КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные термины и определения. Энергетика – область народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование
ЭНЕРГЕТИКА – область народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Ведущая область энергетики – электроэнергетика.
ТОПЛИВО – горючее вещество, основной составной частью которого является углерод, применяемое с целью получения при его сжигании тепловой энергии. По происхождению топливо делится на природное (нефть, уголь, природный газ, горючие сланцы торф, древесина) и искусственное (кокс, моторные топлива, генераторные газы и др.), по агрегатному состоянию – на твердое, жидкое и газообразное. Основная характеристика топлива – теплота сгорания. В связи с развитием техники термин («топливо» стал применяться в более широком смысле и распространился на все материалы, служащие источником энергии (например, ядерное топливо).
УСЛОВНОЕ ТОПЛИВО – принятая при технико-экономических расчетах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива. Теплота сгорания 1 кг твердого топлива (или 1 м3 газообразного) - 7000 ккал. Для сравнения – каменный уголь - 7200-8750 ккал/кг, нефть - 10400-11000 ккал/кг, природный газ - 9500-10000 ккал/дм3.
СОЛНЦЕ – центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар. Химический состав: водород - 90%, гелий - 10%, остальные элементы - менее 0,1% Источник солнечной энергии - ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца, где температура превышает 10 млн. К. Земля, находящаяся на расстоянии 149 млн. км от Солнца, получает около 2-1017 Вт солнечной лучистой энергии. Солнце - основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земном шаре. Вся биосфера, жизнь существует только за счет солнечной энергии.
МИКРОМЕТР – дольная единица длины СИ. Равная 10-6 м; обозначается мкм.
СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ – электромагнитное излучение Солнца. Электромагнитное излучение охватывает диапазон длин волн от гамма-излучения (< 10-4 мкм) до радиоволн (> 100 мкм), его энергетический максимум приходится на видимую часть спектра (0,46 мкм).
ВЕТЕР – движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением.
ВОДА – одно из самых распространенных веществ в природе (гидросфера занимает 71% поверхности Земли). Без воды невозможно существование живых организмов.
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ – предприятие, производящее электрическую, а в отдельных случаях и тепловую энергию. В зависимости от источника энергии различают ТЭС (топливные электростанции), ГЭС (гидроэлектростанции), АЭС (атомные электростанции).
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (ПЕРВИЧНЫЕ) – совокупность различных видов топлива и энергии (продукция нефтедобывающей, газовой, угольной, торфяной и сланцевой промышленности, электроэнергия атомных и гидроэлектростанций, а также местные виды топлива), которыми располагает страна для обеспечения производственных, бытовых и экспортных потребностей.
ГЕОТЕРМАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – запасы глубинного тепла Земли. Различают гидрогеотермальные (термальные воды) и петрогеотермальные (сухие горные породы, нагретые до 350 0С и более) ресурсы.
НЕТРАДИЦИОННЬЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ (ЭНЕРГОРЕСУРСЫ) – энергия солнца, ветра, тепла земли, природного градиента температур, естественного движения водных потоков, биоэнергия.
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ – нагрев внутренних слоев атмосферы (Земли, Венеры и др. планет с плотными атмосферами), обусловленные прозрачностью атмосферы для основной части излучения Солнца (в оптическом диапазоне) и поглощением атмосферой основной (инфракрасной)
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
РАСТОЧИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ – систематическое использование энергии с превышением технологических норм, несоблюдением действующих правил эксплуатации производственных и коммунально-бытовых объектов, в том числе из-за бесхозяйственности, некомпетентности обслуживающего персонала и т.д.
ТАРИФЫ – система ставок, по которым взимается плата за услуги.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ – орган исполнительной власти региона, осуществляющий государственное регулирование тарифов на энергетическую и тепловую энергию на потребительском рынке энергии.
КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ – характеристика эффективности системы (устройства машины) в отношении преобразования энергии; определяется соотношением полезно используемой энергии (превращенной в работу при циклическом процессе) к суммарному количеству энергии, переданному системе.
ВАТТ – единица мощности СИ; обозначается Вт. 1 Вт = 107 Эрг/с = 0,102 кгс∙м/с = 1,36∙10-3 л.с. В технике широко применяют кратные единицы; киловатт (1 кВт = 103 Вт) и мегаватт (1 МВт = 106 Вт).
КИЛОВАТТ-ЧАС – внесистемная единица энергии или работы, применяется преимущественно в электротехнике, обозначается кВт∙ч I кВт∙ч = 3,6∙106 Дж.
ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ (ТЕПЛОТА ГОРЕНИЯ) – количество теплоты (в Дж или кал), выделяющееся при полном сгорании топлива.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие человеческого общества всегда было связано с энергетикой: чтобы добыть руду, выплавить металл, построить дом, сделать любую вещь, - нужно затратить энергию. А потребности человечества непрерывно растут. Ученые и изобретатели уже давно разработали многочисленные способы производства энергии, в первую очередь -электрической. Однако известно, что получить энергию, пригодную для использования, можно только за счет ее преобразования из других форм. Большую часть электрической энергии получают при сжигании топлива в котлах тепловых электростанций. При этом примерно 2/3 энергии, запасенной в топливе, безвозвратно теряется. Попросту говоря - улетает в трубу. К сожалению, запасы используемых видов топлива (уголь, нефть, природный газ) не безграничны. Миллионы лет понадобилось природе, чтобы создать запасы топлива, а расходуются они гораздо быстрее. По оценкам экспертов разведанных запасов топлива хватит примерно на 175 лет. Конечно, будут разведаны новые месторождения, но будет и возрастать потребление энергии. Если даже эксперты и ошиблись, все равно запасы топлива не беспредельны, они будут рано или поздно исчерпаны. Человечеству приходится уже сегодня искать новые источники энергии. Самым заманчивым, конечно, является использование "'вечных", возобновляемых источников энергии - энергии солнца, ветра, воды, геотермальной энергии. Вряд ли значительным в ближайшие годы будет вклад в мировой энергетический баланс этих источников энергии, но доля эта будет очень важна. В последнее время изменились приоритетные направления развития общества и, следовательно, энергетики, что привело к возникновению ряда проблем, связанных с несоответствием прежнего экономического механизма новым целям. Для энергетики прошлых лет было характерно: · крайне низкие цены на энергоресурсы и энергию; · централизованное распределение всех ресурсов; · приоритетное обеспечение энергией тяжелой и оборонной промышленности. Происходящие в России изменения экономических отношений потребовали коренных реформ в энергетическом секторе, которые выявили ряд "наследственных" проблем, наиболее тяжелые из которых: · искаженные цены на энергоресурсы и энергию; · кризис угольной промышленности; · искаженная система расчета с потребителями энергоресурсов; · устаревшее производственное оборудование; · кризис неплатежей; · монополия энергопроизводителей; · отсутствие надежной системы контроля загрязнения окружающей среды; · расточительное использование энергии в промышленности и в быту. Тревожная ситуация, сложившаяся в энергетическом хозяйстве страны, требует такой энергетической стратегии, которая позволила бы предотвратить дальнейшее углубление энергетического кризиса и обеспечить энергетическую безопасность России в условиях переходного периода. Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденные Указом № 472 Президиума РФ от 7.05.95 г., определяют следующие приоритеты: · создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений; · расширение экспорта продукции топливно-энергетического комплекса; · уменьшение негативного воздействия энергетики на окружающую природную среду; · создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Энергосбережение возведено в ранг государственной политики. За счет активного энерго- и ресурсосбережения можно решить экономические, экологические, научно-технические и социальные проблемы страны, области, города, семьи. Кроме широкого использования энергосберегающего оборудования, материалов и малоэнергоемких технологий, вовлечения в хозяйственный оборот альтернативных экологически чистых источников энергии, а также местных видов топлива, важное, если не решающее значение, имеет учет того обстоятельства, что достичь в скором времени ощутимых результатов можно, лишь обеспечив широкое участие в проведении политики энергосбережения всех слоев общества от школьника до пенсионера. Проблема энергосбережения – это сложная и многоплановая проблема, включающая в себя многие аспекты: от политических до технологических и технических. Без формирования в стране культуры разумного энергосбережения у всех слоев населения - от школьника до руководителя предприятия - невозможна реализация основных положений Федерального и региональных законов об энергосбережении. На сегодняшний день в общественном сознании существует ряд обыденных ложных стереотипов по поводу энергопотребления, типа: "Энергоресурсы у нас есть и их много, на наш век хватит", "Мы платим за то, что потребляем и платим из своего кармана" и т.д. Стереотип богатой и неисчерпаемой страны, который долгое время внедрялся в психику, привел к своеобразной браваде расточительства. Мы бедные потому, что слишком богатые. Но богат тот, кто экономит и не пускает свое богатство по-ветру. Мы уже оказались у той черты, когда научиться считать - это уже нравственный долг и обязанность перед будущим. Важно сформировать новое мышление энергопотребления, которое можно выразить так: "Будущее наших детей и внуков будет зависеть оттого, что мы им оставим в наследство"; "Энергоресурсы ограничены самой природой, цена на них всегда высока и будет постоянно расти"; "Мы платим не только за то, что потребляем, но и за то, что расходуем"; "Абсолютно за все товары и услуги, включающие, в том числе и затраты на все виды энергии, платят в конечном итоге не производители, а потребитель, то есть каждый человек" и т.д. Формировать общественное сознание - дело не сиюминутное, требующее длительного времени и многих усилий. Одно из направлений - включение в образовательные программы всех уровней курса по энергосбережению. Именно для этой цели и написано данное методическое пособие. Пособие может быть использовано при подготовке курсов по физике, химии, экономики, другим социально-политическим предметам. Кроме того, пособие можно использовать для разработки учебных заданий.
Раздел 1
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |