Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с объявлениями




По результатам исследований, только 15-20% кандидатов находят работу по объявлениям, размещенным в периодических изданиях. Не так много. Но и не настолько мало, чтобы игнорировать данный способ поиска. Тем более, что объявления о приеме на работу самый — это легкодоступный источник сведений о вакансиях.

Существуют две основные стратегии работы с объявлениями.

Стратегия 1. Вы развешиваете собственные объявления о поиске работы на специализированных сайтах, публикуете их в печатных изданиях или, на худой конец, клеите на столбах в людных местах. Этот способ на практике не слишком эффективен. Мало кто из серьезных работодателей утруждает себя перелопачиванием вороха газет (или сайтов) в поисках подходящего кандидата. Статистика свидетельствует, что 90% читателей этих ресурсов — люди, которые ищут работу. И только 10% составляют работодатели и сотрудники кадровых агентств. Так что выводы делайте сами.

Для тех, кто ищет работу с помощью интернет, существует еще одна проблема. Как только Вы посетите несколько сайтов по трудоустройству и разместите там свои объявления, Ваш электронный ящик начнет распирать от спама. Вы станете пачками получать письма, написанные разными людьми, но приблизительно одинаковыми фразами: «Потрясающее предложение!», «Специально для Вас!», «Вы ищете высокооплачиваемую работу? Тогда посетите сайт...», «Многие люди уже заработали десятки тысяч долларов именно таким способом...» Обычно все сводится к тому, что за несколько долларов «благодетели» готовы Вас осчастливить неким потрясающим бизнес-планом, с помощью которого Вы заработаете бешенные деньги. Стоит ли очередной раз объяснять, что сказки о баснословных заработках при минимальных усилиях — это приманка для «лохов»? Кто не верит — пусть проверит. А мы идем дальше.

Стратегия 2. Более правильный подход — начать с ответов на уже опубликованные объявления в печатных и электронных СМИ. Выделите время, чтобы самостоятельно просмотреть существующие вакансии. Неоспоримые преимущества интернет-ресурсов — оперативность и бесплатность. Однако предложения по вакансиям, взятые из интернета, зачастую не подтверждаются заказчиком. К тому же сайты по трудоустройству всегда захламлены откровенным мусором и большим количеством предложений кадровых агентств. Поэтому, чтобы найти необходимую информацию, соискателю приходится просматривать большое количество ненужного материала. Газеты же нередко предлагают вакансии прямых работодателей. Если повезет, просматривая газеты Вы сможете связаться с работодателями напрямую, минуя кадровые агентства, рекрутеров и прочих нахлебников, желающих поживиться за Ваш счет.

Самое главное при просмотре вакансий — научиться быстро отсекать бесполезный мусор. Это те объявления, которые только крадут Ваше время и не стоят усилий, которые Вы потратите на телефонные звонки или проезд к таким работодателям.

Запомните: хорошая работа и квалифицированный труд — понятия неразделимые. Поэтому главный признак хорошего работодателя — требование от Вас конкретных профессиональных навыков. Следует с большим подозрениям относиться к объявлениям, в которых мало конкретики, зато много щедрых обещаний и восклицательных знаков:

§ «Срочно!»

§ «Суперпредложение!»

§ «Спешите!»

§ «Престижная работа!»

§ «Набор ограничен!»

§ «Высокооплачиваема перспективная работа!» и т.д.

А вот настоящий шедевр жанра, идеальный с психологической точки зрения. Он безошибочно задевает нужные струнки:

ЖЕНЩИНЫ! НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ!
Финансовая самостоятельность. Независимый бизнес.
Международная карьера. Личностный рост. Работа в центре.
ЗАРАБОТАЙ БОЛЬШЕ МУЖА!

 

Такие объявления дают многочисленные представители «сетевого маркетинга». Имеется в виду не тот сетевой маркетинг, который используют Coca-Cola, Microsoft, Gillete, Visa, Lipton, Canon и другие, а тот, который практикуется нашими доморощенными «лохотронщиками» и авторами разнообразных финансовых пирамид. Все предложения работы у них обычно сводятся к одной фразе: «Сначала купи у нас, а потом продавай».

