Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блюститель порядка




СУДЬЯ.

ТРЕНЕР

 

Во-третьих, эффективный спортинструктор – это умелый тренер.

Давай, прежде всего, определимся с терминами. Мы много слышим о тренерах в связи с какими-то соревнованиями, выступлениями спортсменов. И этот термин ассоциируется у нас с человеком, который работает со спортсменом и постепенно формирует из него чемпиона. Тренировать – обучая, упражнять в каком-нибудь деле. Тренировка – занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка)

В наших с тобой условиях важно определить, в чем мы должны тренировать воспитанников и как это делать. С одной стороны, конечно, мы учим их тем видам спорта, которые предлагаем, учим их правилам и поведению на спортивных площадках. Но перед нами стоит еще одна важная цель – сформировать в наших подопечных навыки благочестия, т.е. поведения, основанного на истинном знании Бога и Его благодати. Звучит, наверное, немного сложно, но, в общем виде, это сводится к тому, что мы должны научить детей и на спортивной площадке действовать, руководствуясь теми принципами и знаниями, которые им будут раскрывать на библейских уроках и вечерних собраниях. Знаниями о том, что каждый человек уникален и ценен в глазах Бога, что обман – это грех, что любовь Бога к нам не зависит от нашего успеха в жизни (и на спортивной площадке) и многими другими. И в этом мы тоже должны тренировать детей.

 

Каким образом это достигается? Мы должны поощрять честное и благоразумное поведение на спортивной площадке и пресекать обман и грубость по отношению к другим игрокам.

 

Главное отличие тренера от учителя в том, что он не только способен грамотно объяснить правила игры и принципы поведения на спортивной площадке, но и через многократное повторение этого материала на практике формирует у игроков привычку к определенному образу поведения на площадке. Это является центральным элементом тренерской деятельности. Если мы ставим перед собой цель воспитать характер наших воспитанников через занятия спортом, то следует внимательнее отнестись к тому, как мы будем это делать. Помни, что характер формируется через поступки, т.е. практические действия людей, а не только их слышание о тех или иных качествах.

 

Немаловажное значение в процессе тренировок имеет позиция самого тренера, его отношение к игре и игрокам. Существуют два типа тренеров:

Тренер, который способен пожертвовать людьми ради победы. И тренер, который способен пожертвовать победой ради людей. Не сложно понять, какой из этих двух типов является примером для подражания. Как мы уже говорили, в лагере необходимы соревнования, а значит, будут и выигравшие и проигравшие. Но победа не должна становиться главной целью тренера. Твоя задача, как тренера, сформировать характер твоих подопечных и развить в них практические, спортивные навыки. На этой задаче тебе необходимо сконцентрировать максимальное внимание и именно такую цель ставить перед своими подопечными, не исключая, конечно же, стремление к победе. Победа дает детям признание, которое необходимо каждому из нас, но она должна быть заслужена в честном состязании с равным по силам соперником. Поставив изначально перед воспитанниками такую цель, у тебя появляется прекрасная возможность работать над их характером, потому что теперь честность и уважение к сопернику становится таким же важным и необходимым навыком, как умение вести мяч, прыгать и совершать остальные спортивные упражнения.

 

Возможно, именно как тренер, спортинструктор может оказать наибольшее влияние на жизнь воспитанников. У него есть возможность оказывать влияние на характер воспитанника, его здоровье, отношение к дисциплине, ответственности, уважению других, на его способность к командной работе. Это влияние будет оказываться при наличии двух факторов: твоего авторитета и твоего постоянства. Давай вкратце остановимся на этих двух вещах.

 

Авторитет. Авторитет может быть определен, как уровень возможностей тренера и сфера его влияния. У авторитета есть две важные стороны. Первая – правовая или профессиональная. Это прежде всего твое положение, как «начальника» на спортивной площадке и твоя компетентность в играх. С этой стороной авторитета обычно не бывает сложности, потому что ты изначально поставлен над воспитанниками по своей должности. Вторая сторона авторитета – духовная. К ней относится, прежде всего, уважение, которое можно заслужить у членов твоей команды. Эта сторона авторитета дается с большим трудом, но и результаты приносит большие. С учетом сроков проведения лагеря сложно говорить о глубоком уважении со стороны детей по отношению к тебе, как тренеру, даже если ты самый лучший в этом деле. Но мы вправе говорить о расположенности. Твоя задача расположить к себе детей. Если они желают приходить к тебе, общаться с тобой, то можно говорить, что ты заслужил авторитет в их глазах. Следующие качества помогут тебе в этом деле:

1. Искренне желание послужить детям.

