Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Популярная психотерапевтическая литерату­ра, предлагающая потенциальным пациентам разные методики для работы с собственным сознанием, а точнее — с внутренним миром




Мировоззренческие установки, заданные куль­турой.

Сочувствие и советы близких.

Первый фактор — важнейшая психологическая опора для человека во все времена и при всех об­стоятельствах. Человек человеку не только друг, товарищ и брат, но еще и психотерапевт. Надо ска­зать, что на этот момент обратил внимание один из выдающихся психологов и философов XX века А. Маслоу. В своих работах он подчеркивает, что сама жизнь, наполненная событиями, общением, че­ловеческим взаимодействием, способствует зажив­лению душевных ран, преодолению внутренних про­блем, развязыванию затянутых психологических уз­лов.

А. Маслоу пишет: «Источником безопасности, любви и уважения не могут быть деревья или горы, даже общение с собакой не может приблизить чело­века к подлинному удовлетворению базовых потреб­ностей. Только люди могут удовлетворить нашу потребность в любви и уважении, только им мы в полной мере отдаем любовь и уважение. Базовое удов­летворение — вот главное, что дарят друг другу хо­рошие друзья, любовники, супруги, хорошие роди­тели и дети, учителя и ученики, именно его ищет каждый из нас, вступая в те или иные неформаль­ные отношения, и именно оно является необходи­мой предпосылкой, условием sine qua поп для того, чтобы человек обрел здоровье, приблизился к идеа­лу хорошего человека. Что, если не это, является высшей (если не единственной) целью психотерапии?

Такое определение психотерапии влечет за собой два крайне важных последствия: 1) оно позволяет нам рассматривать психотерапию как уникальную разновидность межличностных отношений, так как некоторые фундаментальные характеристики психо­терапевтических отношений свойственны любым «хо­рошим» человеческим отношениям, и 2) если пси­хотерапия представляет собой разновидность меж­личностных отношений, которые, как любые другие отношения, могут быть как хорошими, так и плохи­ми, то этому межличностному аспекту психотера­пии следует уделить гораздо большее внимание, не­жели уделяется сейчас» (Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1999. С. 329. 173).

В России по сей день общение с близкими — родными, друзьями, оказывается главным психо­терапевтическим средством. Обычно человек сам вы­бирает себе того, кому может открыть душу, с кем он может безбоязненно разделить свои проблемы, на чье сочувствие и поддержку можно опереться. Иногда одного лишь согласия выслушать доброволь­ную исповедь оказывается достаточно, чтобы на сердце полегчало.

Кроме того, близкие могут попытаться отвлечь страдающего от его больных вопросов, развлечь его, переключая внимание на что-то новое, интересное, способное пробудить любопытство и жизнерадост­ность. Так порой поступают с детьми, отвлекая их от боли, но этот прием прекрасно срабатывает и в облегчении психологических мук взрослого челове­ка. Именно близкие способны с позиций сочувствия проанализировать проблему, привести попавших в аналогичные обстоятельства, и рассказать, как они справлялись с ними. Могут предлагаться самые раз­ные стратегии поведения. В этом случае обычный сочувствующий собеседник практически выполняет роль психотерапевта, так как создает для друга-«па­циента» целый веер возможностей и обсуждает вме­сте с ним, что получится, если тот или иной вариант поведения и мышления воплотить в жизнь.

Человек, разделивший свои внутренние заботы с родными или друзьями, чувствует поддержку, ощу­щает, что он не одинок, и это дает ему возможность скорейшей душевной перестройки. Хотя, разумеет­ся, главную работу по трансформации собственного сознания и бессознательных установок за него не мо­жет выполнить никто. Но ведь и опытный профес­сиональный психотерапевт, в конечном счете — вне­шний наблюдатель и «голос со стороны». Он не мо­жет стать «внутренним ведущим» для пациента. Тот, кто страдает от невротических моментов, окончатель­ное исцеление может получить только сам, в резуль­тате собственных душевных усилий.

Второй фактор с успехом служит в качестве пси­хотерапевтического средства, так как сообщает индивидам определенные ориентиры мышления и пе­реживания, способные объяснить страдание и сни­зить его накал. Всякая серьезная система мировоз­зренческих взглядов предполагает арсенал утеши­тельных и вдохновляющих идей, способных мобилизовать силы, воззвать к пафосу или к сми­ренному, достойному принятию событий. Внутрен­нее страдание, так же как удары судьбы, должно иметь смысл, тогда человек сможет преодолеть соб­ственную тоску и удрученность, тревожность и страх.

Бросим короткий взгляд на те толкования стра­дания, его причины и смысла, которые содержатся в безрелигиозном взгляде на вещи, в христианстве и в древних эзотерических учениях, признающих карму и перевоплощение.

Возьмем в качестве примера неразделенную лю­бовь, принявшую форму страстной невротической зависимости. Такая зависимость от объекта любви являет собой настоящее страдание. Влюбленный, за­висимый человек (нередко это женщина, хотя в та­ком положении бывают и мужчины, о чем нам ярко повествует роман С. Моэма «Бремя страстей чело­веческих»), постоянно стремится к своему избранни­ку, проявляет к нему повышенное внимание, претен­дует на близость, как физическую, так и духовную, но, как правило, получает отвержение (периодичес­кое или постоянное), выстраивание «дистанций» и разные формы манипуляций-дразнилок.

Невротизм заключается в том, что влюбленная сторона света белого не видит, отказывается от всех радостей жизни, сосредоточивается на борьбе за «свое счастье» и на этом пути все время применяет одни и те же стратегии — нападение и удержание. Но именно это встречает сопротивление «объекта любви», который как бы и не разрывает отноше­ний до конца, но и не удовлетворяет желаний «со­искателя». Возникает что-то вроде бесконечной же­стокой игры в догонялки или прятки: возлюблен­ный убегает или прячется, а влюбленный догоняет или ищет, но никогда не достигает цели. Подобная ситуация может длиться годами, совершенно изма­тывая и вводя в депрессию прежде всего «догоняю­щую» сторону.

Как истолковать это положение с разных миро­воззренческих позиций?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.