Если у Вас нет маниакального стремления ходить по офисам и отвлекать занятых людей предложениями купить всякую дребедень — не стоит откликаться на подобные объявления. Помните, что в любой пирамиде всегда богатеет только ее верхушка. Поэтому даже если Вам повезет и Вы получите нечто похожее на работу, будьте готовы проверить на практике пословицу «Волка ноги кормят». Бегать Вы будете много, а зарабатывать сущие копейки.

Что бы там Вам ни обещали, достигнуть высоких заработков в дистрибуторских агентствах (т.е. в пресловутом сетевом маркетинге), придя туда «с улицы», практически невозможно. Для тех, кто решит рискнуть, на всякий случай скажу, что у нас более-менее честной сетевой дистрибуцией занимаются продавцы парфюмерно-косметической продукции (небезызвестный Oriflame), посуды, систем очистки воды и воздуха. У них можно попытаться заработать кое-какие деньги.

Честных дистрибуторов можно узнать по объявлениям. Они не используют цветистых фраз, а просто пишут, что

АО «СПЕКТР» ТРЕБУЮТСЯ
энергичные и коммуникабельные люди
для реализации систем очистки воды.
Гибкий график работы. Обучение.

 

Подобные объявления также дают фирмы, нанимающие рекламных агентов и коммивояжеров. Найти хорошего агента — это колоссальный труд! Месячная текучка в этих фирмах может составлять более 90%, поэтому такие объявления всегда гроздьями висят как в сети, так и в печатных СМИ.

Обратите внимание: в последнем объявлении есть название фирмы и описание сути выполняемой работы. Это хороший признак. В случае их отсутствия, попробуйте узнать эту информацию по телефону. Если же Вам упорно не хотят сообщать, о какой работе идет речь (или отделываются общими фразами типа «работа с людьми»), но зато настойчиво предлагают записаться на собеседование, мол, там все узнаете — не тратьте свое время. Смело кладите трубку! Туда им и дорога!

С таким же недоверием следует относиться к объявлениям, в которых для обратной связи указан а/я или E-mail на халявном сервере. Серьезная и ответственная фирма не побоится оставить свой телефон и (или) физический адрес.

Перейдем к более серьезным объявлениям, в которых присутствуют конкретные профессиональные требования к кандидатам. Здесь также существует несколько нюансов.

Полезный совет: не поленитесь, сходите в библиотеку и просмотрите издания по трудоустройству за последний месяц-два. Не забудьте и о профессиональных или отраслевых изданиях, относящихся к сфере Вашей деятельности. Объявления о вакансиях, повторяющиеся регулярно, сразу можете вычеркивать из своего списка. Есть много организаций, которые, публикуя одни и те же вакансии из номера в номер, попросту морочат голову кандидатам. Особенно это распространено в Интернет, ввиду бесплатности соответствующих услуг.

Эти фирмы в данный момент не нуждаются в специалистах. Они дают объявления на всякий случай — вдруг на горизонте объявится профессионал экстракласса, не взять которого на работу было бы просто грешно. Повторяющиеся вакансии часто публикуют и кадровые агентства. Таким нехитрым способом они создают себе базы данных специалистов различного профиля. Достаточно долго «висят» объявления крупных компаний и коммерческих банков, подбирающих на конкурсной основе руководителей среднего и высшего звена. Там обычно обещают ЕВРОПЕЙСКУЮ ОПЛАТУ ТРУДА И НЕОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ подходящему кандидату. Плохо только, что подходящим оказывается только один из миллиона.

Откликаясь на подобные объявления, помните о том, что ответ на посланное Вами резюме может придти и через полгода, и через год. Плюс еще несколько месяцев будет продолжаться конкурс претендентов с туманным для Вас исходом. Поэтому, если Вы ищите работу по принципу «сегодня на вчера», т.е. срочно — не тратьте попусту свое время. Сосредоточьте свои усилия на более реальных вакансиях.

Широко встречаются и т.н. сверхпривлекательные объявления. Они распространены не только у отпетых мошенников, но могут исходить и от фирм, претендующих на солидность и респектабельность. Их сущность хорошо раскрывает следующий анекдот.

