КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я сейчас пытаюсь рассказать совершенно точно, как мы работали над стихами, выдать все ниши лабораторные секреты, находки
То, о чем я сейчас пишу, нам казалось таким дорогим, что если-бы кто- нибудь сказал нам, что это не нужно,- это было бы неперносимой обидой и несправедливостью. Я хочу говорить о деталях, о сокровенном в слове, о том, что трудно поддается анализу. Я хочу с полной откровенностью говорить о слове. Я знаю, что мой анализ схематически грубее, что многие тонкости я не сумею донести. Вероятно, я не всегда говорю верными, точными словами. "Ей рано нравились романы", - работаем над строфой, в которой все еще проходит тема Татьяны: "Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый... - краткая характеристика отца и неожиданно в финале строфы нечто вулканическое: - Жена ж его была сама От Ричардсона без ума". Великолепные строчки, очень контрастирующие с характеристикой Татьяны. Они берут тему, "как быка за рога". Дальше идут веселые, сочные строфы, посвященные Лариной. Внезапны блестящие, словно со звоном шпор концовки: "Сей Грандисон был славный франт, Игрок и гвардии сержант". В характере этих строк, нам казалось, затаилась будущая "Казначейша" Лермонтова. В строфе XXXlllмы читаем: "Корсет, альбом, княжну Алину, Стихов чувствительных тетрадь Она забыла; стала звать Акулькой прежнюю Селину, И обновила наконец На вате шлафор и чепец". Юность Лариной кончилась: она уже знает тайну - "Как супругом самодержавно управлять". "Она езжала по работам" - отсюда, с XXXlll строфы, характер стиха резко меняется. Слышны волевые ноты. В звуках "з-ж" (езжала) нам почудился шум воздуха в ушных раковинах, как бывает при быстрой езде. Нам предствалялась Ларина где-то в полях: дрожки скачут по межам и ухабам. Эти подробности нужны были нам, что-бы обрастать видениями, чтобы явственней ощутить то, что пряталось в звучании слова, в сочетании слов. Дальше, пробуя еще и еще произносить слово "езжала", ощущаем предполагаемый "ухаб": Ларину встряхивают рессоры.
Произносим первый слог: "ев", - дальше пауза, а потом напрашивается очень мощное, открытое "жа-ла". "Жа" пружинится, как рессора; и третье: делаем слово "езжала" ударным. Получаем внутренне оправданный удар, как сложный комплекс смысловых и ритмических ассоциаций. Удар, предельно насыщенный актерским отношением. Вторая половина строки - " по работам", - как бы протарахтела. Нащупаны крошечные ступеньки: "ПО ра-БО-там" - кликнулись "о-а", "о-а". Тема-поездки Лариной обрисована да конца. Начинается новый кусок. "Солила на зиму грибы... - Эта строчка несла в себе повествовательное спокойствие, словно передышку, чтобы в следующей дать гребень волны, девятый вал своей строфы, и очень важную в данном случае рифму: - Вела расходы, брила лбы..." От "вела расходы" до "брила лбы" - дистанция огромная. Это размах Лариной - хозяйственный и организационный. Она вершит судьбами своих крепостных. Строчка чрезвычайно содержательна по социальной значимости, по фонетическому рисунку - она великолепна. Упускать такую строку, не поработавши над ней, нельзя было. Она глава в строфе, ее можно назвать "девятым валом". Пробуем: "брила лбы", - даем звучное, преувеличенное: "брила". Однако ударным словом напрашивается: "лбы". Нужна такая предельная выразительность и сила в слове "лбы", что-бы рикошетом оно ударило по Лариной. Таким должен быть приговор современного художника, так возникает "девятый вал" в строфе, о которой мы говорили. Отклики этого "девятого вала" находим ниже: "Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь". "В баню - била" делаем ударными, они перекликаются с "лбы" и "брила". Дальше замечаем, что - "ба" (баню) переходит в мягкое "би" (била). Волна явно слабеет. Вынимаем все ударные слова: грибы, брила, баню, била. Великолепные звуки для каких-нибудь музыкальных инструментов: гри, бри, лбы, ба, би... Восхищаемся Пушкиным, какой он очаровательный и тонкий музыкант. Теперь возвращаем вынутые звуки в общую массу: "Она езЖАла по работам, Солила на зиму гриБЫ, Вела расходы, БРИла ЛБЫ, Ходила в БАню по субботам, Служанок БИла осердясь - и доходим до последней: Все это мужа не спросясь". Что это? До чего обессиленная строчка. Волна ушла... только край ее лишает песок: "не спросясь..." три "с", мягкое, "сясь". - и все... Но, возможно, мы заработались: нам привиделись даже какие-то золотисто-желтые тона в этих "с, се, ся, сясь". Законно ли это? Не настаиваю - очень допускаю, что это наше индивидуальное. Но пусть моя откровенность не подвергнется осмеянию. Я не навязываю рецептов, но честно, хотя и очень кротко, рассказываю о том, как мы работали над "Онегиным", как добивались мелодической речи, предельной выразительности. Я воссоздаю творческий процесс, делюсь опытом, который, возможно, кому-нибудь и пригодится. Вообще каждый исполнитель может и должен видеть свое. Ключи к многозвучию русской речи различны. Но важно услышать все звуки, как бы увидеть их так, словно ты держишь их на ладони. Интересно отметить, что ударное слово - не всегда громче сказанное слово. Однообразный, монотонный удар, всегда одной и той же силы, недопустим. В "Онегине" мы впервые обнаружили эту особенность произнесения. Мы недоумевали и путались, когда ударное слово не допускало повышения голоса,а, наоборот, вело к понижению, если так можно определить эту особенность в мелодии стиха.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |