Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контекста общения




Называя желательный уровень заработной платы, ОБЯЗАТЕЛЬНО апеллируйте к своему предыдущему опыту работы, конкретным результатам деятельности (естественно, высоким) и эффективному выполнению поставленных задач.

Обсуждение заработной платы.

Рано или поздно на собеседованиях разговор пойдет об условиях и оплате Вашего труда. Причем это именно тот случай, когда лучше «поздно», чем «рано». Если денежный вопрос возникает уже на самых ранних этапах отбора (на предварительном собеседовании интервьюер спрашивает Вас: «На какую зарплату Вы рассчитываете?»), лучше всего попытаться уклониться от ответа, сказав, что Вы не считаете нужным обсуждать зарплату в первую очередь. Заработную плату следует обсуждать, когда Вам уже хорошо известны ожидания, возможности и нормы конкретной организации. Если Вы такой информацией не обладаете, то ни в коем случае не занижайте называемую Вами сумму! Лучше отметьте свою готовность отдельно обсудить этот вопрос на заключительных этапах отбора, после подробного ознакомления с содержанием и условиями работы.

Именно тогда Вы сможете оценить, насколько хорошо проведен поиск работы: как потрудились над формулированием реальных требований относительно работы (см. главу С чего начать), правильно ли сконцентрировали свои усилия. Причем вопрос выходит далеко за рамки денежного вознаграждения. Сегодня многие фирмы, помимо заработной платы, предлагают своим работникам т.н. компенсационный пакет, включающий различные льготы: от оплаты стоматологических услуг до финансовой помощи на обучение детей.

Внимательно оценивайте эти предложения и будьте готовы выторговать для себя наилучшие условия. Помните: вопросы вознаграждения всегда подлежат обсуждению. В этом случае лучше всего разделить предложения на четыре компонента, по каждому из которых можно вести переговоры.

Собственно работа (условия, обязанности, уровень ответственности, проч.)

Возможности карьеры.

Заработная плата.

Дополнительные льготы.

Не забывайте — обсуждение заработной платы совсем не означает того, что Вас уже согласны взять на работу. Просто это еще одна проверка Ваших деловых и личностных качеств, не более того. Опытные интервьюеры специально приберегают на этот случай парочку хитрых вопросов. На них «срезаются» очень многие кандидаты, которые блестяще прошли все предварительные этапы собеседования. Самые типичные вопросы:

«Зарабатываете ли Вы сейчас столько, сколько заслуживаете?» и
«Пожалуйста, аргументируйте тот уровень заработной платы, на который Вы претендуете...»

К сожалению, лишь небольшая часть специалистов может адекватно оценить себя и свои притязания. Поэтому запомните:

Разумеется, при этом Вам нужно реально представлять свой «вес». Если, помимо Вас, есть и другие кандидаты на эту должность, чьи навыки и квалификация сравнимы с Вашими, то слишком «качать права» чревато последствиями. Но это совсем не означает, что Вы должны безропотно принимать любые условия.

Как минимум, Вы должны иметь представление о том, какая на сегодняшний день средняя заработная плата в Вашей отрасли, у специалистов сходной с Вами квалификации. Значительные отклонения как в большую, так и в меньшую сторону, должны вызывать разумные подозрения. То же самое относится к неконкретным обещаниям. Вполне возможно, что недобросовестные работодатели пытаются воспользоваться Вашей неопытностью.

Например, слишком хитрый работодатель говорит Вам что-то вроде: «Ну ты, типа, пока начинай работать, а мы посмотрим, что ты можешь, а там уже решим, сколько тебе платить...». Также Вам могут предложить бесплатно выполнить какую-либо работу, и после оценки Ваших возможностей Вас якобы возьмут на высокооплачиваемую должность. Еще Вас могут согласиться взять на испытательный срок. Здесь вроде бы все правильно, только в качестве оплаты испытательного срока назначается целых 20$. Существуют и другие варианты.

