Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русь в XI – 1-й трети XII вв. Политическое, социально-экономическое и культурное развитие Древней Руси. Международные связи

В эту часть войдут разделы по кодификатору:

Раздел 1.2.2. Категории населения. «Русская Правда».

Раздел 1.2.3. Международные связи Древней Руси (кратко).

Раздел 1.2.4. Культура Древней Руси.

Политическое развитие: Древнерусское государство именовалось современниками Русь, Русская земля [2]. Во главе Руси стоял верховный правитель с титулом «великий киевский князь» и резиденцией в Киеве. Составными частями Руси – волостями [3] – управляли князья из рода Рюриковичей, родственники киевского князя. Центрами княжеских волостей в XI – начале XII в. были города Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Ростов, Муром и др. Города на Руси были центрами ремесла и торговли.

В крупнейшие города князь Владимир I рассадил наместниками своих 12 сыновей. В последние годы жизни Владимира между ним и одним из его старших сыновей, Ярославом, возник конфликт. Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить дань Киеву. Намечался карательный поход из Киева в Новгород, но из-за смерти Владимира он не состоялся. Между наследниками началась междоусобная война за власть. Киевский престол занял Святополк, позднее прозванный «Окаянным», поскольку по его приказанию были убиты младшие братья Борис и Глеб, а также Святослав. Борис и Глеб позднее были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми.

В борьбу за великокняжеский (киевский) престол вступил Ярослав при поддержке новгородцев. В 1019 г. он победил Святополка. С этого времени Киев находился под властью Ярослава Мудрого [4] (1019-1054), однако, в 1026-1036 гг. он делил власть на Руси со своим братом Мстиславом до самой смерти последнего.

Ярослав известен как законодатель, просветитель, покровитель христианской культуры и искусства. При нем укрепился международный авторитет Руси.

Во-первых, при Ярославе Муром была проведена первая в истории Руси кодификация (систематизация законодательств). Появился первый свод законов «Русская Правда», основанный на обычном праве восточных славян. До нашего времени дошли не переработанные и дополненные списки с Русской Правды, известные в трех редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная Правда.

1) Краткая редакция Русской Правды включает Русскую Правду Ярослава и ее позднейшее дополнение – Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого). Этот текст был составлен в XI в. В Русской Правде делается попытка ограничить древний обычай кровной мести. Смертной казни в Древней Руси не существовало. Взамен кровной мести вводится уплата судебного штрафа – виры. Размер виры зависел от социального статуса убитого. Вводились наказания за кражу и истребление имущества, за нанесение побоев и членовредительство. Содержит статьи, посвященные защите княжеской собственности.

2) Пространная редакция Русской Правды включает Правду Ярослава и Ярославичей (составившие один судебник) и Устав Владимира Мономаха. Появляется в XII в. в правление Владимира Всеволодовича Мономаха (внук Ярослава Мудрого). Речь идет о защите не только княжеской, но и боярской собственности. За убийство княжеского управляющего или боярина устанавливался двойной штраф – 80 гривен, за убийство свободного человека – 40 гривен, за убийство низших категорий, смердов и холопов – всего 5 гривен. Все это свидетельствует о росте социального расслоения древнерусского общества. Устав Мономаха ограничивал проценты по займам и регулировал отношения между господином и его зависимыми людьми.

3) Сокращенная Правда – это переработка статей Пространной редакции, сделанная, предположительно, в XV в.

Во-вторых, Ярослав Мудрый породнился со многими европейскими правящими династиями. В третьих, Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику (см. 2 и 3 ниже в разделе о международных связях Руси).

Ярослав умер в 1054 г. По его завещанию трое старших сыновей получили власть в трех крупнейших городах Руси: Изяслав – в Киеве, Святослав – в Чернигове, Всеволод – в Переяславле. Править страной они должны были сообща, но при старшинстве Изяслава. Так возник триумвират Ярославичей (1054-1073). В этот период все внутри- и внешнеполитические дела братья решали сообща.

В их политике борьба с кочевниками-половцами занимала одно из центральных мест. В 1068 г. половцы напали на Киев, и горожане потребовали у Изяслава раздать им оружие. Изяслав отказал, тогда киевляне изгнали его в ходе восстания. На киевский престол вступил соперник Изяслава, сидевший в темнице князь Всеслав Полоцкий. Тем временем Изяслав собрал войско при поддержке поляков и двинулся в Киев. Всеслав сбежал в Полоцк, предав киевлян, а Изяслав вернулся на киевский престол.

Но в 1073 г. младшие братья восстали против Изяслава и прогнали его. Киевский престо получил Святослав (1073-1076). После его смерти Изяслав вновь при поддержке поляков вернул себе киевский престол, уже в третий раз. Возник дуумвират Ярославичей (Изяслав и Всеволод). При распределении русских княжеских столов и земель братья обделили сыновей Святослава, своих племянников. Тогда один из сыновей Святослава – Олег – решил прибегнуть к помощи половцев и вернуть себе Чернигов, родовую «отчину» (землю отца).

Приведенные им на Русь половцы грабили земли, уничтожали мирное население. В «Слове о полку Игореве» автор назвал Олега «Гориславичем», то есть принесшим много горя и бед русским людям. В 1078 г. в битве на Нежатинной ниве полки дуумвирата Ярославичей разгромили войско Олега, заставив его бежать в Тмутаракань (Таманский п-в). В битве погиб Изяслав, поэтому великим киевским князем стал Всеволод (1078-1093). При нем Олег во второй раз попытался вернуть Чернигов, но безуспешно.

После смерти Всеволода киевский престол перешел к его племяннику Святополку Изяславичу (1093-1113), поскольку именно его отцу Ярослав Мудрый завещал Киев. Старший сын Всеволода – Владимир Мономах [5] – переезжает в Чернигов. Олег «Гориславич» при помощи половцев изгоняет Мономаха из удела своего отца. Однако вскоре и сам Олег терпит поражение от своих двоюродных братьев, Владимира Мономаха и Святополка Изяславича.

По инициативе Мономаха и Святополка в 1097 г. князья собираются на съезд (снем) в городе Любеч. Ряд исследователей считает Любечский съезд началом распада Древнерусского государства. На нем Русь была поделена между потомками трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяславичам – Киев, Святославичам – Чернигов, Всеволодовичам – Переяславль. При этом провозглашался принцип «каждый да держит отчину[6] свою», что означало передачу княжеской власти в уделах по наследству. Этот принцип неоднократно нарушался впоследствии, но единство Древней Руси и власть киевских князей начали неуклонно ослабевать.

После смерти Святополка киевские бояре пригласили на престол Олега «Гориславича» как самого старшего из Рюриковичей. В ответ в Киеве вспыхнуло восстание горожан против бояр, а также против торговцев и ростовщиков, которые высокими процентами разоряли народ. Киевская знать, напуганная восстанием, обратилась за помощью к Владимиру Мономаху.

Владимир Мономах (1113-1125) стал следующим киевским князем. Он известен как великий полководец, воевавший с половцами, в результате его удачных походов (1103, 1109, 1111 г.) в степь половцы вынуждены были откочевать подальше от русских границ. Период правления Мономаха был временем укрепления власти киевских князей. Его сыновья сидели наместниками в Новгороде, Смоленске, Переяславле, Ростове и других русских городах. Правители многих княжеских уделов (волостей) признавали верховную власть Киева. Мономах дополнил Русскую Правду своим Уставом: ограничил проценты по займам, определил права и обязанности зависимого населения. Его сын, Мстислав Великий (1125-1132) сохранял единство Руси. После смерти Мстислава наступила эпоха политической раздробленности.

Социально-экономическое развитие: (к разделу 1.2.2. Категории населения. «Русская Правда»). В исторической литературе не утихают споры о характере общественных отношений в Древней Руси. В целом, можно выделить три концепции социально-экономического развития Древней Руси:

1) древнерусское общество было раннеклассовым, поскольку в его социальном строе сочетались черты родового (первобытнообщинного), рабовладельческого (холопство) и феодального общества (И.Я. Фроянов, СПб исследователь).

2) древнерусское общество было раннефеодальным, то есть основные черты феодализма в нем присутствовали, хотя и на начальной стадии развития (Б.Д. Греков и большинство современных историков).

3) древнерусское общество имело княжеско-общинный характер и стояло лишь на пороге феодализма (А.А. Зимин, Ю.Г. Алексеев).

В Древней Руси существовало заметное социальное неравенство:

1) Привилегированная часть общества – знать. Прежде всего, это князья из рода Рюриковичей, старшим среди которых был великий киевский князь. Кроме того, местные племенные князья, например, древлянский князь Мал, признававшие власть Киева.

2) дружина (к высшим слоям общества). Она делилась на старшую (бояре и княжьи мужи, это опытные воеводы и воины) и младшую (отроки, гриди, мечники, это рядовые воины, стражники, оруженосцы). К боярам можно отнести также потомков родоплеменной знати (старейшин племени). В XI в. бояре становятся владельцами крупных земельных владений – вотчин – населенных феодально-зависимым населением.

3) православное духовенство (чуть ранее, жрецы-волхвы).

4) основная масса населения – люди – свободные общинники. Они населяли деревни и города, занимались сельским хозяйством, ремеслом, промыслами и торговлей. Община восточных славян называлась вервь или мир. В общине было совместное владение землей и угодьями, опека нетрудоспособных лиц, разверстка податей и повинностей, надзор за соблюдением правопорядка.

4) зависимое население, состоявшее из различных категорий. Эти категории перечислены в Русской Правде Ярослава Мудрого:

- смерды – зависимые крестьяне;

- закупы – люди, взявшие ссуду («купу») скотом, орудиями труда или иным имуществом, и обязанные отработать этот долг.

- рядовичи – люди, заключившие кабальный договор («ряд»), то есть подрядившиеся выполнять определенную работу;

- челядь – домашние рабы[7], прислуга;

- холопы (боевые и пашенные) – рабы;

- изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса, например, крестьянин, изгнанный из общины.

Раздел 1.2.3. Международные связи Древней Руси.

Международные связи Руси в XI – начале XII века развивались по трем направлениям:

а) отношения с Византией. В основном, после христианизации Руси отличались мирным характером. Однако были и конфликты. Так, в 1116 г. Владимир Мономах пошел походом на Византию, помогая вернуть власть свергнутому императору Диогену, поскольку его сын, Роман «Диогенович» был зятем Мономаха. Диоген погиб и война прекратилась.

б) отношения с кочевниками степей Северного Причерноморья. В первой половине XI в. главным врагом Руси были печенеги. Они участвовали в усобицах сыновей Владимира I на стороне Святополка (Окаянного). В 1036 г. Ярослав нанес серьезное поражение печенегам под стенами Киева. Вскоре новыми хозяевами степей стали половцы. Половцы совершали военные набеги на Русь. Однако, частыми были военные союзы русских князей и половецких ханов, князья использовали половцев в своей междоусобной борьбе, вступали в династические браки с половецкими княжнами.

в) отношения с западными соседями (центральная, западная и северная Европа): с Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Скандинавскими странами. Они развивались в виде торговых контактов, военно-политических союзов и династических браков. Последнее особенно проявилось во времена Ярослава Мудрого и его потомков:

- Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля;

- сестра Ярослава – замужем за королем Польши;

сын Изяслав – женат на польской принцессе;

сын Святослав – женат на немецкой принцессе;

сын Всеволод – женат на византийской принцессе;

дочь Анастасия – замужем за венгерским королем;

дочь Елизавета – замужем за норвежским королем;

дочь Анна – замужем за французским королем.

Раздел 1.2.4. Культура Древней Руси.

Культура Руси формировалась на основе синтеза языческой культуры с мировой культурой, доступ к которой открылся после принятия христианства. Прежде всего, это влияние византийской культурной традиции, а через Византию, опосредованное восприятие античной культуры Рима и Греции. Во-вторых, влияние славянской христианской культуры, главным образом, Дунайской Болгарии, где христианство было принято столетием ранее, чем на Руси. С христианизацией было связано распространение письменности на Руси.

Письменность и литература. Славянская письменность была создана в середине IX в. византийскими миссионерами братьями Кириллом (Константином) и Мефодием. Были созданы две азбуки – глаголица (малое распространение) и кириллица. Кириллица стала основой письменности славянских государств, где был принят православный вариант христианства (в Болгарии, Сербии и на Руси).

Церковная служба в этих государствах велась на славянском языке. Литературным языком также стал славянский. Уровень грамотности на Руси XI-XII вв. был велик, о чем свидетельствуют берестяные грамоты – письма на бересте самого разнообразного содержания. Большинство грамот найдено при раскопках в Новгороде, там же в 2000 г. обнаружена и древнейшая русская книга (отрывки из Псалтыри), написанная на деревянных дощечках, покрытых воском.

На Руси бытовали переводные книги, в основном с греческого языка: жития святых, богослужебные книги. Первым дошедшим до нас древнерусским произведением является «Слово о Законе и Благодати», написанное в середине XI в. монахом Иларионом, позднее киевским митрополитом. В XI в. появляются летописи. Самая первая – это так называемый «Начальный свод» конца XI в. Монахом Нестором в XII в. написана «Повесть временных лет».

Другой литературный жанр – жития (жизнеописания) святых, в частности житие первых русских святых Бориса и Глеба, житие игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное Нестором. Третий жанр – хожения – описания путешествий в иные страны. В начале XII в. написано хожение игумена Даниила в Святую землю (Палестину). Владимир Мономах стал автором Поучения своим сыновьям, своего рода, автобиография. В Поучении Мономах осуждал усобицы и призывал сохранять единство Руси.

Параллельно развивалось устное народное творчество (фольклор), на основе которого возник древнерусский эпос – сказания о героях-богатырях. Много позднее этот эпос был записан в виде былин. Герои эпоса – Владимир I Красное Солнышко, его дядя Добрыня (Добрыня Никитич), Владимир Мономах (борьба с половцами).

Архитектура и живопись. Здания на Руси строились из дерева, каменное строительство (зодчество) возникло после принятия христианства. В основном из камня возводили церкви.

Самый первый памятник каменной архитектуры – Десятинная церковь в Киеве, возведенная в конце X в. при Владимире I Красное Солнышко. Ряд церквей был возведен в XI в. В частности, при Ярославе Мудром в 1030 -е гг. был построен Софийский собор в Киеве. В 1040-е гг. был возведен Софийский собор в Новгороде. Позднее был возведен и третий Софийский собор в Полоцке. В Чернигове возведен Спасо-Преображенский собор.

Памятники древнерусской живописи создавались для церковных нужд: фрески (росписи по сырой штукатурке на стенах храма), мозаики, иконы. В киевском Софийском соборе сохранилось мозаичное изображение Богоматери – Марии Оранты (Молящейся), фигуры Христа и апостолов, фрески на сюжеты Священного Писания.

Сохранились миниатюры – иллюстрации к рукописным книгам. Например, иллюстрации к «Остромирову Евангелию», к «Изборнику» князя Святослава Ярославича.


[1] Нумерация и темы разделов и подразделов даны в соответствии с Кодификатором.

[2] Современники, конечно, не именовали свое государство «древним». Слово «земля» в те времена было синонимично современному понятию «государство»

[3] В Древней Руси ее составные части именовались «волостями». В домонгольскую эпоху «волость» - это княжеское владение, крупная территория, во главе которой стоял «стольный» город, то есть город, где находился княжеский стол или престол. Позднее значение термина, дошедшее до XX в., волость – это мелкая административно-территориальная единица, включающая только сельские поселения.

[4] Прозвище «Мудрый» Ярославу дали русские историки XIX в.

[5] По линии матери дедом Владимира Мономаха был византийский император Константин IX Мономах.

[6] Отчина – земля отцов (впоследствии из этого термина возникнет вотчина – наследственное безусловное земельное владение). Дедины – земли дедов.

[7] Рабство на Руси отличалось от античного рабства и носило патриархальный характер, т.е. раб был младшим членом семьи во главе с отцом (патриархом). Источники рабства – военный плен, долги, наказание за преступление.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечень дисциплинарных санкций, применяемых КДК Регионального Кубка 2014 | Теория информационного дефицита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.