во: “Хо­ро­шо, я со­гла­сен с тем, что это но­вое ре­ше­ние яв­ля­ет­ся биб­лей­ским. Да­же ес­ли я не чув­ст­вую это­го, тем не ме­нее я из­би­раю ве­рить в это, и я бе­ру на се­бя обя­за­тель­ст­во дей­ст­во­вать в со­от­вет­ст­вии с этим мыш­ле­ни­ем да­же то­гда, ко­гда я не чув­ст­вую в се­бе ни­ка­ко­го же­ла­ния вес­ти се­бя таким об­ра­зом”.

Имен­но здесь, в этом мес­те, мно­гие лю­ди “за­стре­ва­ют”. Ко­гда я го­во­рю им, что их дей­ст­вия должны со­от­вет­ст­во­ва­ть пра­виль­но­му мыш­ле­нию неза­ви­си­мо от того, хо­чет­ся им это­го или нет, они час­то возражают: “Но это же ли­це­ме­рие. На са­мом-то де­ле мне не хо­чет­ся это­го де­лать, и это бу­дет иг­ра, я бу­ду про­сто при­тво­рять­ся”. Их точ­ка зре­ния не вы­дер­жи­ва­ет ни­ка­кой кри­ти­ки. Оп­ре­де­лен­но, их по­ве­де­ние про­ти­во­ре­чит их чув­ст­вам. Но раз­ве субъ­ек­тив­ные чув­ст­ва долж­ны быть глав­ной на­прав­ляю­щей силой хри­сти­ан­ско­го по­ве­де­ния? Мы жи­вем в век субъ­ек­тив­изма: “Будь са­мим со­бою”; “Де­лай все, что ты хо­чешь”; “Я дол­жен быть са­мим со­бой”. Но яв­ля­ет­ся ли та­кое мышление на са­мом де­ле биб­лей­ским?

Боль­шая часть на­ше­го еван­гель­ско­го хри­сти­ан­ст­ва сконцентрирована на че­ло­ве­ке. Нам не­об­хо­ди­мо вер­нуть­ся к христианству сосредоточенному на Бо­ге, ко­то­рое учит сле­дую­щему: ты дол­жен де­лать то, что го­во­рит Бог, неза­ви­си­мо от то­го, хо­чешь ли ты это­го, нра­вит­ся ли те­бе это, скло­нен ли ты это де­лать или нет. Ино­гда я чув­ст­вую же­ла­ние не пойти на ра­бо­ту, но по ме­ре то­го, как я ду­маю об этом, я знаю, что дол­жен ид­ти на ра­бо­ту. Что долж­но кон­тро­ли­ро­вать мое по­ве­де­ние: то, что я чув­ст­вую или то, что я ду­маю? Я не все­гда чув­ст­вую в се­бе же­ла­ние по­ви­но­вать­ся Бо­гу. Я час­то чув­ст­вую же­ла­ние гре­шить. Од­на­ко я знаю, что яв­ля­ет­ся ис­тин­ой – то, что Бог ис­ку­пил ме­ня, что я при­над­ле­жу Ему, что Он яв­ля­ет­ся мо­им Гос­по­дом. Так что же долж­но кон­тро­ли­ро­вать ме­ня - то, как я чув­ст­вую, или то, что я знаю как истину?

Душепопечение не мо­жет про­дви­гать­ся даль­ше этой точ­ки до тех пор, по­ка подопечный не посвятил се­бя (на­столь­ко пол­но, на­сколь­ко он это мо­жет) поведению, соответствующему, что он при­нял за ис­ти­ну неза­ви­си­мо от то­го, как он се­бя чув­ст­ву­ет. Мне ка­жет­ся, имен­но в этот мо­мент наи­бо­лее подходящим является ис­по­ве­да­ние гре­ха. Не­об­хо­ди­мо ис­по­ве­дать не толь­ко не­пра­виль­ное по­ве­де­ние (ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние суп­ру­гом, сек­су­аль­ные гре­хи, вспыш­ки гне­ва и яро­сти, этические ком­про­мис­сы ра­ди де­нег), но также нуж­но ис­по­ве­дать и не­пра­виль­ные эмо­ции (оби­да на ко­го-то, кто не по­вел се­бя по от­но­ше­нию к вам так, как вам бы хо­те­лось), и не­пра­виль­ное мыш­ле­ние (ве­ра в то, что Бог недос­та­то­чен для вос­пол­не­ния ва­ших нужд).

