Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл зрелости 2 страница




Начните жить настоящим моментом, и вы увидите: чем больше вы живете, тем меньше проблем, потому что теперь, когда ваша пустота стала цветением жизни, в этом нет необходимости. Когда вы не живете, эта же энергия прокисает. Та энергия, которая могла стать цветком, застывает. Не имеющая возможности цвести, она становится шипом в вашем сердце — одна и та же энергия.

Заставьте ребенка сидеть в углу и прикажите сидеть неподвижно, не шевелясь. Понаблюдайте, что произойдет. Всего несколько минут назад он был совершенно расслабленный, подвижный — теперь лицо его покраснело, потому что он должен напрягаться, сдерживать себя. Все его тело застыло, он будет пытаться пошевелиться там и здесь и захочет выпрыгнуть из себя. Вы принудили его энергию: теперь у нее нет цели, нет смысла, нет пространства для движения, негде расцветать и цвести; она застыла, замерзла, замерла. Ребенок переживает короткую смерть, временную смерть. А теперь, если вы не позволите ребенку снова бегать, играть и носиться по всему саду, он начнет создавать проблемы. Он будет фантазировать: в своем уме он создаст множество проблем и начнет бороться с ними. Он увидит злую собаку и испугается или представит себе привидение и начнет сражаться с ним и убегать от него. Теперь он создает проблемы. Та энергия, которая еще несколько минут назад плескалась повсюду, во всех направлениях, застыла и прокисает.

Если бы люди чуть больше танцевали, чуть больше пели, были немного сумасброднее, их энергия была бы более подвижной, и все их проблемы постепенно исчезли бы. Поэтому я так настаиваю на танцах. Танцуйте до получения оргазма! Позвольте всей своей энергии стать танцем, и вдруг вы обнаружите, что у вас нет никакой головы: застойная энергия из вашей головы охватила все ваше существо, порождая прекрасные образы, жесты, движения. Во время танца наступает момент, когда ваше тело перестает быть неподвижным; оно становится гибким, текучим. Во время танца наступает момент, когда вы перестаете ощущать границы собственного тела; вы таете, сливаетесь с космосом, ваши границы сливаются.

Понаблюдайте за танцором — вы увидите, что он превратился в сгусток энергии, у него больше нет жестких границ, больше нет рамок. Он вытекает за рамки себя, за рамки своей формы и становится более живым, все более и более живым. Но вы узнаете, что действительно происходит, только если танцуете сами: голова изнутри освобождается, вы снова ребенок. И вы больше не создаете никаких проблем.

Живите, танцуйте, ешьте, спите — и делайте все это настолько тотально, насколько возможно. И вспоминайте вновь и вновь: всякий раз, как вы поймаете себя на создании проблемы, вырывайтесь от нее, и немедленно. Как только вы создадите проблему, необходимо будет ее решать. И даже если вы найдете решение, из этого решения возникнет множество других проблем. Если упустите первый шаг, вы в ловушке. Как только вы заметите, что погружаетесь в проблему, берите себя в руки, бегите, прыгайте, танцуйте, но не погружайтесь в нее. Делайте что-нибудь, чтобы та энергия, которая создавала проблему, стала подвижной, освободилась, оттаяла, вернулась во вселенную.

У примитивных людей не бывает много проблем. В Индии я встречал примитивные племена, которые говорят, что вообще не видят снов. Фрейд был бы не в состоянии поверить, что такое возможно. Они не видят снов, и если иногда кому-нибудь что-нибудь приснится — а это редкое явление — то вся деревня постится и молится. Что-то пошло не так, случилось нечто неподобающее: человек видел сон.

Такого не бывает в их племенах, потому что они живут настолько тотально, что ничего не остается в их головах, чтобы завершить это во сне. Все, что вы оставляете незавершенным, должно быть завершено во сне; все, что вы не прожили, остается, как похмелье, и изживает само себя во снах. Вот что такое сон.

