КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реконструкция древнерусской одежды 2 страница
На табл. 76 представлены реконструкции комплексов крестьянской одежды по материалам вятичей. На силуэте 1 дана реконструкция головного убора женщины средних лет. Он восстановлен по материалам, хранящимся в музее кафедры археологии МГУ. Рисунок сохранившейся детали от головного убора дан на табл. 77, 2. Детали его, а также платка, обшивочных узорных лент, клетчатой ткани (табл. 77, 3) и украшений происходят из раскопок А.В. Арциховского 1940-1946 гг. На силуэте 2 воспроизведены украшения молодой женщины. Они восстановлены по материалам пяти погребений из разных курганных групп (Сабурова М.А., 1976. С. 127-131). Головной убор с бахромой, представленный на силуэте, известен у южных великоруссов XIX в. Носили их молодухи вместе с комплексом одежды, включающим паневу. Клетчатые шерстяные и полушерстяные ткани, близкие к позднейшим "паневным", известны и по археологическим материалам (табл. 77, 3). На силуэте 3 дан костюм молодой девушки-невесты. Поверх распущенных волос надет ленточный головной убор с семилопастными височными кольцами на лентах (табл. 76, 3; 77, /). Одежда включает элементы городского костюма: шелковое оплечье с шитьем и бляшками (табл. 77, 5), нашивки из шелковых лент и бляшек на шерстяной ленте головного убора (табл. 77, 7), стеклянный браслет и т.п. Обувь - мягкие башмаки. На силуэте 3 обувь представлена формой из курганов близ Битяково Домодедонского района. На табл. 78 даны реконструкции одежд и украшений по материалам крестьянских погребений. На силуэте 1 представлен костюм по материалам вологодских курганов. На силуэте 2 -костюм просватанной девушки в полотенце из редкой ткани, которое ткали для свадьбы и на смерть. Панева восстановлена по хорошо сохранившемуся целому раппорту шерстяной ткани из Битягово (ГИМ). Украшения - из тех же курганов. На силуэте 3 - женский костюм по материалам кривичей. Высокий головной убор, напоминающий кокошник с бляшками, скрывает волосы женщины. По сторонам головного убора - браслетообразные височные кольца и ромбощитковые, крепившиеся на берестяных кружках. На груди - обилие украшений: бусы ярких сочетаний, миниатюрные подвески из металла, цепи, бубенчики. Поверх рубахи надеты браслеты. Одежда представлена длинной рубахой с вышивкой, сделанной с помощью "браной" техники. На ногах - мягкие кожаные башмаки.
На табл. 75 представлен мужской костюм. Так, по материалам Суздальского некрополя восстанавливаются рубахи с разным кроем ворота (табл. 75, 2,5). Представлен силуэт в короткой рубахе со стоечкой и разрезом слева (табл. 75, 2). Стоячий воротник рубахи, рукава у запястья и пояс украшены шитьем. По изобразительному материалу известны и длинные мужские рубахи. На них можно видеть украшения в виде прямоугольных кусков на груди, украшенные опястья и подол (табл. 75, 4). На силуэте 4 изображено длинное платье с вошвами, украшенными шитьем, как на вошвах, найденных во владимирских курганах (табл. 67, 7). Хорошо сохранившееся нагрудное украшение прямоугольной формы найдено в Ивановской области К.И. Комаровым в 1975 г. (табл. 67,5). На силуэте 7 представлена верхняя зимняя одежда, восстановленная по аналогии с гуцульским полушубком. На силуэте 8 показана верхняя одежда с запахом на левую сторону, которая, по мнению этнографов, появилась одновременно с косовороткой. Такая форма кроя отличала верхнюю одежду от одежды их соседей. Длинная верхняя одежда с запахом на левую сторону известна и по миниатюрам, где показаны братья - основатели Киева (Радзивилловская летопись, 1902. Л. 4). На мужских силуэтах изображены княжеские шапки (табл. 75, 8,9, 15) и диадема с эмалевым образком (табл. 75, 4), подобным известному из кургана в д. Мутышино Смоленской области. Мужской костюм включает сапоги XII в., форма которых известна по раскопкам в Новгороде и Пскове.
Глава 5 Игры взрослых и детей Шашки, "мельница", шахматы Среди археологических находок, характеризующих быт и культуру русского средневековья, встречаются предметы, свидетельствующие о существовании разных игр. К ним относятся разнообразного вида шашки из кости и других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, астрагалы, доски с расчерченным игровым полем, кожаные мячи. Шашки. Самые ранние - шашки округлой (полусферической) формы с плоским основанием, сделанные из стекла и кости. Известны единичные экземпляры из камня, янтаря и глины (табл. 79, /-б). Часто эти шашки снабжены в центре плоского основания углублением, иногда с остатками металлических штифтов. Вместе с такими шашками находили игральные кости, представляющие собой параллелепипед из кости или рога с нанесенными на его грани кружочками (очками) от 1 до 6 (табл. 79, 7-8). Полную сводку их находок сделала в свое время Г.Ф. Корзухина (Корзухина Г.Ф., 1963), в результате чего выяснилось, что все шашки указанного типа происходят из дружинных курганов или синхронных им поселений (Киев, Чернигов, Ладога, Гнездово-Шестови-цы) и датируются Х в. Аналогичные шашки в комплекте с игральными костями в большом количестве обнаружены в странах северной Европы: Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, где известно около 90 находок. Каждая из них содержит в своем составе не менее 11-16, часто 20-25, иногда даже до 47 шашек. Оттуда же происходят и находки деревянных игральных досок с железными накладками по углам и вдоль бортов, игровое поле которых расчерчено на квадраты или снабжено правильными рядами отверстий, удаленных друг от друга на равное расстояние. На Руси подобных досок не найдено, но сохранились железные оковки от них. Доски с отверстиями, очевидно, были походными, на них ставили шашки с выступающими металлическими штифтами. Для досок с расчерченными квадратами предназначались шашки с гладким плоским основанием без отверстия. Конечно, по археологическим находкам невозможно судить ни о правилах игры, ни о количестве используемых в одной игре шашек, но несомненно, что эта игра. Подлинное название фигур для игр не сохранилось, все они, за исключением шахмагных, условно названы шашками, что не имеет отношения к современным шашкам и шашечной игре. Шашкой называется "всякий мелкий обрубок, отрезочек, кубик, кость игральная с очками, точеный кружок, стопочка для игры на доске в 64 клетки" (Даль В И, 1956 Т. IV) предназначалась для двух человек, поскольку из одного набора происходят шашки, различающиеся по цвету, форме или орнаменту.
Любопытные сведения приводит шведский исследователь М. Линквист, указывающий, что игра в подобные шашки могла вестись в двух вариантах: в первом большое значение имела случайность (кому повезет), а во второй игре случайность была ограничена и победа зависела от жребия, т.е. от того, кто первым начнет игру. Находимые вместе с шашками игральные кости предназначались для метания жребия и, кроме того, указывали очередность и количество ходов каждого игрока. Комплексный анализ всего имеющегося материала привел Г.Ф. Корзухину к аргументированному выводу о том, что рассматриваемая "игра в шашки была занесена к нам с севера", о чем свидетельствует не только огромное число их находок в северных странах, но и топография и время их бытования на Руси. Все находки полусферических шашек сосредоточены или на водном пути "из варяг в греки", или в местах дислокации наемных варяжских дружин. Хронологической границей бытования этой игры на Руси является рубеж Х-Х1 вв., т.е. она исчезла вместе с исчезновением варяжских дружин на Руси. Примечательно, что в Новгороде при всем обилии разнообразного материала, собранного во время раскопок, подобные шашки практически не встречаются. Игра в "мельницу". Одна из древнейших игр, распространенных в северных и других странах средневековой Европы, где она популярна и в наши дни, -это игра "в мельницу". Судя по археологическим находкам, она была известна на Руси с Х в. и распространена в течение всего средневековья. В отличие от предыдущей игры, от которой сохранились главным образом шашки, игра "в мельницу" представлена в археологическом материале находками игральных досок. Однако чаще всего это не специально подготовленные доски, а игровые поля, расчерченные на любой поверхности - на корабельной доске, на днищах бочек, на каменных плитах и т.д. Поле это -три вписанные друг в друга квадрата, соединявшиеся короткими поперечными линиями, шедшими от середины каждой стороны квадрата. Вместе с тем существуют различные варианты соединения сторон квадратов не только прямыми, но и косыми линиями. Кроме того, в некоторых случаях углы квадратов обозначаются полукруглыми или прямыми линиями, что зафиксировано в новгородских находках (табл. 79, 10). Трудно сказать, чем обусловлены эти различия в изображении игровых полей; возможно, были какие-то местные варианты этой широко распространенной игры.
Самое раннее древнерусское изображение игрового поля для игры "в мельницу" обнаружено в слое Х в. в Ладоге на корабельной доске. Больше всего досок с игровыми полями для "мельницы" найдено в Новгороде, в слоях ХП-ХШ вв., встречаются они и при раскопках других городов - Пскова, Старой Рязани. Аналогичные геометрические фигуры выбиты на пограничном камне в районе Бежецка и на каменной плите, находящейся рядом с Изборским городищем, известной под названием "камень Трувора". Оба камня датируются приблизительно Х111-Х1У вв. Особенно интересна находка частично сохранившейся двусторонней игровой доски Х в. из Гокстада в Норвегии (Корзухина Г.Ф., 1963. Рис. 4). Одна ее сторона была расчерчена не небольшие клетки для описанной выше игры в шашки, на другой - изображение игрового поля для "мельницы". Кстати сказать, точно так же используются современные складные картонные доски: с одной стороны - для игры в современные шашки, с другой - для игры "в мельницу". Хотя средневековые правила игры не сохранились, но по аналогии с этнографическими материалами и современными правилами игры "в мельницу" устанавливается, что играть в нее могли два человека, которые должны были построить "мельницу", т.е. выстроить игровые фигуры на поле в определенном порядке. За каждую "построенную мельницу" игрок имеет право снять с доски одну шашку противника. Выигравшим считается тот, кто первым ликвидирует все фигуры противника или лишит их хода. Трудно сказать, что использовалось в этой игре в качестве шашек. Неизвестно, какой формы и вида они были, поскольку пока не найдено ни одного полного или хотя бы частично сохранившегося комплекта игры. Возможно, при игре "в мельницу" в качестве шашек использовали плоские костяные кружочки с концентрическими кругами, которые постоянно находят при раскопках древнерусских городов, толщиной 5—7 мм, диаметром от 25 до 30 мм; но встречаются экземпляры диаметром до 40 мм. Очевидно, в качестве шашек можно было использовать не только специально обработанные шашки, но и любые мелкие предметы (например, камешки). Напомню, что очень часто игровое поле расчерчено наспех на случайных поверхностях, значит, и набор шашек не всегда был у игроков при себе и их заменяли другие предметы. С досками для игры в "мельницу" не надо путать так называемые "вавилоны", использовавшиеся, по мнению Б.А. Рыбакова, как расчетные линейки для древнерусских зодчих. Один из таких "вавилонов" был вырезан на плите каменного саркофага на кладбище ХП-ХШ вв. летописного Василева. Очевидно, здесь был захоронен строитель. Шахматы. До археологических находок фигур почти ничего не было известно о распространении шахматной игры в Древней Руси. В письменных источниках шахматы впервые упоминаются в 1262 г. в Кормчей книге в связи с запрещением священникам играть в шахматы и другие игры. Некоторые сведения об игре в шахматы в Древней Руси содержатся в былинах о Ставре Годиновиче, Михаиле Потыке, Садко, Илье Муромце, где эмоционально и красочно описывается ход игры, упоминаются некоторые термины, содержатся