Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УМК для раннего обучения иностранным языкам




Языковой Портфель – это документ, вернее пакет документов, позволяющих обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродными языками вне зависимости от используемых методов и средств обучения.

Языковой Портфель» как инструмент оценки и самооценки учебной деятельности младших школьников

В данном разделе мы рассмотрим новые подходы к оценке и самооценке деятельности младших школьников при изучении иностранных языков, которые связаны с разработкой и внедрением в начальную школу особого методического инструмента «Языковой Портфель» (ЯП).

Данный документ содержит основные положения современного подхода к обучению неродным языкам на различных образовательных уровнях и в разных условиях.

В нем дано описание системы уровней владения языками, которая основана на коммуникативном подходе к оценке по различным видам речевой деятельности, и также дается инструментарий, позволяющий обучаемому самому определить эти уровни.

При этом под уровнем владения языком понимается степень владения языком с точки зрения эффективности процесса речевого общения, способности осуществлять коммуникацию в различных ситуациях с учетом содержания и объема воспринимаемого речевого сообщения, беглости речи, ее гибкости, уместности использования языковых средств и речевого материала и проявляемой при этом степени самостоятельности.

Система уровней включает в себя 6 взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней владения языком:

А1 – уровень Выживания (Breakthrough);

А2 – Допороговый уровень (Waystage);

В1 – Пороговый уровень (Threshold);

В2 – Пороговый Продвинутый уровень (Vantage);

С1 – Высокий уровень (Effectiveness);

С2 – уровень владения языком в Совершенстве (Mastery).

Цели Языкового Портфеля состоят в том, чтобы:

--внедрять в практику преподавания и изучения современных языков перспективную образовательную идеологию;

--вооружить обучающегося надежным и доступным инструментом для определения своих достижений в овладении языками, а также путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;

--дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося в овладении языком и вносить, в случае необходимости, коррективы в свою преподавательскую деятельность;

--развивать и поддерживать заинтересованность каждого в изучении языков на протяжении всей жизни.

Данный Портфель не может одновременно соответствовать целям и задачам обучения и средствам оценки на всех этапах образовательного процесса. Поэтому, опираясь на исходные методологические позиции CEFR и концепцию Европейского Языкового Портфеля, в России разработано несколько вариантов ЯП для различных возрастных групп и эталонов обучения: для начальной школы; для средней школы; для студентов-филологов.

ЯП для детей был разработан с учетом их возрастных особенностей, особенностей технологии начального обучения иностранным языкам таким образом, чтобы ребенок мог:

--самостоятельно оценить свой уровень владения неродным языком;

--осознанно овладевать неродным языком и ощущать ответственность за процесс и результаты учения;

--осознавать важность изучения не только иностранных языков, но и языков народов России, этнических групп, проживающих рядом с ним; осознать языковое многообразие в классе / школе / регионе / стране и равноценность всех языков;

--работать с ЯП с интересом, развиваясь при этом интеллектуально и эмоционально.

ЯП для детей представляет собой иллюстрированный дневник, который: красочно и ярко оформлен; содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям, при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности; переформулирует каждое описание в виде коммуникативной задачи с тем, чтобы дети могли самостоятельно с минимальной помощью учителя (родителей) оценить свой уровень умений в неродных языках; содержит элемент игры, в которой действует необычный персонаж, направляющий внимание детей с помощью специальных символов; использует язык, понятный детям.[5,c.214]

ЯП – документ, являющийся собственностью ученика, в котором он фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками.

ЯП очень важен для детей, поскольку маленькому ученику важно осознание успеха – причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках; младшие школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов; помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность; работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.

Все вышеперечисленное будет работать на развитие ребенка как личности, повышение его интереса и поддержание мотивации изучения языка. Кроме того, ЯП – блестящий функциональный механизм обеспечения преемственности начального и среднего образования.

Работа с ЯП позволит ученику повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своей стране и за ее пределами; правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками; оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами; определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

Рассмотрим структуру и содержание ЯП для начальной школы.