Не поддавайтесь на туманные обещания и расплывчатые посулы! Отвергайте подобные варианты сразу и без колебаний! А еще лучше — решительно распрощайтесь с подобными работодателями. Во всех вышеперечисленных случаях Вас используют на полную катушку а потом вышвырнут без сожаления. При этом в лучшем случае Вам заплатят какие-то копейки, а в худшем... Увы, сегодня встречается очень много работодателей-«лохотронщиков», без зазрения совести пользующихся тяжелым положением и доверчивостью людей, ищущих работу. Такие мошенники придумывают все новые и новые предлоги для того, чтобы вынудить Вас работать бесплатно. Поэтому будьте бдительны!

Обманом не брезгуют заниматься как фирмы-однодневки, так и очень солидные конторы. Например, в Москве есть респектабельный многозвездочный отель, который постоянно подыскивает кандидатов на должность администратора. Девушка-претендент обязательно должна хорошо знать английский, иметь презентабельную внешность и приятные манеры... Такой там обязательно предлагают работу, но — как практикантке. Предупреждают: первый месяц работа без оплаты, «на подхвате» в вестибюле. Работа посменная, с ночными дежурствами. Намекают на высокие чаевые от гостей. При этом девушка за свои деньги должна купить «униформу» (несколько белых блузок и черную юбку). В будущем обещают высокую зарплату и карьерные перспективы... В результате девушка тратит деньги на «рабочую одежду» и несколько недель «на халяву» вкалывает возле стойки администратора. Постепенно ей становится ясно, что никакие чаевые не светят, а ее просто бессовестно используют. Иллюзии о престижности и прибыльности работы «по приему иностранных гостей» развеиваются. А «выгодную» вакансию занимает следующая наивная мечтательница.

Слишком привлекательные условия всегда должны вызывать у Вас подозрения. Так, руководители фирм часто заманивают квалифицированных специалистов с помощью следующего приема. Они предлагают заработную плату, которая в несколько раз превышает среднюю по отрасли. Естественно, никто не может устоять перед искушением. Многие бросают старое место работы и переходят в новую компанию. Далее сценарий интриги прост и незатейлив. Спустя некоторое время к набранному таким способом персоналу начинает применяться драконовская система штрафов и придирок по любому поводу. В итоге вычеты из зарплаты все увеличиваются, а сама она уменьшается, пока не становится минимальной. Мишенью воздействия здесь выступает незащищенность работников от административного произвола. Приманкой является высокий уровень начальной зарплаты, который напрочь отшибает здравый смысл.

Отсюда главный вывод — что бы Вам ни обещали руководители фирм, всегда требуйте документального оформления всех условий: через трудовое соглашение или трудовой контракт. Только тогда Вы сможете отстаивать свои права в случае их нарушения. Подчеркиваю всех условий, в том числе и испытательного срока. Многие коммерческие фирмы предпочитают не оформлять работника на испытательный срок, что является прямым нарушением трудового законодательства. Помните, что оплата испытательного срока не должна быть меньше 0,5 от полной зарплаты.

Представьте, сколь разочарованными Вы будете, если через пару недель выяснится, что Вас попросту обманули, и Вы, отработав столько времени почти бесплатно, снова должны подыскивать себе новое место работы. Когда же все оформлено официально, ситуация совсем иная. Если в течение испытательного срока Вы не подошли или Вам что-то не понравилось, забрали деньги, ушли и забыли — и трудовая книжка не испорчена, и чувство собственного достоинства сохранено.

17. Групповое интервью: все на одного.

Нередко интервью при приеме на работу проводят несколько человек: например, директор и его заместитель по кадрам. Еще хуже, когда Вы заходите в кабинет и видите, что там сидит человек семь, радостно потирающих руки в предвкушении развлечения, а стул для интервьюированного привинчен к полу посредине большой комнаты. А дальше начинается натуральный допрос, подобный тем, которые часто показывают в фильмах про шпионов. Вопросы, как град, сыплются на Вас со всех сторон и Вы только крутите головой на 180°, пытаясь понять, кому же надо отвечать. Вдобавок, когда на тебя внимательно смотрят семь пар глаз, двое из которых буравят твой затылок, то и у самого разговорчивого человека быстро истощается весь словарный запас.