отдельные сведения о правилах игры. Однако ни из былин, ни из других письменных источников нельзя извлечь сведений о времени появления шахмат на Руси, об их распространении, ни тем более о форме шахматных фигур. Мнения о времени и путях проникновения шахмат на Русь, построенные на догадках и логических посылках, были самыми разнообразными. Одни исследователи считали, что шахматы пришли к нам из Западной Европы, другие называли исходным пунктом арабский Восток, Армению, Грузию, Византию, третьи доказывали, что шахматная игра стала известна на Руси только после монгольского нашествия. Археологические находки дали в руки историков шахмат новый материал для решения этих спорных вопросов. Один из ведущих специалистов в этой области, И.М. Линдер, посвятивший специальное исследование шахматам на Руси, на основе археологических находок и сопоставления шахматных терминов в разных языках пришел к выводу, что шахматы на Руси распространились с арабского Востока в 1Х-Х вв. Однако на самом деле пока нет достаточных сведений для столь определенных утверждений. Названия шахматных фигур в Древней Руси неизвестны, для их обозначения используются более поздние термины. Они происходят из рукописных материалов XVII в. и впервые были зафиксированы в книге А.К. Ле-онтьева "Описание китайской шахматной игры", вышедшей в 1775 г., и в Словаре Петербургской Академии наук конца XVIII в. По мнению И.М. Линдера, русские названия шахматных фигур - царь, конь, слон, пешка -являются прямым переводом с восточных языков. Термин "царь" со временем из политических соображений был заменен термином "король", который окончательно утвердился в XIX в. Название фигуры "ферзь" заимствовано из восточного без перевода. Единственный термин "ладья" не является переводом с восточного, а отражает сходство арабской символической фигуры "рух" с древнерусской ладьей. Известные в настоящее время шахматные фигуры, обнаруженные при раскопках древнерусских городов, можно разделить на две группы: изобразительные и абстрактные. К группе изобразительных шахмат относятся девять находок, происходящих из Новгорода (2 экз.) Волковыска (2 экз.), Берестья, Лукомля, Гродно, Старой Рязани, Белой Вежи (по 1 экз.). Из них только новгородские находки имели четкие даты: костяная миниатюрная фигурка коня с подогнутыми ногами, опущенной головой, с седлом и стременами обнаружена в слое XIII в. Другая фигура коня, сделанная из дерева, происходит из слоя начала XV в. и напоминает современные фигуры шахматного коня (табл. 79, 28). Остальные находки изобразительных шахмат четких датировок не имеют, поскольку происходят из слоев с широким хронологическим диапазоном. Фигурка короля из Берестья датируется ХП-ХШ вв. Основой для датировки каменной ладьи из Гродно, костяной ладьи из Волковыска и короля из Старой Рязани является форма изображенных в них предметов - одежды, вооружения, ладьи. Судя по находкам изобразительные шахматы не получили распространения в Древней Руси. Их небольшое число (всего 9 экз.) с широкой датировкой позволяет лишь зафиксировать факт существования изобразительных шахмат в ХП-ХШ вв., но не дает оснований для каких-либо выводов. Анализ изобразительных шахмат дает право предположить, что они были завезены на Русь. Во всяком случае, фигурка слона из Белой Вежи, сделанная из слоновой кости, не местного производства, равно как каменная и костяная ладьи из Гродно и Волковыска. Обращает внимание восточный "характер" шахматной фигурки из Лукомля, изображающей мужчину в богатом одеянии, сидящим на ковре, по-восточному сложив ноги. Особенно отличается от всех других фигур находка из Старой Рязани: воин, стоящий на круглом костяном кружке, напоминающем шашку. Возможно, что это не шахматная фигура, поскольку других примеров плоских шахматных фигур мы не знаем. Очевидно, изобразительные шахматы были первыми, с которыми познакомилась Древняя Русь, но дальше знакомства дело не пошло и они не получили на Руси