Не­дав­но я по­со­ве­то­вал од­ной жен­щи­не со­ста­вить спи­сок все­го, что за­став­ля­ло ее чув­ст­во­вать оби­ду по от­но­ше­нию к сво­ему му­жу. Ее не­пра­виль­ное пред­ставление за­клю­ча­лось в том, что для достижения уверенности ей была необходима любовь её мужа. Накопившиеся за долгие годы случаи когда муж проявлял нечувствительность, холодность или слабость, породили оби­ду. Я пред­ло­жил ей про­смот­реть этот спи­сок, а за­тем пе­ред лицом Гос­пода ре­шиться при­нять ка­ж­дый пункт и пре­кра­тить оби­жать­ся на не­го за то, ка­ким он был, но не дол­жен был быть, и за то, ка­ким он не был, но дол­жен был быть. Так же я по­со­ве­то­вал ей при­знать и ис­по­ве­до­вать как грех ее оби­ду на него. Ко­гда это бы­ло сде­ла­но, оказалась способна поверить в то, что ее мужу ни­ко­им об­ра­зом не нужно было из­ме­нять­ся, что­бы она бы­ла по-настоящему уве­рен­на в се­бе и имела смысл жиз­ни. Ко­гда она дала себе обя­за­тель­ст­во вес­ти се­бя со­от­вет­ст­вен­но это­му ут­вер­жде­нию, 5-ая ста­дия бы­ла за­вер­ше­на. Думаю 5-ую, ста­дию можно на­звать так: ГАРАНТИРОВАТЬ ВЕРНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ.

6-ая ста­дия яв­ля­ет­ся оче­вид­ным и по­сле­до­ва­тель­ным про­дол­же­нием 5-й ста­дии: не­об­хо­ди­мо спла­ни­ро­вать то, как ваш подопечный бу­дет поступать по новому по­сле то­го, как из­ме­ни­лось его мыш­ле­ние. Че­ло­век, ре­гу­ляр­но ме­няющий ме­сто ра­бо­ты при пер­вой угрозе не­уда­чи, раз­ду­мы­вал о том, что­бы ос­та­вить свою ны­неш­нюю ра­бо­ту, ко­гда об­ра­тил­ся ко мне за кон­суль­та­ци­ей. Воо­ру­жив­шись но­вым мыш­ле­ни­ем о том, что зна­чи­мость зависела не от ус­пе­ха на ра­бо­те, но от то­го, что­бы от­вет­ст­вен­но сле­до­вать Божь­е­му водительству, он решил (при этом его бес­по­кой­ст­во усилилось) ос­тать­ся на этой ра­бо­те. Он уже мыслил ина­че. Он взял на се­бя обя­за­тель­ст­во применять эту истину, а за­тем ему на деле при­шлось вес­ти се­бя по-новому. Убеждения приобретённые на 3-й и 4-ой ста­ди­ях, на са­мом де­ле не ста­но­вят­ся ча­стью лич­но­сти до тех пор, по­ка че­ло­век не на­ч­нёт дей­ст­во­вать со­от­вет­ст­вен­но этим убеждениям. Духовный рост христианина мо­жет быть тех­ни­че­ски оп­ре­де­лен (мо­жет быть, это да­же бу­дет вы­гля­деть ме­ха­нич­но) как про­цесс, по­сред­ст­вом ко­то­ро­го идеи, по­ня­тые соз­на­тель­ным ра­зу­мом, про­ни­ка­ют глу­бо­ко в об­ласть ра­зу­ма, за­ня­тую раз­мыш­ле­ни­ем, где и на­хо­дят­ся и удер­жи­ва­ют­ся ос­нов­ные пред­ставления. Прогрессивный пе­ре­ход от пассивного со­гласия с ис­ти­ной к активному со­гла­сию с ис­ти­ной за­ви­сит от по­ве­де­ния, ко­то­рое со­гла­со­ван­но с ис­тин­ой. У Апо­стола Па­вла прослеживается эта мысль о двух прогрессивных ша­гах по­сти­же­ния ис­тин­ны, ко­гда он при­зы­ва­ет Ти­мо­фея пре­бы­вать в том, “че­му был нау­чен” (шаг 1), “и в чем мо­жешь быть уве­рен” (шаг 2). Мы по­зна­ем мно­же­ст­во истин, но ка­ким об­ра­зом мы обретаем глу­бо­кое и не­по­ко­ле­би­мое убежденными в них, про­ве­рив их на опы­те, ис­пы­тав их? Ии­сус по­обе­щал, что Он бо­га­то, лич­но и пол­но от­кро­ет Се­бя тем, кто зна­ет Его уче­ние и по­ви­ну­ет­ся Ему. “Кто име­ет за­по­ве­ди мои и со­блю­да­ет их, тот лю­бит Ме­ня; а кто лю­бит Ме­ня, тот воз­люб­лен бу­дет От­цем Мо­им, и Я воз­люб­лю его и яв­люсь ему Сам” (Ио­ан. 14:21). Здесь Иисус говорит о том, что мы мо­жем по­стичь истину на­шим соз­на­тель­ным ра­зу­мом, уп­ря­мо на­стаи­вая на ее точ­но­сти, но ко­гда мы нач­нем дей­ст­во­вать со­от­вет­ст­вен­но этой ис­ти­не (что мы и бу­дем де­лать, ес­ли мы лю­бим Его), то­гда мы смо­жем по­знать истину как жи­вую ре­аль­ность. Ии­сус Хри­стос, Ко­то­рый и есть Ис­ти­на, от­кро­ет Се­бя, будет открываться нам лич­но все бо­лее и бо­лее пол­но по ме­ре то­го, как мы бу­дем про­дол­жать вес­ти се­бя в со­от­вет­ст­вии с той ис­тин­ой, в ко­то­рую мы ве­рим. Применение ис­ти­ны пе­ре­во­дит ее из сфе­ры аб­ст­ракт­ных, ме­ха­ни­че­ских пред­ставлений в сфе­ру глу­бо­ко­го убе­ж­де­ния и оп­ре­де­лен­но­сти.