Считается, что участие нескольких интервьюеров повышает объективность оценки кандидата. Так это или нет — тема отдельного разговора. По мнению психологов, такой вид интервью может быть объективным лишь при тщательной предварительной подготовке и согласованном поведении интервьюеров. Что на практике бывает не часто.

Групповое интервью всегда создает дополнительный стресс у кандидата. Оно может показаться Вам сущим кошмаром. Вместо того, чтобы приспосабливать свои ответы к конкретному стилю одного интервьюера, Вам придется подлаживаться сразу ко многим, которые совсем не обязательно будут совпадать друг с другом. Например, один интервьюер будет требовать от Вас краткие ответы типа «да — нет», а другой в это время попросит подробного рассказа. Один будет нежным и ласковым, словно он Ваш любящий родственник, а другой будет грубить Вам по любому поводу и без оного. Один, как в полицейских детективах, будет играть роль «доброго следователя», другой — «злого».

Интервьюеры, знакомые с технологиями НЛП, любят использовать прием перегрузки. Тогда три-четыре человека окружают кандидата, что-то громко кричат ему в уши, задают какие-то вопросы, хлопают в ладоши и вообще ходят вокруг него хороводом. В результате внимание кандидата рассеивается, он не может сосредоточится на задаваемых вопросах и вполне может сболтнуть лишнее — то, что в обычной обстановке ему бы удалось утаить. Еще таким образом проверяется стрессоустойчивость претендентов на ответственные должности, способность конструктивно мыслить в критических ситуациях, способность успешно справляться с динамикой работы в группе и др.

Самая большая проблема групповых интервью состоит в том, что Вам невозможно будет контролировать складывающуюся ситуацию. По сравнению с интервью тет-а-тет, в групповом варианте Вам будет гораздо сложнее говорить о своих достоинствах. Зато в групповой беседе очень ярко могут проявиться Ваши недостатки. Кроме того, Вы можете получить совершенно разные реакции на свои слова и не понятно будет, что именно Ваши будущие работодатели хотят от Вас услышать.

Вот несколько рекомендаций, которые желательно запомнить.

1. Отвечайте отдельно каждому члену группы интервьюеров. Избегайте распространенной ошибки, когда группу, проводящую интервью, считают одним собеседником, который имеет единственный набор вопросов и мнений. Но здесь есть одно исключение — описанный выше прием перегрузки, когда несколько человек одновременно засыпают Вас массой вопросов, замечаний или возражений. Часто это делается в раздраженном и недовольном тоне. Удачно ответить на каждое замечание просто невозможно. В этом случае лучше воспользоваться уже упоминаемым ранее методом «эластичной обороны». Не отвечайте на каждую реплику, а следите за общим ходом рассуждений Ваших собеседников и пытайтесь ответить «одним махом», т.е. одной фразой, сконцентрировав в ней все существенное и избегая бесконечных дискуссий.

2. При знакомстве запомните, как кого зовут и в дальнейшем, по возможности, старайтесь к каждому обращаться лично. Не игнорируйте никого из членов группы. Помните: тот интервьюер, кто «наезжает» больше других и задает наибольшее количество вопросов, совсем не обязательно принимает окончательное решение. Скорее всего, это обычная «шестерка», а большой босс, от которого будет зависеть Ваша дальнейшая судьба, может все собеседование тихонько и незаметно просидеть в дальнем углу.

Нужно как можно раньше определить, кто из интервьюеров является главным и постоянно следить за тем, чтобы не обходить его вниманием, даже если он (она) задаст Вам один-единственный вопрос. Большого босса можно определить по направлению взглядов остальных членов группы. На кого фокусируется большинство взглядов — тот и лидер. На своего босса они смотрят постоянно, фиксируя изменения в его настроении. Сказав или сделав что-нибудь, задав какой-нибудь вопрос, интервьюеры нередко тут же поглядывают на своего начальника, чтобы узнать — одобряет ли он их поведение. Часто это делается непроизвольно и интервьюером не осознается. И вообще, поведение членов любой группы очень зависит от поведения их лидера. Нередко они его копируют во всем. Улыбнулся начальник — смеются и все остальные. Он закуривает — другие тоже достают сигареты и т.п.

3. Не теряйте контакта со всеми интервьюерами и независимо от того, кто именно задал вопрос, во время ответа встретьтесь глазами с каждым членом группы. Создайте впечатление, что Вы говорите персонально с каждым. Придерживайтесь своего плана игры. Это может оказаться непростой задачей, но все же постарайтесь, чтобы групповой характер интервью не входил в противоречие с Вашей собственной стратегией.

4. Сколько бы интервьюеров ни входило в группу, Ваша основная цель остается неизменной: продемонстрировать свои высокие личные и профессиональные качества, соответствующие той должности, на которую Вы претендуете. Как и при «одиночном» собеседовании, не позволяйте интервьюерам принудить Вас к поспешным ответам. Требуйте времени на раздумья.

5. Если вы не уверены в том, что поняли вопрос, не стесняйтесь попросить пояснений, если не уверены в правильности ответа, честно признайте это. В общем, основные правила поведения во время интервью, которые мы рассматривали в предыдущих главах, действуют и здесь. Разве что их соблюдение является несколько более сложной задачей. Но поверьте — все это не так сложно и страшно, как Вы, возможно, себе думаете.

18. Как нас проверяют работодатели.
Информация к размышлению.

Недавно моему старому приятелю посчастливилось устроиться на работу в престижный банк с соответствующим окладом. Довольный, что после долгих и безуспешных поисков удача наконец-то улыбнулась ему, он не преминул поделиться со мной радостной новостью. Как водится, мы отметили это дело... Каково же было мое удивление, когда недели через две он внезапно появился в моем офисе в весьма подавленном состоянии. Пройдя неровными шагами по кабинету, он упал в кресло и прижал к глазам ладони. На мой испуганный вопрос «Сергей, что случилось?» ответа не последовало. Он молчал, и мне казалось, что молчание это длится невероятно долго. У меня перехватило дух от ужасного предчувствия. Наконец приятель поднял на меня глаза, наполненные слезами и отчаянием. «Уволили, суки...», — только и смог выдавить из себя. — «Ну что ты будешь делать, а?»

Озабоченный судьбой друга, я поспешил навести справки по своим каналам. Оказалось, что в результате проверки основных биографических данных служба безопасности банка выяснила, что Сергей ранее был судим. В тот же день его уволили. «Я никогда в жизни не был перед судом», — горячо убеждал он меня. Причин, чтобы не верить старому приятелю, у меня не было. Позднее выяснилось, что бывшие гэбисты из службы безопасности, которые занимались проверкой биографии Сергея, просто-напросто облажались, раскопав уголовное дело на его однофамильца и полного тезку. Но на работе Сергея так и не восстановили. Судиться с бывшими работодателями он не стал: «Пошли они на...»