Мужик приходит по объявлению: «Срочно требуется человек, умеющий решать сложные проблемы. Зарплата 20 000 долларов в месяц». Его принимает шеф фирмы. Быстро подписывают контракт. Прежде чем отправиться на рабочее место, мужик спрашивает: «Вы уверены, что найдете деньги для такой высокой зарплаты?» — «А это и есть твоя первая проблема».

Следующий тип подозрительных вакансий — это объявления, в которых количество требуемых профессиональных навыков откровенно «зашкаливает». Такие объявления дают работодатели, втайне мечтающие за 100$ найти специалиста и по тому, и по сему, и чтобы на гармошке играл, и на машинке узором вышивал... И чтобы возраст был до 25 лет, а опыт работы на руководящей должности — от 7 лет. Если Вам удастся устроиться на работу по такому объявлению, будьте готовы к тому, что левых претензий к Вам будет много. Зато зарплата, которой «от щедрот своих» Вас осчастливит работодатель, окажется смехотворной.

Сегодня это грустное явление особенно распространено в сфере информационных технологий, где от специалистов сплошь и рядом требуют разнопрофильных навыков.

Требуется системный администратор.
До 25 лет. Windows 2000, UNIX-сети,
Интернет-технологии, 1-С Предприятие,
Web-дизайн. Обязательно знание графических
пакетов: PhotoShop, CorelDraw, Macromedia Flash.

 

Интересно, как это все впихнуть в одну голову? И до 25 лет? Впрочем, подобные объявления часто дают работодатели-«чайники», не обладающие глубокими системными знаниями. Поэтому, имея каждодневный доступ к технике, пару-тройку учебников за пазухой и хмуро-озабоченное выражение на морде лица , на такой фирме можно успешно «косить» под крутого специалиста. Месяц-два продержитесь, а там, глядишь, и опыт придет. Вместе с знаниями. В общем, дерзайте!
Некоторые рекомендации.
1. На объявление о хорошей вакансии всегда приходит большое количество откликов. Ваша задача — выделиться из общего потока. Направляйте свой отклик либо сразу же, в течении нескольких часов после публикации объявления, либо спустя три-четыре дня, когда схлынет лавина претендентов. Второй вариант предпочтительнее. Не беспокойтесь, подбор персонала — процесс небыстрый, поэтому даже через неделю после публикации объявления найдется кому прочесть Ваше резюме.
2. При анализе объявлений реально оценивайте свою способность выполнять конкретную работу. Если в объявлении сказано, что претендент должен иметь, например, опыт работы с вакуум-формовочными машинами, а Вы его не имеете — вопрос для Вас закрыт. Бесполезно убеждать работодателя, что Вы быстро всему научитесь, что у Вас много других достоинств и вообще — Вы очень хороший человек. Вы только потратите время. Другое дело, если работодатель требует 5-летний опыт работы, а у Вас, допустим, только 4 года. В этом случае можно попытаться убедить работодателя в своей профессиональной компетентности.
3. Не стоит сразу же отвергать объявления бюджетных организаций: школ, больниц, министерств, ведомств — они могут оказаться хорошим началом Вашей карьеры. Кроме главного минуса — маленькой зарплаты, там есть и плюсы: много свободного времени, бесплатный доступ в Интернет и др.
4. Во многих объявлениях можно встретить фразу: «Заработная плата от...» или «Начальная ставка составит...» Не ловитесь на эту удочку и не поддавайтесь магии хитрой частицы «от». Нет ничего более постоянного, чем временное — говорил Козьма Прутков. Опыт свидетельствует, что «начальная» зарплата в большинстве случаев будет и окончательной. Реально рассчитывайте только на ту сумму, которая указана в объявлении.

9. Психологические состояния людей,
потерявших работу.

