Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренний ребенок




Каждый из нас отчасти продолжает чувствовать себя ребенком, вынашивая в себе детские желания и потребно­сти. Если вы удерживаете этого ребенка взаперти, если не выясняете, чего он хочет, то он обманом провоцирует вас на безрассудное, провальное поведение. Этот ребенок — часть вас самих, которому так и не удалось получить того, в чем он нуждался давным-давно, который так и не узнал, как это получать. Он заставляет вас совершать поступки, ко­торые фрустрируют детские потребности и обостряют ста­рые желания.

Как-то летом я отправилась в университет для прохож­дения нескольких дополнительных курсов. На одном из них преподавал молодой человек с возмутительно дерзкими манерами. Среди нас были учителя, директора школ, школьные инспекторы — большинство гораздо старше, чем этот юнец, «мальчишка». Легко себе представить, ка­кие эмоции у нас кипели все лето, причиной которых отча­сти было справедливое возмущение, но в основании — же­лание скрыть от себя чувство унижения от такой регрес­сии до начинающих учеников нас — людей, которые сами управляют детьми на своих рабочих местах. По окончании курса мы дружно подписали жалобу, адресовав ее декану факультета образования. Должна заметить, что тогда гнев мне казался полностью адекватным: я была не одна, почти вся аудитория подписалась под этой бумагой. Мне и в голо­ву не пришло задуматься, почему именно я приняла на себя роль лидера: я взялась лично доставить письмо, содержа­щее тщательно подобранные, выражающие всю глубину нашего возмущения слова. Как и следовало ожидать, де­кан высказал свою озабоченность и принес извинения; я отправилась домой с чувством удовлетворения от достиг­нутого.

Но почему-то мой гнев на этом не исчерпал себя. На носу были выпускные экзамены, но мне было не до зубрежки: меня целиком поглотила ненависть к преподавателю. Я не могла заставить себя сосредоточиться ни на чем, кроме это­го отвратительного человека. С все возрастающей яростью я продолжала прокручивать в голове мысли о нем.

Как-то ночью я лежала, ворочаясь с боку на бок и при­поминая все эти мерзости, которые он говорил и делал. По­степенно до меня дошло: здесь явно что-то не так. Допус­тим, вся аудитория кипела возмущением, но ведь не каж­дый студент страдал бессонницей от неуемной ярости. (Шаг 1. Распознать неадекватную реакцию.) Вот тогда я и заявила бедному Берни (который только начинал засыпать), что незамедлительно должна поговорить с ним о своей проб­леме. Он терпеливо выслушал мои излияния, а потом попы­тался убедить, что в моей гневной реакции не было ничего неадекватного. «Я не знаю, зачем ты терпела этого пустоз­вона все лето, — высказался он. — Тебе в первый же день следовало встать и выйти из аудитории!» Часто, когда вы практикуете мысли вслух в самотерапии, со стороны вне­шняя эмоция может выглядеть полностью разумной. Толь­ко вы сами способны распознать, что, несмотря на адек­ватность в типе, ваше чувство неадекватно в своей степе­ни; вы дали гиперреакцию. Поэтому так нелегко объяснить, почему вам необходимо исследовать гнев подобного рода.

Шаг 2. Почувствовать внешнюю эмоцию. В качестве разминки я прошлась по наиболее выразительным эпизо­дам вопиющего поведения преподавателя. Достигнув пика ярости, я почувствовала свою готовность к Шагу 3. Что еще я чувствовала в начале курса, перед тем, как мой гнев раз­росся до таких невероятных размеров? Разочарование, раз­рушенные иллюзии. Для меня, которая всегда считала про­фессию преподавателя священной, невыносимо было ви­деть такое несоответствие моему эталону.

Шаг 4. О чем мне это напоминает? Некоторое время я размышляла. Потом меня осенило, впервые в жизни, что я уже через все это проходила. Я уже испытывала это разоча­рование, обманутые надежды и гнев с другими мужчинами, занимавшими авторитетные позиции, например, с некото­рыми работодателями. «Странно, — сказала я Берни, — ведь я не из тех, кому нравится судить других. Я не хочу навязы­вать другим свои личные ценности: для меня совершенно нормальна мысль, что все люди разные. В сущности, я весь­ма терпима. Почему я так строго отношусь к этим... этим отцовским фигурам?»

