Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список сокращений 5 страница




[370] Этот Мегакл (II) был сыном Алкмеона, сподвижника Солона, и внуком Мегакла (I), возглавившего расправу над участниками мятежа Килона.

[371] Sealey R. Regionalism in Archaic Athens // Historia. 1960. Bd. 9, H. 2. S. 155 - 180; Idem. A History of the Greek Citi-States... P. 95 ff. К нашей оценке концепции "регионализма" см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 18 — 20.

[372] Хотя характерно, что ни в одном источнике нет прямой информации о принадлежности Солона к группировке паралиев (равно как и к любой другой). Великий реформатор, судя по всему, старался держаться вне группировок.

[373] Ср.: Holladay J. The Followers of Peisistratos // G&R. 1977. Vol. 24, N 2. P. 40 — 56. Аристотель (Ath. pol. 13. 5) как-то странно характеризует группировку диакриев: к ней "примкнули, с одной стороны, те, которые лишились денег, отданных взаймы, — ввиду стесненного положения; с другой — люди нечистого происхождения — вследствие страха". Группировка оказывается очень уж неоднородной: в ней, если верить Стагириту, оказались и богачи, пострадавшие от сисахфии и, таким образом, желавшие отмены солоновских реформ (хотя вроде бы таким людям более подходящее место было в рядах педиеев), и в то же время какие-то странные οἱ τῷ γένει μἡ καθαροί (т.е. граждане совсем уж низкого происхождения и, надо полагать, небогатые). Что роднило тех и других, что привело их под одни и те же "знамена" Писистрата? Да и вообще как понимать эту странную категорию "нечистых" афинян? Кто это — бывшие гектеморы? Освобожденные кабальные должники? Потомки ремесленников и торговцев из других городов, переселившихся в Афины по солоновской инициативе? В любом из этих случаев они должны бы выступать приверженцами Солона. Одним словом, цитированный пассаж из "Афинской политии" озадачивает. Не является ли он очередной умозрительной конструкцией автора?

[374] Ср.: Туманс X. Рождение Афины... С. 306-307.

[375] В переводе Г.А. Стратановского странным образом отсутствует число "триста", наличествующее в оригинальном тексте Геродота.

[376] См.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 104.

[377] При этом мы не можем, конечно, согласиться с крайней позицией, согласно которой никакой группировки диакриев вообще не существовало. См.: Lavelle В.М. Op. cit. Р. 99.

[378] По поводу традиции о противостоянии Солона и Писистрата см.: Mühl Μ. Solon gegen Peisistratos. Ein Beitrag zur peripatetischen Geschichtsschreibung // RhM. 1956. Bd. 99, H. 4. S. 315-323.

[379] Heidbüchel F. Die Chronologie der Peisistratiden in der Atthis // Philologus. 1957. Bd. 101, H. 1/2.

[380] О мягкости и даже гуманности методов межаристократической борьбы в VI в. до н.э. см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 113.

[381] Девушку, дочь Мегакла и его жены Агаристы (отцом которой в свою очередь был Клисфен, тиран Сикиона), звали, судя по всему, Кесирой. См.: Shear T.L. Koisyra: Three Women of Athens // Phoenix. 1963. Vol. 17, N 2. P. 99—112; Суриков И.Е. Остракон Мегакла, Алкмеониды и Эретрия // ВДИ. 2003. № 2. С. 22.

[382] Lavelle В. Μ. Op. cit. P. 95 ff.

[383] Иногда об этой девице сообщаются и подробности (неизвестно, впрочем, насколько достоверные): звали ее Фией, была она торговкой венками, а впоследствии Писистрат будто бы даже женил на ней своего сына Гиппарха (Clidem. FGrHist. 323. F15; Athen. XIII. 609с).

[384] Наиболее полно отразилось в работах: Connor W.R. Tribes...; Туманс X. Рождение Афины... С. 310 и след.

[385] Андреев Ю.В. Тираны и герои... С. 4.

[386] Boardman J. Material Culture // САН: 2nd ed. 1988. Vol. 4. P. 421 (и в ряде других работ того же автора).

[387] Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 153.

[388] Здесь, наверное, уместно будет остановиться, хотя бы в примечании, на проблеме браков Писистрата. Античные свидетельства по этому предмету (Herod. Vol. 94; Arist. Ath. pol. 17. 3; Plut. Cato Μ. 24) несколько разноречивы, но вполне поддаются согласованию. С уверенностью можно говорить о трех браках афинского тирана. Первый был заключен еще в молодости, задолго до его прихода к власти; имя женщины, ставшей женой Писистрата, неизвестно, сообщается лишь, что она была афинянкой. От этого брака родились два старших сына Писистрата, Гиппий и Гиппарх. Судя по тому, что в начале 50-х годов VI в. до н.э. Писистрат женился на Кесире из рода Алкмеонидов, его первой супруги либо уже не было в живых, либо она получила развод. Краткий брак с Кесирой, как увидим ниже, был бездетен. Наконец, еще позже (на наш взгляд, скорее всего во время своего второго изгнания из Афин) он взял в жены знатную аргивянку Тимонассу. Этот брак имел всецело политический характер: он преследовал цель установить дружественные отношения Афин с Аргосом (а, возможно, еще и с Коринфом: предыдущий муж Тимонассы был выходцем из рода Кипселидов). От этого последнего брака у Писистрата родились еще два сына, Гегесистрат (по прозвищу Фессал) и Иофонт. В целом о политических мотивах в браках архаических тиранов см.: Gernet L. Anthropologie de la Grece antique. P., 1968. P. 344-359. Жерне почему-то считает, что брак с Тимонассой был заключен ранее брака с Кесирой, и ищет способы разрешить это противоречие (получается, что Писистрат был одновременно женат на двух женщинах). Однако противоречия вообще не будет, если признать противоположную последовательность этих браков.

[389] Суриков И.Е. Остракизм и остраконы: в Афинах и за их пределами // Hyperboreus. 2000. Vol. 6, fasc.l. P. 114- 115.

[390] Публикацию памятника см.: Lang Μ. Graffiti and Dipinti (The Athenian Agora. Vol. 21). Princeton, 1976. P. 17.

[391] Один недавний адепт этой гипотезы (Arnush Μ.F. The Career of Peisistratos Son of Hippias // Hesperia. 1995. Vol. 64. N 2. P. 135 - 162) прибегает для ее поддержки к совершенно фантастическим реконструкциям.

[392] См.: Viviers D. Pisistratus' Settlement on the Thermale Gulf: A Connection with the Eretrian Colonization //JHS. 1987. Vol. 107. P. 193-195. Есть мнение, что Писистрат в эти годы (да и позже) выступал своеобразным "экспертом" по месторождениям драгоценных металлов потому, что еще в бытность его в Аттике серебряные рудники Лаврия находились по большей части на подконтрольной ему территории. См.: Forrest W.G. The Emergence... P. 178. Впрочем, вопрос о принадлежности Лаврия к Диакрии или Паралии спорен.

[393] Впрочем, нет уверенности, что во главе с Мегаклом. Не исключено, что этот "друг-враг" Писистрата к 546 г. до н.э. уже умер и Алкмеонидов возглавлял его брат Алкмеонид или сын Клисфен (будущий реформатор).

[394] Правда, ГА. Стратановский переводит данный пассаж так: "Кимон, сын Стесагора, был изгнан из Афин Писистратом...". Бесспорно, греческий глагол φεύγω может означать и "быть изгнанным" и "бежать, добровольно уйти в изгнание". Но в данном случае конструкция φυγείν έξ ᾽Αθηνέων Πεισίστρατον делает предпочтительным второй вариант перевода; в противном случае стояло бы скорее φυγείν έξ ᾽Αθηνέων ϋπὸ Πεισιστράτου.

[395]...οΰτε τιμάς τὰς έούσας συνταράξας ούτε θέσμια μεταλλὰξας, έπί τε τοΐσι κατεστεῶσι ἔνεμε τἡν πόλιν κοσμέων καλῶς τε καὶ εύ.

[396] Πεισίστρατος δέ λαβών τὴν ὰρχὴν διώκει τὰ κοινά, πολιτικώς μάλλον ἢ τυραννικώς.... διῴκει δ᾽ ὁ Πεισίστρατος, ὥσπερ εἴρηται, τά περὶ τὴν πόλιν μετρίως καὶ μᾶλλον πολιτικώς ἢ τυραννικώς. ἔν τε γάρ τοις άλλοις φιλάνθρωπος ἦν καὶ πρᾷος καὶ τοις άμαρτάνουσι συγγνωμονικός... οὐδέν δέ τὸ πλῆθος οὐδ᾽ έν τοις άλλοις παρώχλει κατά τὴν ὰρχήν, άλλ' αἰεὶ παρεσκεύαζεν εἰρήνην καὶ έτρήρει τὴν ἡσυχίαν διό καὶ πολλάκις έθρύλλουν ὡς ὴ Πεισιστράτου τυραννὶς ὁ έπὶ Κρόνου βίος εἴη... μέγιστον δέ πάντων ἦν τῶν εἰρημένων τὸ δημοτικὸν είναι τῷ ἤθει καἰ φιλάνθρωπον. ἔν τε γὰρ τοις άλλοις έβούλετο πάντα διοικεΐν κατά τοὺς νόμους, οὺδεμίαν έαυτῷ πλεονεξίαν διδούς... έβούλοντο γάρ καὶ τῶν γνωρίμων καὶ τῶν δημοτικών οἱ πολλοί.

[397] Сообщается, правда, о нескольких новых законах, вроде бы все-таки принятых Писистратом (Plut. Sol. 31: законы о содержании на государственный счет инвалидов войны, о наказаниях за праздность). Но в действительности авторство этих законов спорно: с не меньшим основанием они могут быть приписаны и Солону, что, кстати, осознает и сам Плутарх.

[398] Здесь мы несколько исправляем перевод Г.А. Стратановского (у него — "чтобы кто-нибудь из их семьи всегда занимал должность архонта"). Во-первых, в тексте речь идет о αἱ ἁρχαί (мн.ч.). Во-вторых, семья Писистратидов была все же не настолько большой, чтобы архонтом каждый год мог избираться ее представитель (напомним, что дважды в жизни, во всяком случае, архонтом-эпонимом быть не позволялось). К тому же эпиграфически засвидетельствовано, что далеко не все архонты времени Писистрата и Писистратидов принадлежали к их семье.

[399] Десятипроцентный налог не выглядит чрезмерно тяжелым. Кстати, мы в наше время платим больше. А при сыновьях Писистрата подать была еще в два раза уменьшена и составляла 5% (Thuc. VI. 54. 5).

[400] Forrest W.G. The Emergence... P. 147 ff.

[401] Интересно, что институт "судей по демам", судя по всему, отмененный (или, скорее, отмерший) после ликвидации тирании, был восстановлен при Перикле (Arist. Ath. pol. 26. 3). Перикл же явно не стремился к деполитизации граждан. А значит, сам институт воспринимался как имеющий совершенно иную семантику.

[402] Конечно, современная историография делает всё от нее зависящее, чтобы "развенчать" тиранов во всех этих отношениях, минимизировать их успехи и заслуги. Так, согласно одной новой гипотезе (Childs W.A.P. The Date of the Old Temple of Athena on the Athenian Acropolis // AAAD. P. 1—6), древний храм Афины на Акрополе относится не ко времени тирании, как обычно считается, а к 500-м годам до н.э., т.е. был возведен клисфеновской демократией. Однако данный вывод зиждется на весьма спорных параллелях. Критику см.: Молчанов A.A., Суриков И.Е. Писистратиды... С. 125.

[403] Мильтиад (равно как и его преемники), отбыв на Херсонес, не отказывался от афинского гражданства и скорее всего признавал сюзеренитет Писистрата. Известно, что позже, уже после смерти Мильтиада, около 520 г. до н.э. его племянник Мильтиад Младший был попросту отправлен афинским тираном Гиппием для принятия власти на Херсонесе (Herod. VI. 39). Так может поступать только сюзерен с вассалом.

[404] Связи с Аргосом, Спартой и Фессалией сохранялись и в правление сыновей Писистрата. См.: Herod. V. 63; Arist. Ath. pol. 19. 4 — 5.

[405] Ср.: Shapiro H.A. Op. cit. P. 93 ff. Там же указано, что подобные взгляды, хотя и в имплицитной форме, проявляются уже у Солона, который называет Афины "древнейшей землей Ионии" (Sol. fr. 4 Diehl).

[406] Впоследствии Лигдамид, в свою очередь, помог прийти к власти Поликрату Самосскому (Polyaen. I. 23. 2). Этот последний, впрочем, никогда не находился под контролем Писистрата и даже выступал его соперником в борьбе за контроль над Эгеидой. Что же касается самого Лигдамида, то он около 524 г. до н.э. (т.е. уже после смерти Писистрата) был свергнут спартанцами.

[407] Суриков И.Е. О некоторых факторах... С. 74.

[408] Выкопанные останки были перенесены на соседний остров Ренею. Там следы этой "чистки" открыты археологами. См.: Cook R.M. Thucydides as Archaeologist // ABSA. 1955. Vol. 50. P. 266-270; Long CR. Greeks, Carians, and the Purification of Delos // AJA. 1958. Vol. 62, № 3. P. 297 - 306.

[409] Эти оставшиеся без крова и земли делосцы, как убедительно показано Ю.Г. Виноградовым и М.И. Золотаревым (в цитировавшихся выше их работах), приняли участие в основании Херсонеса Таврического в Крыму.

[410] Например: Залюбовина Г.Л., Щербаков В.И. Указ. соч. С. 20 и след.

[411] Макаров И.А. Орфизм и греческое общество в VI - IV вв. до н.э. // ВДИ. 1999. № 1. С. 8 и след.

[412] См.: Picard Ch. Le "presage" de Cleomenes (507 av. J.-C.) et la divination sur l'Acropole dAthenes // Revue des etudes grecques. 1930. Vol. 43. P. 262-278.

[413] Недавно была высказана точка зрения, согласно которой Великие Дионисии были учреждены не при Писистрате, а позже, после учреждения Клисфеном демократии в Афинах: Connor W.R. City Dionysia and Athenian Democracy // Aspects of Athenian Democracy. Copenhagen, 1990. P. 9 ff. Однако это не более чем проявление уже упоминавшейся нами модной ныне в антиковедении тенденции отрицать какие бы то ни было исторические достижения тиранов. Более взвешенную точку зрения см.: Маринович Л.П. Гражданин на празднике... С. 303 и след.; Янковский А.И. Раннегреческая тирания и возникновение трагедии // AM. С. 110; Роде П. Дж. Афинский театр в политическом контексте // ВДИ. 2004. №2. С. 36-37.

[414] Clinton К. The Eleusinian Mysteries and Panhellenism in Democratic Athens // AAAD. P. 161 f. Там же, правда, предусматривается и возможность иной датировки — временем Клисфена. Но эта последняя датировка несравненно менее вероятна. По сути дела, мы вновь сталкиваемся — который уже раз! — с попыткой если не оспорить, то хотя бы подвергнуть сомнению (неважно, насколько обоснованному) роль тиранов в афинской истории, приписать все позитивные достижения демократии и только ей.

[415] Например: Залюбовина Г.Т., Щербаков В.И. Указ. соч. С. 19. Эту ошибку делал уже Аристотель (fr. 637 Rose).

[416] Этот храм, так называемый Гекатомпедон, стоял на месте, превосходившем все остальные своей сакральностью, а именно там, где во II тыс. до н.э. возвышался царский дворец. Во время нашествия Ксеркса в 480 г. до н.э. храм был обращен в развалины; впоследствии почти на том же месте появился Эрехтейон. Вопрос о Гекатомпедоне в целом весьма дискуссионен. Подробнее по проблеме см.: Hurwit J.Μ. The Art and Culture of Early Greece, 1100 - 480 B.C. Ithaca, 1985. P. 236 - 248: автор разбирает имеющиеся точки зрения и в конце концов приходит к выводу о тождестве Гекатомпедона с писистратовским храмом Афины на Акрополе.

