Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое развитие в юношеском возрасте




Способы профессионального общения

· Практически любая встреча и беседа медсестры с пациентом имеет значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т. к. она не только имеет диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор.

· Медсестра должна в совершенстве владеть техникой активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и др.), техникой убеждения (метод выбора, авторитета, вызова проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт.

· При выборе способа общения необходимо учитывать характер заболевания.

Для первого впечатления имеет значение:

1. как медсестра закрывает за собой дверь (не поворачиваясь спиной, а глядя в лицо);

2. на какой стул садится (сбоку, в “угловую позицию”, создавая ощущение открытости и искренности);

3. осанка (подтянута и стройна);

4. взгляд медсестры (внимательный взгляд в глаза);

5. манера разговора (спокойный и доброжелательный тон);

6. внешность (опрятная, деловая одежда, минимум украшений, неяркий макияж).

Невербальное поведение – это виды поведения, исключая произносимые слова, которые используют во время общения:

1. выражение лица;

2. жесты и движения кистей, рук и ног;

3. поза, наклон и ориентация тела;

4. тон голоса;

5. скорость речи, интонация и паузы;

6. дистанция между людьми при общении;

7. взгляд и визуальное внимание.

Итак:

1. Выделите время для спокойной непрерывной беседы.

2. Присядьте, дайте понять пациенту, что у вас есть для него время.

3. Постарайтесь, чтобы ваш взгляд был на одном уровне со взглядом пациента.

4. Очень важно разговаривать с пациентом наедине.

5. Важно поощрять больного к продолжению беседы, показав заинтересованность кивком головы или фразой: “Да, я понимаю”.

 

 

Социальная ситуация развития.

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жиз­ни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужа­ния, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточ­но тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взрос­ления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных тради­ций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назо­вет 11-13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего — подрост­ком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза гра­ницы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юно­шей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек. В. Даль определял «юношу» как «молодого», «малого», «пар­ня от 15 до 20 лет»; в трилогии Л. Н. Толстого юношество связывается с возрастом 15 лет, а герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже 20 лет.

Современные представления о границах возраста охватывают пе­риод от 14-15 до 18 лет.

Ни один исследователь развития не прошел мимо проблем под­росткового и юношеского возраста. С известным упрощением можно выделить 3 главных подхода к юношескому возрасту: биогенетичес­кий, социогенетический и психогенетический.

I. Биогенетический подход ставит во главу угла процессы биологи­ческого созревания и рассматривает другие процессы как производ­ные от созревания. Анализируя подростковый возраст, мы уже упо­минали идеи С. Холла о повторении филогенетических стадий в он­тогенезе. Не разделяя подростковый и юношеский возраст, он соотнес переходный период в целом (от 12-13 до 22-25 лет) с историческим периодом романтизма, «бури и натиска». Другой вариант биогенети­ческой концепции представлен работами Э. Кречмера и Э. Йенша, идеи которых развивал Э. Конрад. Он предположил, что выделенные Э. Кречмером характеристики приложимы к возрастным стадиям: предподростковый возраст с его бурными вспышками является пре­имущественно «циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу — типично «шизоидным» периодом. Насколько трудной и болезненной будет юность, зависит от степени совпадения биологически заданных личностных свойств и свойств соответствующей фазы развития. Юность шизоидной личности протекает сложно и болезненно, поскольку возрастные свойства ее усугубляются индивидуально-типологичес­кими, а циклоидная личность переживает юношеские тревоги в мяг­кой, ослабленной форме; свойства возраста уравновешиваются ее типологическими свойствами. В. Целлер в книге «Конституция и раз­витие» (1952) связующим звеном между психическим и соматичес­ким развитием считал изменения в строении тела ребенка и осозна­ние этих изменений.

В большинстве теорий «чистый» биогенетический подход соеди­няется с некоторыми другими положениями. Так, А. Гезелл сопро­вождает положения о росте и развитии идеей культурных влияний. Он пишет, что «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития». Юношеский возраст он соотносит с периодом от 11 до 21 года. На основе лонгитюдных исследований 165 детей А. Гезелл описывал важные новообразования каждого года жизни. Так, он считал, что в 11 лет начинается перестройка организ­ма и ребенок становится импульсивным, негативным, ему свойствен­ны частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит; отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников. Главные черты этого возраста — разумность, терпимость и юмор; подросток охотно прояв­ляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летне­го подростка — обращение вовнутрь, он становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроения.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экс­пансивен, энергичен, общителен, нарастают его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очаро­ван словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с други­ми, активно идентифицируется с героями книг и литературы, узна­вая в них собственные черты. Сущность 15-летия, по А. Гезеллу, вы­ражается в нарастании индивидуальных различий. Новообразования этого возраста — дух независимости, который делает отношения под­ростка в семье и школе напряженными; жажда свободы от внешнего контроля сочетается с развитием самоконтроля и началом сознатель­ного самовоспитания. Все это повышает ранимость и восприимчи­вость к вредным влияниям.

В 16 лет, по А. Гезеллу, снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности; значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, об­щительность, устремленность в будущее.

П. Социогенетический подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации. Так, например, теория К. Левина связывает проблемы юношества с факторами окружающей среды, считая поведение человека функцией одновременно личнос­ти и ее среды. Новыми процессами переходного возраста К. Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориенти­руется. Поведение юноши отличается маргинальностью (промежуточ­ностью): он уже не ребенок, но еще и не взрослый, что создает внутренние противоречия, неопределенность внутренних притязаний, повышенную застенчивость и одновременно агрессивность, склон­ность принимать крайние позиции и точки зрения.

