КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отсутствует присутствует 2 страница
Я весь сжался от той апатии, с которой он отреагировала на мое великолепное предложение: “Что вы говорите! Все это очень мило, но я хочу, чтобы мой муж любил меня”. Столкнувшись с неприкрытым скептицизмом, зевотой от скуки или пассивным соглашательством, за которым следовало желание перейти “к сути дела”, я осознал, что мой на редкость наивный подход действительно требовал изменений. Я имею в виду что: что люди не так-то просто отказываются от глубоко укоренившихся в их жизни убеждений, чтобы жить по новому образцу мышления. Социальные психологи написали много томов по вопросу отношения: Что является отношением? Как развиваются отношения? Являются ли отношения прежде всего эмоциональными или познавательными? Учитывая цели этой главы, позвольте мне обобщить мнение многих психологов, определив отношение как представление или убеждение, которого человек твердо придерживается, обычно приобретенное в определенном эмоциональном климате и, следовательно, несущее в себе сильные эмоциональные компоненты. Иными словами, основное представление человека о том, что для достижения значимости ему необходимо финансовый успех, есть нечто большее, чем просто академическое мнение, которое возможно изменить, модифицировать посредством свидетельств, подтверждающих обратное, или авторитетного указания. Говоря популярно, отношения - это то, во что человек “по-настоящему верит”. Так как представления принимаются на веру эмоционально, серьёзное душепопечение требует намного большего, чем просто определить неправильные убеждения и утверждить библейскую альтернативу.
Позвольте мне кратко изложить некоторые предложения, касающиеся изменения неверного мышления на правильное. 1. Определите, где было приобретено неверное представление. Когда подопечный видит, что его убеждение сформировалось в нём в результате определённого стечения обстоятельств, то это убеждение становится менее твердым. Теперь человек способен видеть, что источник этого убеждения, вполне возможно, не является непогрешимым. Легче рассуждать о правильности его убеждений если душепопечители может указать, что является источником этих убеждений. 2. Побуждайте к выражению эмоций, которые связаны с этим убеждением. Вместо того, чтобы в клинической, безличной манере обсуждать представления человека личном достоинстве, душепопечитель должен слушать и замечать всевозможные “имеющие отношение к убеждению” чувства. Когда подопечный утверждает: “Мне нужно, чтобы он лучше ко мне относился, иначе я никогда не смогу чувствовать себя любимой”, сопутствующей эмоцией может быть обида (“Он никогда не будет относиться ко мне лучше”) или вина (“Что со мной не так, что никто меня не любит?”). Чувствительный душепопечитель будет отражать те эмоции, замеченные им в процессе беседы, обсуждая основных представлений подопечного. Если человек чувствует, что его понимают, он расслабится и будет менее склонен занимать оборонительную позицию и отстаивать правоту своих убеждений. 3. Поддержите подопечного в тот момент, когда он задумывается над изменением его представлений.
Отказ от какого-либо убеждения, которого человек долгое время придерживался, сам по себе является процессом, который несёт угрозу его уверенности в себе. Люди знают, что если они согласятся с правильным образом мыслей, то следующим шагом будет возврат к тем ситуациям, которые ранее были очень болезненны. Сопротивление, наблюдаемое в этот момент, часто является вполне понятным страхом, который связан с выходом из зоны безопасности. В этом случае душепопечитель должен выразить ободрение и поддержку. Некоторые психологи говорят о необходимости “занимать “эго””. Апостол Павел в 1 Фесс. 5:14 говорит о том, чтобы поддерживать слабых. 