Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благотворительная деятельность нескольких из самых знаменитых промышленников и предпринимателей России XIX века




 

Век XIX – воистину «золотой век» русской благотворительности. Именно в это время появился тот класс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для филантропической деятельности капиталом и, с другой был восприимчив к самой идее милосердия. Речь конечно же идет о купечестве, усилиями которого была создана самая обширная и надежная система благотворительности, когда-либо существовавшая в России.

Вклад русских купцов в отечественную науку и образование весьма серьезен. Собственно в этой сфере у них был и интерес: ведь без квалифицированных рабочих, инженеров, строителей невозможно развивать производство. Поэтому именно на купеческие деньги строились ремесленные и коммерческие училища, институты, организуются курсы для рабочих (например, знаменитые Пречистенские курсы в Москве). Но купцы также финансировали учебные заведения, напрямую не связанные с их промышленной деятельностью: гимназии, университеты, художественные училища, консерватории. В 1908 году в Москве был учрежден Народный университет на средства, завещанные для этой цели золотопромышленником А. Л. Шанявским. Огромный медицинский комплекс на Пироговской, принадлежащей ныне Первому медицинскому институту, создан в основном на частные пожертвования.

Другой сферой вложения средств и энергии предпринимателей XIX века стало искусство. Казалось бы, бизнес и культура – два разных полюса, между которыми нет ничего общего. Однако именно Феномен благотворительности определял тогда культурный прогресс. Трудно представить себе, как развивалась бы русская живопись, опера, театр, не будь Морозова, Мамонтова, Бахрушина, Третьяково и еще многих других купцов-любителей, страстно увлеченных искусством.

Савва Морозов (1862-1905гг.). Будучи одним из самых богатых предпринимателей страстно любил театр. Громкую известность Савве Морозову принесла его благотворительная деятельность. Кроме того он был большой меценат, и многие культурные начинания тех лет происходили при участии его капиталов. Он, впрочем, имел здесь свои взгляды — давал деньги не всем и не без разбору. К примеру, на создававшийся при деятельном участии Цветаева Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Но зато, не считаясь, ни с какими расходами, он поддерживал все, в чем предчувствовал важное влияние на отечественную культуру. В этом смысле показательно его отношение к Московскому художественному театру, в создании которого заслуга Морозова ничуть не меньше, чем Станиславского и Немировича-Данченко. На учреждение театра требовались значительные средства. Их не было ни у Станиславского, ни у Немировича-Данченко. Получив отказ от правительства, они стали обращаться к благотворительным фондам. Морозов с самого начала в 1898 году дал на театр 10 тыс. рублей. В 1900 году, когда в деятельности труппы возникли большие осложнения, он выкупил все паи и один взялся финансировать текущие расходы. Его пожертвования стали для театра важнейшим источником средств. В течение трех лет он поддерживал театр на плаву, избавив его руководителей от изматывающих финансовых хлопот и дав им возможность всецело сосредоточиться на творческом процессе. По словам Станиславского, «он взял на себя всю хозяйственную часть, он вникал во все подробности и отдавал театру все свое свободное время». Морозов очень живо интересовался жизнью МХАТа, ходил на репетиции и предрек, «что этот театр сыграет решающую роль в развитии театрального искусства». Под его руководством было перестроено здание и создан новый зал на 1300 мест. Это строительство обошлось Морозову в 300 тыс. рублей, а общая сумма, издержанная им на МХАТ, приблизилась к полумиллиону.

Бахрушины – купцы-предприниматели. Представители известнейшего московского купеческого рода. Их отец, Алексей Бахрушин, в 1821 году пешком пришел в Москву из Зарайска и основал в столице кожевенную фабрику. Братья преумножили капиталы отца и в середине 1870-х годов создали одну из самых крупных фирм в Москве. Прославили они род Бахрушиных и благотворительными делами.

Еще отец завел обычай: когда заканчивался финансовый год благоприятно, жертвовать на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. "Вы знали нужду со мною вместе, - учил он детей, - умейте же уважать ее у других". Он наказывал сыновьям не отказывать никому в помощи и не ждать, когда к ним обратятся, а первыми предлагать ее нуждающимся. Этих правил неукоснительно придерживались всю жизнь все три брата. Они вместе управляли фирмой, вместе и занимались благотворительностью. Как основательно и вдумчиво вели дело, так основательно и вдумчиво вкладывали капиталы в благотворительные заведения. Учреждая их, они всем присваивали имя братьев Бахрушиных, всех наделяли неприкосновенным основным фондом, на проценты с которого содержалось заведение, входили в Советы учреждений и активно участвовали в их жизни.
В старой Москве хорошо знали Бахрушинские благотворительные заведения. К наиболее известным из них относятся больница на Сокольничьем поле, открытая в 1887 г. (теперь это городская больница № 33 имени Остроумова), дом призрения для неизлечимых больных при этой больнице, построенная в 1892 г., дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек, основанный в 1898 г. на Болотной площади, сиротский приют в Сокольнической роще, принявший первых детей в 1901 г., приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском имении под Москвой, заведенная в 1905 г.

О поистине широком размахе благотворительности братьев можно узнать из истории вдовьего дома на Болотной площади. Спустя два года после основания, к нему было пристроено еще два здания. Здесь в 1912 г. размещалось 456 квартир, в которых проживало 631 взрослых и 1378 детей. При доме действовало два детских сада, начальное училище для девочек и мальчиков, мужское ремесленное училище, общежитие для 160 курсисток. Всех бесплатно кормили. При доме были так называемые "рабочие комнаты" со швейными машинками для всех проживающих.
С именем Бахрушиных связано существование четырех московских театров: Ф.А. Корша, Дмитровского, Введенского (при Народном доме), Аквариума. На принадлежавшей Бахрушиным земле был выстроен театр Корша (ныне МХАТ имени Горького на ул. Москвина). Здание поднялось в рекордно короткий срок (всего 100 дней ушло на его возведение) благодаря крупной финансовой помощи Александра Бахрушина. А в собственном доме (ныне ул.Бахрушина, 29) они устроили убежище для престарелых артистов, что явилось прообразом современных домов для ветеранов сцены.

В 1900 году за "многолетнюю благотворительную деятельность на пользу беднейшего населения города Москвы" Александр и Василий (Петра уже не было в живых) Бахрушины были удостоены редчайшего звания "Почетный гражданин города Москвы". Со времени существования этого звания с 1866 по 1917 год его получили только 12 человек, из них от купеческого сословия только трое: третьим был Павел Третьяков за передачу в дар городу художественной галереи.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898гг.) – владелец величайшей коллекции русской живописи. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 г. он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.

Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.

Итак, не будет преувеличением сказать, что без огромной благотворительной деятельности предпринимателей не было бы у нас таких высот национальной культуры, как шедевры К. Брюллова, А.Иванова, Ф. Шубина, как Третьяковская галерея, Бахрушиниский музей и Московский художественный театр, как усадьба Абрамцево, как выдающаяся русская опера с ее непревзойденным Ф. Шаляпиным и многое, многое другое. Не было бы, наконец, столь блистательных достижений науки, могучей книжной и музыкальной культуры - всего того, что сделало Россию великой, духовно богатой державой мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.