ЯП включает в себя 3 раздела, которые предваряются информацией о целях ЯП и небольшой автобиографической страничкой, куда ученик вклеивает свою фотографию и вписывает свое имя, название города или села / области / страны, где он живет.[5,c.216]

Раздел 1 – Языковой Паспорт – носит название «Языки, которые я знаю», а также таблица самооценки. В нем дети описывают свой опыт изучения языков и межкультурного общения, а также уровень владения соответствующим языком. (Приложение 1)

Раздел 2 – Биография – называется «Мои успехи» и предназначен для самостоятельной оценки учащимися своего уровня владения неродными языками. Здесь предлагаются контрольные листы для самооценки по четырем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. (Приложение 2)

Раздел 3 – Досье – называется «Моя копилка». Это специальная папка, куда дети складывают то, что они хотели бы сохранить и показать другим, то есть конкретные продукты своей деятельности: письменные задания, тетрадь для контрольных работ и т.п. Материалы копилки хранятся в папке вместе с Портфелем.

ЯП – собственность ученика. Одной из главных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками. Поэтому нельзя использовать ЯП как инструмент дисциплинарного воздействия на ученика. Учитель должен помочь учащимся увидеть свои достижения и недостатки и наметить пути их устранения.

 

Для достижения поставленных целей обучения английскому языку в начальной школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения, которые в методической литературе классифицируются следующим образом: по той роли, которая им отводится в учебно-воспитательном процессе – на основные и вспомогательные; по адресату – для учителя и учащихся; по каналу поступления информации – на слуховые, зрительные, зрительно-слуховые; по использованию техники – технические и нетехнические (традиционные).

Проводя деление средств обучения на основные и вспомогательные, к основным следует отнести все средства, входящие в УМК, а к вспомогательным – те средства, которые можно использовать при работе в конкретных условиях, но они не входят в УМК. Это различного рода таблицы, а также все те средства, которые изготовляет или подбирает сам учитель или актив учащихся при кабинете английского языка.

Так, основными средствами обучения английскому языку во 2 классе являются: программа, книга для учителя, учебник, звуковое пособие, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал. В 3 классе к ним относятся: программа, книга для учителя, учебник, книга для чтения, рабочая тетрадь, звуковое пособие, дидактический раздаточный материал. В 4 классе – программа, книга для учителя, учебник, рабочая тетрадь, набор учебно-наглядных пособий, включающий предметные и тематические картинки, набор грамматических таблиц.

Деление средств по адресату – то есть, кому они предназначены, учителю или учащимися. Только учителю предназначены программа и книга для учителя, а также методическая литература теоретического и практического плана, позволяющая ему обновить свои знания по методике преподавания английского языка и ознакомиться с передовым опытом.

Только для ученика: учебник, книжки для чтения, школьный словарь. Остальные средства находятся в распоряжении учителя, но ими пользуются учащиеся на уроке и во внеурочное время. Это звукозаписи, картинки, аппликации, кинофрагменты и др.

По использованию анализаторов в процессе овладения английским языком вычленяют слуховые, зрительные и зрительно-слуховые средства обучения. К первым относится звукозапись; ко вторым – картинки, аппликации. К последним – звуковые диафильмы, кинофрагменты.

Входящие в УМК основные средства обучения составляют тот минимум средств, который необходим для осуществления учебно-воспитательного процесса на современном уровне и достижения целей, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».

Рассмотрим каждое из основных средств, входящих в УМК для начального этапа обучения английскому языку.

Программа – государственный документ, которым должен руководствоваться учитель в работе в конкретном классе. Учителю следует внимательно изучить объяснительную записку, поскольку именно в ней определяется основное направление в обучении иностранному языку: формулируются цели и конкретные задачи по формированию основных видов речевой деятельности, даются общие методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, включая самостоятельную и внеклассную работу учащихся.

Назначение объяснительной записки программы заключается в том, чтобы создать методическую ориентацию учителя в обучении этому предмету в школе.

За объяснительной запиской следует собственно программа, в которой даны примерная тематика для устной речи и чтения, требования к практическому владению английским языком по классу по каждому виду речевой деятельности в отдельности.

Книга для учителя – второе важное средство обучения.

Именно книга для учителя раскрывает суть (содержание) работы по УМК в целом: где, когда, какой из компонентов, для решения какой конкретной задачи подключается в той или иной точке учебно-воспитательного процесса.

Учебник – основное средство для обучения учащихся английскому языку. Он реализует систему (основные теоретические положения), на которой строится УМК для данного класса.

Поскольку учебник – основное средство в руках ученика и он с ним работает и в классе, и дома, то ему необходимо знать как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого предлагается учителю на первом уроке провести так называемое «путешествие по учебнику», а в дальнейшем, по мере надобности, возвращаться к нему.

Книга для чтения. Назначение книги для чтения чрезвычайно велико: она формирует интерес к чтению на иностранном языке; на ней идет обучение приемам работы над иноязычным текстом; при этом должны максимально использоваться те умения, которыми дети овладели уже на родном языке.

Так же как и учебник, книга для чтения имеет некоторый методический аппарат, помогающий детям пользоваться ею. Поэтому, приступая к работе с ним, учителю следует уделить время на ознакомление учащихся с книгой, научить пользоваться заданиями, предваряющими текст и следующими за ним, постраничными сносками, а также словарем, помещенным в конце книги.

Звукозапись. При обучении английскому языку на начальном этапе звукозапись играет, безусловно, очень важную роль.

Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух.

Набор учебно-наглядных пособий, включающий предметные, тематические и сюжетные картинки. Основная цель использования зрительно-изобразительной наглядности заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на английском языке.

Раздаточный материал. Он представляет собой набор предметных, сюжетных и тематических картинок, предназначенных как для работы в классе, так и дома, поскольку этим набором должен владеть каждый ученик.

Из сказанного выше видно, что учитель иностранного языка, работая на начальном этапе, располагает большой номенклатурой основных и вспомогательных средств обучения, входящих в УМК. Их рациональное использование может и должно обеспечить достижение практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей.

Рассмотрим существующие в Беларуси УМК для раннего обучения английскому языку.

1.Добро пожаловать в мир английского языка. Т.А Басик. Цель данной книги – научить детей общению на английском языке. Темы занятий соответствуют дошкольному и младшему школьному возрасту.

2.Английский язык. Уроки чтения. 1-4 классы. А.С. Сушкевич, М.А. Маглыш. Книга представляет собой пособие по обучению детей чтению, начинающих изучать английский язык.

3.Английский язык в картинках. Дидактический материал для детей, начинающих изучать английский язык.

4.Учебно-методические комплексы «Волшебная шкатулка»/ «Magic Box» для общеобразовательных школ с повышенным уровнем изучения английского языка.

УМК «Magic Box» состоят из взаимосвязанных и дополняющих друг друга компонентов: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиокассеты, аудио-CD, книга для чтения, сборник тестов, прописи, набор тематических карточек для работы в классе, набор карточек для ученика, плакат с буквами алфавита.

5.И.И. Панова. Английский язык для 2,3 и 4 классов общеобразовательных школ с базовым уровнем изучения английского языка. Этот УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя и аудиокассеты.

Учебно-методические комплексы соответствуют программе Министерства образования Республики Беларусь. Впервые в республике УМК по английскому языку не только декларируют принцип коммуникативной направленности в обучении иностранному языку, но и претворяют его в жизнь.

 

 

Литература:

1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963. – 143 с.

2. Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком. Мн.: Вышейшая школа., 1974. – 335 с.

3. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М., 1970. – 165 с.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. – 1966 - №6. – с.62-76.

5. Гальскова Н.Д. Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. – М.: Аирис-Пресс, 2004. – 136с.

6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.: Пособие для учителя. – М.: АРКТИ-Глосса, 2000. – 165 с.

7. Гомса С.Х. Обучающие игры на уроках английского языка.//Пачатковая школа. – 2001. - №9. – с.26-27.

8. Дубровина И.В. Прихожан А.М. Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 158 с.

9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным в школе.: Учебное пособие. – М., 1991. – 222 с.

10. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.: Учебное пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1986. – 103 с.

11. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков.: Учебное пособие для институтов иностранных языков. – Мн., 1979. – 352 с.

12. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. – 1985. - №5. – с.24-29.

13. Лукьянчикова Н.В. Обучение английскому языку на начальном этапе.// Начальная школа. – 2001. - №11. – с.49-51.

14. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков.: Учебное пособие для институтов иностранных языков. – М., 1981. – 159 с.

15. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра// Иностранные языки в школе. – 1987. - №6. – с.20-26.

16. Негневицкая Е.И. Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981. – 163 с.

17. Рогова Г.В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе.: Пособие для учителей. – М., 1988. – 224 с.

18. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. – М., 1965. – 132с.

19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 208 с.

20. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических ВУЗов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб., 1999. – 323 с.

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.