4. Научите подопечного тому, чем он должен наполнять свой разум: метод “магнитофон”. Я часто предлагаю своим пациентам, рассматривать свой разум как магнитофон. Затем я говорю им, чтобы они написали на листке бумаги или карточке их неправильное представление, а затем на другой карточке - противоположное библейское убеждение. Они должны все время носить с собой эти карточки. Всякий раз, когда они расстроены (или испытывают чувство вины, обиды или беспокойства), я рекомендую им читать обе карточки, а затем выбрать библейское представление и воспроизвести его как можно громче. Нужно признать, что этот метод является механическим, но, тем не менее, выглядит, как развивающий акт послушания словам апостола Павла думать о том, “что только истинно” (Флп. 4:8). Встреча с пациентом часто включает в себя обсуждение того, какую кассету он слушал. После того, как человек уверенно стал на позиции нового мышления и теперь, по меньшей мере, может распознать ошибку, заключающуюся в его старом представлений, стадия 4-ая завершена. Эту стадию можно назвать так: ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ/ УБЕЖДЕНИЯ или, может быть, так: УТОЧНЕНИЕ И ПРОЯСНЕНИЕ БИБЛЕЙСКОГО МЫШЛЕНИЯ. 5-ая стадия включает в себя принятие обязательства действовать на основе новых принятых убеждений. Проигрывания правильной кассеты недостаточно. Человек должен принять решение действовать соответственно содержанию этой кассеты. Этот шаг является чрезвычайно важным. Так как правильное мышление в лучшем случае является хрупким и нестойким, то изменение поведения не произойдет автоматически в результате изменения мышления. Необходимо дать не допускающего никаких отклонений твердое обязательство: “Хорошо, я согласен с тем, что это новое решение является библейским. Даже если я не чувствую этого, тем не менее я избираю верить в это, и я беру на себя обязательство действовать в соответствии с этим мышлением даже тогда, когда я не чувствую в себе никакого желания вести себя таким образом”.
Именно здесь, в этом месте, многие люди “застревают”. Когда я говорю им, что их действия должны соответствовать правильному мышлению независимо от того, хочется им этого или нет, они часто возражают: “Но это же лицемерие. На самом-то деле мне не хочется этого делать, и это будет игра, я буду просто притворяться”. Их точка зрения не выдерживает никакой критики. Определенно, их поведение противоречит их чувствам. Но разве субъективные чувства должны быть главной направляющей силой христианского поведения? Мы живем в век субъективизма: “Будь самим собою”; “Делай все, что ты хочешь”; “Я должен быть самим собой”. Но является ли такое мышление на самом деле библейским? Большая часть нашего евангельского христианства сконцентрирована на человеке. Нам необходимо вернуться к христианству сосредоточенному на Боге, которое учит следующему: ты должен делать то, что говорит Бог, независимо от того, хочешь ли ты этого, нравится ли тебе это, склонен ли ты это делать или нет. Иногда я чувствую желание не пойти на работу, но по мере того, как я думаю об этом, я знаю, что должен идти на работу. Что должно контролировать мое поведение: то, что я чувствую или то, что я думаю? Я не всегда чувствую в себе желание повиноваться Богу. Я часто чувствую желание грешить. Однако я знаю, что является истиной – то, что Бог искупил меня, что я принадлежу Ему, что Он является моим Господом. Так что же должно контролировать меня - то, как я чувствую, или то, что я знаю как истину?
Душепопечение не может продвигаться дальше этой точки до тех пор, пока подопечный не посвятил себя (настолько полно, насколько он это может) поведению, соответствующему, что он принял за истину независимо от того, как он себя чувствует. Мне кажется, именно в этот момент наиболее подходящим является исповедание греха. Необходимо исповедать не только неправильное поведение (манипулирование супругом, сексуальные грехи, вспышки гнева и ярости, этические компромиссы ради денег), но также нужно исповедать и неправильные эмоции (обида на кого-то, кто не повел себя по отношению к вам так, как вам бы хотелось), и неправильное мышление (вера в то, что Бог недостаточен для восполнения ваших нужд). Недавно я посоветовал одной женщине составить список всего, что заставляло ее чувствовать обиду по отношению к своему мужу. Ее неправильное представление заключалось в том, что для достижения уверенности ей была необходима любовь её мужа. Накопившиеся за долгие годы случаи когда муж проявлял нечувствительность, холодность или слабость, породили обиду. Я предложил ей просмотреть этот список, а затем перед лицом Господа решиться принять каждый пункт и прекратить обижаться на него за то, каким он был, но не должен был быть, и за то, каким он не был, но должен был быть. Так же я посоветовал ей признать и исповедовать как грех ее обиду на него. Когда это было сделано, оказалась способна поверить в то, что ее мужу никоим образом не нужно было изменяться, чтобы она была по-настоящему уверенна в себе и имела смысл жизни. Когда она дала себе обязательство вести себя соответственно этому утверждению, 5-ая стадия была завершена. Думаю 5-ую, стадию можно назвать так: ГАРАНТИРОВАТЬ ВЕРНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ. 6-ая стадия является очевидным и последовательным продолжением 5-й стадии: необходимо спланировать то, как ваш подопечный будет поступать по новому после того, как изменилось его мышление. Человек, регулярно меняющий место работы при первой угрозе неудачи, раздумывал о том, чтобы оставить свою нынешнюю работу, когда обратился ко мне за консультацией. Вооружившись новым мышлением о том, что значимость зависела не от успеха на работе, но от того, чтобы ответственно следовать Божьему водительству, он решил (при этом его беспокойство усилилось) остаться на этой работе. Он уже мыслил иначе. Он взял на себя обязательство применять эту истину, а затем ему на деле пришлось вести себя по-новому. Убеждения приобретённые на 3-й и 4-ой стадиях, на самом деле не становятся частью личности до тех пор, пока человек не начнёт действовать соответственно этим убеждениям. Духовный рост христианина может быть технически определен (может быть, это даже будет выглядеть механично) как процесс, посредством которого идеи, понятые сознательным разумом, проникают глубоко в область разума, занятую размышлением, где и находятся и удерживаются основные представления. Прогрессивный переход от пассивного согласия с истиной к активному согласию с истиной зависит от поведения, которое согласованно с истиной. У Апостола Павла прослеживается эта мысль о двух прогрессивных шагах постижения истинны, когда он призывает Тимофея пребывать в том, “чему был научен” (шаг 1), “и в чем можешь быть уверен” (шаг 2). Мы познаем множество истин, но каким образом мы обретаем глубокое и непоколебимое убежденными в них, проверив их на опыте, испытав их? Иисус пообещал, что Он богато, лично и полно откроет Себя тем, кто знает Его учение и повинуется Ему. “Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам” (Иоан. 14:21). Здесь Иисус говорит о том, что мы можем постичь истину нашим сознательным разумом, упрямо настаивая на ее точности, но когда мы начнем действовать соответственно этой истине (что мы и будем делать, если мы любим Его), тогда мы сможем познать истину как живую реальность. Иисус Христос, Который и есть Истина, откроет Себя, будет открываться нам лично все более и более полно по мере того, как мы будем продолжать вести себя в соответствии с той истиной, в которую мы верим. Применение истины переводит ее из сферы абстрактных, механических представлений в сферу глубокого убеждения и определенности. Позвольте мне проиллюстрировать это на примере. Одна женщина выработала в себе привычку огрызаться в ответ на любую критику. Вместе с ней мы определили, что ее неправильное представление включало в себя следующее убеждение: ее уверенность в себе зависела от того, были ли всегда оценены по достоинству ее усилия. Так как ее естественный темперамент был агрессивным, она научилась гнева выражать в гневе ту неуверенность в себе и ту боль, которую ей наносили критикой. На консультации мы с ней решили, что в следующий раз, когда она подвергнется критике, она сразу же должна начать воспроизводить “библейскую кассету”: “Иисус любит меня, поэтому я могу быть уверена в себе независимо от того, подвергаюсь я критике или нет”. Основываясь на силе своего обязательства действовать соответственно этой истине, женщина согласилась не огрызаться в ответ, но отвечать кротко и тепло каждому своему критику. Как уже было сказано, типичным возражением в этот момент обычно бывает: “Но это же чистой воды лицемерие. Как я могу проявлять любовь, когда я готов выбить им все зубы”. Ответ очень прост: “Да, вы правы, это абсолютно лицемерно по отношению к вашим управляемым плотью чувствам, но вполне соответствует вашим направляемым Святым Духом убеждениям. Если вы будете вести себя в соответствии с вашими чувствами, тогда вы будете лицемером по отношению к высказанным вами убеждениям”. Позже эта женщина сообщила, что по мере того, как она стала придерживаться этих указаний, ей поначалу казалось, что она действует механически и неестественно, как будто это была только лишь игра, но потом она стала чувствовать себя немного лучше. Ее обычный день уже не был таким плохим, как раньше. Она даже начала немного улыбаться, думая о том, что, может быть, любовь Иисуса и сможет стать реальностью. Ее переживание было живой иллюстрацией Иоан. 14:21 - делай то, что диктует тебе истина, и Христос медленно, но верно будет сановиться более и более реальным для тебя. Порядок здесь не может быть изменен: сперва факты (обновленный разум), затем вера (делай то, что предлагают эти факты), а затем чувства (факты, которые стали реальными субъективно и по опыту). Интересно наблюдать за тем, как мирские психологи развивают лишенную всякой духовности версию этого принципа. Леон Фестингер много написал по вопросу познавательного диссонанса. Он предлагает следующее утверждение: когда два объекта познания (убеждения, умственные события) являются диссонирующими или противостоит друг другу, то тогда то из них, которое укреплено соответствующим поведением, станет сильнее. Другими словами, по прошествии какого-то времени я буду склонен верить более глубоко тем убеждениям, которые соответствуют моему образу поведения. Матф.6:33 учит, что Бог обеспечит наши материальные нужды, если мы прежде всего будем искать Его праведности. Двое христиан заявляют о своем согласии с этим стихом. Через пять лет один из них, который действовал соответственно этому стиху, регулярно давая и щедро жертвуя на Божье дело, глубоко уверен в верности и правильности этого стиха, в то время как другой, который давал скупо, все еще продолжает утверждать, что верит этому стиху, но на самом деле не очень-то убежден в его истинности. В данном случае помочь убрать это сомнение может только послушание. 6-ая стадия включает в себя выделение тех конкретных актов поведения, соответствующих истине, постигнутой в 3-ей и 4-ой стадиях. “Если для того, чтобы чувствовать себя уверенной, вы нуждаетесь в том, чтобы ваш муж прекратил пить, тогда вы не можете по-настоящему принять его в тот момент, когда он пьет. Если вы не нуждаетесь в том, чтобы он прекратил пить, если все, в чем вы нуждаетесь для обретения уверенности - это Господь и Его план для Вас, тогда Вы можете по-настоящему принять своего мужа даже тогда, когда он пьет, хотя Вы можете выразить ваше разочарование и всем сердцем желать того, чтобы он изменился. На этой неделе, независимо от того, почувствуете ли вы запах спиртного в его дыхании или нет (но особенно, если это будет так), вы можете выразить свою озабоченность тем, что он выпивает, но вы также можете продолжать вести себя по-доброму, в такой манере, которая позволяет вам принимать его. По мере того, как вы будете это делать, вы все более глубоко будите осозновать, что можете быть уверенной в себе, собранной женщиной, не зависящей от того, пьет ваш муж или нет, так как у вас все необходимое Вам, Вы имеете в Боге и в Его плане для Вас”. 6-ую стадию можно назвать так: СПЛАНИРОВАТЬ БИБЛЕЙСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, И ПОСТУПАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕ 7-ая стадия является простой идентификацией отсутствия с греховных чувств и присутствия “духовных чувств” (которые, как я уже ранее упомянул, могут включать в себя множество болезненных эмоций). Выработка чувства спокойствия, собранности и умиротворения является поощряющим и укрепляющим переживанием. Душепопечитель должен найти это свидетельство работы Святого Духа в жизни своего подопечного и убедиться в том, что оно замечено и ему радуются. Многие христиане в своей жизни испытали, что они “чувствуют себя по-настоящему хорошо” в тот момент, когда они сознательно пребывают во Христе, и чувствуют, что “что-то не так” в тот момент, когда они не пребывают общении со Христом. 7-ая стадия отражает это чудесное чувство изменения, которое следует за обновлением разума (стадия 4), обязательством (стадия 5) и послушанием (стадия 6). Мы можем назвать эту последнюю стадию: ОПРЕДЕЛИТЬ УПРАВЛЯЕМЫЕ ДУХОМ ЧУВСТВА. Схематично выработаная в данной главе модель душепопечения, выглядит следующим образом:
Таблица №12
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |