Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список сокращений 2 страница




[81] Ср. исключительно важные замечания о "нормальных полисах" и "полисах-гигантах" в работе: Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии... С. 76 и след.

[82] Нам уже приходилось писать о ключевых особенностях древнегреческого менталитета (в сопоставлении с римским). См.: Суриков И.Е. Камень и глина: к сравнительной характеристике некоторых ментальных парадигм древнегреческой и римской цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций мира (междисциплинарный подход). М., 2000. С. 273 — 288.

[83] Э. Бадиан считает, что также и беотийские Платеи были в конце VI в. до н.э. инкорпорированы в афинский полис. См.: Badian Ε. From Plataea to Potidaea: Studies in the History and Historiography of the Pentecontaetia. Baltimore, 1993. P. 109 ff. Однако это весьма спорная точка зрения.

[84] Ср.: Tarkiainen Т. Die athenische Demokratie. Zürich; Stuttgart, 1966. S. 113; Berthold R.M. The Athenian Embassies to Sardis and Cleomenes' Invasion of Attica // Historia. 2002. Bd. 51. Ht. 3. S. 265.

[85] См. об этом: Mitchell LG., Rhodes P.J. Friends and Enemies in Athenian Politics // G&R. 1996. Vol. 43, № 1. P. 11 —30.

[86] Ср.: McGregor M.F. The Pro-Persian Party at Athens from 510 to 480 B.C. // Athenian Studies Presented to W.S. Ferguson. Cambridge (Mass.), 1940. P. 87; Thomsen R. The Origin of Ostracism: A Synthesis. Copenhagen, 1972. P. 123; Littman R.J. Kinship and Politics in Athens 600-400 B.C. N.Y., 1990. P. 155 ff.

[87] О характерной для полиса в целом исключительно большой роли институциональных элементов см.: Hansen М.Н. The Athenian Ecclesia II: A Collection of Articles 1983- 1989. Copenhagen, 1989. P. 263-269.

[88] Именно так цитирует труд Геродота Аристотель (Rhet. 1409а27), который был знаком с его ранними рукописями. Ср. также: Strab. XIV. 656.

[89] Об оказавшемся чрезвычайно плодотворным для древнегреческой цивилизации сосуществовании и противоборстве индивидуалистической и коллективистской тенденций см.: Starr Ch. C. The Origins of Greek Civilization 1100-650 B.C. L.,1962. P. 300 ff.; Idem. Individual and Community: The Rise of the Polis, 800-500 B.C. N.Y.; Oxford; 1986; Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии... С. 134 и след.

[90] Прекрасный анализ этого феномена см. в работе: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII — V вв. до н.э. Л., 1985.

[91] Это, кстати, стало предметом рефлексии уже у такого раннего автора, как Гесиод (Орр. 25 — 26): Зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник; Нищему нищий, певцу же певец соревнуют усердно.

[92] Подробнее об этом см. в недавнем исследовании: Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). СПб., 2001. С. 123ислед. (с указаниями на литературу вопроса).

[93] М. Финли, склонный, на наш взгляд, недооценивать роль религиозного фактора в политической жизни античной Греции (Finley M.I. Early Greece... P. 101; Idem. Politics... P. 30, 93 — 95), замечает, что чаще последовательность событий была такой: вначале намечали те или иные меры, а потом уже обращались за консультацией к оракулу, как бы ожидая санкции на действия, которые были решены и без того. Но, во-первых, так было не всегда. Например, спартанцы, отличавшиеся истовой набожностью, вполне могли отменить запланированное, если такова была воля богов. Во-вторых, все-таки божественная санкция была необходима — если не ante factum, то по крайней мере post factum — практически в любом случае.