распространения. Известно, что на Востоке первые изобразительные шахматы были запрещены, согласно требованиям ислама. Поэтому там боевых слонов, всадников, шахов и пеших воинов символизировали абстрактные шахматные фигуры. В Западной Европе, напротив, изобразительные шахматы получили широкое распространение, особенно в раннее время. Известна обнаруженная на берегу о. Льюис (к северу от Шотландии) находка каменной шкатулки, в которой находились 92 костяные фигуры, изображающие королей на троне, епископов, рыцарей, пеших воинов (Ривкин Б., 1980. С. 129). Даже абстрактные по форме фигуры напоминали людей, птиц и животных. Коллекция абстрактных шахматных фигур, собранная при раскопках древнерусских городов, насчитывает более 150 экземпляров и содержит набор всех шахматных фигур: король, ферзь, слон, конь, ладьи, пешки. Число шахматных фигур как из Новгорода, так и из других городов (Киев, Туров) не совпадает с опубликованными ранее данными ввиду того, что к шахматным фигурам относили предметы, принадлежащие другим категориям: навершия рукоятей ножей, заостренные деревянные стержни и др. Все сомнительные предметы из данного разбора мною исключены. Самая многочисленная четко датированная коллекция шахмат собрана в Новгороде (114 экз.). Вопреки распространенному в литературе мнению о существовании в Новгороде шахмат в XI в., в новгородском собрании шахмат не оказалось ни одной четко атрибутированной шахматной фигуры ранее второй половины Х1П в. В хронологическом отношении новгородские находки распределяются следующим образом: вторая половина XIII в. - 9 экз., первая половина XIV в. - 22, вторая половина XIV в. - 40, первая половина XV в. - 29 экз. Как видно, максимум находок происходит из слоев XIV в. Слои XV в. в Новгороде изучены неравномерно, поэтому находки, происходящие из них, очевидно, не отражают реального развития шахматной игры в то время. Подавляющее большинство новгородских шахмат выполнено из дерева, и только около 20 экз. из кости, при этом установлено, что самые ранние фигуры - король, ферзь, конь, — относящиеся ко второй половине XIII в., были единственными костяными фигурами, прочие аналогичные фигуры сделаны из дерева. По сравнению с новгородской коллекцией находки шахмат в других городах единичны: Киев - 8 экз., Смоленск - 5, Друцк - 4, Полоцк - 2, Минск - 4 экз., по 2 экз. - в Новогрудке, Турове, Гродно, по 1 экз. - в Берестье, Мстиславле, Волковыске, Копысе, Николо-Ленивце, Витебске, Тропце, Заславле. Среди абстрактных фигур выделяются две разновидности, из которых наиболее многочисленную группу составляют шахматы, сделанные по образцу арабских символических фигур. Основой шахматных фигур восточной символики (за исключением ладьи) является цилиндр или чаще - усеченный конус с разнообразными дополнениями, отличающими одну фигуру от другой. В Новгороде таких фигур найдено более 100 экз., в других городах по 1-2 экз., редко по 3-4 экз. (Киев, Смоленск, Минск, Туров, Друцк, Новогрудок, Копысь, Волко-выск), из них все они, кроме двух минских находок, сделаны из кости и датируются ХП-ХШ вв. Король. В большинстве случаев, как отмечают исследователи, различить абстрактные фигуры короля и ферзя довольно трудно, так как между ними нет принципиальной разницы. Даже в наборе арабских символических фигур король (шах) и ферзь по форме ничем не отличаются друг от друга (табл. 79, 49-54). И только больший размер одной из этих фигур дает основание считать ее королем. Очевидно, размер фигур и часто более сложная форма королевской фигуры, снабженной богатым резным растительным или геометрическим орнаментом, могут быть единственными критериями при определении фигур короля и ферзя. Среди новгородского собрания шахматных фигур с уверенностью можно выделить шесть фигурок короля, из которых одна костяная второй половины ХШ в., остальные деревянные, относящиеся ко второй половине XIV в. (табл. 79). Высота этих фигур колеблется в пределах 5-6 см, диаметр основания - 2,5-3,5 см. Четыре фигуры короля имеют цилиндрическую форму с богатым растительным или геометрическим орнаментом по бокам и выступающую над верхним основанием центральную часть. У одной фигуры эта часть представляет собой плоское ажурное завершение, сужающееся кверху. Две фигуры имеют слегка коническую форму, без орнамента в основной части, но с резным выступающим верхом. Они происходят из одного комплекта конца XIV в., обнаруженного на усадьбе посадника Юрия Онцифоровича. Еще одна фигурка короля обнаружена в Смоленске, в слое середины - второй половины XIII в. Она сделана из кости и имеет большое сходство с арабскими прототипами (табл.79,52). Ферзь. Фигурки ферзей известны в Киеве (1 экз.), Смоленске (1 экз.) и Новгороде (около 20 экз.). Киевский ферзь сделан из кости и имеет архаические черты, роднящие его с арабскими символическими фигурами. Фигурка ферзя из Смоленска, тоже костяная, происходит из слоя середины - второй половины XIII в. и тоже имеет большое сходство с восточным прототипом (табл. 79, 43, 48). Новгородские ферзи сделаны из дерева, и только один из них, из слоя второй половины ХШ в., аналогичен арабским фигурам (табл. 79, 46). Все остальные фигурки ферзей происходят из слоев первой половины XIV - первой половины XV в., и самой распространенной среди них является фигурка, основную часть которой составляет цилиндр или чаще - усеченный конус с биконическим выступом наверху (9 экз.) (табл. 79, 45). Первая подобная фигура обнаружена в слое начала XIV в.; все остальные происходят из слоев конца XIV - первой половины XV в. Несколько фигур являются вариантами указанного типа и имеют разнообразные завершения: округленной формы (типа горошины), чашеобразного и четырехлепесткового выступа. Только одна из этих фигур орнаментирована тремя зигзагообразными линиями, все остальные - без орнамента. Три фигуры специального выступа наверху не имеют, но у одной из них на верхней плоскости - четыре вырезанные бороздки, проходящие через центр (табл. 79,47). Еще две фигурки ферзей происходят из одного комплекта с усадьбы Юрия Онцифоровича. Они конусообразной формы с небольшим закругленным завершением, основная часть их покрыта незатейливой геометрической резьбой. К концу XIV в. выработалась устойчивая форма ферзя, описанная выше: усеченный конус с биконическим выступом. С конца XIV в. другие разновидности фигур ферзя не встречались. Слон и конь. Фигуры слона и коня в главном очень сходны между собой; это невысокие усеченные конусы с закругленным или косо срезанным верхом и боковыми выступами. У слона этих выступов два или один, но обязательно раздвоенный, у коня - один выступ. Высота этих фигур колеблется в пределах 2-3 см, но встречаются и миниатюрные фигурки высотой не более 1 см. Самая ранняя фигура коня обнаружена на селище, расположенном в 12 км к юго-западу от Минска на р. Мене (Штыхов Г.В., 1976. С. 431), в заполнении полуземлянки с керамикой и другими предметами XI в. (табл. 79, 33). Автор публикации называет фигурку конем, но раздвоенность выступа, видная на фотографии, свидетельствует о том, что перед нами фигурка слона. Это вообще самая ранняя четко датированная шахматная фигурка из раскопок древнерусских поселений. Несомненно, находка этой фигуры на селище не может быть аргументом в пользу столь раннего распространения шахматной игры на Руси, поскольку других находок шахматных фигур этого времени не известно. Очевидно, данная фигура была завезена сюда как диковинка. Наибольшее сходство с арабскими символическими фигурами имеют фигуры слона из Друцка и коня из Ту-рова и Новогрудка (табл. 79, 39, 30). По одной костяной фигуре коня известно в Киеве и Смоленске. Все перечисленные фигуры широко датируются ХП-ХШ вв. за исключением смоленской находки, обнаруженной в одном комплекте с упомянутыми королем и ферзем и датированной серединой - второй половиной XIII в. Новгородские фигурки слонов (14 экз.) и коней (19 экз.) сделаны преимущественно из