Нередко потеря работы вызывает множество тяжелых переживаний, кризисные состояния. Вы должны знать о них. Когда люди понимают, как протекают события, они могут повлиять на них, оградить себя от негативных переживаний или хотя бы психологически подготовиться к ним. Ведь груз пережитого часто давит человека, мешает ему сосредоточиться на решении актуальных задач.
Психологи давно изучили эту проблему. Они выделили несколько фаз развития специфических стрессовых состояний. Так, известный психолог Л. Пельцман говорит о четырех фазах:

Фаза 1 — состояние неопределенности и шока. Это очень тяжелое переживание, особенно когда потеря работы произошла внезапно (неожиданное сокращение штатов, ссора с начальником и т.п.). При этом важно то, что растерянность и страх выступают как факторы риска, при которых человек становится подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Следует отметить также, что наиболее сильным патогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это произойдет. Как говорится, ожидание смерти хуже самой смерти. Поэтому предвидение данного события и та или иная подготовка несколько облегчают положение.

Вы должны относиться философски к этому делу. Помните, что новую работу рано или поздно приходится искать всем — Вы не исключение. Хотя, конечно же, во всем этом мало приятного.

Фаза 2 — наступление субъективного облегчения и психологическая адаптация к ситуации. Эта фаза обычно длится 3-4 месяца после потери работы. Уже в первые недели, когда проходит психологический шок, многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость. Не надо ежедневно спешить к 9-00 на фирму, исчезает тяжелый груз профессиональных обязанностей, появляется много свободного времени. В общем, человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью (особенно, если есть сбережения, на которые можно прожить какое-то время). Вынужденный отдых обычно идет на пользу. Многие отмечают улучшение состояния здоровья и настроения. Полностью восстановившись, человек с новыми силами принимается за активные поиски нового места работы.

Есть еще один интересный факт. Психологи установили, что поиски новой работы, начатые сразу после увольнения, ничуть не увеличивают шансов найти ее. Те же, кто сначала пытается справиться с такими негативными последствиями увольнения, как депрессия и низкий уровень самоуважения, а уж потом приступают к поискам новой работы, во время собеседований меньше нервничают, держатся более уверенно и производят лучшее впечатление на работодателей. Как правило, эти люди больше удовлетворены своей новой работой, чем те, кто начал искать ее сразу после увольнения

Однако в некоторых случаях стрессовые состояния оказываются стойкими и не исчезают длительное время. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых. Часто этому способствуют объективные причины (ограниченность финансов, необходимость заботиться о семье и т.д.). Длительный стресс — это ничто иное, как следствие нашей неуверенности и даже страха перед завтрашним днем, проистекающее из-за финансовых трудностей. У человека в подобной ситуации возникает тревога, что прежде, чем он найдет достойную работу, будет получать достаточное количество денег, он потеряет, если не все, то очень многое.

Например, семью, которая разваливается под бременем финансовых трудностей (психологи установили: подавляющее число разводов происходит именно по материальным причинам). Или друзей, которые есть всегда, когда есть деньги, а когда денег нет то сами знаете... Либо любовь (так уж устроены женщины, что не мыслят романтических отношений без цветов и шоколадок).

Фаза 3 — утяжеление состояния. Оно наступает после 6-7 месяцев отсутствия работы. К этому времени обычно ухудшается финансовое и социальное положение человека. Наблюдается дефицит активного поведение, ограничение круга общения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Сил для противостояния неприятностям становится все меньше и меньше.

Депрессия усиливается, при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или черной работе. Особенно разрушительно действуют постоянные неудачи при поиске работы, а точнее — колебания, связанные с появлением надежды найти работу (когда, например, человек узнает о существующей вакансии) и потерей этой надежды. Постоянные неудачи могут привести к прекращению поисков и апатии.

Фаза 4 — беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние может наблюдаться даже при отсутствии материальных трудностей, например, когда человек получает пособие по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности. Он перестает следить за собой, начинает пить и в итоге опускается на социальное дно.

В конце концов, человек имеет все шансы отупеть и деградировать, так как книги, спектакли, выставки попросту недоступны. И даже не потому, что невозможно оплатить расходы, а потому, что сложно сосредоточиться на искусстве. Как сегодня тратить последние деньги на билет в театр, когда неизвестно, что будет завтра?