III. Психогенетический подход связан с анализом собственно пси­хологических процессов, и в нем самом можно выделить 3 разных течения. Концепции, объясняющие поведение в терминах эмоций, влечений и других внерациональных компонентов психики, называ­ют психодинамическими; концепции, объясняющие изменения в пси­хике с помощью интеллектуальных, когнитивных структур, принято называть когнитивистскими или когнитивно-генетическими; концеп­ции, исходящие из личности в целом, называют персонологическими. Нам уже знакомы представители всех трех течений: в частности, пси­ходинамическое направление представляют теории 3. Фрейда и Э. Эриксона; персонологическое направление связано с работами Э. Шпрангера, Ш. Бюлер; когнитивистскую ориентацию воплощают труды школы Ж. Пиаже, Л. Кольберга.

Юность — период в развитии, соответствующий пе­реходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточ­ное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельно­сти у юноши происходит не только количественное рас­ширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоя­тельности и ответственности. В 16 лет он получает пас­порт, в 18 лет — активное избирательное право и возмож­ность вступать в брак. Юноша становится ответствен­ным за уголовные преступления. Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о вы­боре профессии и т. д. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Матери­ально старшеклассник еще находится на иждивении ро­дителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напо­минают, что он взрослый, старший, а с другой стороны — постоянно требуют от него послушания. Это наблюда­ется и вне школы, где зачастую не только шестнадцати­летних, но и двадцатилетних не считают взрослыми. Не­определенность положения (в одних отношениях при­знают взрослым, в других — нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской пси­хологии.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследовате­ли выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Наиболее изученной в психологии является ранняя юность — старший школьный возраст. Однако ее нельзя отрывать от второго этапа юности, поскольку важные социальные задачи взросления, определяемые социальной ситуацией развития, распространяются на весь возраст в целом.

Эти задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юноше­ского периода завершаются процессы физического со­зревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением за­дач профессионального самоопределения и вступлени­ем во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потреб­ность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окон­чательно преодолевается свойственная предшествую­щим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности. В отноше­ниях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность — напряженный период формирования нравст­венного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения.

Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как «устойчи­во концептуальная социализация, когда вырабатывают­ся устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер.

Отечественная психология изучает юность с пози­ций учения Л. С. Выготского о роли социальной ситуа­ции развития и ведущей деятельности в развитии лично­сти, а также с позиций сочетания социально-психологи­ческого подхода и учета внутренних закономерностей развития. И тогда юность — это период перехода к са­мостоятельности, период самоопределения, приобрете­ния психической, идейной и гражданской зрелости.

 

Анатомо-физиологические возможности.

Важные теоретико-методологические основы комплексного изу­чения юности, как и других этапов жизненного пути, связаны с име­нем Л. С. Выготского. Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие натурального и соци­ального рядов развития. Натуральный ряд представляют процессы физического созревания, социальный — процессы социализации.

Процессы натурального ряда протекают крайне неравномерно и неодновременно, и эта гетерохронность обнаруживается на межиндиви­дуальном уровне в том, что, к примеру, мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным юношей, другой — пуберататным подростком, а тре­тий — допубертатным ребенком; и на внутрииндивидуальном уровне — в том, что разные биологические системы созревают неодновременно.

Телесные процессы, по данным американского психолога Д. Клозена, могут влиять на поведение юноши по трем линиям. Прежде всего относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические способности: имея преимуще­ства в росте, весе и силе, мальчик-акселерат в течение ряда лет мо­жет без особого труда превосходить сверстников-ретардантов в спорте и других физических занятиях. Далее, зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Однако индивидуальные спо­собности не всегда соответствуют ожиданиям, основанным на вне­шности; например, очень высокий мальчик с плохой координацией вряд ли вызовет восхищение у баскетбольного тренера, его ожидания не оправдаются. Отсюда третье измерение — образ «Я», в котором преломляются собственные способности, их восприятие и оценка окружающими.

Если непосредственное влияние соматотипа юноши на его лич­ность проблематично, то его косвенное влияние очевидно. Эндоморфный, эктоморфный и мезоморфный типы обладают в глазах людей неодинаковой привлекательностью; во всех возрастах, а в подростко­вом и юношеском особенно, наиболее привлекателен мезоморфный тип, а наименее — эндоморфный. Со стройным мускулистым телом юноши ассоциируют качества лидера, спортивность, энергичность, привлекательность и т.д.

Процессы социального ряда описывают движение от общества к личности, социализацию индивида, этапы его приобщения к культу­ре, овладения общественно необходимыми нормами, знаниями, цен­ностями и включение в общественно-производственную деятельность. Современный этап исторического развития отодвигает эту возмож­ность достаточно далеко: если в 1906 г. к 16 годам почти треть пред­ставителей юношеского возраста уже работали, а к 20 годам труди­лись практически все, то сейчас молодые люди к 22-25 годам только заканчивают образование. Это связано как с усложнением самого характера современного труда, так и с расширением сферы индиви­дуального самоопределения. Большая свобода выбора и меньшая со­циальная скованность способствуют формированию более гибкого социального характера и обеспечивают большое разнообразие инди­видуальных вариантов развития.

Но обратной стороной этого процесса является психологическое усложнение процесса самоопределения. Продление периода «примеривания» социальных ролей означает удлинение первичной социализа­ции. Чем выше уровень образования, тем позднее личность обретает чувство социальной взрослости.

Пытаясь задать единый критерий зрелости, многие исследователи соотносят его с началом трудовой деятельности, экономической са­мостоятельностью, приобретением стабильной профессии и т.д. Но эти процессы весьма вариативны. Так, раньше других начинает тру­диться сельская молодежь, потом — рабочая, затем — учащаяся мо­лодежь, студенты; кроме того, многие из них, даже начав трудиться, не обретают финансовой и материальной самостоятельности; многие из них, обретя трудовую и финансовую самостоятельность, не имеют сформированной социальной ответственности; многие из юношей учатся и работают одновременно и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.