[417] О них см.: Kraay С.М. Archaic and Classical Greek. Coins. Berkeley 1976. P. 55 ff.

[418] Похоже, что в последнее время к этой точке зрения начинают осторожно возвращаться. См.: например: Osborne R. Greece in the Making 1200-479 B.C. L.; № 4., 1996. P. 283.

[419] Афинский Олимпиейон может быть сравнен по своим размерам только с пятью культовыми постройками архаической Греции: с вышеназванным самосским Герайоном, храмами Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дидимах близ Милета, Зевса Олимпийского в Акраганте и с так называемым храмом GT в Селинунте (см. сопоставительную таблицу этих и других архаических храмов: Osborne R. Greece in the Making... P. 263 — 264). Характерно, что все перечисленные памятники находились не в центре греческого мира, а на его восточной или западной периферии. Что же касается Балканской Греции, то ни один архаический храм на ее территории даже отдаленно не приближается по размерам к афинскому Олимпиейону.

[420] В целом о монументальном строительстве в Афинах при Писистрате и Писистратидах см.: Boersma J.S. Athenian Building Policy from 561/0 to 405/4 B.C. Groningen, 1970; Kolb F. Op. cit.

[421] Подробнее см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 143 слл. (со ссылками на предшествующую литературу).

[422] Что весьма убедительно показано в работе: Brandt Η. Op. cit.

[423] Абсолютно необоснованной представляется нам недавно предпринятая Э. Фрэнсисом и М. Викерсом попытка в корне пересмотреть общепринятую хронологическую схему эволюции стилей афинской расписной керамики и предложить на ее место новую, альтернативную. По выкладкам этих ученых возникновение краснофигурного стиля имело место не в 20-е годы VI в., а около 480 г. до н.э. О концепции Фрэнсиса - Викерса (с ее справедливой критикой) см.: Cook R.M. The Francis - Vickers Chronology // JHS. 1989. Vol. 109. P. 164-170; Williams D. Refiguring Attic Red-figure: A Review Article // RA. 1996. № 2. P. 227 - 252.

[424] Лосев А.Ф. Гомер: 2-е изд. М., 1996. С. 84 и след.; Cook E.F. The Odyssey in Athens: Myths of Cultural Origins. Ithaca, 1995. P. 3-4.

[425] В связи с дальнейшим изложением см. подробнее: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 154. Здесь мы останавливаемся на правлении сыновей Писистрата очень кратко.

[426] Впечатляющая картина деятельности Гиппарха на этом поприще нарисована в платоновском (или вышедшем из школы Платона) диалоге "Гиппарх". В целом Гиппарху в античной традиции даются очень разноречивые оценки, от восторженных до осуждающих.

[427] В 525/524 г. до н.э., сразу после Гиппия, эпонимом был Клисфен, глава рода Алкмеонидов. В 524/523 г. до н.э. эта должность досталась Мильтиаду из рода Филаидов (скорее всего это будущий марафонский победитель), в 523/522 г. до н.э. — некоему Каллиаду, очевидно, из рода Кериков. После этого, в 522/521 г. до н.э., первым архонтом был поставлен сын тирана — Писистрат Младший.

[428] Именно так говорилось в сколии (застольной песне) в честь Гармодия и Аристогитона: ισόνομους τ' Αθήνας έποιησάτην, т.е. если переводить терминологию раннеклассической эпохи в более позднюю и привычную нам, "установили в Афинах демократию".

[429] Лурье С.Я. Клисфен и Писистратиды // ВДИ. 1940. № 2. С. 45-51; Bicknell P.J. The Exile of the Alkmeonidai...

[430] Судя по всему, сыграл в этом роль и еще один фактор. Как раз в 514 — 513 гг. до н.э. на северное побережье Эгейского моря продвинулись персы, и Писистратиды должны были лишиться своих владений в этом регионе, в частности, приносивших им большие доходы рудников (Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998. С. 93). Вероятно, Гиппий, испытывая после этого дефицит в средствах, усилил финансовый нажим на граждан, что, конечно, не могло не вызвать озлобления.

[431] В отличие от подавляющего большинства других полисов Балканской Греции, Спарта в архаическую и классическую эпохи не нуждалась в импорте зерна.

[432] О Спарте и различных проблемах ее истории написано много; по освещенности в историографии этот полис, бесспорно, стоит на втором месте после Афин, не знающих в данном отношении себе равных. Здесь мы назовем лишь несколько важных монографических исследований разного времени, ни в коей мере не претендуя на исчерпывающую полноту: Ehrenberg V. Neugründer des Staates: Ein Beitrag zur Geschichte Spartas und Athens im VI. Jahrhundert. München, 1925; Chrimes K.M.T. Ancient Sparta: A Re-examination of the Evidence. Manchester, 1952; Michell H. Sparta. Cambridge, 1952; Boer W. den. Laconian Studies. Amsterdam, 1954; Roussel P. Sparte. P., 1960; Clauss M. Sparta: Eine Einführung in seine Geschichte und Zivilisation. München, 1983; Kenneil N.M. The Gymnasium of Virtue: Education and Culture in Ancient Sparta. Chapel Hill; L, 1995. В отечественном антиковедении Спартой занимались значительно меньше. Ей посвятил ряд статей Ю.В. Андреев (наиболее важная его работа на данную тему: Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1: Становление и развитие полиса. М., 1983. С. 194 — 216). Совсем недавно появилась первая на русском языке монография о Спарте: Печатнова Л.Г. История Спарты: Период архаики и классики. СПб., 2001. К сожалению, книга представляет собой не целостный обзор истории спартанского полиса, как можно было бы подумать исходя из заглавия, а цикл очерков по различным научным проблемам, связанным со Спартой.

[433] После вторжения в Грецию три основных ветви дорийского племени, подчинив своей власти местных жителей, заселили три области Пелопоннеса — Лаконику, Мессению и Арголиду.

[434] Что справедливо подчеркивается в работе: Андреев Ю.В. Эгейский мир: природная среда и ритмы культурогенеза. М., 1995. С. 11.

[435] См. важные замечания в работе: Hodkinson S. The Development of Spartan Society and Institutions in the Archaic Period // DP AG. P. 83- 105.

[436] Поэтому, кстати, Спарта практически не принимала участия в Великой колонизации. Едва ли не единственная спартанская колония архаического времени — Тарент в Южной Италии — была выведена по чисто политическим причинам.

[437] Впоследствии Коринф был вторым по значению после самой Спарты членом Пелопоннесского союза.

[438] О формировании и составе Пелопоннесского союза см.: Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991. С. 65 — 77.

[439] О взаимоотношениях внутри Пелопоннесского союза см.: Cawkwell C.L. Sparta and her Allies in the Sixth Century // ClQ. 1993. Vol. 43, № 2. P. 364 ff.

[440] Сводку условий этого мирного договора см.: Bengtson Η. Die Staatsverträge des Altertums. Bd. 2: Die Verträge der griechisch-römischen Welt von 700 bis 338 v.Chr. München, 1962. S. 74 u. folg.

[441] Достаточно привести пример Мегар, которые, находясь в географическом отношении на границе Пелопоннеса и Средней Греции, и в своей политике постоянно колебались между Спартой и Афинами. Они то вступали в Пелопоннесский союз, то выходили из него, то вновь возвращались.

[442] История Аргоса — одного из крупнейших древнегреческих полисов — пока изучена, к сожалению, далеко не в той степени, в какой она того заслуживает, и содержит очень много "белых пятен". Аргос и по сей день остается в ряде отношений государством-загадкой. Наиболее подробно о нем см. в книге: Kelly Th. A History of Argos to 500 B.C. Minneapolis, 1976 (правда, изложение доведено лишь до конца архаической эпохи).

[443] См., например: Макаров И.Л. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII — VI в. до н.э. // ВДИ. 1995. № 4. С. 129-131.

[444] Традиция признается достоверной в работах: Cawkwell G.L. Sparta and her Allies in the Sixth Century; Курилов М.Э. Спартанская дипломатическая практика в VI — IV вв. до н.э. Автореф. дис.... канд. ист. наук. Саратов, 1999. С. 7.