Целый день вы не перестаете думать. Это значит, что у вас больше энергии, чем вы используете для жизни, у вас больше энергии, чем требуется вашей так называемой жизни. Вы упускаете настоящую жизнь. Используйте больше энергии, тогда к вам будет поступать свежая энергия. Не будьте скупцом. Используйте все сегодня, пусть сегодняшний день будет полностью завершен. Завтра само позаботится о себе, не беспокойся о завтра. Беспокойство, проблемы, тревоги — все это говорит только об одном: вы живете неправильно, ваша жизнь пока еще не празднование, не танец, не веселье. Отсюда все проблемы.

Если вы действительно живете, эго исчезает. Жизни не ведомо эго, она умеет только жить, жить и жить. Жизни не ведомы ни «я», ни центр; жизни не ведомо разделение. Вы вдыхаете — и жизнь проникает в вас; вы выдыхаете — и проникаете в жизнь. Разделения нет. Вы едите, и деревья проникают в вас через свои плоды. Однажды вы умрете, вас похоронят в земле, и деревья впитают вас, и вы станете их плодами. И ваши дети съедят вас. А вы ели ваших предков; деревья превратили их в плоды. Вы считаете себя вегетарианцем? Не обманывайте себя при помощи внешних признаков — мы все людоеды!

Жизнь целостна. Она не перестает двигаться, она проникает в вас, она проходит через вас. По сути, говорить, что она проникает в вас, неправильно, потому что это кажется, как будто жизнь проникает в вас, проходит через вас. Вы не существуете — есть только приход и уход этой жизни. Вы не существуете, существует только жизнь в неисчислимом многообразии форм, в своей энергии, в миллионах восторгов. Когда вы осознаете это, позвольте этому осознанию быть единственным законом.

С этого момента начните жить, как будды. Если решите иначе, так тому и быть. На мой взгляд, это единственное возможное решение: «Я никогда больше не собираюсь обманывать себя. Я начну жить, как Будда, в пустоте. Я не буду пытаться занять себя бессмысленным делом. Я растворюсь».

 

Третий вопрос:

Ошо, я замечаю, что глубоко внутри я хочу, чтобы меня любили и воспринимали как величайшего из людей на планете, что я хочу стать самым знаменитым. И я чувствую себя уязвленным, когда меня отвергают. Что делать с этими мечтами?

 

Если ты осознал, что это мечты, тогда умойся и выпей чашку чая. Что можно сделать с этим? Мечты есть мечты, зачем беспокоиться? Но вы не понимаете, что это мечты.

Это естественно. Вы думаете, что это не мечты, потому и взволнованы. Иначе зачем волноваться? Если во сне ты заболел, ты пойдешь с утра к доктору? «Во сне я был очень болен, меня нужно лечить»? Ты никогда не пойдешь. Утром ты поймешь, что это был сон, а теперь ты проснулся! Какой смысл идти к доктору?

Но ты все еще не понял, что это мечты. Они реальны для тебя, отсюда все проблемы.

«Я замечаю, что глубоко внутри я хочу, чтобы меня любили». Если хочешь быть любимым — люби! Все, что ты даешь, возвращается. Если хочешь быть любимым, забудь о желании быть любимым. Люби, и любовь придет к тебе во множестве воплощений. Жизнь отражает, жизнь откликается, жизнь отвечает, что бы вы ни кинули в нее. Поэтому, если ты хочешь быть любимым, забудь о желании быть любимым, смысл совершенно в другом. Правило простое — люби.

Если ты хочешь, чтобы тебя воспринимали как величайшего из людей на планете, начни воспринимать каждого как величайшего из людей на планете, иначе как они будут воспринимать тебя как величайшего? Они хотят того же. Они не будут воспринимать тебя как величайшего, потому как что тогда будет с ними? Если ты величайший, тогда кто они? Никто не хочет быть кем-то еще.

 

Однажды случилось так. Мулла Насреддин беседовал с муллой. Они встретились спустя много лет. Оба были поэтами — извечными соперниками. Оба принялись хвастаться своими успехами.

«Ты не представляешь, Насреддин, как много людей читает меня теперь, — кичился его друг. — Число моих читателей удвоилось».

«О мой Бог! — воскликнул Насреддин. — Неужели ты женился?!»

 

Все хотят одного. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали как величайшего из людей на планете, возьмите за правило: делайте для других то, что хотите получить от них. Но это проблематично. Эго хочет, чтобы вы были величайшим из людей на планете, и никто другой. И вы чувствуете себя уязвленным, ведь все размышляют так же. Вы не можете понять простую истину. Они также ждут, что вы воспримете их как величайших людей.

 

Однажды я слушал Муллу Насреддина. Он произносил политическую речь.

Он говорил: «С трепетом обращаюсь я к аудитории, где все умнее меня — все вместе взятые то есть...»

 

Все хотят быть на вершине мира; весь мир — ваши конкуренты. Помните о том, что вы будете повержены. Один против целого мира — именно так.

Если вы понимаете, о чем идет речь, возможны два пути. Либо вы забываете про это, становитесь обычными, простыми, какие вы есть. Нет необходимости быть великим, единственное, что необходимо, — это быть настоящим. Величие — ложная цель. Быть настоящим...

Мне попался на глаза один слоган: «Будь реалистом, планируй чудо». Да, так и есть. Если вы действительно реалист, вы начинаете жить чудом. И чудо в том, что, если вы настоящий, вас не волнуют соревнования, соперничество. Кого это волнует? Вы наслаждаетесь едой, наслаждаетесь каждым вдохом, наслаждаетесь солнечным светом, звездами, наслаждаетесь жизнью, тем, что вы живы, — вы в полном созвучии, в гармонии с целым. Какой смысл в том, чтобы быть великим? Великие люди, так называемые великие люди, почти всегда лицемеры. Они вынуждены ими быть, они не могут быть настоящими. Они поддельные, потому что выбрали неправильную цель. Быть великим — цель эго, быть настоящим — существования.

Если вы хотите быть великим, вы будете находиться в постоянном конфликте. И, естественно, все будут делать вам больно. Не то чтобы все будут стараться сделать вам больно, просто они стремятся туда же, а вы стоите у них на пути.

Оставьте эту мышиную возню. Сядьте под деревом у дороги. Как невыразимо прекрасно и тихо. Иначе будьте готовы к боли.

 

Некий политик имел обыкновение заходить ко мне. Одно время он был президентом Национального Конгресса Индии, большим человеком в Индии.

Он говорил: «Я такой простой человек. Почему люди распускают обо мне грязные слухи? Почему они хотят оскорбить меня?»

Я ответил ему: «Никто не хочет оскорбить тебя. Ты просто стоишь у них на пути. Они тоже хотят стать президентами великих партий, но ты стоишь у них на пути. Они вынуждены оттолкнуть тебя». Я сказал ему: «Вспомни, как ты поступал с прошлым президентом. Теперь они делают то же самое с тобой — насмехаются».

 

Как только вы оказались у власти, вас начинают непрестанно тянуть и сталкивать. Это неизбежно.

Рамакришна любил рассказывать эту прекрасную историю...

 

Как-то птица летела с мертвой мышью, а двадцать или тридцать птиц преследовали ее. Птица была очень обеспокоена.

«Почему? Я ничего не сделала им, я просто несу свою мертвую мышь. Почему они все преследуют меня?»

И птицы напали на нее, и в жестокой схватке, в борьбе птица открыла клюв и выронила мышь. И сразу же все бросились за мышью и забыли о птице.

А она села на дерево и задумалась.

 

Они были не против нее. Они хотели того же — они хотели мышь.

Если вам делают больно, откройте клюв. Должно быть, вы несете мертвую мышь! Бросьте ее! А затем сядьте; если можете, сядьте на дерево или под ним и задумайтесь. И вдруг вы обнаружите, что они забыли о вас. Вы их больше не интересуете. И никогда не интересовали. Эго — мертвая мышь.

 

Старшая дочь Джонса недавно родила замечательного малыша, и отец принимал поздравления.

Тем не менее, он выглядел подавленным, и один из друзей спросил: «Что случилось, Джонс? Тебе не нравится быть дедом?»

Джонс издал протяжный вздох. «Нет, — сказал он. — Это меня беспокоит не так сильно. Но как оскорбительно ложиться в постель с бабушкой».

 

Понаблюдайте за умом — как он создает проблемы. Женщина та же, но теперь она стала бабушкой, и это оскорбительно.

Вас ранят ваши собственные идеи. Если вас действительно беспокоит ваше личное благополучие, вам следует понять: никто не ранит вас, кроме ваших собственных идей. Отбросьте их.

Или если вы и так хорошо себя чувствуете, не беспокойтесь о ранах. Терпите. Но примите решение внутри себя: если вы хотите идти по пути эго, если вы хотите стать величайшим в мире, тогда все будут стремиться доказать, что вы худший. Имейте мужество и смелость, чтобы выдержать все это. Это бессмысленно, но если вы выбираете такой путь, то это ваш выбор. Если же вы на самом деле хотите благополучия, внутреннего спокойствия, тишины и блаженства, тогда эти раны знаковые: вы придерживаетесь неправильных идей. Отбросьте их.

 

Последний вопрос:

Ошо, у меня нет вопросов — только чувство безнадежности. Я не могу придавать большое значение своим вопросам, я чувствую, что они исходят из чего-то непрочного и ненастоящего.

 

«У меня нет вопросов — только чувство безнадежности». Как появляется это чувство? Ты, наверное, слишком много надеялся. Оно возникает из слишком больших надежд.

Если вы не надеетесь, всякая безнадежность исчезает. Если вы ожидаете слишком многого, разочарование неизбежно. Если вы стремитесь преуспеть, вы потерпите неудачу. Как вы ни будете напрягаться, случится обратное.

Ты, должно быть, слишком упорно стремился к воплощению какой-либо мечты — в этом случае появляется безнадежность. Если ты на самом деле хочешь избавиться от безнадежности — а этого хотят все, — тогда избавься от надежды. Отбрось всякую надежду, и вдруг ты обнаружишь, что вместе с надеждой исчезла и безнадежность. И человек приходит к внутреннему умиротворению, в котором нет ни надежды, ни безнадежности. Человек становится уравновешенным, безмятежным, спокойным, собранным — глубокое вместилище энергии, хранилище энергии и спокойствия.

Но для этого тебе придется пожертвовать надеждой. Сам вопрос показывает, что ты все еще надеешься. Продвинься немного глубже и дальше: если ты действительно безнадежен, безнадежность исчезнет.

Позвольте мне сказать это несколько иначе. Когда человек говорит, что он безнадежен, он говорит, что все еще цепляется за ту самую надежду, которая оказалась бесплодной, которую в принципе невозможно воплотить. Но человек все еще продолжает держаться за нее, надеется вопреки всякой надежде. Продолжением этого становится безнадежность.

Не надейтесь ни на что. Это бесполезно, потому что все, на что вы могли надеяться, уже дано. На что еще вы можете надеяться?

Ты здесь, все здесь, целое существование. Но вы не цените этого, вы мечтаете о какой-то мертвой мыши — об упоении властью, о самоутверждении, о всемирной славе. Это неисполнимо. Даже Александр потерпел поражение. Даже Александр умирает нищим, бедняком, потому что все ваши накопления у вас отбираются — вы уходите с пустыми руками. С пустыми руками вы приходите, с пустыми руками вы уходите.

Так зачем тогда волноваться о славе, о богатстве, о власти — духовных или материальных? Просто будьте. Бытие — величайшее чудо. Повернитесь внутрь себя, что Будда называет параврити. Повернитесь, полностью повернитесь, тотально повернитесь — и вдруг вы настолько полны радости, что больше ничего и не нужно. Более того, вы имеете столько, что вам захочется излить это на других.

Но все так и движется из одной крайности в другую. Если вы надеетесь, мало-помалу маятник перемещается к безнадежности. Если вы слишком сильно влюблены в жизнь, мало-помалу вы приближаетесь к суициду. Если вы излишне религиозны, со временем вы становитесь атеистом. Маятник не перестает двигаться к противоположности. Где-то посередине необходимо остановиться.

Если вы остановитесь посередине, вместе с вами остановится время. А когда время останавливается, все надежды, все желания исчезают. Вы начинаете жить сейчас. Сейчас — единственное время, и здесь — единственное пространство.

Позвольте мне рассказать вам одну историю. Это замечательный еврейский анекдот.

 

Юный Сэмми Московиц купил мотороллер, но он воспитывался в строгой ортодоксальной манере, поэтому не был до конца уверен, приличествует ли ортодоксальному еврею разъезжать на мотороллерах. Он решил, что лучшим выходом будет пойти к своему достопочтенному раввину, чтобы тот обучил его барухе, традиционной молитве благословения, чтобы прочитать ее над мотороллером, прежде чем ехать на нем. Безусловно, в этом случае ездить на мотороллере будет пристойно.

Таким образом, он пришел к раввину и сказал: «Ребе, я купил мотороллер и хотел бы узнать, не мог бы ты научить меня барухе, чтобы я каждое утро читал ее над ним?»

Раввин спросил: «А что такое мотороллер?»

Сэмми объяснил, и раввин покачал головой: «Насколько я знаю, для таких случаев не существует подходящей барухи, но я подозреваю, что кататься на мотороллере — грех. Я запрещаю тебе делать это».

Сэмми был очень подавлен: он всей душой жаждал покататься на мотороллере, который обошелся ему в кругленькую сумму. Ему в голову пришла одна мысль: почему бы не спросить мнения другого раввина, не ортодоксального, а лишь всего-навсего консервативного?

Он нашел консервативного раввина, который, в отличие от ортодоксального, был не в традиционной длинной накидке, а в темном деловом костюме. Консервативный раввин спросил: «Что такое мотороллер?»

Сэмми объяснил. Рабби задумался на минуту, а потом сказал: «Думаю, нет ничего плохого в том, чтобы ездить на мотороллере. Но я не знаю ни одной подходящей барухи на этот случай, так что, если без нее совесть твоя неспокойна, не езди на нем».

Сэмми отправился на окраину города и встретил ребе Ричмонда Эллиса в бриджах, который направлялся на поле для игры в гольф на своем мотороллере.

Сэмми чрезвычайно оживился: «Еврею можно ездить на мотороллере? Я купил себе, но не знаю...»

«Конечно, парнишка, — ответил тот. — В этом нет ничего дурного. Катайся на здоровье».

«Тогда расскажи мне подходящую баруху».

Новомодный раввин задумался и спросил: «А что такое баруха

 

Все движется из крайности в крайность! Ортодоксальный раввин не знает, что такое мотороллер, а передовому неизвестно, что такое баруха. Из религии, чрезмерно догматичной религии, выходят чрезмерно нерелигиозные люди. Когда они покидают церковь, они становятся проститутками.

Где-то в глубине необходим баланс. Прямо посередине, точно посередине выход за пределы.

Ты жил с надеждой. Но надежды не оправдались, и теперь ты живешь в безнадежности. Пусть и безнадежность не оправдается — отбрось и надежду, и безнадежность. Выйди за пределы этих отношений, которые живут в будущем. Живи здесь и сейчас! Жить надеждой — жить в будущем, а это значит откладывать жизнь. Это не путь жизни, это путь самоубийства. Незачем надеяться, и незачем пребывать в безнадежности. Живите здесь и сейчас. Жизнь — невероятное блаженство, она изливается здесь, а вы смотрите куда-то еще. Она прямо перед глазами, но ваши глаза устремлены вдаль, они смотрят на горизонт. Она внутри вас, но вы не здесь.

Я не за надежду, я не за безнадежность. Я против любых крайностей. Все крайности бесплодны.

Будда говорил: «Мой путь — это серединный путь, маджхим никайя». Это путь трансценденции.

 

Достаточно на сегодня.

 

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.