дерева. Единственная костяная фигура коня второй половины XIII в. (табл. 79, 34) заметно отличается по форме и размерам от других фигурок коня из Новгорода как костяных, так и деревянных, распространенных там с конца ХШ в. до первой половины XV в. Она относится к тому же комплекту, что и многоярусный костяной ферзь и, возможно, является привозной. Фигурки слона и коня обычно не орнаментированы, только в некоторых случаях основная часть фигуры имеет два ряда сдвоенных параллельных линий по окружности всего тела цилиндра или усеченного конуса. Иногда выступы оформлены резным орнаментом в виде волнистой линии, напоминающей гривну (табл. 79, 41). Интересно, что среди новгородских находок у трех фигурок слона боковые выступы имеют в верхней части отверстия. У некоторых фигур на верхней площадке имеются глазки-кружочки, служившие, вероятно, не только и не столько орнаментом, сколько несшие смысловую нагрузку. Возможно, таким образом различали фигуры. Ладья. Как уже отмечено, ладьей на Руси называли шахматную фигурку, имеющую удивительное сходство с арабской символической фигурой "рух". В отличие от остальных, круглых в своей основе фигур, основу ладьи составляет параллелепипед за исключением двух деревянных фигурок из Новгорода и Минска с цилиндрическим сечением. У всех остальных фигур основание прямоугольное, а верхняя часть в середине разветвляется и имеет боковые выступы (табл. 79, 20-27). Какой-то устойчивой формы ладьи не было, но в ее основе лежала модифицированная форма арабской фигуры "рух", к которой ближе всего костяные ладьи из Копыси, Волко-выска, Киева, Смоленска (табл. 79,27, 26). Близкие аналогии находятся и в новгородской коллекции. Вместе с тем новгородские находки ладьи (21 экз.) представлены разнообразными вариантами. Некоторые фигуры напоминают стилизованные древнерусские ладьи, чаще всего они не орнаментированы, но встречаются экземпляры с резным геометрическим орнаментом. Пешка. Самой простой незамысловатой фигурой была пешка, представляющая собой цилиндр или усеченный конус с закругленным или срезанным верхом (табл. 79, 77, 72). Две костяные фигурки пешки происходят из Друцка, остальные из Новгорода (12 экз.), среди которых примерно поровну костяных и деревянных фигур. Иногда пешки украшали одним или несколькими рядами сдвоенных параллельных линий. В двух случаях на верхней части фигур имеются по три глазка, таких же, как у описанных выше фигур слона и коня. Среди абстрактных шахматных фигур выделяется группа предметов, заметно отличающаяся по форме от фигур восточной символики, рассмотренных выше. В многочисленной новгородской коллекции это шахматные фигурки, выточенные из кости, происходящие с Готского раскопа (8 экз.), на котором была исследована часть гостиного двора ганзейских купцов (Рыбина Е.А., 1978а) и шахматная фигурка из раскопок на Ярославовом Дворище (табл. 79, 49, 42, 36, 17). В этой группе можно выделить фигуры короля, ферзя, слона, ладьи, пешки, высота которых колеблется от 3 до 5,5 см. Многоярусные фигуры короля, ферзя и пешки представляют собой несколько ярусов, поставленных на круглое основание. Две фигуры, вероятно, короля, имеют свободно вращающееся выточенное кольцо. Фигура слона также имеет массивное круглое основание, на которое поставлен цилиндр с двумя полукруглыми выемками и вырезом посередине (табл. 79, 36). Две фигурки ладьи с Готского двора в основе содержат плоскую фигуру с характерными боковыми и центральными выступами, покоящуюся на цилиндре, который в свою очередь поставлен на круглую подставку. Заметен тот же принцип многоярусное™, отмеченный для фигур короля, ферзя, слона, пешки. Чрезвычайное сходство с шахматными фигурами, обнаруженными на Готском раскопе в Новгороде, имеют шахматные фигуры из Киева (король, ладья), Вышгоро-да (ладья), Полоцка (король, слон), Друцка (король), Мстиславля (ладья), Изяславля (ладья), Новогрудка (пешка), Копыси (пешка), Витебска (ладья), Торопца (пешка), Гродно (пешка). Все