Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверьте себя!

Упражнение. Прокомментируйте следующие факты.

1. Исследователи сравнили группу детей, которых просили запомнить игрушки, с другой группой, которую просили поиграть с теми же игрушками. Дети, участвовавшие в активной игре, демонстрировали более высокий уровень воспроизведения по памяти. Как вы думаете, почему?

2. Двухлетние малыши, занимающиеся какой-то деятельностью вместе с родителем в непринужденной обстановке, например у себя дома, и рассказывающие о том, что они делают, демонстрируют впечатляющие способности запоминания. Как вы думаете, почему?

Задание. Придумайте контрольные вопросы к этому разделу темы.

3. Психосоциальное развитие в раннем детстве. Игра и предметная деятельность. Развитие ребенка происходит в деятельности. Дети большую часть времени проводят в играх. Игра - основной вид деятельности человека в раннем детстве. В начале раннего детства – до 3 лет - дети играют в одиночку, даже будучи вместе со сверстниками на одной детской площадке во дворе. Говоря иными словами, их игры осуществляются по принципу: рядом, но не вместе. Затем игры дошкольников все более приобретают групповой характер.

За годы дошкольного детства игры проходят значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр по правилам. Перед поступлением детей в школу можно встретить практически все виды игр.

С рассматриваемым возрастом связано начало двух других важных для развития ребенка видов деятельности: труда и учения. Ребенок 5 - 6 лет оказывается практически вовлеченным, по меньшей мере, в 7 - 8 видов деятельности, каждый из которых специфически обеспечивает его развитие.

Развитие личности. У ребенка после 2 лет наблюдается негативизм, упрямство, непослушание, строптивость. Указанные проявления - симптомы, составляющие кризис трех лет. Данный кризис сопровождается резкой и кардинальной перестройкой у детей сложившихся личностных новообразований и переходом к новому типу их взаимоотношений с окружающими на основе актуализации потребности ребенка в признании, уважении.

Известный американский психолог X. Джайнотт отмечал важную психологическую особенность ребенка 3-летнего возраста - индивидуализм. С его точки зрения, это закономерное явление в развитии малыша, он не всегда испытывает чувство стыда за то, что ударил сверстника, отобрал у него игрушку, разрушил постройку. Только постепенно, знакомясь с требованиями жизни в обществе людей, ребенок начинает соотносить свои поступки с этими требованиями.

Развитие личности ребенка в раннем детстве можно разделить на три этапа: первый этап – 2 - 4 года - преимущественно связан со становлением эмоциональной саморегуляции; второй – 4 - 5 лет - с усвоением ребенком нравственных норм; третий - около 6 - 7 лет - с формированием деловых качеств личности.

Социальный опыт от взрослых детям передается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Влияние родителей на детей как образцов поведения весьма существенно: на мальчиков - в 5-7 лет; на девочек - в 3-8 лет.

В раннем возрасте, как и в младенчестве, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно определяет формирование у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери и других близких взрослых становится для ребенка одним из стимулов становления социально одобряемого поведения.

Одними из первых дети усваивают нормы и правила так называемого «бытового поведения», культурно-гигиенические нормы, нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны для детского понимания.

В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться и моральные переживания. Появляется пока еще наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила съесть», - с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого на засовывание ребенком пальца в рот, малыш тут же прекращает это запрещенное действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, эмоции начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.

Выделяют два вида эмпатии - гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (со-радование, сострадание, сочувствие, жалость).

Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти).

Некоторые дети дошкольного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей дошкольного возраста. Остальные дети, по данным А. Д. Кошелевой, составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости.

На пороге школы у ребенка возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения - внутренняя позиция (Л.И. Божович) - устойчивая система отношений к себе, к людям, к окружающему миру. В этом возрасте закладываются фундаментальные основы характера.

Эмоциональная сфера. Период от 2 до 6 лет называют возрастом аффективности. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких и быстрых переходах от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми.

Эмоции и чувства ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны. Их выражение носит непосредственный, яркий характер: плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки - то есть ребенок всем существом выражает свое переживание.

Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций: удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы.

В раннем детстве особыми переживаниями окрашено отношение детей к своим родителям: мать и отец кажутся им самыми чудесными людьми на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить. Главный повод для радости - это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Малышей радуют общие лыжные прогулки, походы в лес, за ягодами, за грибами, на рыбалку. Дети охотно рассказывают о том, как в семье прошел праздник. Главная причина их огорчений - разлад в семье.

По мнению А. Д. Кошелевой, эмоциональные нарушения детей можно условно разделить на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы жизни, в которых прежде всего может проявляться эмоциональное неблагополучие ребенка: сфера взаимоотношений ребенка с другими людьми и собственный мир его переживаний.

Первая группа - это дети неуравновешенные, быстровозбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. В конфликтных ситуациях со сверстниками эмоции возбудимых детей выражаются очень бурно: в громком плаче, отчаянной обиде, вспышках гнева, но отношение их к сверстникам в целом доброжелательное.

Вторая группа - дети преимущественно с устойчивым негативным отношением к общению. Они избегают общения, но издалека все же следят за событиями в группе.

Третья группа детей с эмоциональным неблагополучием - дети, испытывающие фобиозные состояния. К 2 - 3 годам появляются конкретные страхи: предметы, существа, явления. В этот период отмечают существование строгой зависимости между интеллектуальным уровнем и страхами: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает, то есть в данном случае страх несет защитную функцию, связан со способностью ребенка предвосхищать последствия определенных ситуаций.

Начиная с 3 лет количество конкретных страхов уменьшается: ребенок способен распознать степень опасности ситуации (лев на картинке уже не страшен). Начинается период символических страхов. Например, страх темноты в большей степени относится именно к символическим страхам. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена. При нормальном эмоциональном развитии ребенка страх и тревога достаточно легко снимаются уговорами и объяснениями взрослого.

Однако страх и тревожность могут занимать и чересчур значительное место в эмоциональной жизни ребенка, который начинает пребывать в состоянии тревоги или страха слишком часто и без видимых причин. Повышенная тревожность и пугливость детей проистекает от многих причин. Это может быть особая чувствительность нервной системы. Наиболее же серьезный источник - это конфликтная атмосфера в семье.

Задание. Придумайте контрольные вопросы к этому разделу темы.

 

Основная литература:

 

· Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

· Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

· Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Педобщество России, 1999. – 442 с.

· Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1998. –672 с.

· Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов педагогических учебных заведений. – В 3 книгах. – Кн. 2 Психология образования. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 496 с.

· Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

 

Дополнительная литература:

 

· Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - С.124-179.

· Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991. - С. 28-40.

· Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Юридическая литература, 1991. - С. 288 - 312.

· Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

· Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 1976. - 303с.

· Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первое место среди причин смерти у населения, проживающего на загрязненной территории, занимают | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.