Отвыкнув от напряженного трудового ритма, порой люди уже сами боятся найти работу. Сознательно или подсознательно они начинают искать причины и отговорки, чтобы, к примеру, не пойти в назначенный час на собеседование, «забывают» позвонить по указанному в объявлении номеру телефона и т.д. Если Вы заметили в себе подобное поведение, помните, что чем раньше Вы сумеете проявить силу воли и перебороть себя, тем лучше. В таких случаях Вы можете обратиться к профессиональному психологу. Но нередко люди, попав в трудную ситуацию, избегают тех, кто им может помочь. Они замыкаются, считают, что справятся со своими сложностями сами. Помните, что эмоциональная поддержка со стороны Ваших родственников, друзей, знакомых, социальных работников всегда существенно смягчает негативные последствия потери работы.

Кроме социальной поддержки существуют и другие формы, с помощью которых можно облегчить положение безработного. Так, очень важно найти хоть какую-нибудь работу, пусть непрестижную или случайную, даже если она не удовлетворяет и не приносит достаточно денег. Это оказывается сильным антистрессором. При наличии такой работы сильно снижается подверженность психологической депрессии. Поэтому, если Вы уже давно и безрезультатно ищете работу, используйте любую возможность. Пусть предложенная Вам работа окажется плохой и бесперспективной — не это главное. Имея хоть какую-то стабильность, психологически намного легче посвятить себя дальнейшим поискам рабочего места, которое полностью удовлетворяет Вас.

Кстати, не каждый вид отсутствия работы сопровождается психологической травмой. Многие сезонные рабочие вполне довольны жизнью. Вынужденный перерыв в работе они используют для отдыха. Только те, кто не работал больше года, не могут избежать психологического стресса.

Служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и проч.), привыкшие работать сдельно. Служащим труднее найти другую работу. Для них безработица может стать не временной трудностью, а личной катастрофой, которую они не преодолеют, может быть, и годы. Тем более, что в 45-50 лет надежда на хорошую работу, увы, становится практически нереальной. Таковы грустные реалии современного бизнеса.

Что же нам делать с нашей страдающей психикой? Как бы там ни было, надо стараться тяжелое состояние преодолеть. Здесь Вам помогут советы специалистов.

Самое главное — пишет психолог Ольга Федорченко, — необходимо уяснить, что очень часто мы больше всего боимся неизвестности. Поэтому скажите себе слова, которые говорил мудрый Ослик из всем известного мультфильма о Винни-Пуха: «Как-то обязательно будет, ведь еще никогда не бывало так, чтобы было никак».

Далее, совершенно точно можно утверждать, что ни завтра ни послезавтра Вы не умрете от голода, оставшись без копейки денег. Не верите? А разве в своей жизни Вы впервые в подобной ситуации? Разве раньше не бывало, что деньги у Вас заканчивались почти сразу же после зарплаты? Наверное, неоднократно. И каждый раз «как-то» случалось, что выход из совершенно безвыходной ситуации находился. Откройте глаза пошире и посмотрите вокруг: много ли у нас на улицах истощенных людей? Скорее наоборот, фирмы, рекламирующие товары для похудения, не жалуются на отсутствие клиентов.

Важно понять, что страх — это продукт Вашего воображения. Смело взгляните ему в лицо, распознайте его. И тогда обнаружите, что Вы с ним не одно и то же. Посмотрите на Ваши страхи, как на кадры из фильма, что быстро мелькают и тут же исчезают. То, что Вы видите, на самом деле не существует. Страх придет и уйдет, если Вы сами не будете его настойчиво задерживать.

Перестаньте прокручивать в уме удручающие подробности Вашего сегодняшнего бытия, перестаньте составлять сценарий нерадостного завтра и размышлять о том, что работу Вам найти не удастся, а если и удастся, то Вас на нее не возьмут, а если и возьмут, то обязательно попадется начальник-идиот, а если и не идиот, то обязательно Вас обманет, а если и не обманет, то зарплату затянет, а если и не затянет, то ее хватать не будет... И так все, вплоть до похорон, на которые никто не придет.

Попытайтесь забыть о неприятностях, плотно Вас «обсевших». Согласитесь, в конце концов, что Вам — не хуже всех, как Вы в это свято верили до сих пор. Есть крыша над головой, любимые и близкие, надежда на будущее, специальность, которая рано или поздно даст хороший доход, лук и морковка на грядке, «десятка» в заначке, руки, ноги, голова. В конце концов, если Вы читаете эти строки, значит у Вас есть и доступ в Интернет. А ведь это не так уж и мало!

А теперь попытайтесь пойти дальше. Систематизируйте свои дальнейшие действия. Для начала возьмите листок бумаги, ручку и попробуйте составить план первых шагов. Конкретно, скрупулезно, пункт за пунктом. Ни в коем случае не пишите: «В понедельник, такого-то числа, я начну новую жизнь и пойду искать работу». В понедельник эта расплывчатая фраза вызовет у Вас лишь приступ тоски и головную боль. Лучше написать примерно таким образом:

Сейчас я займусь составлением резюме, уже завтра оно может мне пригодиться;

Завтра в 9.00 я спущусь к газетному киоску и куплю как можно больше изданий по трудоустройству;

Внимательно просмотрю газеты и журналы, отмечу подходящие вакансии;

Сделаю звонки, в случае удачи — договорюсь о встрече;

Попытаюсь выяснить, какие вакансии имеются в городской службе занятости;

Попробую «выйти» на серьезное кадровое агентство;

На следующий день важно не засунуть этот план в долгий ящик, а постараться точно выполнить задуманное. В чем-то Вам обязательно повезет.

И еще — если появляется любая возможность, лучше долго не рассуждать. Сделайте хотя бы маленькие шажки к реализации Вашей цели и посмотрите, как будут развиваться события в дальнейшем. Если сразу пойдут сбои, отказы, ошибки — значит, это не Ваш путь, и судьба подсказывает Вам, чтобы Вы не направлялись в эту сторону. Если же Вы ничего не сделали, чтобы воспользоваться предоставленной возможностью, то можете обижаться только на самого себя, но никак не на судьбу. Она, может быть, давала Вам замечательный шанс, а Вы им не воспользовались.

И, пожалуйста, не делайте из себя мученика. Не говорите: «Я так устал! У меня нет сил терпеть и бороться». Мы способны вынести ровно столько, сколько взваливает на нас жизнь. И даже чуточку больше.

10. Подготовка к собеседованию.
Основы самопрезентации.

Многие из нас больше всего боятся именно собеседования при приеме на работу. И совершенно напрасно. Ведь собеседование — это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование куда более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя.

Тем не менее, страх перед собеседованием характерен для большинства кандидатов. Причины понятны. Ведь чаще всего мы боимся именно неизвестности — а что нас там ждет за этой ужасной дверью? Утверждаю: ничего страшного! В большинстве случаев Вас там будет ждать вежливый и приветливый человек, который всего лишь захочет узнать о Вашей способности выполнять конкретную работу. И ничего более!

Если Вы испытываете тревогу перед началом интервью, попытайтесь привести себя в более-менее устойчивое равновесие. Вам это крайне необходимо, чтобы сохранить силы и нервы. Страх ни в коем случае не должен стать угнетающим. Ведь постоянная тревога вносит в нашу жизнь различного рода ограничения, вызывает чувство подавленности, разрушает веру в себя. И потом, не являться же перед светлыми очами работодателя мрачным, ни во что не верящим страдальцем. Вряд ли Вы тогда кого-либо заинтересуете.

Еще помните о том, что отношение к Вам интервьюера вовсе не сводится к позиции: «Давайте-ка узнаем, в чем этот лопух некомпетентен?» Скорее он будет стремиться к тому, чтобы выяснить: «А вдруг это действительно тот человек, который нам нужен?»

И еще один совет: не относитесь слишком серьезно к возможным неудачам. Они неизбежны. Воспринимайте их как данность. Помните, что среднестатистическое соотношение неудачных и удачных собеседований составляет 20 к 1 (под удачным понимается такое собеседование, после которого Вам предложат работу). К этому нужно относиться абсолютно нормально. Подготовьте себя к тому, что из 20 посещенных Вами интервью будет только одно удачное. И чем быстрее Вы наберете 20 отказов, тем скорее Вы доберетесь до своего успеха. «Дорогу осилит идущий», — говорили древние.

Один из лучших способов снизить волнение — хорошенько подготовиться к собеседованию. Разузнайте подробнее о компании, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пускай они сыграют роль злобных и хищных работодателей. Заранее подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы.

Советы вроде бы простые и банальные. Однако мой опыт свидетельствует: очень многие кандидаты напрочь забывают старую истину, что лучший экспромт — это заранее подготовленный экспромт. Собираясь на собеседование, они часто рассчитывают на извечное российское «авось». Мол, повезет — очень хорошо, не повезет — пошли они все... В то же время список вопросов, наиболее часто встречающихся на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.

Вопросы которые Вы встретите в каждом интервью:

§ Расскажите немного о себе.

§ Как Вы могли бы описать самого себя?

§ Расскажите о Вашем последнем месте работы.

§ Расскажите о Вашем бывшем начальнике.

§ Причина увольнения с предыдущего места работы.

§ Что Вы знаете о нашей компании?

§ Что Вас привлекает в нашей компании?

§ Почему Вы хотите работать именно у нас?

§ Какое отношение Ваше образование или трудовой опыт имеют к данной работе?

§ Чем Вы сможете быть полезны нашей фирме?

§ Каковы Ваши сильные стороны?

§ В чем заключаются Ваши главные недостатки?

§ Какого типа работу Вы больше всего любите (не любите) выполнять?

§ Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на Вашей прежней работе?

§ Какова была Ваша самая серьезная ошибка на прежней работе?

§ Каковы Ваши интересы вне работы?

§ Каковы Ваши цели в жизни?

§ Как Вы планируете их достичь?

§ Что бы Вы хотели изменить в своем прошлом?

§ На какое жалование Вы рассчитываете?

§ Что Вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации из Вашей деятельности)?

Иногда Вы можете столкнуться с неожиданными и внешне безобидными вопросами, например «Что Вы делали вчера вечером?» Таким образом, возможно, хотят узнать Ваш стиль жизни и как Вы проводите свое время.

Есть категория особо хитрых интервьюеров. Они хорошо знают, что подготовленные и опытные кандидаты, прошедшие не одно собеседование, всегда имеют домашние заготовки на наиболее типичные вопросы. Поэтому они не спросят Вас в лоб, например, «Почему Вы ушли с Вашей предыдущей работы?», а предпочтут обходной маневр:

«Что должно измениться на Вашем прежнем рабочем месте, чтобы Вы согласились туда вернуться?»

Такой вопрос позволяет выяснить истинные, а не декларируемые причины Вашего ухода с предыдущей должности. Вы должны подготовиться и к подобным ловушкам.

Важно, чтобы стратегия всех Ваших ответов была как можно более сконцентрирована на самой работе, которую Вы ищите, и на Ваших возможностях справиться с нею, и тогда неважно, с какими вопросами Вам придется столкнуться на собеседовании. Но отвечая на них, старайтесь не приукрашивать чересчур своих достоинств, разглагольствуя в хвастливой манере, какой Вы прекрасный работник. Важно соблюсти меру.

Если Вас спрашивают о Ваших сильных сторонах, говорите о том, что имеет непосредственное отношение к предполагаемой работе. Если спрашивают о слабостях, упоминайте только те недостатки, которые являются продолжением Ваших достоинств, опять же связанных с работой (например, Вы привыкли уж слишком усердно работать, Вас беспокоит, что Вы уж очень много внимания уделяете деталям в процессе работы и т.п.)

Если Вас спрашивают о том, с чем Вам не удавалось справиться в прошлом, или о какой-то особо неприятном эпизоде Вашей биографии (увольнение, судимость, неудачи в учебе), будьте готовы показать, какой урок Вы из всего этого извлекли. Расскажите, что этот урок вам пошел в прок, что Вы научились преодолевать преграды на своем пути и собственные недостатки, что сегодня Вы чувствуете себя готовым к более сложной работе.