2. Доброжелательность.

3. Чувство юмора.

 

Постоянство. Чтобы быть эффективным тренером тебе требуется постоянство в нескольких делах. Во-первых, постоянство в желании работать с детьми. Если ты посвятил себя на время лагеря служению, то с этой частью у тебя проблем не будет. Стоит только постоянно в молитве утверждаться в своем посвящении. Во-вторых, постоянство в тех принципах, которым ты учишь своих подопечных. Это относится не только к твоим словам, но и к твоим собственным поступкам. И, в-третьих, постоянство в хорошем отношении к своим подопечным. На твоих занятиях они, возможно, будут очень часто ошибаться, нарушать основные принципы поведения на спортивной площадке. Твоя задача в этой ситуации продолжать любить их и продолжать настойчиво вести заданным курсом. Возможно, плоды этого проявятся значительно позже, после лагеря, а может быть даже через несколько лет, но будь уверен, что твой труд не будет напрасным.

 

Тренер должен прикладывать усилия к тому, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого участника команды. В этом процессе для тебя важно овладеть навыками мотивации игроков. С мотивацией тесно связан чрезвычайно важный фактор, который следует осознать – любая общность людей имеет свою «душу», свою уникальную сущность.[2] Душа спортивной команды связана, прежде всего, с самой игрой. Победы, награды, достижения, безусловно, стимулируют игроков к дальнейшим выступлениям, но все эти стимулы должны быть сами основаны на главном – любви к самой игре. Утратив эту любовь, игрок может продолжать выступать, но не сможет уже полностью раскрыть свой потенциал. Поэтому первостепенная задача тренера – привить у игроков любовь к игре.

 

Вторая задача – внести в команду объединяющий момент. Посмотри на большой спорт, все команды привязаны либо к какому-то городу, либо к спортивному клубу. В данном случае, город или клуб, являются тем самым связующим элементом. Игроки отстаивают честь города (клуба), отождествляют себя с ним. В нашей ситуации может помочь предложение каждой команде разработать свое название, эмблему, девиз, форму или просто отличительный знак. Это объединит команду и, в тоже время, обособит ее от остальных команд. Придаст ей элемент уникальности. В главе посвященной общелагерным мероприятиям мы поговорим отдельно про турниры и крупные соревнования внутри лагеря. Там мы подробнее остановимся на механизме деления на команды, сейчас мы хотим лишь показать тебе возможность влиять на отношение воспитанников к спорту. Принадлежность участника к команде, обладающей рядом уникальных признаков и качеств, способна вдохновлять его на полную самоотдачу в игре под флагом своей команды. Чувство ответственности за командный результат, а не только за свой личный, способно в значительной мере мобилизовать усилия игрока на спортивной площадке.

 

И последний момент, о котором хотелось бы упомянуть в вопросе о мотивации игроков. Мы уже говорили с тобой о том, что твой главный ориентир в тренерской деятельности – не победа, а развитие навыков и характера твоих подопечных. Не теряй этого из вида во время соревнований. Радуйся и хвали своих игроков каждый раз, когда они демонстрируют хороший уровень игры и приверженность принципам, которым ты их учишь, даже если в результате этих действий не был забит гол или набрано очко. Если ты будешь радоваться и хвалить их только после забитых голов, то твои подопечные очень скоро усомнятся в искренности тех принципов, которым ты их учишь. Через два-три дня после начала работы с командой, ты уже будешь иметь определенное представление у какого игрока, с чем имеются проблемы. Будь внимателен, наблюдай и отмечай его любые достижения в этой области. Не стесняйся хвалить его вслух. Такое внимание придаст уверенности игроку и побудит к новым достижениям. Только не старайся придумывать успехи игроков. Эту фальшь они очень скоро поймут. Если игрок не достигает видимых успехов – подбадривай его сам и привлекай к этому остальных участников команды.

 

 

Следующий навык, необходимый спортинструктору – это навык судейства. Хороший судья может возбудить интерес и азарт в ходе игры, а также создать добрую атмосферу на площадке через стиль своего руководства игрой. В то время, как плохое судейство, вероятнее всего, приведет к всеобщему унынию, нежеланию играть и взаимным обидам.