[445] Ср.: Leahy D.M. The Spartan Embassy to Lygdamis // JHS. 1957. Vol. 77, N2. P. 272-275.

[446] P. Осборн тоже считает, что свержение спартанцами тиранических режимов вызывалось каждый раз конкретными причинами и не было обусловлено неприятием тирании как таковой. См.: Osborne R. Greece in the Making, 1200-479 B.C. L.; N.Y., 1996. P. 287 ff.

[447] Вспомним спартанский арбитраж в афино-мегарском споре из-за Саламина, о котором речь шла выше.

[448] См. его яркую характеристику спартано-дельфийских отношений: Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: 3-е изд. Пг., 1916. Т. 1. С. 22 и след.

[449] Курилов М.Э. Спартанские пифии // Античность, средние века и новое время. Социально-политические и этно-культурные процессы. Н. Новгород. 1997. С. 35.

[450] Курилов М.Э. Спартанская дипломатическая практика... С. 13.

[451] Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII—V вв. до н.э.). СПб., 2001. С. 295.

[452] Ср.: Lewis D.M. The Tyranny of the Pisistratidae // САН: 2nd ed. 1988. Vol. 4. P. 300 — 302; Robinson E.W. Reexamining the Alcmeonid Role in the Liberation of Athens // Historia. 1994. Bd. 43, H. 2. S. 363-369.

[453] Ср.: Frost F.J. Faith, Authority, and History in Early Athens // Religion and Power in the Ancient Greek World. Uppsala, 1996. P. 83.

[454] На разных этапах спартанской истории появлялись и исчезали разного рода промежуточные сословные группы (парфении, гипомейоны, неодамоды, мофаки). Они наиболее детально изучены в работах Л.Г. Печатновой. См.: Печатнова Л.Г. Неодамоды в Спарте // ВДИ. 1988. № 3. С. 19-29; Она же. Спартанские мофаки // АП-95. С. 89-103; Она же. Спартанские парфении // AM. С. 172-186. Мы не будем специально останавливаться на этих маргинальных группах, поскольку в спартанской политической истории на интересующем нас хронологическом отрезке они не сыграли практически никакой роли.

[455] Мы не касаемся здесь непростого и дискуссионного вопроса о соотношении понятий "спартиаты" и "гомеи". В контексте нашего исследования этот вопрос не принципиален. Впредь эти два термина будут употребляться как эквивалентные и взаимозаменяемые.

[456] В Платейской битве 479 г. до н.э. участвовали 5 тыс. спартиатов (Herod. IX. 28). Момент был очень важный и напряженный (решался вопрос о том, будут ли персы изгнаны из Эллады или же останутся грозной опасностью), и, следует полагать, спартанский полис выставил свое ополчение в максимально возможном размере. Еще большие проблемы с количеством граждан начались с IV в. до н.э.

[457] Создается впечатление, что у спартиатов не все было в порядке с репродуктивной функцией. Во всяком случае, у них в ходу были некоторые довольно странные брачные практики с элементами полиандрии, имевшие целью оплодотворение одной женщины несколькими мужчинами (Plut. Lycurg. 15). Ср.: Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. СПб., 1998. С. 146 (где, впрочем, эти факты получают иную, на наш взгляд, менее вероятную интерпретацию — признаются проявлениями тоталитарной евгеники). Судя по всему, в связи с вышесказанным находится довольно высокое (по греческим меркам) положение женщин в спартанском полисе, единодушно отмечаемое античными авторами. В "тоталитарной" Спарте женщина пользовалась значительно большим авторитетом, чем, скажем, в демократических Афинах; к ее мнению всерьез прислушивались (ср. Herod. V. 51 — о влиянии дочери Клеомена I Горго на своего отца).

[458] Диахронный анализ см.: French V. The Spartan Family and the Spartan Decline: Changes in Child-Rearing Practices and Failure to Reform // PaP. P. 241 -274.

[459] В частности, спартиатам предписывалось носить бороды, но брить усы, а также отращивать длинные волосы (по преданию, Ликург говорил, что длинные волосы делают красивого человека еще красивее, а безобразного — еще безобразнее).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.