[94] Нам трудно согласиться с тезисом (в отечественном антиковедении разделяемым И.А. Макаровым, см.: Макаров И.А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII—VI в. до н.э. // ВДИ. 1995. № 4. С. 123—124) о том, что никакой специфической дельфийской идеологии, дельфийской этики, "дельфийского духа" просто никогда не существовало, что это — не более чем литературная фикция. Будь это действительно так, пришлось бы представить жречество пифийского храма некой абсолютно беспринципной, циничной и своекорыстной корпорацией, озабоченной лишь возрастанием собственных доходов и готовой ради этой цели служить "и вашим, и нашим". Но ведь тогда окажется совершенно непонятным, на чем же зиждился пресловутый дельфийский авторитет. А уж факт этого авторитета, который остался практически незыблемым даже после двусмысленной позиции оракула в годину Греко-персидских войн, думается, никому не придет в голову отрицать или объявлять фикцией.

[95] Ср.: Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 333 (сделанные там наблюдения относятся, как нам представляется, ко всей античности — не только к Риму, но и к Греции).

[96] Ср.: Donlan W. The Relations of Power in the Pre.State and Early State Polities // DP AG. P. 44-45.

[97] Ср.: Purcell N. Mobility and the Polis // GC. P. 58.

[98] Ряд знатных афинян (Солон, Алкмеон, Мильтиад Старший) поддерживали ксенические отношения с лидийскими царями из династии Мермнадов (подробнее см.: Суриков И.Е. Гостеприимство Креза и афиняне // ЗОГАМ. С. 72 — 79). Мильтиад Младший взял в жены Гегесипилу, дочь фракийского царя Олора (Herod. VI. 39; Plut. Cim. 4). Кстати, именно таким образом фракийское имя Олор попало в афинский род Филаидов (представителем этого рода был впоследствии великий историк Фукидид, сын Олора). Примеры подобного же рода можно было бы множить и далее.

[99] С.Я. Лурье называет это "консервативной юридической фикцией" (Лурье С.Я. Антифонт: творец древнейшей анархической системы. М., 1925. С. 18).

[100] Ср.: Жигунип В.Д. Очерки античной естественной истории (от Гомера до Анаксагора и его последователей) // Μνήμα: Сб. научн. тр., посвященный памяти проф. В.Д. Жигунина. Казань, 2002. С. 57 - 58.

[101] К итогам имеющей уже вековую историю дискуссии о соотношении религии и политики, рациональных и иррациональных начал в греческом полисе см.: Murray О. Cities of Reason // GC. P. 1 — 25.

[102] Хотя некоторые нюансы убеждают в том, что и к Древнему Востоку следует подходить более дифференцированно. Так, в древней Месопотамии, по наблюдению крупнейшего специалиста по истории этого региона Лео Оппенхейма, "влияние религии на отдельных людей и на общество в целом не имело существенного значения... Человек жил в чрезвычайно умеренном религиозном климате". См.: Оппенхейм A.A. Древняя Месопотамия: 2-е изд. М., 1990. С. 139.

[103] К правильной оценке этого места см.: Sourvinou-Inwood Chr. What is Polis Religion? // GC. P. 295 — 332; Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии... С. 309. Впрочем, во взглядах Ю.В. Андреева на греческую религию и религиозность есть много такого, с чем мы никак не можем согласиться (нашу критику см.: Суриков И.Е. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н.э. М., 2002. С. 46 — 51). Отметим также блестящую работу, в которой роль религиозных факторов в становлении греческого полиса освещена и оценена наконец в полной мере и на современном научном уровне: Polignac F. de. La naissance...

[104] Изучением этой религиозности плодотворно занимался М. Нильссон — один из крупнейших в XX в. специалистов по древнегреческой религии. См. прежде всего: Nilsson Μ.P. Greek Piety. Oxford, 1948, а также многочисленные наблюдения, разбросанные по фундаментальному труду. Idem. Geschichte der griechischen Religion: 2. Aufl. München, 1955. Bd. 1.

[105] Удобный (хотя и не совсем полный) перечень этих характеристик см.: Finley M.I. Foreword // Greek Religion and Society. Cambridge, 1985. P. XIII-XX.

[106] Ehrenberg V. The People of Aristophanes: 2nd ed. Oxford, 1951. P. 253 ff.; Flaceliere R. La vie quotidienne en Grece au siecle de Pericles. P., 1960. P. 236 s.; Vernant J.-P., Vidal-Naguet P. Mythe et tragedie en Grece ancienne. P., 1986. T. 2. P. 22-23.

[107] См., в частности: Sourvinou-Inwood Chr. What is Polis Religion? P. 302.

[108] О некоторых аспектах политической деятельности этих дадухов см.: Суриков И.Е. Два очерка об афинской внешней политике классической эпохи // Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Казань, 2000. С. 101 и след.

[109] Высказывалось мнение, что еще в дворцовых царствах догреческого Крита государственное устройство тоже было теократическим. См.: Андреев Ю.В. Между Евразией и Европой (К вопросу об исторической специфике минойской цивилизации) // ВДИ. 1995. № 2. С. 98. Это обстоятельство, если оно соответствует действительности, тоже не могло не повлиять на характер складывавшихся ахейских властных структур.

[110] Ср.: Finley M.I. Early Greece... P. 129.

[111] Подробнее см.: Ehrenberg V. From Solon to Socrates: Greek History and Civilization during the 6th and 5th Centuries B.C. L., 1968. P. 48-54; Littman R.J. Kinship in Athens // Ancient Society. 1979. Vol. 10. P. 11; Колобова K.M. Возникновение и развитие Афинского государства. Л., 1958. С. 10; Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н.э. М., 1964. С. 139-145; Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 16.

[112] Adkins A.W.H. Moral Values and Political Behaviour in Ancient Greece: From Homer to the End of the Fifth Century. L., 1972. P. 97; Kerferd C.B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1984. P. 163.

[113] Еще более красочно этот же эпизод описывает Плутарх (Aristid. 17-18).

[114] Об идеологическом кризисе периода Пелопоннесской войны подробнее см.: Levy Ε. Athènes devant la défaite de 404: Histoire d'une crise idéologique. P., 1976; Суриков И.Ε. Эволюция религиозного сознания... С. 13 и след.

[115] Наиболее подробно см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1994. Кн. 2. С. 511 и след.

[116] Там же. С. 510. Курсив принадлежит А.Ф. Лосеву.

[117] Напомним известный пассаж Геродота (ΙΙ. 53) о Гесиоде и Гомере: "Они-то впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и крут деятельности и описали их образы". Данное суждение представляется, безусловно, преувеличенным: ведь не изобрели же Гомер с Гесиодом всю греческую мифологию "с нуля"! Они опирались на предшествующую легендарную традицию, восходившую еще к ахейской эпохе. Тем не менее роль великих эпиков в формировании религиозных представлений греков все-таки следует признать весьма значительной.

[118] Grube G.M.A. Euripides and the Gods // Euripides: A Collection of Critical Essays. Englewood Cliffs, 1968. P. 37; Каждан А.П. Религия и атеизм в древнем мире. М., 1957. С. 184; Суриков И.Е. Эволюция религиозного сознания... С. 38.

[119] Подробнее см.: Суриков И.Е. Эволюция религиозного сознания... С. 93 и след. Здесь при изложении мы берем за основу идеи, высказанные в упомянутой работе.

[120] И еще раз отметим, что особенно скрупулезно к соблюдению этого обычая относились те же спартанцы. Так, чтобы привлечь на свою сторону знаменитого прорицателя Тисамена из Элиды, они пошли даже на уникальный, беспрецедентный в своей истории шаг — сделали его полноправным спартанским гражданином (Herod. IX. 33-35).

[121] Заметим, что после того, как полнолуние наступило, спартанский отряд совершил настоящий марш-бросок к Марафону, двигаясь чрезвычайно быстро (Herod. VI. 120), и лишь чуть-чуть не успел к окончанию сражения.

[122] Ср.: Ehrenberg V. Der Staat der Griechen. Т. 1: Der hellenische Staat. Leipzig, 1957. S. 78 u. folg.

[123] Судя по всему, именно амфиктионии были древнейшими на греческой почве объединениями надгосударственного типа: некоторые из них могут восходить еще ко II тыс. до н.э. К сожалению, с некоторой степенью уверенности исследователь может говорить только о Дельфийской амфиктионии (все остальные известны крайне слабо). Амфиктиония, сложившаяся изначально вокруг святилища Деметры в Антеле (близ Фермопил), а затем сделавшая своим главным центром Дельфы, была весьма сложным религиозно-политическим образованием: в нее входили не только полисы, но и племена-этносы, и даже, пожалуй, преимущественно именно эти последние (особенно в раннюю эпоху). О Дельфийской амфиктионии см.: Кулишова О.В. Дельфийский оракул... С. 169 и след.

[124] Иногда считается, что в Аркадии аналогичная равноправная и добровольная "конфедерация" существовала уже в V в. до н.э. Но это, судя по всему, неверно. См. по вопросу: Nielsen Т.Н. Was There an Arkadian Confederacy in the Fifth Century B.C.? // MSAGP. P. 35-61.

[125] Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991. С. 187.

[126] Подробнее см.: Фролов Э.Д. Немецкая историография античности // Историография античной истории. М., 1980. С. 211—212.

[127] Ср.: Runciman W.G. Op.cit. P. 347 ff. Важные замечания о межгосударственных отношениях в греческом полисном мире см.: Bengtson Η. Kleine Schriften zur alten Geschichte. München, 1974. S. 213 —221.

[128] Об аргосских гимнетах, типологически схожих со спартанскими илотами, фессалийскими пенестами и пр., т.е. подпадавших под категорию μεταξύ ελευθέρων καὶ δούλων ("между свободными и рабами" — Poll. III. 83), см.: Шитова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991. С. 133.

[129] Наиболее подробно об аргосской демократии см.: Kritzas Ch.B. Aspects de la vie politique et économique d'Argos au Ve siècle avant J.-C. // Polydipsion Argos: Argos de la fin des palais mycéniens à la constitution de l'État classique. P., 1992. P. 232-240; Robinson E.W. The First Democracies... P. 82-88; Piérart M. L'attitude d'Argos a l'égard des autres cités d'Argolide // PUCPC. P. 32 Iff.

[130] Ср.: Finley M.I. The Ancient Economy. Berkeley, 1973. P. 150 ff.; Austin M.M., Vidal-Naquet P. Economic and Social History of Ancient Greece: An Introduction. Berkeley, 1977. P. 8 ff.

[131] Об олигархии как форме конституционного правления в греческих полисах см. последнюю работу: Ostwald Μ. Oligarchia: The Development of a Constitutional Form in Ancient Greece. Stuttgart, 2000. He можем согласиться с крайней и категоричной точкой зрения Ю.В. Андреева, согласно которой греческий полис мог быть только демократией, а "олигархические полисы" вообще не являются полисами в строгом смысле слова. См.: Андреев Ю.В. Античный полис и восточные города-государства // АП —79. С. 25, 27. О том, что не следует смешивать категории полиса и демократии, см.: Hansen М.Н. Conclusion. The Impact of City-State Cultures on World History // CSTCSC. P. 599.

[132] Поскольку мы надеемся, что эту книгу будут читать не только специалисты, наверное, следует специально оговорить вещь, для специалиста достаточно очевидную. Датировки в древнегреческой истории, когда речь идет не о конкретных событиях, а о периодах и этапах развития, представляют собой вещь в известной мере условную. Когда мы говорим, что архаическая эпоха охватывает VIII-VI вв. до н.э., из этого не следует, что 800 и 500 гг. до н.э. являются какими-то четкими, однозначными рубежами, отделяющими ее от других эпох. Процессы принципиально нового характера, дающие право говорить о начале очередного исторического периода, начали происходить отчасти еще до начала VIII в. до н.э. (появление алфавитной письменности, формирование гомеровского эпоса), а отчасти уже ближе к его середине (начало Великой греческой колонизации, учреждение Олимпийских игр) или даже в его второй половине (демографический взрыв, возникновение фаланги). Равным образом расплывчата и граница архаической эпохи со следующей, классической. Можно принимать за такую границу рождение афинской демократии (508 — 507 гг. до н.э.), или отражение персидских полчищ Ксеркса (480-479 гг. до н.э.), или, наконец, складывание классического стиля в искусстве (но тогда это будет скорее вторая четверть V в. до н.э.). Не говорим уже о неравномерности темпов развития в различных полисах. Можно сказать, что, когда Афины вполне вступили уже в эпоху классики, где-нибудь в Фессалии сохранялись еще характерные для архаики отношения. Одним словом, точные хронологические рамки исторических периодов - это, как правило, в некотором роде фикция, созданная, по большому счету, для удобства студентов, приступающих к изучению античности.

[133] К характеристике эпохи архаики см. общие работы: Heuss A. Die archaische Zeit Griechenlands als geschichtliche Epoche // Zur griechischen Staatskunde. Darmstadt, 1969. S. 36-96; Starr Ch.G. The Origins of Greek Civilization 1100-650 B.C. L., 1962; Idem. The Economic and Social Growth of Early Greece 800-500 B.C. N.Y., 1977; Idem. Individual and Community: The Rise of the Polis, 800 - 500 B.C. N.Y.; Oxford, 1986; Jeifery L.H. Archaic Greece: The City-States c. 700-500 B.C. L, 1978; Burn A.R. The Lyric Age of Greece. L., 1978; Snodgrass A. Archaic Greece: The Age of Experiment. L., 1980; Finley M.I. Early Greece: The Bronze and Archaic Ages: 2nd ed. L., 1981. P. 67 ff.; Leveque P. La naissance de la Grece: Des rois aux cites. P., 1990; Murray O. Early Greece: 2 ed. L., 1993; Osborne R. Greece in the Making, 1200-479 B.C. L.; N.Y., 1996; Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988; Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990; Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М.,1998.

[134] Мы абсолютно солидарны с Ю.В. Андреевым, который решительно возражает против отказа от понятия "греческого чуда" или сведения этого феномена к простому итогу предшествующего исторического развития. См.: Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к потрету греческой цивилизации. СПб., 1988. С. 7—18.

[135] Поэтому нас привело в некоторое недоумение следующее высказывание, встреченное в одном недавнем отечественном исследовании: "В Мегарах уже в конце VIII в. до н.э. большую роль начинают играть представители крупного торгового капитала". См.: Пальцева Л.A. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999. С. 242. Хотелось бы нам посмотреть на этих капиталистов — современников Гомера! Признаться, мы и не ожидали, что в наше время можно еще писать подобные вещи.

[136] Об аристократическом "республиканизме" архаической эпохи см.: Greenhalgh P.A.L. Aristocracy and its Advocates in Archaic Greece // G&R. 1972. Vol. 19, N2. P. 190-207.

[137] Обычно считается, что Терсит у Гомера — представитель масс народа, рядовой ратник. См., например: Андреев Ю.В. Архаическая Греция // История Европы. М, 1988. Т. 1: Древняя Европа. С. 225. Это озадачивает: получается, что уже в столь раннюю эпоху представители демоса получали слово в народном собрании? Однако ближе к истине мнение А.Ф. Лосева: "Ферсит вовсе не есть народный представитель, но аристократ" (Лосев А.Ф. Гомер: 2-е изд. М., 1996. С. 115). У Гомера не говорится, что Терсит — рядовой воин, а согласно мифологической традиции он имел аристократическое и даже царское происхождение. Он — двоюродный брат Тидея и дядя Диомеда (Там же. С. 122).

[138] Wade-Gery Н.Т. Essays in Greek History. Oxford, 1958. P. 37-85.

[139] О рычагах влияния, применявшихся знатью, см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох... М., 2000. С. 6 и след. (со ссылками на соответствующую лит.).

[140] М. Финли справедливо замечает, что в архаической Греции фундаментальная линия социального разделения проходила между знатью и всем остальным населением: Finley M.I. Early Greece... P. 82.

[141] О том, как выглядели аристократы архаической эпохи, можно составить полное представление по куросам — статуям обнаженных мужчин, дошедших от этого времени в немалом количестве. О них см.: Richter G.M.A. Kouroi: A Study of the Development of the Greek Kouros from the Late Seventh to the Early Fifth Century B.C. Oxford, 1942.

[142] Ср.: Starr Ch.G. The Origins... P. 302.

[143] Сформировалось это крупное землевладение аристократов в Греции скорее всего следующим образом. На протяжении "темных веков", до демографического взрыва, когда население было еще довольно редким и стенохория никак не ощущалась, граждане могли оккупировать и использовать те или иные участки полисных земель. Естественно, у аристократов возможностей для такой оккупации было гораздо больше, и им никто не препятствовал: земля еще не осознавалась как что-то, чем нужно дорожить. На занятых землях аристократы занимались в основном экстенсивным скотоводством. В архаическую эпоху картина меняется. Земли начинает не хватать; чтобы с большей пользой ее использовать, от скотоводства переходят к земледелию. Гомеровское общество выглядело гораздо более скотоводческим, чем общество архаической Греции. См.: Starr Ch.G. The Origins... P. 356; Андреев Ю.В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002. С. 749. В рационе героев важное место занимали мясные продукты, скот был в их среде основным мерилом стоимости товаров. Кроме того, теперь происходит освоение ранее не культивировавшихся земель. Но их остается всё меньше и меньше, особенно в условиях ограниченных размеров полисной хоры. А аристократы по-прежнему владеют обширными земельными наделами. Не случайно во многих полисах эпохи архаики раздается призыв к общему переделу земли на равных основаниях.

[144] Harris Е.М. A New Solution to the Riddle of the Seisachtheia // DPAG. P. 103-112.

[145] Ср.: Raaflaub K.A. Homer to Solon: The Rise of the Polis. The Written Sources // The Ancient Greek City-State. Copenhagen, 1993. P. 70.

[146] Следует отметить, что многие антиковеды считают понятие "клиентелы" вполне приложимым к греческому, в частности к афинскому, обществу рассматриваемой эпохи: Лурье С.Я. К вопросу о роли Солона в революционном движении начала VI века // Учен. зап. ЛГУ. № 39. Серия ист. наук. Вып. 4. Л., 1939. С. 78 и след.; Daverio Rocchi G. Politica di famiglia e politica di tribü nella polis ateniese (V secolo) // Acme. 1971. Vol. 24, Fase. 1. P. 13 — 44; Bicknell P.J. Studies in Athenian Politics and Genealogy. Wiesbaden, 1972. P. VIII-IX; Littman RJ. Kinship in Athens // Ancient Society. 1979. Vol. 10. P. 10; Finley M.I. Politics in the Ancient World. Cambridge, 1983. P. 46 — 47; Mosse C. De l'ostracisme aux proces politiques: le fonctionnement de la vie politique ä Athenes // Istituto universitario Orientale (Napoli). Annali: Sezione di archeologia e storia antica. 1985. Vol. 7. P. 17 —18; Ober J. Mass and Elite in Democratic Athens. Princeton, 1989. P. 55 — 60.

[147] О формировании фаланги см.: Тумане X. Военная организация греков в архаическую эпоху (Афины VIII—VI вв. до н.э.) // Античное общество: Проблемы политической истории. СПб., 1997. С. 6 — 19; Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. С. 115 и след.; Нефедкин А.К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы // ВДИ. 2002. № 1. С. 87 — 96; Storch R.H. Archaic Greek "Phalanx", 750-650 B.C. // AHB. 1998. Vol. 12, № 1/2. P. 1—7.

[148] Polignac F. de. La naissance de la cite grecque: Cultes, espace et societe VIIIе-VIIе siecles avant J.-C. P., 1984. P. 154; Грант Μ. Указ. соч. С. 29.

[149] О взглядах Феогнида в данной связи см.: Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989. С. 64 и след. Более вероятную, чем у А.И. Доватура, датировку жизни и творчества Феогнида (первая, а не вторая половина VI в. до н.э., время острых политических смут в его родных Мегарах) см.: Legon R.P. Megara: The Political History of a Greek City-State to 336 B.C. Ithaca, 1981. P. 104 ff.; Пальцева Л.А. Из истории... С. 267-269.

[150] Как это, например, систематически делается в кн.: Туманс X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII —V вв. до н.э.). СПб., 2002. Ее автор едва ли не главный социально-политический конфликт внутри полисов архаической эпохи видит именно в противостоянии аристократов и "новых людей", как он называет разбогатевшую верхушку демоса. Более взвешенную позицию см. в кн.: Forrest W.C. The Emergence of Greek Democracy: The Character of Greek Politics, 800-400 B.C. L" 1966. P. 69.

[151] Об этом периоде в истории Мегар см.: Legon R.P. Op. cit. P. 104— 135; Robinson E.W. The First Democracies: Early Popular Government outside Athens. Stuttgart, 1997. P. 114-117; Пальцева Л.А. Из истории... С. 257-271; Суриков И.Е. Остракизм в Мегарах и Херсонесе Таврическом // Проблемы антиковедения и медиевистики. Н. Новгород, 1999. С. 48 — 52. Судя по всему, архаическая мегарская демократия была вообще самым ранним примером демократического правления на греческой почве (во всяком случае, первым известным).

[152] Ср.: Osborne R. Greece in the Making... P. 221 ff.

[153] Так считает P. Сили, создатель концепции "регионализма", согласно которой основным содержанием политической борьбы в архаических Афинах был именно конфликт между знатью различных регионов Аттики. См.: Sealey R. Regionalism in Archaic Athens // Historia. 1960. Bd. 9, H. 2. S. 155-180; Idem. A History of the Greek City-States ca. 700-338 B.C. Berkeley, 1976. P. 95 ff.

[154] На это справедливо обращается внимание в работе: Eder W. Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v. Chr. Krise oder Vollendung? // AD. S. 15-16.

[155] Именно такое устройство имеет в виду Аристотель, говоря, что "наилучшее государство не даст ремесленнику гражданских прав" (Pol. 1278а8).

[156] В целом о стасисе см.: Lintott A. Violence, Civil Strife and Revolution in the Classical City, 750-330 B.C. Baltimore, 1982; Gehrke H.-J. Stasis. Untersuchungen zu den inneren Kriegen in den griechischen Staaten des 5. und 4. Jahrhundert v. Chr. München, 1985.

[157] См. о них: Serve Η. Fürstliche Herren zur Zeit der Perserkriege // Die Antike. 1936. Bd. 12. S. 1-28.

[158] Достаточно упомянуть о том, что "колыбелью" архаического законодательства, родиной самых ранних сводов законов, судя по всему, был Крит (Jeffery L.H. Op. cit. P. 76), а полисы Крита в это время представляли собой довольно глухую провинцию, можно сказать, даже "заповедник" архаичных, устаревающих социально-экономических и политических форм.

[159] Об этих сводах см.: Gehrke H.J. Der Nomosbegriff der Polis // Nomos und Gesetz: Ursprünge und Wirkungen des griechischen Gesetzesdenkens. Göttingen, 1995. S. 14 u. folg.; Пальцева Л.A. К вопросу о кодификации права в Древней Греции // ДП. 2002. № 2 (10). С. 14-22.

[160] В основном в отечественной историографии. См., например: Шитова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991. С. 56 — 57; Дворецкая И.А., Залюбовина Г.Т., Шервуд Е.А. Кровная месть у древних греков и германцев. М., 1993. С. 18. Ср. также: Фролов Э.Д. Рождение... С. 131.