 

Итак, хороший судья должен:

1. Знать правила игры.

К правилам относятся:

- цель игры, или условие победы в игре;

- правила поведения на площадке во время игры;

- запрещенные действия на площадке и меры пресечения и наказания игроков, нарушивших правила;

 

Все эти пункты должны быть оговорены до начала игры. Только выполнение этого условия поможет тебе избежать споров и претензий со стороны команд.

 

Например, игра волейбол. Цель игры – выиграть встречу, набрав 15 очков. Игра проводится на волейбольной площадке. Команды выбирают поля и становятся на площадке лицом друг к другу. Перед началом игры жеребьевка определяется, кто будет подавать первым. Подача осуществляется из-за лицевой линии площадки ударом по мячу с тем, чтобы он перелетев через сетку, упал на площадке соперника. В игре допускаются удары по мячу только руками. Каждая команда имеет право на розыгрыш мяча не более, чем в три касания. Если команда, разыгрывая мяч, касается его более трех раз, или кто-либо из игроков касается мяча дважды подряд, или мяч касается земли, или кто-либо из игроков касается сетки любой частью тела, то эта команда теряет право подачи. При успешной подаче игра продолжается либо до потери подачи (подающая команда совершает ошибку), либо до тех пора пока не будет заработано очко (ошибается принимающая команда). Заработать очко может только команда, выполнявшая подачу. Команда первая набравшая 15 очков побеждает. Если две команды одновременно набрали по 14 очков, то игра продолжается до разницы в счете в 2 очка. [3]

 

В данном описании есть упущенные моменты, но в таком случае, тебе следует осуществлять судейство только по тем правилам, которые были озвучены. Например, не было сказано о заступе игрока за среднюю линию на сторону соперника, - значит, тебе не следует останавливать игру по этому нарушению. Многие смогут возразить, что в настоящее время можно играть ногой, но если ты не назвал это правило, то игроки не должны прибегать к этому способу. Заостри их внимание на том, что игра осуществляется именно по тем правилам, которые были названы тобой, а не по которым они играли на улице, в другом лагере или в школе. Это очень важный момент!

 

2. Уметь грамотно объяснить их участникам.

В этом вопросе тебе помогут навыки учительства, о которых мы уже говорили чуть раньше.

 

3. Быть ответственным.

Ответственность подразумевает полную самоотдачу тому делу, которое ты совершаешь. Без этого качества невозможно добиться объективного и справедливого судейства. Не забывай, какая ответственность лежит на тебе во время матча. Любая невнимательность или некомпетентность может настроить против тебя команды. Хотя не это самое страшное. Страшнее может быть то, что команды потеряют интерес к игре и дальнейшим соревнованиям, решив, что нет смысла прилагать старание и мастерство, если судья не способен к объективной оценке происходящего на площадке.

 

4. Быть справедливым и нелицеприятным. Вполне возможно, что возникнут такие ситуации, когда тебе будет необходимо быть судьей на встрече команд, находящихся в разных условиях. Поясним, что мы имеем ввиду: одна команда может лидировать в общем зачете, а вторая быть аутсайдером; одну команду тренировал и готовил ты, а вторую другой спортинструктор (хотя тренеру желательно не выступать судьей в матче, где участвует его команда). Могут быть и другие факторы, которые будут влиять на твои личные симпатии. Иногда хочется помочь отстающей команде набрать очки, но это не должно делаться в обход правил и в ущерб другой команде. Ты должен быть справедлив.

 

5. Быть твердым в своих решениях. При выполнении предыдущих условий у тебя не должно возникать сомнений относительно выносимых решений. При этом команды должны понимать, что это решение окончательное и обжалованию не подлежит. Особое внимание удели наставникам. Чаще всего недовольство среди воспитанников провоцируют слова или действия самих наставников, не контролирующих свои эмоции. Это происходит примерно так. В пылу азарта наставник забывает обо всём (включая своё положение и роль) и может бурно прореагировать на, скажем, решение судьи по какому-либо спорному вопросу (а таких обычно возникает очень много в ходе напряжённой игры). При этом наставник забывает, что на него смотрят воспитанники и вмиг „перенимают” его отношение и настроение. Ты должен до начала лагеря обговорить этот момент с наставниками. Они должны всеми силами контролировать себя, чтобы подавать детям положительный примем, а также поддерживать твой авторитет, а не подрывать его, оспаривая твое решение.

 

6. Уметь вдохновлять игроков в течение игры. Тебе следует поддерживать атмосферу спортивного состязания, но при этом не склоняться на сторону одной или другой команды. Помнишь, когда мы говорили о принципах эффективного обучения, в первом пункте – «заинтересуй» – мы заострили твое внимание на необходимости заинтересовать участников предстоящей игрой. Какой бы ты рычаг для этого ни выбрал, будет очень здорово, если в ходе игры ты сможешь искусно нажимать на этот рычажок. Это можно удачно делать, если ты пригласишь на игру отдельного человека спортинструктора или другого сотрудника, который будет выполнять функцию комментатора В его задачу будет входить не только освещение происходящего на площадке, но и мотивация игроков. Например, в ходе волейбольной встречи, после того как команда «А» забила гол команде «Б», можно представить такую реплику комментатора: «Замечательный гол, какая техника и точность удара у игрока …(команды «А»)! Вот что значит олимпийские резервы. Сможет ли теперь … (команда «Б») справиться с волнением и ответить мастерством на мастерство? Сможет ли мобилизовать свои силы и продолжать матч в той же великолепной технике, в которой проводила его до этого момента?»

Подобные комментарии достигают несколько целей: отмечают достижения первой команды; поддерживают и «бросают вызов» второй команде; разряжают напряженную атмосферу доброй шуткой.

 

 

Эта обязанность и навыки, сопряженные с ней, неразрывно связаны с предыдущей – судейством. Но, тем не менее, мы хотели бы выделить ее в отдельную область. В ходе всех спортивных мероприятий в лагере на спортинструкторе лежит ответственность за соблюдение порядка, и в этом вопросе ему так же необходимо обладать определенными навыками. Прежде всего, следует четко уяснить для себя самого, что на спортивной площадке именно ты – главный. Но эта власть дана тебе, как инструмент для поддержания дисциплины и порядка. Не должно складываться ситуаций, что вместо тебя поведение на площадке, или вне нее, определяют наставники или, что еще хуже, - воспитанники. Ты, как никто другой знаешь, как следует себя вести на спортивной площадке. Как тренер, ты знаешь, как относиться к сопернику, к игре, к победе и поражению – твоя задача научить этому участников игры и стремиться к соблюдению ими этих правил. Как судья, ты определяешь все запрещенные приемы и действия на площадке и меры их пресечения.

 

Твоя функция, как «блюстителя порядка» неразрывно связана со всей программой лагеря. Приучая воспитанников (и наставников) к дисциплине в спорте, ты влияешь на их отношение и к остальным мероприятиям в лагере. Есть заблуждение, что не каждое мероприятие требует дисциплинированности. Даже если вы запланировали совершенно «дикую» игру, в ней есть правила, а значит, они должны соблюдаться.

 

Решительность и твердость незаменимы для тебя в решении этих вопросов. На любой неправомерный поступок ты должен реагировать незамедлительно. Но при этом следует позаботиться и о гибкости, точнее о тактичности. Тебе требуется восстановить порядок, если он был нарушен, но и при этом ты остаешься и учителем, и тренером. Ты можешь использовать и этот момент для того, чтобы продемонстрировать любовь и мудрость, помочь участникам конфликта вынести определенный урок из сложившейся ситуации и призвать их избегать ее повторного возникновения. Иногда у тебя будут складываться такие ситуации, которые будут просто возмущать тебя до глубины души, но даже в таких случаях тебе следует сохранять «холодную» голову. Любые меры пресечения или наказания должны быть, по возможности, определены до момента их свершения. Не следует выбирать меру пресечения после совершения нарушения, когда и ты, и участники конфликта возмущены и возбуждены. Скажем, неуважительное отношение к противоположной команде во время игры должно быть наказуемо (например, удалением на 2 минуты провинившегося игрока), и об этом следует объявить перед началом игры. В этом случае, у тебя не будет дилеммы, как поступить, если, например, Коля начинает оскорблять Петю, играющего за противоположную команду, и ты сможешь, не колеблясь, остановить игру и удалить Колю на штрафную скамейку.

 

Конечно, не все ситуации можно предвидеть и обговорить заранее. В таких случаях тебе следует руководствоваться библейскими принципами и христианской моралью. Но в любом случае, не забывай объяснять причины того или иного своего решения. Это поможет участникам сопоставлять нарушение и наказание, и учиться на этом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.