При подготовке ответов обязательно обратите внимание на манеру своей речи. Вы должны говорить спокойно и уверенно — как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился» и т.д. Создают впечатление неуверенности и т.н. квалификаторы — «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так кандидате создается впечатление как о слабом человеке, непригодном для серьезной и ответственной работы.

Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я — человек новый».

Если хотите, проверьте себя на предмет того, как Вы умеете преподносить себя. Запишите свою «самопрезентацию» на магнитофон, а затем прослушайте запись. Я всегда так делаю, например, во время проведения обучающих семинаров. Обычно даже самые сильные топ-менеджеры при прослушивании своих самопрезентаций досадливо морщат лоб. А что уж говорить о нас, простых смертных? При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности.

До сих пор мы рассматривали только вопросы работодателя. Но любое собеседование — это всегда диалог. Не бойтесь задавать вопросы своему интервьюеру. Во-первых, Вам действительно нужно побольше узнать о характере предстоящей работы, если Вы хотите ее получить. Во-вторых, правильно сформулированные вопросы свидетельствуют о Вашей компетентности и демонстрируют Вашу заинтересованность в получении рабочего места. Постарайтесь задать вопросы, которые бы говорили в пользу Вашего найма. Подумайте заранее о них. Вот несколько вопросов, которые разумно задать тому, кто будет проводить собеседование с Вами.

§ Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?

§ Кому я непосредственно буду подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?

§ Будет ли кто-то в подчинении у меня? Можно ли мне с ними встретиться?

§ Почему это место оставил прежний работник?

§ Насколько важна эта работа для фирмы?

§ В чем заключается главная проблема этой работы?

§ Какие имеются возможности для служебного и профессионального роста?

Внимательно выслушайте ответы собеседника, а затем обязательно упомяните о чем-нибудь из Вашего профессионального или жизненного опыта, что имеет к этому непосредственное отношение.

Возможно, Вы обратили внимание, что вопросы о заработной плате не включены в указанный выше перечень. Помните роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова? — «Никогда ничего у них не проси. У тех, кто сильнее тебя. Сами все предложат и сами все дадут...». Если Вы заинтересуете работодателя, он сам захочет обсудить с Вами вопрос оплаты. В центре Ваших вопросов и ответов должно быть то, что Вы можете сделать для фирмы, а не то, сколько Вам будут платить.

Естественно, не нужно стремиться на собеседовании все эти вопросы задать любой ценой, перебивая интервьюера на полуслове: «Вы закончили? А то я тоже хочу кое-что спросить...». Особенно, если Вас об этом не просят. Иногда интервьюеры сами предлагают кандидатам задавать вопросы: «Что бы Вы хотели узнать еще?». Если этого не произошло, лучше всего задавать свои вопросы перед непосредственным окончанием интервью, приблизительно так: «Прежде чем закончить нашу беседу, могу ли я задать несколько важных для меня вопросов по поводу предлагаемой работы? Я так же хотел бы более подробно рассказать о предыдущем опыте...». Не забудьте поблагодарить собеседника за предоставленную информацию.

Техники самоподачи.

Теперь рассмотрим, как влияют различные факторы на создание образа делового человека, из чего состоит умение «подать себя». Психологические эксперименты показали, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения. Изучение бесед при приеме на работу несколько дополнило этот вывод.

Так, установлено, что как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — «на засыпку». То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует об исключительной важности благоприятного первого впечатления.

На создание впечатления о Вас влияют не только Ваши слова, но и то, как Вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям конечностей. По манере поведения специалист может выяснить очень много о Вашей личности и о Вашей приспособленности к жизни.

При подготовке к интервью психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:

§ Как Вы используете свою улыбку?

§ Стоите (или сидите) ли Вы прямо?

§ Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?

§ Не выглядите ли Вы нервным?

§ Как Вы используете свои руки?

§ Как Вы входите в комнату?

§ Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?

§ Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?

§ Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?

А теперь ознакомьтесь с перечнем отрицательных и положительных сигналов, влияющих на формирование впечатления о Вас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.