Несчастный Сергей оказался таким образом невинной жертвой простого совпадения данных, обрабатываемых в процессе получения информации о лицах, принимаемых на работу. К сожалению в последнее время это случается все чаще и чаще. Дело в том, что профессиональные навыки претендента та ту или иную должность кое-как выяснить можно. Гораздо сложнее оценить уровень доверия, которого заслуживает человек, поскольку описывается он такими трудноуловимыми критериями как четность, моральная устойчивость, лояльность. Часто при попытке оценить данные характеристики используются психодиагностические методики: локус контроля, соционические и проективные тесты, репертуарные решетки. Но они громоздки и ненадежны. При их использовании может допустить ошибку и самый лучший психолог. Надежность детекторов лжи тоже вызывает массу вопросов, к тому же, их применение до конца не урегулировано российским законодательством. А прежние работодатели тех или иных кандидатов, опасаясь привлечения к ответственности за клевету, часто воздерживаются от негативных отзывов. Поэтому руководство многих фирм сегодня стремится максимально обезопасить себя, собирая биографические данные о кандидате. Службы персонала суммируют данные, полученные из различных источников, на основе которых составляют обобщающие заключение о финансовом положении устраивающегося на работу, его криминальном прошлом, о деловых связях и проч. Часто это делается еще до собеседования с кандидатом, и, если полученная информация говорит не в пользу претендента, его кандидатура безусловно отклоняется. Так что решения зачастую принимаются на основе «левых» сведений о человеке, а не путем анализа его личных качеств...

Проверкам на лояльность в той или иной степени сегодня подвергаются все специалисты. Рекрутеры, отделы персонала и службы безопасности фирмы наводят справки о предыдущих местах работы нового сотрудника. Работники некоторых компаний, в основном финансовых и охранных, подвергаются обследованию на детекторе лжи, а их прошлое проверяют по базам данных правоохранительных органов. Существуют и более серьезные методы проверки, о законности применения которых скромно умолчим. Так, слежки и прослушивания телефонных разговоров применяются к кандидатам на серьезную и ответственную должность, а также если если работодатели подозревают кого-то в утечке секретной информации или попытке вступить в сговор с конкурентами. Чем выше должность человека и чем более ценной информацией он имеет дело, тем больше у него шансов стать объектом более «плотной» проверки.

Услуги по «комплексному сбору информации» предлагают очень многие специализированные фирмы. В России сегодня этот бизнес буквально процветает. Запрос биографических данных у «крутых» охранных агентств, может стоить многие тысячи долларов, если дело касается приема на работу представителя руководящего звена, тогда как информация о рядовом сотруднике обойдется работодателям в 100-200 долларов.

В прайс-листах специализированных компаний эти вещи скрываются за обтекаемыми формулировками типа «проверка надежности кадров», «получение дополнительных сведений о физическом лице», но в действительности речь нередко идет о банальной слежке. По словам экспертов, для выявления потенциально нелояльного сотрудника порой бывает достаточно прослушивания его телефонных переговоров. Не имеющие специальной подготовки люди часто без колебаний доверяют самую сокровенную информацию обычным или сотовым телефонам, даже не подозревая, насколько просто осуществить перехват их разговоров даже без установки хитроумных «жучков» и закладок. Если же человек ведет себя осторожно — не доверяет телефону или персональному компьютеру сведения, способные его скомпрометировать, — то в действие вступают более сложные механизмы слежки: скрытая видеосъемка, наружное наблюдение — вплоть до лазерного сканирования колебаний стекол его квартиры, с помощью чего можно прослушивать разговоры в комнате.

По словам специалистов по безопасности, при слежке за применяется и старый метод — так называемая «установка по месту жительства», когда сыщики под благовидным предлогом проводят опрос соседей об интересующем их человеке. Люди, среди которых мы достаточно долгое время живем, зачастую не понимают, что происходит, но фиксируют изменения поведения человека, даже нюансы, — говорит один эксперт. Человек об этом не задумывается, а на самом деле соседи во дворе фиксируют даже незначительные изменения в поведении человека, которые могут дать специалисту богатую пищу для размышлений, — оценки типа: «он стал чаще задерживаться после работы», «стал богато одеваться», «купил новую машину» и т. п.

