Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Большую роль для понимания национального характера и менталитета играют национальные стереотипы




Национальные стереотипы

Под национальными стереотипами или этническими стереотипами принято понимать схематизированный образ своей или чужой этнической общности, которое отражает упрощенное, зачастую искаженное и не точное, знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе. Отталкиваясь от своих национальных стереотипов, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной этнической общности.

Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики. Первая –это конкретизация – стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные для индивида и всех членов его группы. Второе – это упрощение, задача которая сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений.

Стереотип во многом – примитивное суждении, как «ярлык» повешенный на многогранный в действительности образ.

Социальные стереотипы закрепляются в сознании людей после неоднократного эмоционального и смыслового акцентирования сознания на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти. Социальные стереотипы наиболее часто охватывают не существенные, а наиболее яркие, выделяющиеся черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а любая другая подвергается сомнению.

Основные черты социальных стереотипов:

· Чаще всего возникают стихийно;

· Оказывают непосредственное влияние на поведение и деятельность людей и получение ими нового опыта;

· Несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального отношения к объекту, но в тоже время однозначны: «свой» или «чужой», т.е. либо негативны, либо позитивны;

· Экономят мышление и суммируют исторический опыт;

· Не отражают действительность, но могут основываться на близких к действительности представлениях, иногда могут быть абсолютно ложными;

· Предельно устойчивы, но в тоже время и изменяемы;

· Становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.[6]

Становление социального стереотипа – процесс длительный, в ходе которого множество мнений, впечатлений, образов из сознания различных людей должны слиться в единую модель. Нужно, чтобы каждая из образовавшихся установок пустила корни, закрепилась, чтобы эти зафиксированные установки сплелись в образ, в высшей степени обобщенный и стандартизированный для множества людей.

При формирование этнических стереотипов функционирование процесса категоризации редко бывает нейтральным, так как:

· Представители различных групп стремятся отстаивать и преувеличивать свою позитивно-ценностную психологическую определенность перед другими общностями;

· Группы выбирают или переоценивают характеристики, соответствующие их преимущественно позитивному социальному статусу, который выглядит значительно выше статусов других общностей.

Одновременно с этим наблюдается тенденция, представленная в виде четырех взаимосвязанных процессов: максимизация межгрупповых различий, максимизация внутригруппового сходства, минимизация межгруппового сходства, минимизация внутригрупповых различий.

Именно эта тенденция и является самой существенной психо­логической характеристикой и отличительной чертой стереотипизации, а отнюдь не предубежденность, враждебность или дру­гие негативные характеристики, означающие хотя и весьма рас­пространенный, но все-таки частный случай конкретного содер­жания стереотипа.

Этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. При формировании автостереотипов большую роль играют факты исто­рии, широко известные представителям данной этнической груп­пы. Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть социального опыта разных народов, включаясь в систему их специфически национальных символов.[7]

Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценоч­ных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержа­нию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляю­щихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую ее характеристику.[8]

Гетеростереотипы могут быть как положительными, так и от­рицательными — в зависимости от исторического опыта взаимо­действия данных народов. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, применительно к дру­гим может именоваться скупостью. То, что у себя характеризуется как настойчивость, твердость характера, у «чужака» называется упрямством. Один и тот же психологический комплекс в зависи­мости от отношения к его носителю может называться и непос­редственностью, и безответственностью.

Содержание этностереотипа часто за­висит от проявления психологических характеристик его носите­ля, таких, как уровень развития, интеллект, образование, воспи­тание. Склонность оперировать жесткими стереотипами говорит о неумении представителя той или иной этнической общности са­мостоятельно сопоставлять факты, творчески подходить к ситуа­ции. Представители интеллигенции, как правило, стремятся смяг­чить свои суждения о других людях. Враждебность к национальным меньшинствам может быть связана с внутренним невротизмом человека, который проецирует свое внутреннее беспокойство вов­не, на представителей других этнических общностей.

Иногда в стереотипах отражаются взаимно противоречивые представления об одной и той же нации. Их проявление меньше зависит от реальных психологических особенностей описываемо­го народа, чем от ряда других факторов. Важнейшими из этих фак­торов выступают политические взаимоотношения между государ­ствами: национальные стереотипы скорее свидетельствуют о чув­стве вражды или дружбы, чем являются объективным отражени­ем характеристик того или иного народа.

Стереотипное восприятие «чужого» этноса характеризует не
столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует. Оценки опреде­ленной этнической общности со стороны разных наций часто не
только весьма различны, но, случается, и противоположны.

Социальные психологи считают, что на изменение стереоти­пов влияют следующие факторы:

• Условия и особенности социализации человека (процесс
формирования системы стереотипных представлений отдельно­
го индивида находится в прямой зависимости от изменяющихся
общественных условий, политики, культуры, совершенствова­ния и развития духовной жизни общества, а также от бытовых
условий, семейного воспитания, круга сверстников, личного
опыта, опыта общения и деятельности, направленности лично­сти и т.д.);

• Уровень образования и интеллектуального развития (чем бо­лее образован человек и чем выше его интеллектуальное разви­тие, тем менее подвержен он воздействию национальных пред­рассудков);

• Огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции. Позитивный аффект может сни­жать тенденцию к стереотипизации или влиять на те процессы, которые происходят во время нее.

Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события. Западные психологи приводят пример: чье-либо представление об аккуратности и пунктуальности, свойственных немцам, может быть пересмотрено, если человек сталкивается с немцем, кото­рый опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Таким обра­зом, считают социальные психологи, информация об одном-двух представителях определенной национальности, которая сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, может выз­вать аффект и резкое изменение этого стереотипа.

Теоретические вопросы, примыкающие к теме нашей работы, вызывают значительный интерес у представителей гуманитарного знания, однако сегодня находятся в стадии научной дискуссии. Очевидно, что важную роль в формировании национального характера, менталитета играют различные факторы, к последовательному рассмотрению которых и перейдем в следующей главе нашей работы.

ГЛАВА 2. Факторы, формирующие американский менталитет.

Характеристика менталитета американской нации связана со значительным количеством вопросов, потому что США отличаются невероятной этнокультурной, конфессиональной пестротой и континентальными масштабами. Так как менталитет нации является совокупностью различных факторов, необходимо рассмотреть наиболее важные из них.

Америка оказалась единственной страной, где стало возможным наблюдать естественное развитие общества и точно определить то влияние, которое оказал начальный период развития на становление американского менталитета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.