Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американский романтизм 19 века в литературе




В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама. Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.

Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры”, “Последний из могикан”, “Прерия”, “Следопыт”, “Зверобой”.

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Потому что он служил США не ради денег. Более позднее отношение к Америке начнет изменяться. Купер обратит внимание на исчезновение ряда племен индианцев, на насилие “нации промышленников” над природой. Природа отогревает в творчестве Купера особенную роль. Он позаимствовал у Скотта ряд приемов (в частности структуру роману, где исторические личности служат фоном развития событий, а вымышленные персонажи оказываются на авансцене), принцип изображения мира через “народное движение истории”. Но в творчестве Скотта природа никогда не играла такой роли, которую она отогревает в Купера. Богатство дикой природы спровоцировало новый подход. Главным героем роману “Лоцман” является морем, какое Купер знал очень хорошо (прежде, чем стать писателем, он сделал карьеру морского офицера), одним из главных героев пенталогии о Кожном Чулке есть дикая природа американских прерий, могучая стихия, помериться силой с которой может только очень

Пенталогия показывает нам всю жизнь этого странного человека, который приехал в Америку почти подростком, тогда, когда континент только начал усваиваться, прожила среди неторканих лесов всю жизнь и на старость стала жертвой той Америки, которой когда-то так доблестно пролагала пути через дикую природу. Дружба с индианцами научила Натти не бояться природы, которая никогда не оскорбит того, кто пришел к ней с добром. А вот “новая Америка” с ее местечками, кабаками и частной собственностью на землю, отталкивает старого охотника. Он привык жить охотам и убил оленя. Откуда же ему было знать, что теперь эта земля принадлежит судье Темплю, и там не то, что охотиться, а даже и ходить запрещено. Темпль привлекает старика к юридической ответственности. Его не тревожит, что, как бы не Кожный Чулок и не индианцы, такие, как Чингачгук (какого теперь зовут Джон), никакого Темпльтауна во главе из Темплем не существовало бы.

Купер не был противником цивилизации, но считал, что она должна утверждаться мирным путем, без кровопролития и массовых убийств. Роман “Звиробий” завершается ужасной картиной расправы колониальных войск над индейским племенем гуронив. За расправой наблюдает величественная и прекрасная природа, но и она скоро окажется охаянной: прерии превратятся на пустыне, леса будут выработаны, чистые источники пересохнут, живой мир лесов и степей погибнет. И сделают все это те, кого Купер назвал “моникинами”.

Купер стал первым американским писателем, имя которого вышло за границы США. Считается, что он открыл европейцам Америку, создал национальное лицо американца, как в позитивном, так и в негативном смысле, и навеки прославил человека чести и мужества.

В историю американской литературы Эдгар Аллан По вошел как поэт, новеллист и критик. Он является классиком “короткого рассказа”. Его считают родоначальником детективного жанра. Как это ни странно, но Америка По не сразу оценила. При его жизни американцы не воспринимали американских писателей всерьез и увлекались Диккенсом. Настроения викторианской Англии, литература которой была склонной к морализаторства и воплощение религиозного идеала, были широко распространенными и в Америке. Потому творчество По “пришлась не к двору”. Первыми оценили “безумного поэта” французские “проклятые поэты” (Бодлер, Верлен, Рембо), а также символисты. Они увидели в нем основателя нового искусства, лишенного дидактичного, воспитательного начала. Распространение в Европе теоретических работ “Философия творчества” и “Поэтический принцип” тоже способствовали новому виденью наследства Эдгара По.

Вычурный бред По привлекали Достоевского, но российский писатель писал: “Эдгара По можно, скорее, назвать писателем капризным, чем фантастическим”. Обиды По пугают своей естественностью и будничностью. Это ужас, который давно стал привычным. Ужас, в котором постоянно существует человек, который является полностью оторванной от общества “нормальных людей”.

Эдгар По не хотел делать ничего, кроме литературы, потому его жизнь прошла в тяжелом труде. Он редактировал центральные газеты и журналы в Нью-йорци и Филадельфии, его мастерство журналиста и писателя повышало тиражи, а вот По-поэт был немногим известный. Необходимость “накормить” публику привела По к научно-фантастическому и детективному жанру, к литературе “ужасов”. Но кошмары, созданные По, в действительности существовали в его душе. Трагическое ощущение реальности усугублялось трагедией личной жизни. У “безумного поэта” любовь была аномальной. Он женился с собственной двоюродной сестрой, когда умственно неполноценной девушке не было еще и четырнадцати. Вирджиния поражала всех, кто ее видел неземной красотой и ребячеством поведения.

Но она тоже походила из рода По. И ее ожидали муки. Жена-девочка (ведь она играла в куклы и после двадцати лет) умерла молодой, пролежав последние годы своей жизни прикованной к кровати. Если знать о том, что знаменитый “Ворон” был написан в доме, где в соседней комнате лежала неподвижная Вирджиния, поэзия приобретает особенное содержание. Греховная любовь закончилась трагически. Оставшись на свете в одиночестве, По писал: "В смерти той, кто была моей жизнью, я получил новое, но какое мрачное существование”. В действительности, лучшие произведения По были написаны после смерти Вирджинии, когда По прекратил служить в прессе и начал жизнь свободного художника, быстро прослыв человека предельно порочной, наделенной больной, обхваченой ненавистью к человечеству сознанием.

Лучшему пониманию поэзии По может способствовать ознакомление с его теоретическими трудами. “Мы забрали себе в голову, что написать поэзию ради самой поэзии, да еще и признать, что наша цель была именно такой, значит обнаружить решительное отсутствие у нас истинного поэтического величия и силы”, - писал По в “Поэтическом принципе”. Но такие его шедевры, как “Ворон”, “Юлялюм”, “Аннабель Ли”, “Эльдорадо”, “Звоны”, именно ради поэзии и писались. В них не имеет морали, они есть антихристиянскими по своей сути. Ворон, который залетел ночью к кабинету поэту, знает только одно слово – “Nevermore” (“Более никогда”). Птица якобы бессмысленно твердит его человеку, который потерял любовь, и оставляет поэта в глубоком одиночестве в душевном безвихидди. В “Аннабель Ли”, вспоминая прекрасную любовь “в королевстве у моря”, По обвиняет богов в завистях.

Ясность манеры сказа, рационализм (По был талантливым математиком) совмещаются в прозе и поэзии По с драматизмом и трагедийностью переживания, с атмосферой кошмаров и ужасов; четкость деталей – с внешне неправдоподобным и ужасающим; аналитическая работы мысли – с эстетизацией страданий и смерти. Эстетизация смерти занимает центральное место в новелле “Маска Красной смерти”, которая утверждает жестокость и необходимость давлючего над людьми фатума. Люди пытаются убежать от чумы, предотвратить смерть, устраивая пир в роскошном дворце. Во время середноевичной европейской чумы подобные пиры, в действительности, спасали через перенасыщение организма алкоголем. Но не так в По. У него люди мрут, мрут массово, и писатель, из задовильненням детализируя, рисует ужасные картины. В подобном ключе являются созданными новеллы “Демон порока” и “Черный кот”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.