[161] Ср.: Eder W. The Political Significance of the Codification of Law in Archaic Societies: An Unconventional Hypothesis // Social Struggles in Archaic Rome: New Perspectives on the Conflict of the Orders. Berkeley, 1986. P. 262-300; Humphreys S.C. A Historical Approach to Drakon's Law on Homicide // Symposion 1990: Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln, 1991. S. 17 — 45; Osborne R. Greece in the Making... P.189; Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст // ДП. 2000. № 2(7). С. 12.

[162] О них см.: Snell В. Leben und Meinungen der Sieben Weisen: 3. Aufl. München, 1952.

[163] Может показаться странным, что в числе лиц, пользовавшихся благоволением оракула, оказались тираны (Периандр, Клеобул из Линда на Родосе, Питтак Митиленский, сущность власти которого тоже была близка к тиранической). Ведь, согласно распространенной точке зрения, дельфийское жречество негативно относилось к тирании как к форме правления (Кулишова О.В. Дельфийский оракул и тирания в архаической Греции // АП —95. С. 12 — 27). В действительности, однако, это мнение о принципиальном дельфийском "антитиранизме" — не более чем историографический миф. См.: Макаров И.А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII-V в. до н.э. // ВДИ. 1995. № 4. С. 117 - 131. Необходима одна оговорка: напрасно И.А. Макаров считает, что и традиция о враждебности Дельфов к Писистратидам тоже недостоверна. Но эта враждебность была вызвана конкретными, а не принципиальными причинами: Brandt Η. Pythia, Apollon und die älteren griechischen Tyrannen // Chiron. 1998. Bd. 28. S. 193-212.

[164] Подчеркнем, что это знаменитое Γνῶθι σεαυτόν для архаической эпохи следует понимать еще в "досократовском" смысле. Перед нами - не призыв к погружению в глубины собственной индивидуальности, а фиксация некой мировой субординации с твердо установленным местом для каждого человека, которое ему надлежит знать. Несколько утрируя, можно сказать, что в дельфийском контексте "Познай самого себя" фактически означает "Познай, что ты всего лишь человек, и не стремись к большему".

[165] Назовем лишь важнейшие работы, в которых анализируется античная традиция о Солоне и его законодательстве: Ленцман Я.А. Достоверность античной традиции о Солоне // Древний мир. М., 1962. С. 579-586; Ruschenbusch Ε. ΠΑΤΡΙΟΙ ΠΟΛΙΤΕΙΑ. Theseus, Drakon, Solon und Kleisthenes in Publizistik und Geschichtsschreibung des 5. und 4. Jahrhunderts v.Chr. // Historia. 1958. Bd. 7, H. 4. S. 398-424; Oliva P. Solon im Wandel der Jahrhunderte // Eirene. 1973. Vol. 11. P. 31-65; Mosse C. Comment s'élabore un mythe politique: Solon, "père fondateur" de la démocratie athénienne // Annales: économies, sociétés, civilisations. 1979. Vol. 34, N 3. P. 425 - 437; David E. Solon, Neutrality and Partisan Literature of Late Fifth-Century Athens // Museum Helveticum. 1984. Vol. 41, fasc. 3. P. 129- 138; Chiasson Ch. The Herodotean Solon // GRBS. 1986. Vol. 27, N 3. P. 249 — 262; Hansen M.H. Solonian Democracy in Fourth-Century Athens // Classica et mediaevalia. 1989. Vol. 40. P. 71—99. Особо следует отметить фундаментальные своды свидетельств о Солоне: Ruschenbusch Ε. ΣΟΛΩΝΟΣ ΝΟΜΟΙ: Die Fragmente des solonischen Gesetzwerkes mit einer Text- und Oberlieferungsgeschichte. Wiesbaden, 1966; Martina A. Solone: Testimonianze sulla vita e l'opera. Roma, 1968.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.