По­зволь­те мне про­ил­лю­ст­ри­ро­вать это на при­ме­ре. Од­на жен­щи­на вы­ра­бо­та­ла в се­бе при­выч­ку ог­рызать­ся в от­вет на любую критику. Вме­сте с ней мы оп­ре­де­ли­ли, что ее не­пра­виль­ное пред­ставление вклю­ча­ло в се­бя следующее убе­ж­де­ние: ее уве­рен­ность в се­бе зависела от то­го, ­были ли все­гда оце­не­ны по дос­то­ин­ст­ву ее уси­лия. Так как ее ес­те­ст­вен­ный тем­пе­ра­мент был аг­рес­сив­ным, она нау­чи­лась гне­ва вы­ра­жать в гневе ту не­уве­рен­ность в се­бе и ту боль, ко­то­рую ей наносили кри­ти­кой. На кон­суль­та­ции мы с ней решили, что в сле­дую­щий раз, ко­гда она под­верг­нет­ся кри­ти­ке, она сра­зу же долж­на на­чать вос­про­из­во­дить “биб­лей­скую кас­се­ту”: “Ии­сус лю­бит ме­ня, по­это­му я мо­гу быть уве­рен­а в се­бе неза­ви­си­мо от то­го, под­вер­га­юсь я кри­ти­ке или нет”. Ос­но­вы­ва­ясь на си­ле сво­его обя­за­тель­ст­ва дей­ст­во­вать со­от­вет­ст­вен­но этой истине, жен­щи­на со­гла­си­лась не ог­ры­зать­ся в от­вет, но от­ве­чать крот­ко и те­п­ло ка­ж­до­му сво­ему кри­ти­ку. Как уже бы­ло ска­за­но, типичным воз­ра­же­нием в этот мо­мент обыч­но бывает: “Но это же чис­той во­ды ли­це­ме­рие. Как я мо­гу про­яв­лять лю­бовь, ко­гда я го­тов вы­би­ть им все зу­бы”. От­вет очень про­ст: “Да, вы пра­вы, это аб­со­лют­но ли­це­мер­но по от­но­ше­нию к ва­шим управ­ляе­мым пло­тью чув­ст­вам, но впол­не со­от­вет­ст­ву­ет ва­шим направляемым Свя­тым Ду­хом убе­ж­де­ни­ям. Ес­ли вы бу­де­те вес­ти се­бя в со­от­вет­ст­вии с ва­шими чув­ст­вами, то­гда вы бу­де­те ли­це­ме­ром по от­но­ше­нию к вы­ска­зан­ным вами убе­ж­де­ни­ям”.

Поз­же эта жен­щи­на со­об­щи­ла, что по ме­ре то­го, как она ста­ла при­дер­жи­вать­ся этих ука­за­ний, ей пона­ча­лу казалось, что она действует ме­ха­ни­че­ски и неестественно, как будто это бы­ла толь­ко лишь иг­ра, но потом она стала чув­ст­во­вать се­бя не­мно­го луч­ше. Ее обыч­ный день уже не был та­ким пло­хим, как рань­ше. Она да­же на­ча­ла не­мно­го улы­бать­ся, думая о том, что, мо­жет быть, лю­бовь Ии­су­са и смо­жет стать ре­аль­но­стью. Ее пе­ре­жи­ва­ние бы­ло жи­вой ил­лю­ст­ра­ци­ей Ио­ан. 14:21 - де­лай то, что дик­ту­ет те­бе ис­тина, и Хри­стос мед­лен­но, но вер­но будет сановиться бо­лее и бо­лее ре­аль­ным для те­бя. По­ря­док здесь не мо­жет быть из­ме­нен: спер­ва фак­ты (об­нов­лен­ный ра­зум), за­тем ве­ра (де­лай то, что пред­ла­га­ют эти фак­ты), а за­тем чув­ст­ва (фак­ты, ко­то­рые ста­ли ре­аль­ны­ми субъ­ек­тив­но и по опы­ту).

Ин­те­рес­но на­блю­дать за тем, как мир­ские пси­хо­ло­ги раз­ви­ва­ют ли­шен­ную вся­кой ду­хов­но­сти вер­сию это­го прин­ци­па. Ле­он Фес­тин­гер мно­го на­пи­сал по во­про­су по­зна­ва­тель­но­го дис­со­нан­са. Он пред­ла­га­ет сле­дую­щее ут­вер­жде­ние: ко­гда два объ­ек­та по­зна­ния (убе­ж­де­ния, ум­ст­вен­ные со­бы­тия) яв­ля­ют­ся дис­со­ни­рую­щи­ми или про­ти­во­стоит друг дру­гу, то то­гда то из них, ко­то­рое ук­ре­п­ле­но со­от­вет­ст­вую­щим по­ве­де­нием, ста­нет силь­нее. Дру­ги­ми сло­ва­ми, по про­ше­ст­вии ка­ко­го-то вре­ме­ни я бу­ду скло­нен ве­рить бо­лее глу­бо­ко тем убеждениям, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют мо­ему об­ра­зу по­ве­де­ния. Мат­ф.6:33 учит, что Бог обес­пе­чит на­ши ма­те­ри­аль­ные ну­ж­ды, ес­ли мы пре­ж­де все­го бу­дем ис­кать Его пра­вед­но­сти. Двое хри­сти­ан заявляют о своем со­гла­сии с этим сти­хом. Че­рез пять лет один из них, ко­то­рый дей­ст­во­вал со­от­вет­ст­вен­но это­му сти­ху, ре­гу­ляр­но да­вая и щед­ро жерт­вуя на Божье де­ло, глу­бо­ко уве­рен в вер­но­сти и пра­виль­но­сти это­го сти­ха, в то вре­мя как дру­гой, ко­то­рый да­вал ску­по, все еще про­дол­жа­ет ут­вер­ждать, что ве­рит этому стиху, но на са­мом де­ле не очень-то убежден в его истинности. В дан­ном слу­чае по­мочь уб­рать это со­мне­ние может только по­слу­ша­ние. 6-ая ста­дия вклю­ча­ет в се­бя вы­де­ле­ние тех кон­крет­ных ак­тов по­ве­де­ния, со­от­вет­ст­ву­ющих ис­ти­не, по­стиг­ну­той в 3-ей и 4-ой ста­ди­ях. “Ес­ли для то­го, что­бы чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­ной, вы ну­ж­дае­тесь в том, что­бы ваш муж пре­кра­тил пить, то­гда вы не мо­же­те по-на­стоя­ще­му при­нять его в тот мо­мент, ко­гда он пьет. Ес­ли вы не ну­ж­дае­тесь в том, что­бы он пре­кра­тил пить, ес­ли все, в чем вы ну­ж­дае­тесь для обретения уве­рен­но­сти - это Гос­подь и Его план для Вас, то­гда Вы мо­же­те по-на­стоя­ще­му при­нять сво­его му­жа да­же то­гда, ко­гда он пьет, хо­тя Вы мо­же­те вы­ра­зить ва­ше раз­оча­ро­ва­ние и всем сердцем же­лать то­го, что­бы он из­ме­нил­ся. На этой не­де­ле, неза­ви­си­мо от то­го, почувствуете ли вы за­пах спирт­но­го в его ды­ха­нии или нет (но осо­бен­но, ес­ли это бу­дет так), вы мо­же­те вы­ра­зить свою оза­бо­чен­ность тем, что он вы­пи­ва­ет, но вы так­же мо­же­те про­дол­жать вес­ти се­бя по-доб­ро­му, в такой ма­не­ре, ко­то­рая по­зво­ля­ет вам при­ни­мать его. По ме­ре то­го, как вы бу­де­те это де­лать, вы все бо­лее глу­бо­ко будите осоз­новать, что мо­же­те быть уве­рен­ной в се­бе, со­б­ран­ной жен­щи­ной, не за­ви­сящей от то­го, пьет ваш муж или нет, так как у вас все не­об­хо­ди­мое Вам, Вы имеете в Бо­ге и в Его плане для Вас”. 6-ую ста­дию мож­но на­звать так: СПЛА­НИ­РОВАТЬ БИБ­ЛЕЙ­СКОЕ ПО­ВЕ­ДЕ­НИЕ, И ПОСТУПАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕ

7-ая ста­дия яв­ля­ет­ся про­стой иден­ти­фи­ка­ци­ей отсутствия с гре­ховных чувств и при­сут­ст­вия “ду­хов­ных чувств” (ко­то­рые, как я уже ра­нее упо­мя­нул, мо­гут вклю­чать в се­бя мно­же­ст­во бо­лез­нен­ных эмо­ций). Вы­ра­бот­ка чув­ст­ва спо­кой­ст­вия, собранности и умиротворения яв­ля­ет­ся по­ощ­ряю­щим и ук­ре­п­ляю­щим пе­ре­жи­ва­ни­ем. Душепопечитель дол­жен найти это сви­де­тель­ст­во ра­бо­ты Свя­то­го Ду­ха в жиз­ни сво­его подопечного и убе­дить­ся в том, что оно замечено и ему ра­ду­ют­ся. Мно­гие хри­стиа­не в сво­ей жиз­ни ис­пы­та­ли, что они “чув­ст­ву­ют се­бя по-на­стоя­ще­му хо­ро­шо” в тот мо­мент, ко­гда они соз­на­тель­но пре­бы­ва­ют во Хри­сте, и чув­ст­ву­ют, что “что-то не так” в тот мо­мент, ко­гда они не пребывают об­ще­нии со Христом. 7-ая ста­дия от­ра­жа­ет это чу­дес­ное чув­ст­во изменения, ко­то­рое сле­ду­ет за об­нов­лен­ием ра­зу­ма (ста­дия 4), обя­за­тель­ст­вом (ста­дия 5) и по­слу­ша­ни­ем (ста­дия 6). Мы мо­жем на­звать эту по­след­нюю ста­дию: ОП­РЕ­ДЕ­ЛИ­ТЬ УПРАВ­ЛЯЕ­МЫЕ ДУ­ХОМ ЧУВ­СТ­ВА.

Схематично вы­ра­бо­тан­ая в данной гла­ве мо­дель душепопечения, вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом:

 

Стадия 1: Оп­ре­де­лить про­блем­ные чув­ст­ва Стадия 7: Опре­де­ли­ть управ­ляе­мые ду­хом чув­ст­ва
 
Стадия 2: Оп­ре­де­лить про­блем­ное по­ве­де­ние Стадия 6: Спла­ни­ровать биб­лей­ское по­ве­де­ние и поступать со­от­ветствующим образом
 
Стадия 3: Оп­ре­де­лить неправильное представления/убеждения Стадия 5: Обес­пе­чить верность обязательству
   
Стадия 4: Про­яс­нить биб­лей­ское мыш­ле­ние
   
НАУЧИТЬ  

Таблица №12

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.