Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старение. Недостаточное внимание к человеческому фактору




Недостаточное внимание к человеческому фактору

Серьезной причиной снижения темпа роста производительности является недостаточное внимание как со стороны деловых кругов, так и со стороны правительства к пробле­мам качества трудовых ресурсов.

Со стороны правительства это проявляется в том, что на образование выделяется недостаточно финансовых ресурсов.

На производстве работники недостаточно вовлекаются в управление, они рассматриваются как своего рода "переменные" величины. Основное внимание концентрируется на таких показателях, как прибыль, доходы на акцию, затраты. Повышению квалификации работников, их моральному сти­мулированию при этом уделяется второстепенное внимание.

Многие менеджеры только на словах, но не на деле ориен­тировались на развитие трудовых ресурсов, соответствующих методов управления.

А ведь именно недостаточное внимание к развитию трудо­вого потенциала станет важнейшим сдерживающим фактором сохранения конкурентоспособности США на высоком уровне.

Пятая причина снижения производительности, о которой каждый знает или догадывается, это старение. Попросту говоря, население США в целом становится старше.

"Экономика США, - как отмечает Ч. Киндельбергер, профессор экономики Массачусетсского технологического института, - становится старше, у нее появляются признаки склероза или климакса".

В пору "юности" нация голодная, активная, работящая, ориентирована на достижение целей, прагматична. Она сравнительно мало обращает внимания на правила, традиции, процедуры, ограничения. Вдохновляет дух развития и роста.

Затем нация стареет. На первое место выходит безопасность. Защита того, что уже имеется, распределение. Расхо­дование имеющихся средств выходит на первое место в списке приоритетов. Появляются группы, заинтересованные в получении как можно большей части общественного "пиро­га". Областями, которым уделяется первостепенное внима­ние, становятся юриспруденция, составление инструкций и т.д. Возникает негативное отношение к молодым людям - ведь они хотят сделать карьеру, выдвинуться и составляют конкуренцию кадровым работникам.

Можно выделить 6 основных симптомов, которые позволяют говорить о том, что США вступили в фазу старения.

А. Снижение готовности осуществлять изменения на нацио­нальном уровне.

Снижение готовности быстро переключаться на развитие высокопроизводительных отраслей.

Дефицит бюджета и рост субсидий.

Усиление трудностей в присоединении к различным профе­ссиональным группам.

Неэффективность прежде эффективных методов макроэкономического регулирования.

Б. Ослабление готовности к переменам на уровне фирм и профсоюзов,

Трудности с внедрением новых методов.

Тенденция к сохранению привилегий.

Жесткая классификация работ и обилие инструкций.

Предпочтение узким специалистам по сравнению со специа­листами широкого профиля.

Развитие функциональной специализации, протекционизм.

В. Ориентация на изменение "условий торговли", а не на повышение эффективности.

Манипуляция с обменными курсами.

Силовой нажим на партнеров.

Протекционизм - квоты, тарифы, защиты.

Г. Передача большого числа регулирующих функций прави­тельству.

Увеличение доли ВНП, идущей на содержание госаппарата.

Увеличение числа конгрессменов и комитетов.

Усиление вмешательства государства в экономику.

Увеличение числа людей, получающих пособия.

Д. Преимущественная ориентация на краткосрочные, а не на долгосрочные цели.

Ориентация на получение краткосрочных прибылей.

Недостаточные инвестиции в образование и профессиональ­ную подготовку.

Низкий уровень накопления, рост потребительских расходов, снижение объема инвестиций.

Негативное отношение к добросовестным работникам.

Боязнь идти на риск.

Е. Увеличение числа привилегий.

Рост числа "ассоциаций" и профессиональных обществ.

Рост числа "законных" привилегий.

Увеличение масштабов лоббистской деятельности.

По оценкам специалистов, США проявляют все те признаки "стареющей" экономики и государства, которые наблю­дались ранее во многих других странах, например в Великобритании.

Означает ли это, что США неизбежно обречены на длитель­ный спад и лучшее, что можно сделать, - это плыть по тече­нию. Видимо, нет. Выход есть, нужно только своевременно осуществить необходимые изменения, перегруппировать си­лы, использовать резервы.

США, конечно, не первая страна-лидер, которая сталкивает­ся с вызовом соперников. Тойнби характеризовал взлеты и падения стран как серии успешных "вызовов и ответов на вызовы".

Сейчас США находятся в наивысшей по сравнению с други­ми точке. Образно говоря, позиции стран на скале прогресса характеризуются уровнем производительности, а скорость, с которой они поднимаются вверх, - темпом роста произво­дительности труда.

Движение США сейчас замедлилось по сравнению с соперниками. Поэтому возникают вопросы:

1. Является ли замедление роста "творческой паузой" перед новым рывком?

2. Или США готовы сдаться и уступить свои позиции соперникам?

Ответа на эти вопросы пока нет, но исторический опыт, к которому мы обращаемся, может дать ключ к поиску этого ответа.

Часть III. Историческая перспектива - Глава VII Уроки истории: установки лидера

История полна примеров расцвета и разорения городов и стран. Шумерское царство, Вавилон, Ассирийское царство, Египет, Персия, Финикия, Карфаген, Афины, Рим, Китай, Индия, Венеция, Испания, Антверпен, Португалия, Амстер­дам, Нидерланды, Франция - все эти свободные города и го­сударства обладали в свое время огромным могуществом и богатством, а затем по различным причинам теряли завоеванные позиции. Последний пример расцвета и упадка - Бри­танская империя.

В этой связи возникает ряд вопросов:

1. Как страны создают огромную экономическую и воен­ную мощь?

2. Почему они теряют это могущество? Что они делают не­правильно?

3. Было ли известно о том, что случится, заранее?

4. Почему не предпринимались усилия по исправлению по­ложения, если опасность осознавалась?

5. Какие ошибки допускали правители? Какова была сила соперников?

Мы уверены в том, что изучение экономической истории различных стран может быть полезно для выработки мер по возрождению конкурентоспособности американской эконо­мики.

Во-первых, анализ экономической истории различных стран должен помочь преодолеть иллюзии о неуязвимости США, а также заблуждение относительно того, что США всег­да будут устанавливать правила развития мировой экономики.

Во-вторых, американцы могут извлечь из этого опыта полезные "уроки" для выработки стратегии, направленной на сохранение лидерства. Экономика, как показывает исто­рия, является одной из наиболее могущественных сил, соз­дающих любую цивилизацию. Поэтому развал экономики приводит к падению государства.

В-третьих, экономическая история и анализ опыта других стран могут помочь американцам избежать близорукой ори­ентации на использование опыта одних лишь западных стран. Следующее столетие будет, по-видимому, "веком тихоокеан­ских стран". Поэтому необходимо понять историю цивилиза­ций стран Азии, которые существовали за тысячи лет до об­разования США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.