Слова «эти отцовские фигуры», просто сорвались у меня с языка, вызвав во мне огромное удивление. Что за абсурд! Этот учитель был гораздо моложе меня. Но по опыту мне известно, что нельзя игнорировать подобные сигналы, ко­торые вот так выскакивают из потайного укрытия. Ну что же, посмотрим, куда приведет эта нить. Как насчет моих чувств к собственному отцу? В детстве я принимала его за Бога: такой всеведущий и всесильный. И только повзрос­лев и собравшись замуж, я запоздало обратилась к этой жизненно важной задаче юношеского периода, которую раньше упускала: увидеть в своих родителях обычных лю­дей из плоти и крови. Как я себя тогда чувствовала? Берни воевал, а отцу было так одиноко после недавней смерти мачехи. Он отчаянно боролся за то, чтобы удержать меня рядом с собой до послевоенного периода. Мое разочарова­ние и гнев на его эгоизм были несколько иррациональны­ми. Почему это представлялось таким кошмаром? Несом­ненно, запоздалое взросление после затянувшегося перио­да детского обожания всегда происходит мучительно. Возможно, мне даже пришлось какое-то время ненавидеть отца, чтобы освободиться от его власти и выйти замуж. Я не щаю — я не психоаналитик себе.

«Каковы теперь мои чувства к отцу?» — спросила я себя. Гот старый гнев исчез давным-давно, я испытывала к отцу любовь, как и всякий нормальный человек. И все же, если призадуматься, в действительности мое отношение к нему отличалось некоторой странностью. Теперь, когда нас раз­делял континент, я писала ему письма, и в этом было что-то компульсивное. Сразу же по прочтении его письма я чув­ствовала себя обязанной сесть и незамедлительно на него ответить. Все препятствия отметались. Вдобавок, всякий раз, когда в нашей жизни случалось что-то хорошее (повышение Берни в должности, малейшее признание по моей работе), я просто не могла дождаться, когда сяду и напишу об этом папе. После чего ждала, как на иголках, его ответа, который неизбежно нес с собой горькое разочарование: ни единого словечка похвалы, которая так много для меня значила, ни явного одобрения. Впервые в жизни я обнаружила, насколь­ко странной и насколько детской была моя установка, впер­вые я увидела, будто со стороны, свои поступки.

«Какое же впечатление производит мое поведение в дан­ной ситуации?» — подумала я о прошедшем курсе. И вдруг все предстало с совершенно другой стороны. С самого на­чала лета я вела себя безобразно, постоянно провоцируя учителя: критиковала план занятий, насмехалась над пред­метом, выказывала недовольство домашними заданиями и бессмысленной «писаниной» — изо всех сил старалась вы­ставить себя всезнайкой. Я умудрилась превратить для учи­теля этот курс в сущий ад — неудивительно, что он искрен­не меня возненавидел.

А теперь я плачу, как ребенок, обиженный на учителя за то, что он меня не любит! Таким было мое скрытое чув­ство — что за кошмарный сюрприз для меня: я чувствовала себя полной идиоткой. Представить только: я хотела понра­виться этому ужасному человеку! И если мне это было так необходимо, то зачем было нужно вести себя так глупо и из кожи вон лезть, вызывая в нем ненависть?

Шаг 5. Определить паттерн. Я вела себя как плохой ре­бенок, который жаждет одобрения, но не знает, как его до­биться. Он, как может, надоедает своему объекту, исполь­зуя единственный известный ему способ привлечь к себе внимание. Мой внутренний ребенок стремился к призна­нию и одобрению. Скрывая свои чувства от самой себя, я вела себя абсолютно провально. Вместо одобрения я доби­лась признания другого рода: меня отвергли. Стремясь за­нять место любимчика, я стала досадной помехой, бельмом на глазу.

Впервые в жизни я оглянулась назад и увидела целую череду аналогичных отношений: преподаватели, начальни­ки по работе, мужчины, занимавшие ту или иную позицию власти, с которыми я вела себя в несносной провоцирую­щей манере — обращая на себя внимание и заставляя себя отвергать. (Знать меня — значит ненавидеть.) И каждый раз отвержение приносило мне страдания: иногда меня ох­ватывал гнев, как сейчас, иногда депрессия — и все пото­му, что я ничего не знала о своем внутреннем ребенке, сго­равшем от желания получить одобрение.

Что случилось после того, как я пережила скрытое чув­ство и смогла понять свой паттерн? Прежде всего, я успо­коилась: навязчивые мысли об этом человеке прошли, и я погрузилась в хороший полноценный сон. На следующий день меня, освободившуюся от той надоевшей одержимос­ти, ожидали другие насущные дела.

Месяц спустя я заметила, что переросла свою компуль- сивную переписку с отцом. Теперь я была способна отве­чать на его письма тогда, когда удобно, иногда забывая о них, точно так же, как случается в переписке с друзьями.

Хорошо познакомившись со своим паттерном, я стала предсказуемой для самой себя. Теперь можно было ожи­дать появления старой реакции на ту или иную отцовскую фигуру, того же детского желания, замаскированного бес­смысленно дерзким поведением. И конечно, не прошло и года, как мне повстречался очередной авторитет, человек, который, в конце концов, довел меня до того, что дома из-за него я прорыдала несколько часов кряду. В конце концов, ближе к завершению того изнурительного дня, я увидела в случившемся что-то до боли знакомое. В памяти всплыло скрытое чувство к преподавателю, и в момент все прошед­шие несколько месяцев предстали передо мной в совсем ином свете: я осознала, что опять вела себя с детской до­кучливостью. Этот человек, которого я внешне так не одоб­ряла и к которому испытывала столь сильную неприязнь, занимал для меня положение отца, и очевидно, мой внут­ренний ребенок снова проживал тот самый старый пат­терн. Теперь, осознав свое поведение, я смогла увидеть в своих слезах плач отверженного ребенка. С драмой было покончено: я смогла освободиться из этих пут и продолжать жизнь нормального взрослого человека.

Позже, поэкспериментировав немного, я обнаружила, что неспособна на здравые отношения с этим человеком: каждый раз, оказываясь рядом с ним, я снова испытывала старое детское стремление обратить на себя его внимание вперемежку с некоторыми симптомами тревожности. Иног­да вас тянет к человеку, который, по собственным скры­тым причинам слишком хорошо удовлетворяет вашим ир­рациональным потребностям. В этом случае излишний риск вряд ли был оправдан: раскрыв паттерн наших отно­шений, я старалась избегать этого человека.

Через два года старая проблема опять дала о себе знать, но на этот раз я получила несколько необычный знак. В одну субботу в синагоге, сосредоточив свое внимание на пропо­веди раввина, я неожиданно для себя увидела в нем сход­ство с моим отцом. Шепотом сообщив о своем открытии Берни, я была разочарована ответом: «Ничего подобного, никакого сходства!» Я повернулась к дочерям: «Разве рав­вин не похож на нашего дедушку?» Они тоже ничего тако­го не заметили.

Горькая правда заключалась в том, что я пережила что- то вроде галлюцинации. О чем это говорило? Мне было чер­товски хорошо известно, о чем. На этот раз я сразу вспом­нила свои проблемы с отцовскими фигурами: мне следова­ло быть осторожнее. У меня было море возможностей для самонаблюдения, поскольку я пела в хоре, и раввин посе­щал все репетиции. Понемногу я стала замечать за собой стремление вести себя как его любимый ребенок: задавать «интересные» вопросы по истории литургической музыки (по образованию он был музыковедом), беспокоиться о том, как бы он не подхватил простуду («Вы не забыли надеть галоши, равви?»), делиться с ним своими потрясающими впечатлениями от службы и т.д. Однако, благодаря своей предсказуемости, я теперь располагала хорошим сред­ством для самоконтроля. Мой выбор был мне хорошо изве­стен: я могла уйти из хора, чтобы избежать связанного с этим соблазна, или остаться там на какое-то время, чтобы испытать свои силы и узнать, смогу ли я намеренными, со­знательными действиями избежать глупого положения.

На этот раз я решила проявить мужество, остаться и по­смотреть, что произойдет дальше. Это был эксперимент, и я всегда могла его прервать, если бы ситуация стала выхо­дить из-под контроля. Забегая вперед, с радостью сообщаю вам, что в действительности, выражаясь терминологией Виктора Франкла, мне удалось «превзойти свой невроз». Постоянно напоминая себе о внутреннем ребенке, его жаж­де одобрения и особого признания, взрослая часть меня смогла удержать рот на замке и позволить разуму управ­лять моим поведением. Я пропела в этом хоре еще целых два года, и мое поведение оставалось безупречным. Равви­ну не пришлось меня отвергать.

Скрытое детское стремление к чему-то обманным путем толкает вас на провальное поведение, которое в результа­те только усиливает это стремление, обостряет его. Рань­ше, еще не зная, что мне нужно от лиц с отцовским автори­тетом, я продолжала провоцировать их, заставляя отвергать меня. Каждый опыт такого неприятия, оборачиваясь насто­ящим мучением, еще больше усиливал неудовлетворен­ность моего внутреннего ребенка, еще больше обострял его депривацию. Это скрытое желание иррационально: про­исходя из раннего периода вашей жизни, оно функциони­рует на другом уровне, не совпадающем с вашим взрослым «я», и не получает реального места в вашей настоящей жиз­ни. Он так ненасытен, этот внутренний ребенок! Мое стрем­ление к особому признанию, которое получал не по годам смышленый ребенок, каким я была, во взрослой жизни не может получить удовлетворения. Лучшее, что мы можем сделать с этими архаическими желаниями, несоответству­ющими реалиям жизни, — избегать связанной с ними фру­страции. Я не могла стать любимым ребенком для раввина, но, по меньшей мере, могла избавить и избавила себя от страданий, связанных с его неприятием и чувством униже­ния от наблюдения за собственными глупыми поступками.

Через несколько лет я опять получила идентичное пре­дупреждение. На этот раз новым раввином был молодой муж­чина. И снова прямо посреди службы мне пришло в голову, что он копия моего отца на фотографии в молодости. Вернув­шись домой, я отыскала эту фотографию, и мы стали рас­сматривать ее всей семьей. И снова никто не увидел сход­ства, кроме меня. Берни посмеялся надо мной, и я не могла его за это винить: опять я чуть не попалась на старую удочку.

Я постаралась припомнить во всех деталях события не­скольких прошедших месяцев. И конечно мне вспомнились долгие, увлекательные интеллектуальные дискуссии с рав­вином, где я до отвращения настойчиво демонстрировала ему, какая я умная, восприимчивая, духовная и т.д., и т.п. Однако на этот раз все это не успело зайти слишком дале­ко. Мне удалось поймать себя на знакомом паттерне гораз­до быстрее, чем когда-либо раньше. Теперь уже было не­трудно обуздать своего скрытого ребенка и не позволить ему запутать себя в сети бессмысленного поведения.

Будет ли этот паттерн сопровождать меня вечно? Когда я превращусь дряхлую старушку, буду ли я продолжать реагировать на любого мужчину (который по возрасту сго­дился бы мне во внуки), как на своего отца? Придется ли мне и дальше продолжать быть внимательной к себе, что­бы не попасться в глупое положение? Кто даст на это от­вет? Я не психотерапевт себе. Все, что я могу, — справлять­ся с проблемами по мере их возникновения. Но заметьте, мне пришлось пережить скрытую эмоцию всего один раз, когда я прослеживала свой гнев к преподавателю. Тогда мне потребовалось целое лето, чтобы распознать эту не­адекватную реакцию. В дальнейшем все, что от меня тре­бовалось, — вспомнить ее умом, а не чувствовать. И с каж­дым разом я замечала неадекватную реакцию все быстрее и быстрее. В последние два случая мне удавалось остано­вить себя до осуществления этого старого, провального пат­терна: я не заставляла этих двух людей себя отвергать. Цель самотерапии — действовать зрело, когда чувствуешь себя, как ребенок.

В последние годы я часто замечаю за собой, что забываю упомянуть в письме к отцу ту или иную важную новость о нашей семье (повышение Берни и т.д.), что раньше, при моей компульсивности, было бы совершенно исключено. А однажды от отца пришло замечательное письмо, полное теплых слов с похвалой за какое-то мое достижение, и я почувствовала, как мои глаза наполняются слезами от вос­поминаний о старых огорчениях. Изменился ли мой отец за все эти годы? Может быть, я научилась общаться с ним по- другому, и ему стало легче выражать свое одобрение? Или он и раньше делал это в своих письмах:, а я просто не могла этого увидеть за плотной завесой неумеренных требований своего внутреннего ребенка? Этого я не знаю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.