они костяные и датируются Х111-Х1У вв. Подобные фигуры имеют ближайшие аналогии в западноевропейских средневековых шахматных фигурах ладьи из Мстиславля и Лидского замка напоминают шахматную ладью из Стокгольмского музея. Эти фигуры появились в Западной Европе в XIII в., а с конца XV в. получили там широкое распространение, вытеснив постепенно шахматы восточной символики. В английской литературе такой тип фигур получил название КтуепНопеП, обозначающий одновременно традиционность и условность данной формы фигур. Действительно, этот схематический, ярко выраженного стереометрического облика тип фигур стал доминирующим в новое время и в модифицированном виде дожил до наших дней. Поскольку большинство шахматных фигур такой формы происходит с Готского двора в Новгороде, местопребывании ганзейских купцов, следует, вероятно, признать их западноевропейское происхождение. На новгородских усадьбах этого времени преобладают шахматные фигуры восточной символики. В XVI-XVII вв. шахматные фигуры такого типа были широко распространены на Руси, о чем говорят их находки в Москве, на о. Фаддея, в Мангазее. Очевидно, эта форма, появившаяся на Руси в Х1У-ХУ вв., хорошо привилась здесь и послужила образцом для последующих времен. В целом археологические находки шахматных фигур в древнерусских городах малочисленны во всех пунктах, кроме Новгорода. Анализ показал, что большинство из них не имеет четких датировок, а происходит из слоев с широкими хронологическими рамками в пределах двух-трех веков. Чаще всего это XII— XIII вв. или ХШ-Х1У вв. Только немногочисленная группа изобразительных шахмат может быть с известными оговорками отнесена к XII в. В связи с этим представляется неправомерным утвердившийся в литературе вывод о широком бытовании шахмат на Руси в Х1-ХП вв., тем более в IX—Х вв., от которых вообще не сохранилось ни одной фигуры. Исходя из археологического материала можно говорить о том, что Древняя Русь познакомилась с изобразительными шахматами в XII в. Широкое распространение шахматной игры на Руси относится к XIII в., не случайно и первое письменное упоминание шахмат датируется именно этим временем. Несмотря на повторявшиеся запреты церкви играть в шахматы и другие игры, шахматная игра постепенно завоевывала все большую популярность и становилась неотъемлемой частью бытовой культуры. Долгое время оставалось неясным, как различали фигуры противников в шахматной партии. Не так давно при раскопках в Новгороде были обнаружены две деревянные фигуры (слон и ладья) с остатками красной краски. Следовательно, как и теперь, в средневековье шахматные фигуры различали по цвету. Что касается шахматных досок, то пока, к сожалению, не известно ни одной находки шахматной доски современного типа. Только в Новгороде найдены две расчерченные на два игровых поля деревянные доски. Одно поле целое и представляет собой прямоугольник, разделенный вдоль на две части, каждая из которых в свою очередь поделена на 16 небольших прямоугольников. От другой доски сохранились лишь фрагменты, содержащие также 16 небольших прямоугольников. Возможно, описанные доски предназначались для игры в шахматы по не дошедшим до нас правилам. К числу находок, связанных с играми, относятся игорные бабки, или астрагалы, представляющие собой надко-пытную кость. Такие кости, залитые свинцом или имеющие просверленные отверстия, постоянно встречаются при раскопках древнерусских городов и селищ во всех хронологических горизонтах начиная с Х в. Археологический материал дает основания говорить о широком временном и территориальном распространении игры в бабки, но, к сожалению, не дает представления о разновидностях этой игры. Судить об этом можно лишь по этнографическим параллелям, материал которых свидетельствует о разнообразии форм игры в бабки, что отражено даже в их названиях: "кон", "поджошка", "пристенок", "катошки", "краснокудан" (Даль В.И., 1956. Т. IV).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |