Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование психического статуса

Взаимоотношения Англии и Соединенных штатов

Важнейшей проблемой дальнейшей внешней политики молодой заокеанской республики стали ее взаимоотношения с недавней метрополией — Англией. Соединенные штаты и после войны оставались в экономической зависимости от Англии. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в 1790 г. оплачиваемый пошлинами ввоз в Соединенные штаты оценивался в 15 миллионов долларов; из них 13 миллионов долларов приходились на товары, ввозимые из Англии. Из экспорта стоимостью в 20 миллионов в Англию посылалось на 9 миллионов товаров. В Америке многие были заинтересованы в торговле с Англией и в установлении с ней хороших отношений. Так, например, стоявшие у власти федералисты Гамильтон, Джей и др. придерживались английской ориентации.

Между тем отношения Соединенных штатов с Англией налаживались с трудом. Английское правительство не оставляло мысли о возвращении себе бывших американских колоний. Пользуясь их слабостью и недостаточной централизацией, Англия не выполняла условий мирного договора 1783 г. Она не выводила своих войск из западных крепостей; она подстрекала индейцев к нападениям на западных колонистов и стесняла торговлю американцев с вест-индскими колониями.

Есть люди, которые сделали своей целью исследование мира в котором мы живём.

 

Клиническому психологу необходимо обладать навыками исследования психического статуса клиента. Известны люди, которые очень хорошо развили свои способности не только к познанию других людей, но и определению на основе этого познания их будущего. Французский священник Лафотен, живший в середине 18 века ….

Хорошие диагносты могут устанавливать или неустанавливать эмоциональный контакт с клиентами. Слишком сильная эмоциональная близость с клиентами может свести на нет объективность. Поэтому сознательно допускайте умеренные эмоциональные отношения с клиентом, не воволекайтесь глубоко при определении психического статуса.

Но помните, что при психологическом интервью, при общении с другим человеком эмоциональная отстранённость или нейтральность нежелательна и не полезна. Напротив психолог должен устанавливать эмоциональные связи и эмоциональные реакции для понимания клиента.

Поэтому основная проблема исследования психического статуса заключается в том, чтобы сочетать эмоциональную чуткость и беспристратность.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА-это метод систематизации и оценки клинических наблюдений относительно состояния клиента, его внешненего вида и т. п. Основная цель исследования психического статуса заключается в диагностике актуальных психических процессов. С точки зрения психиатрии, исследование психического статуса считается аналогом физического обследования в общей медицине. Наиболее часто используются следующие категории по которым оценивается психический статус.

1. Внешность.

2. Поведение или психоматорная активность.

3. Установки по отношению к интервьюеру.

4. Аффект и настроение.

5. Речь и мышление.

6. Перцептивные расстройства.

7. Ориентация и сознание.

8. Память и интеллектуальные способности.

9. Надёжность, рассудительность и понимание клиентом своих проблем.

Отчёт о психическом статусе.

Женщина 67ми лет, была обследована при очередном обходе дома престарелых. Её внешний вид был опрятным, она выразила готовность к сотрудничеству. Женщина определила своё настроение как «отчаяние», вызванное тем, что она недавно задевала куда то свои очки. Её психологическое состояние характеризовалось периодическими приступами тревоги, связанной в основном с потерей личных вещей или с тем, что ей трудно было ответить на вопросы клинического интервью. Её речь была медленной и тихой, она говорила с запинками. Женщина время от времени начинала беспокоиться о своём наряде, своих личных вещах и внешности, спрашивая вслух «куда девался шарфик», и иногда обращаясь к психологу, спрашивая его о своём внешнем виде (например, спрашивая его «Как я выгляжу, нормально. Знаете у меня сегодня будет много гостей». Женщина оринтировалась в пространстве и своей личности, но утверждала, что интервью проводилось 9 января 1981 года (на самом деле 8 июля 2003 года). Она не смогла выполнить отсчёт от ста по семь, а после того как не могла вспомнить ни одной из трёх предложенных для запоминания цифр некоторое время беспокоилась. К женщине быстро вернулось хорошее настроение и она сказала: «Мне будет очень приятно, если ты ещё раз зайдёшь меня навестить». Она интерпретировала предложенные ей пословицы чрезвычайно конкретно. Рассудительность, надёжность и понимание своих проблем значительно ослаблены.

Во время исследования психического статуса наблюдения систематизируются таким образом, чтобы на их основе выработать гипотезу об оптимальном психическом функционировании клиента. Утверждалось, что психический статус часто зависит от культуры, от той социальной среды в которой живёт клиент, означает недооценивать влияние данного аспекта: культурная принадлежность индивида может быть определяющим фактором его психического статуса.

Внешность.

При исследовании психического статуса интервьеры, учитывают внешность клиентов. Физические характеристики на которые обращает внимание интервьер включают такие аспекты как опрятность одежды, расширении или сужение зрачков, выражение лица, потоотделение, макияж, наличие татуировок и пирсинга, рост, вес и телосложение. Интервьер должен внимательно наблюдать не только за внешним видом клиентов, но и за особенностями их физической реакции на себя при общении с ним.

Пол, возраст, рассовая и этническая принадлежность клиентов, тоже представляют собой факторы, которые требуют внимания интервьера при оценке психического статуса. Внешность клиента может быть описана следующим образом: «Кейн, 41леняя американка, австралийского происхождения, выглядела намного моложе своего возраста. Она пришла на интервью в миниюбке, туфлях на высоких каблуках, сильно накрашенная, с обессвеченными по моде волосами. Надо также учитывать ситуацию клиента — Кейн пришла сразу с работы, она участвовала в съёмке телесериала.

Поведение или психомоторная активность.

Эта категория связана с физическим движением. Интевьер должен наблюдать за поведением клиента и фиксировать его особенности. Уделяется внимание как чрезмерной или недостаточной активности, так и наличию или отсутствию определённых моделей поведения (например, уклонение от визуального контакта, гримасы, чрезмерный визуальный контакт (пристальное разглядывание), необычные или повторяющиеся жесты или положение тела). Клиенты могут не признаваться в определённых мыслях или чувствах (например, паронаяльных или депрессивных, а их поведение будет противоречить их словам (например, напряжённая поза или пристальный взгляд или же замедленная психомоторика и неподвижное лицо).

Установки по отношению к интервьеру.

Эти установки — это поведенческие реакции клиента на терапевта. Установки клиента проявляются в его готовности отвечать на вопросы интервьера (включая такие невербальные знаки как тон голоса.визуальный контакт и положение тела. Для того, чтобы выявить установки клиента интервьеры должны себе позволить искренне реагировать на клиента, а затем анализировать свои собственные реакции, чтобы с их помощью найти ключ к установкам клиента.

Перечень установок клиента к интервьеру.

Агрессия: Клиенты могут оборвать клиента или агрессивно ответить на его вопрос.

Безразличие: внешность и движения клиентов говорят о равнодушии. Клиенты могут зевать отвлекаться на посторонние помехи.

Заискивание. Клиенты ведут себя подобострастно, слишком активно добиваются одобрения и поддержки клиента.

Манипулирование. Клиенты могут использовать интервьера в своих целях.

Напряжение. Клиенты всем телом подаются к клиенту и пости непрерывно его слушают. Клиены могут говорить громким и напряжённым голосом.

Нетерпение. Не в состоянии выносить долгие паузы или медленную речь клинического интервью.

Пассивность.

Подозрительность.

Соблазн.

Аффект и настроение.

Аффектом называют преобладающий эмоциональный тон, наблюдаемый психологом во время исследования психического статуса клиента. Настроением наоборот, называют восприятие своего эмоционального состояния клиентом.

Содержание аффекта. Сначала вам надо определить какое аффективное состояние вы наблюдаете у клиента. Что это — грусть, эйфория, беспокойство, страх, или что то другое. Индикаторами аффекта могут быть выражения лица, тон голоса, движения, положения тела.Афекктивное содержание можно адекватно описать в рамках одной из следующих категорий. Гнев.тревога, стыд, эйфория, испуг, вина или раскаяние, счастье или радость, раздражение, печаль, удивление.

Диапозон и продолжительность аффекта в нормальных условиях варьируют в зависимости от актуальной ситуации и обсуждаемой темы. Обычно способность переживать и выражать широкий спектр эмоциональных состояний — в ходе клинического интервью свидетельствует о хорошем психическом здоровье. Однако в некоторых случаях аффективный диапозон может быть слишком изменчивым, в других он может быть слишком ограниченным. Иногда в ходе интервью клиенты демонстрируют независимый или нулевой аффект словно их эмоциональная жизнь полностью прекратилась. Подобное отсутствие эмоциональных проявлений принято называть уплощённым аффектом. Этот термин употребляется по отношению к клиентам, которые кажутся неспособными устанавливать эмоциональный контакт с другими людьми.

Адекватность. Об адекватности аффекта судят в контексте содержания речи клиента и той жизненной ситуации в которой он находится. Чаще всего неадекватный аффект бывает у шизофренников.

Настроение.

Настроение и аффект рассматриваются как разные понятия. Настроение просто определяется клиентом как восприятие своего доминирующего эмоционального состояния. Настроение клиента следует выяснить с помощью простых вопрсов «Как вы себя чувствуете в последнее время?». «Как бы вы описали своё настроение?». Когда клиентов спрашивают об их состоянии, некоторые из них просто начинают описывать свою жизненную ситуацию или своё физическое состояние в таком случае просто выслушаете их и спросите «А эмоции? Что вы чувствуете по поводу своего физического состояния или жизненной ситуации?».

Настроение обычно более долговременно именяется не так спонтанно как аффект. Характеризуется самим клиентом, в то время как аффект выясняется интервьюером. Говоря фигурально аффект можно соотнести с климатом, а настроение с погодой.

Речь и мышление.

С точки зрения психического статуса речь и мышление тесно связаны. Интервьер наблюдает и диагностирует мыслительные процессы клиента прежде всего через речь.

Однако клинический интервьер обладает и другими возможностями для наблюдения и диагностики психических процессов. Невербальное поведение, язык жестов также могут быть источником ценной информации.

Речь.

Речь обычно характеризуется с помощью таких категорий как темп (т. е. Скорость речи), уровень громкости и обьём. Темп речи и уровень громкости могут быть — высокими, низкими. средними. Речь клиента обычно описывается как напряжённая. (высокая скорость), громкая, медленная или запинающаяся, либо тихая и неслышная. Речь которая не была вызвана вопросом или побуждением клиента в отчётах называют спонтанной. Нарушения речи и беспорядочная речь часто связаны с определёнными нарушениями деятельности мозга или наркотической интоксикацией.

Мышление.

Наблюдение и диагностика мышления обычно включает две широкие категории: мыслительный процесс и содержание мыслей.

Мыслительный процесс соотносится с тем как клиенты выражают свои мысли, характеризуется ли их мышление упорядоченностью, организованностью, логичностью. Интервьер может например так описать речь клиентов: «Речь клиента была громкой и напряжённой. Он говорил несколько несвязноперескакивая с одной мысли на другую».

Если у клиента наблюдается блокировка мыслей, когда прерывается речь или мышление, то это может быть симптомом тревожности, шизофрении или депресси.

Содержание мыслей.

Содержание мыслей относится к смыслу сообщений клиента. Если мыслительный процесс это как то содержаниемыслей это что. Содержание мыслей это то о чём говорят клиенты, может быть источником ценной информации для интервьюера.

Характеристики мыслительного процесса.

Блокирование речи. Внезапное прерывание речи посреди предложения. При этом отсутствуют какие либо объективные внешние причины того, почему клиент перестал говорить, этого не может объяснить и сам клиент. Это может говорить о вмешательстве в сознание бредовых идей или о нарушениях восприятия.

Обстоятельная речь. Нарушение речи проявляется нарушением её темпа, излишней обстоятельностью, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания при этом сохраняется, но путь к ней значительно замедляется. Характерна для эпилепсии. Хотя иногда в излишнюю обстоятельность могут впадать люди с высокоразвитым интеллектом. В конце концов они выражают свою мысль, но делают это не так прямо как можно было бы.

Скачка идей. Высказывания в которых слабая связь между мыслями и событием. Человек постоянно перескакивает с одного на другого.

Во время интервью клиенты могут говорить на самые разные темы. Однако при исследовании психического статуса необходимо выделить и исследоватьопределённых типов содержания мыслей. Сюда относятся бредовые представления, навязчивые состояния, суициидальные мысли, фобии илисильные или длительные эмоции, особенно чувство вины.

Бред — глубокие заблуждения клиента, свидетельствующие об утрате связи с реальностью; они не основаны на фактх или реальных событиях. Можно считать бредом убеждения клиента, котрые не могут объясниться его культурой, религией или образованием. Интервьюерам полезно фиксировать бредовые представления, дословно записывая представления клиента. Не следует прямо убеждать клиентов в ошибочности их бредовыз представлений. Вместо этого можно задавать вопросы, которые помогут вам лучше разобраться в бреде клиента. Например, «Откуда вы знаете, что вы действительно … (описание бредовой идеи)». Клиенты могут демонстрировать разные типы бреда. Бред величия проявляется в преувеличении собственных возможностей или положения. Бред преследования — клиенты считают, что другие люди преследуют их или следят за ними. Бред воздействия — когда человек считает, что он находится под влиянием какой то внешней силы. Клиенты чувчтвуют себя пассивными марионетками неспособными проявлять свою волю.

У клиентов страдающих депрессией часто наблюдается бред самообвинения. Они верят в то, что хуже их никого нет или умаляют свои возможности и способности. В некоторых случаях наблюдаются мысли или поведение, которые ведут к негативному восприятию себя.

Навязчивые состояния.

Навязчивые состояния это повторяющиеся мысли, идеи и образы. Действительные навязчивые состояния всегда не зависят от воли человека и обычно воспринимаются как бессмысленные и иррациональные даже теми, кто их испытывает.

Девочка с которой работали психологи, рассказала о навязчивом желании спасти от смерти свою родную бабушку. Она верила, что если постоянно будет думать о бабушек и исполнять определённые ритуалы, развитие раковой опухоли прекратится. Придуманные ею ритуалы, конечно же свидетельствуют о навязчивом состоянии. Кроме того, девочка стала расцарапывать себе щёку, чтобы боль напоминала ей о больной бабушке, что также было квалифицировано как компульсия. Лихорадочные назойливые мысли девочки и её убеждение в том, что она способна предотвратить смерть бабушки, указывали на несомненное навязчивое состояние.

Клиенты либо чувствуют потребность мыть или чистить руки, одежду, предметы. Либо проверяют заперт ли дом, не проник ли в их спальню злоумышленник. Чаще всего у клиентов с навязчивостями возникают следующие мысли:

«Чистые ли у меня руки?». «Не заразился ли я какой либо инфекцией?» «не забыл ли я запереть входную дверь?» «Не спрятался ли кто то под моей кроватью?».

Каждый человек порой испытывает навязчивые мысли; разница состоит в том, что клинически такие мысли могут быть значимыми или не значимыми. Например, если клиенты говорят о возникающих время от времени навязчивых мыслях, которые не мешают им нормально функционировать дома или на работе, то такие мысли не обязательно диагностически значимы.

Перцептивные расстройства (расстройства восприятия).

Есть две основные разновидности перцептивных расстройств галлюцинации и иллюзии. Галлюцинациями называют ложные сенсорные впечатления или восприятие возникающее без соответствующих внешних раздражителей. Иллюзии понимаются как перцептивные искажения, при которых наблюдается ложное восприятие реальных объектов.

Галлюцинации могут быть любой сенсорной модальности: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Чаще всего клиенты сообщают о слуховых галлюцинациях. Клиенты, которые слышат нечто (обычно голоса) недоступное другим людям, обычно страдают либо аффктивным расстройством, либо шизофренией.

Ориентация и сознание..

При исследовании психического статуса обычно диагностируется, ориентируются ли клиенты в той ситуации, в которой они находятся (осознают ли клиенты где они, кто они и т. д. Выяснение ориентации подразумевает диагностику основных когнитивных функций. Интервьюер задаёт клиенту три простых вопроса.

- Как вас зовут?

- Где вы находитесь? (т. е, в каком городе, в каком месте).

- Какое сегодня число месяц. Год)

Можно провероть ориентацию, спросив клиента кто мер его города, какие местные газеты он читает.

Личность.

- Как вас зовут? Откуда вы родом?

- Где вы живёте в настоящее время?

- Чем вы занимаетесь в свободное время?

- Вы работаете? Если да, то кем?

- Вы женаты (замужем)? Как зовут вашу вашу супругу?

- У вас есть дети.

Сознание обычно диагностируется в диагностируется от ясного до коматозного (когда человек находится в неподвижном состоянии). Клинические психологи отдельно диагностируют уровень сознания и степень ориентации, поскольку эти характеристики хотя и связаны, но не тождественны. Наблыдая за поведением и реакциями клиента во время интервью, клиницист подбирает адекватное описание состояния сознания. Эти описания могут быть следующими:

-ясное

-спутанное

-сумеречное

-ступорозное

-бессознательное

-коматозное.

Интервьер может отмнтить в отчёте: «Клиент находился в ясном сознании и ориентировался во времени и личности.

Память и интеллектуальные способности.

Исследование психологического статуса включает также краткую диагностику более сложных когнитивных функций клиента, таких как память и интеллектуальные способности.

Память. Память в широком смысле понимают как способность вспоминать прошлое. При исследовании психического статуса обычно осущестляют диагностику трёх видив памяти: долговременной памяти, памяти на недавнии события, которые произошли не более недели назад и кратковременной памяти, память на информацию, которая поступила к клиенту не более минуты назад.

Долговременная память проверяется по ответам на вопросы о дате и месте рождения, дате замужества или женитьбы, о разнице в возрасте между клиентом и его братьями и сёстрами и т. п.

Память на недавние события проверяется вопросами — что он ел на завтрак, во что был вчера одет, какая погода была на этой неделе.

Кратковременная память требует длительного внимания, способности сосредоточиться на входящей информации. Есть несколько методик дипгностики кратковременной памяти. Самые распространённые обратный отсчёт от ста по семь, пересказ коротких историй и запоминание цифр.

Запоминание цифр проводится так. Интервьер говорит: «Я собираюсь назвать несколоько цифр. Когда я закончу повторите их в том же порядке». Затем интервьюер отчётливо произносит несколоко цыфр с промежутком примерно в одну секунду. Он начинает с короткого ряда, который не должен вызвать у клиента трудностей, потом постепенно удлиняет его. Если клиент ошибается, то интервьюер не поправляет его, а даёт ему ещё один шанс произнося другие цифры (обычно пять).

После зтого можно попросить клиента называть цифры в обратном порядке.

Интеллектуальные способности.

Интеллект согласно определения Векслера «Это общая способность целенаправленно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением. Если это определение представить в виде вопроса, оно будет звучать так: «Существуют ли доказательства того, что клиент проявляет находчивость и действует адекватно во всех сферах жизни?»

При определении интеллектуальных способностей клиента исползуются несколько методов.Во первых по уровню образованности клиента интервьбер судит о врождённом интеллекте. При этом особый упор делается на академическом интеллекте. Во вторых диагностируются способности клиента в понимании и использовании речи (словарный запас или понимание слов). Доказано, что характеристики словарного запаса могут служить единственным надёжным показателем потенциального коэффициента интеллекта. Опять же словарный запас выше у лиц с академическим образованием. В- третьих, об интеллекте судят по ответам клиента на вопросы, призванные выявить запасы его знаний. В — четвёртых для диагностики интеллекта используют вопросы, предназначенные для диагностики рассудительности. В пятых уровень интеллектуальных способностей устанавливается на основании ответов клиентов на вопросы по выяснению ориентации, сознания и памяти. Утверждения об интеллекте клиента сделанные на основе этих процедур не должны быть категоричными, особенно если они относятся к представителям национальных и культурных меньшинств.

Примерные вопросы для диагнотики интеллектуальных способностей.

- Назовите шесть крупных городов России.

- Кто был президентом России во время, когда наши войска воевали в Афганистане?

- Что общего у карандаша и пишущей машинки?

- Что общего у кита и дельфина?

- Что означат пословица «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»?

- Как бы вы поступили, если бы нашли под кустом в парке пистолет?

- Если бы вы выиграли 10 миллонов рублей, как бы вы ими распорядились7

Надёжность, рассудительность и понимание клиентом своих проблем.

Надёжность клиента зависит от того, насколько ему можно верить, заслуживает ли доверия предоставленная им информация. Надёжный человек — это клиент, который старается описать свою личную историю и нынешнюю ситуацию правдиво и точно. Некоторые клиенты крайне ненадёжны по той или иной причине они искажают или переверают свою личную историю или нынешнюю ситуацию.

Часто очень трудно определить насколько человек правдив в ходе интервью. Даже опытные интервьюеры могут попасть в просак.

Надёжность может быть установлена исходя из ряда внешненаблюдаемых факторов.Клиенты, способные внимательно относиться к деталям и спонтанно развивать вопросы интервьюера, будут вероятно надёжными. И наоборот, клиенты, которые уклончиво отвечают на вопросы или проявляют сопротивление, скорее всего окажутся ненадёжными. При подозрении на ненадёжность стоит связаться с родственниками, друзьями и другими лицами, которые могут подтвердить сведения клиента.

Рассудительность.

Рассудительные люди способны принимать конструктивные и адаптивные решения, которые позитивно отражаются на их жизни. Можно спросить клиента, не вовлечён ли он в какую нибудь незеконную деятнльность или не состоит ли он в связях, которые можно считать вредными. Любит ли клиент «щекотать себе нервы», занимаясь опасной для жизни деятельностью. Если он ответит «да», то это говорит о том, что индивид не проявляет рассудительности в выборе вида деятельности и связях.

Понимание клиентом своих проблем.

Полезно спросить клиента подумать о причине или причинах его симптомов. Ответы некоторых клиентов демонстрируют глубокое понимание своей проблемы, другие перечисляют болезни, которыми по их мнению, они могут страдать («Незнаю, может быть у меня опухоль головного мозга?»), или просто не знают, что может быть причиной.

Клиенты которые не понимают причин своих проблем, обычно не признают, что у них есть проблемы

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Англо-американский договор 1794 г | Г. Краматорск
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.