Спешу успокоить читателей. Организация такой слежки — дорогостоящее и хлопотное, а потому далеко не массовое явление: даже крупные корпорации, крепко стоящие не ногах, идут на использование таких методов далеко не всегда. По словам представителей охранных агентств, только элементарная проверка физического лица обойдется не менее чем в $1000 в день. Проверка с подключением людей и техники (прослушивание домашних и сотовых телефонов, просмотр сообщений на пейджер, видеосъемка и т. д.) стоит намного дороже — до $10000. Цены колеблются в зависимости от уровня и социального статуса объекта, способов его передвижения и др. Поэтому, если Вы претендуете на должность рядового компьютерщика в какой-нибудь полуподвальной фирме — не напрягайтесь.

По признанию самих работников служб безопасности, мероприятия по «разработке» противоречит законодательству: организовывать слежку за человеком, прослушивать его телефонные разговоры могут только правоохранительные органы с санкции прокурора. И теоретически человек, заметивший за собой слежку, может обратиться с заявлением в милицию. Хотя, по словам специалистов, если работа профессиональная, то человек не заметит, что его «пасут».

Если рассчитывать «на повышенное внимание» в виде слежки могут только кандидаты, которые по должности будут иметь доступ к конфиденциальной информации, то таким видам контроля, как сбор биографических данных, проверка на детекторе лжи, психофизиологическое зондирование, может подвергаться практических весь персонал компании — все зависит от степени подозрительности руководства.

А уж проверка благонадежности сотрудника при найме на работу практикуется практически всеми рекрутинговыми агентствами и затем часто дублируется корпоративными службами безопасности. В охранных структурах и органах госуправления проверка сотрудника по базам данным МВД и ФСБ делается обязательно для всех: человек, имевший когда-либо проблемы с законом, не имеет права работать в этих сферах. В финансовых компаниях служба безопасности также обычно проверяет по своим каналам прошлое сотрудника и даже его родственников: были ли у них административные нарушения, находились ли под следствием и т.д.

Некоторые компании включают в контракт с сотрудником пункт, что по требованию руководства он должен пройти проверку на детекторе лжи или/и психологический тест. Нередко подозрительность достигает паранойяльных форм. Так, один российский банк в профилактических целях проводит обследование всех сотрудников на детекторе лжи каждые полгода. Кстати, использование компаниями детекторов лжи никак не регулируется российским законодательством, поэтому уволенный по результатам проверки на полиграфе сотрудник может опротестовать это в суде и требовать возмещение морального ущерба. Однако отказавшийся от этой процедуры тоже, скорее всего, на работе долго не задержится.

Разумеется, проверять благонадежность будущего сотрудника можно и нужно, — такова жизнь. Но, к сожалению, у многих боссов стремление защитить свой бизнес принимает крайне нездоровые формы. О царящей в их организации паранойе можно узнать уже при приеме на работу — придя на собеседование в офис. Множество перегораживающих коридоры решеток, блокпостов внутренней охраны, тяжелые оценивающие взгляды накачанных бычков из «секьюрити», пропускная система со специальными карточками и десятизначными секретными кодами для каждого сотрудника, видеокамеры слежения даже в туалетных кабинках.... В такой фирме обязательно есть «крутая» должность под названием «начальник по внутреннему режиму». Не путайте с «начальником отдела коммерческой безопасности» — это само собой. В общем, разного рода ищеек, постоянно заглядывающих Вам через плечо, будет много.

Мой Вам совет: крепко подумайте перед тем, как давать согласие на работу в такой организации. Очень сложно продуктивно работать, когда тебя непрерывно в чем-то подозревают и приходиться вечно доказывать, что ты не верблюд... Устраиваясь на работу в такую компанию, будьте готовы к тому, что под предлогом обеспечения безопасности бизнеса всякие-разные будут постоянно совать свой нос в Ваши личные дела.

Устраивая разгул «специальных мероприятий» такие работодатели не понимают, что стопроцентно обезопасить свое добро в принципе невозможно. А воровство и недобросовестность сотрудников возникают вовсе не там, где нет охраны и тотальной слежки. Они появляются там, где есть непрозрачные финансовые и материальные потоки внутри подразделений, утаивания, недомолвки, неподконтрольные суммы и непонятно за что выплаченные премии. Можно нанять персонал «на ставку» и выплачивать зарплату «в конверте», держа в неведении относительно действительной стоимости выполняемых работ и оплаты труда других сотрудников сходной квалификации и обязанностей. А можно обсудить все открыто и оговорить процент оплаты исходя из реально приносимой специалистом прибыли. Где больше шансов для нелояльности сотрудников и в какую фирму лучше идти работать, решайте сами.

Напоследок скажу, что чрезмерная подозрительность еще никого не спасла. Как не спасает тотальный сбор информации о кандидате на ту или иную должность до его седьмого колена включительно. А в подобных организациях персонал в итоге не выдерживает нездоровой психологической атмосферы и начинает активно «голосовать ногами», пренебрегая подчас высокой заработной платой. И первыми всегда уходят самые лучшие, честные и талантливые.

Шутка юмора состоит в том, что потенциальные воры и шпионы конкурентов остаются — дожидаются удобного момента.

шпионы конкурентов остаются — дожидаются удобного момента.

 

Оценивающий (монолог) – это когда результатом разговора родителя и ребенка является оценка, сделанная вслух или про себя. «Ты опять получил двойку? Ну сколько тебе можно повторять, делай домашнее задание вовремя и не опаздывай в школу! Разве я такая плохая мать, что не могу ничего донести до тебя? Что мне с тобой делать?» и далее следует какое-либо наказание, причем, как правило, более суровое, нежели то, которое предполагалось за плохую оценку. Это вызвано прежде всего тем, что родитель ориентируется, прежде всего, на свою оценку происходящего (получил 2 – значит ленится, опоздал, не понял, не сделал) и уже в уме осудив ребенка за эти грехи, вычисляет ему меру наказания. Истинной причиной невыполнения задания могло быть все что угодно, от плохого настроения ребенка до банального непонимания материала.

Понимающий подход (диалог): это когда результатом разговора является понимание ребенком причин и последствий сделанной ошибки, и понимание родителем причин и смыслов произошедшего с ребенком. Это требует проникновения во внутренний мир ребенка, мир ЕГО смыслов, когда плохое настроение действительно может быть поводом для невыполнения домашнего задания, и это будет для него достаточным внутренним оправданием, сколько бы вы не повторяли ему, что «он ОБЯЗАН учиться». Понимающее общение основывается на положении: «У каждого события есть причины и следствия (причем далеко не всегда те, которые мы считаем очевидными) и чаще бывает полезней понять суть события, чем отнести его к хорошему или плохому».

«Ты получил двойку? Почему? (выслушать и понять (не оценить) ответ) Как это получилось? Если бы ты вернулся в прошлое, как бы ты написал работу? У тебя есть возможность исправить? Тогда вперед, дерзай!»

Может быть, именно такого диалога ждет от вас ребенок? И именно такую культуру (среду) общения: доверительную, рефлексивную, понимающую следует взращивать с самого раннего детства, вникать во все тяжести детского бытия? И поверьте, они не менее значимы для него, чем для вас – ваши взрослые проблемы.

 

Как слушать ребенка. («Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер)

 

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Что же это значит — активно слушать ребенка? Начну с ситуаций.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Повторю сказанное короче. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

 

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

 

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

— Ну ничего, поиграет и отдаст...

— Как это ты не пойдешь в школу?!

— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя, о чем немного ниже). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Во‑первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла

или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Во‑вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

— А что случилось?

— Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение; во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле, это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что‑то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

В‑третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что‑то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В‑четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу...

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в нашем примере слово «водиться» отец заменил «дружить». Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Хочу снова отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их.

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

...Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть‑чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась... ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно... (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...

МАМА: Пойти... (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду‑жду, а ты не ведешь!

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать», в то время как несколько минут слушания могли бы по‑настоящему успокоить ребенка перед сном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.