Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ XV. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников 2 страница




Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево имеет своих заместителей, которые используются при изготовлении посуды, мебели.

Следующий этап - это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении, когда выясняют, что нужно. Например, солнце - это хорошо, потому светит, греет, радует. Но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет.

Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении. От противоречий не следует уходить, надо научиться их разрешать.

Важный этап - разрешение противоречий. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Г.С. Альтшуллер выявил 40 принципов разрешения противоречий. Перечитав многие народные и авторские сказки, мы обнаружили, что сказочные герои успешно пользовались ими при разрешении противоречий.

1. Сделай заранее. Заранее выполняется требуемое изменение объекта. Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться.

2. Обратить вред в пользу. Используются отрицательные факторы для получения положительного эффекта. В сказке братьев Гримм «Три пряхи» отрицательный фактор - уродства трех тетушек (отвисшая губа, длинный палец, огромная нога) избавили главную героиню от нелюбимой работы (положительный результат).

3. Объединение - разъединение. Ивану-царевичу и Серому Волку удалось найти молодильные яблоки только потому, что они действовали вместе, т.е. успешно объединили, согласовали свои усилия.

4. Прием копирования. Вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Чтобы поймать сбежавшую Людмилу, Черномор, используя прием копирования, превращается в Руслана и легко добивается цели. А в «Молодильных яблоках» такой прием использует Волк, когда превращается сначала в коня, а затем в царевича.

5. Принцип дробления. Состоит в разделении объекта на независимые части. Мультфильм «Возвращение Капитошки» отлично иллюстрирует его. Капитошка рассыпался на мелкие брызги, чтобы спастись от злой тетки Волчихи, а затем снова соединился.

6. Принцип матрешки. Основан на расположении одного предмета внутри другого. Кощей Бессмертный прячет свою смерть на кончике иглы, иглу в яйцо, яйцо - в утку, утку - в селезня, селезня - в хрустальном ларце.

7. Принцип изменения окраски. Состоит в изменении окраски объекта или внешней среды, степени прозрачности. В мультфильме «Осьминожки» с помощью этого принципа маленькие плутишки решили масс}' противоречий. Например, как мыться и не мыться одновременно. Для этого они просили более чистоплотного братишку поменять цвет и помыться несколько раз. А как спрятаться от папы, никуда не прячась? Для этого достаточно перекраситься в цвет ковра.

8. Разрешение противоречий во времени. В сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» одни месяцы появляются на новогодней поляне раньше своего срока, а другие - значительно позже.

9. Принцип изменения агрегатного состояния. Объект переходит в другое агрегатное состояние, и от этого меняются его свойства. Сердце Кая из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» превратилось в льдинку и изменило свои свойства: вместо доброго стало злым.

10. Принцип посредника. Для выполнения действия используется промежуточный объект-переносчик. В сказке «Златовласка» муха-посредник помогла Иржику отыскать среди 12 принцесс Златовласку.

Развитию познавательной деятельности способствует и метод «мозгового штурма» с детьми. Вот так происходит «мозговой штурм» в старшей группе.

1. Формирование цели занятия: придумать новую мебель для кукол.

2. Объявление проблемы: мебель для кукол есть, но она очень большая, достаточно места в группе для нее нет, необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и в то же время должна быть маленькой, чтобы помещалась в игровом уголке.

3. Формирование ограничений: использовать имеющийся материал для изготовления мебели; ограниченный размер мебели.

4. Сообщение воспитателя и детей о традиционном решении: мебель бывает складная (раскладушка), раздвижная (полка, кресло-кровать и т.п.).

5. Выявление элементов, подлежащих улучшению: ножки и спинки у кровати и стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа и т.п.

6. Выдвижение идей: Сделать: ножки складные, выкручивающиеся; кровать без ножек; столы и стулья раздвижные; мебель многоярусную, складную; в шкаф можно вкладывать кухонный стол, в стол - тумбочку, в тумбочку - полку, в полку - стол и т.д.

7. Анализ выдвинутых идей.

8. Отбор решений, встречающихся в художественной литературе (гамак в «Золотом ключике», скорлупка грецкого Ореха - Постель для Дюймовочки, отсутствие мебели у «Бременских музыкантов»).

9. Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми. Каждый вариант анализируется с разных сторон, выясняются качества хорошие И плохие, лучшие для данного момента.

10. Практическое выполнение. Дети решают, что каждый из них будет делать на занятии по труду. Обговариваются этапы коллективной работы.

Итог. Из куска ткани дети сделали гамак, закрепляющийся на шкафах; стулья-подушки; шкаф-подушка для хранения кукольных вещей; постель-мех. ковер, теплая одежда; кровать - перевернутый стол или сдвинутые стулья. Вся мебель разместилась в кузове грузовика.

Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок, творческих заданий, занятий.

Например, «Каменное занятие». Камень выполняет роль ведущего и знакомит детей со способами обработки и использования камней. Детям рассказывают, где и как используется камень. Затем предлагают пофантазировать: «Если все вокруг станет каменным, как они будут жить, чем питаться...».

«Сердечное занятие». В теплой, доброжелательной обстановке раскрыть природу такого нравственного качества, как сердечность, сердечное отношение к старшим, старикам, близким людям; сердечные тайны; любовь двух сердец. Затем предлагают детям как бы поговорить со своим сердцем, расспросить, что ему нужно для хорошей работы.

«Дырявая прогулка». Путешествие в дырку в земле, знакомство с ее обитателями: насекомыми, корнями растений. Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути. Прогулка по дереву, вхождение в дупло. «Дырка» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучение человека -путешествие по его организму.

«Вареная прогулка». В борщ к овощам, знакомство с ними. На стройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла).

Прогулка капельки воды, которая из тучи попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плите.

«Ледяная прогулка». На замерзшую реку (что произошло с рекой и ее жителями). На ледяную горку, в ледяной городок. Встреча с Ледяной королевой (соревнования в ее царстве или путешествие в ее царстве).

Использование аналогии - один из элементов технологии ТРИЗ. Особый вид работы по технологии ТРИЗ - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.

Например, детям предлагают спасти Колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой и т.д.

Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности -игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?». Программа «ТРИЗ» дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика. Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого синектика означает «объединение разнородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

1. Неоперативный (неуправляемый) — интуиция, вдохновение.

2. Операционный (управляемый) - использование различного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот.

Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуаций увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными путями. Аналогия бывает разных видов: прямая и фантастическая.

I. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.

Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы похожи по внешнему виду. Например, сосулька - карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб - жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищущая цыплят.

Для знакомства детей». прямой аналогией можно прочитать стихи На свете все похоже: Змея - на ремешок из кожи; Луна - на круглый глаз...огромный; Журавль - на тощий кран подъемный. Различают следующие виды аналогий:

Компонентная (структурная)аналогия по сходству элементов, составляющих объект. Выяснив примерную структуру объекта необходимо найти объекты аналогичной структуры. Например: снег - одеяло, вата - облако, тополиный пух - муха, пена - сладкая вата.

Функциональная аналогия. Надо определить: какие функции выполняет рассматриваемый объект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Искать следует в противоположных областях. Например, техника - природа: машина - лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер - пылесос, вентилятор, движение.

Аналогия по цвету. Солнце — одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист - огурец, виноград, танк, машина, ель.

Аналогия по ситуации или по различным положениям по состояниям явления или предмета. Тихий час - утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание - весенний водопад, паводок.

Аналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: какой? Шарик (какой?), резиновый - соска, калоша, купальная шапочка. Упругий - мяч, зонт, ветер, жвачка, струя.

Комплексная аналогия при рассматривании одного объекта. Например, обсуждаем объект: дверь.

По форме - плитка шоколада, картина, фантик. По функции - веки, рот, крыша, зонт, чемодан.

По свойствам - деревянная - сундук, шкаф, ветка; крашеная - веки, ногти, обложка; легкая - бабочка, лепесток; скрипучая - дерево, стул.

По цвету - облако, снег, вата, мороженое.

Развивая и комбинируя различные виды прямой аналогии, Г.Я. Буш предложила метод гирлянд и ассоциации- Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку слов.

Каждая новая ассоциация подбирается не по первому, а по последнему слову.

Например, дети много шумят, бегают, листопад, капли, фонтан, лед, зеркало, лужа, прогулка, дети. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, значения не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению, темпераменту.

2. Фантастическая аналогия. При решении различного рода задач и закреплении знаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации.

Когда удается найти фантастическое решение задачи, необходимо понять. Что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Неожиданные идеи дети будут высказываться, если предложить им описать, как они представляют себе сказочный детский сад, сказочное занятие, сказочную прогулку, сказочный праздник, сказочный обед, сказочный выходной, сказочную игру и т.п. В таких рассказах дети интуитивно будут высказывать свои потаенные мысли и желания.

Обучение новому делу или закрепление навыков проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, о сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется «попрыгунчик». Тот, кто съест всю ту кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнования, кто дальше прыгает».

Помимо выше указанных методов развития творческого мышления, ТРИЗ опирается на различные виды изобразительного творчества детей: рисование, аппликации, лепки, конструирование, моделирование и др, и поэтому эта технология способствует развитию воображения, фантазии детей (см. Современные образовательные программы для ДОУ. /Под ред. Т.П. Ерофеевой, М.,2000).

Таким образом, инновационные педагогические системы и технологии поучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному и компетентному педагогу знание педагогических инноваций поможет в достижении результативности и эффективности организации жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое педагогическая инновация?

2. Какова ее классификация?

3. Каково соотношение понятий «педагогическая система» и «педагогическая

4. технология»?

5. В чем инновационные черты современных образовательных программ?

6. В чем сущность личностно-ориентированного подхода к детям?

7. В чем заключается инновационность витагенного образования?

8. Какова специфика технологии ТРИЗ.

ЛЕКЦИЯ XVI. Ребенок в системе «детский сад - школа»

 

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений, системы органов управления (см. Закон РФ «Об образовании», 1992, статья 8). Учитывая непрерывный характер образования, важно подготовить ребенка к школе, к переходу в новую «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), к тем трудностям, которые ожидают ребенка, в виде личностного новообразования «кризиса 7 лет».

Цель системы «детский сад - школа» - обеспечить дальнейшее гармоническое развитие личности ребенка в статусе школьника.

Результатом подготовки является готовность ребенка к школе - как внутренняя позиция, направленная на овладение достижениями, присущими школьникам. Различные специалисты в теории и практике используют определенную терминологию. Так психологи оперируют термином «психологическая готовность», включая сюда интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную («внутренняя позиция школьника»), а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации (Л.А.Венгер, А.Л. Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Т.Д.Марцинковская, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова). Врачи, гигиенисты, нейропсихологи рассматривают «школьную зрелость» как уровень морфофункциональных систем, развитие глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму (М.В.Антропова, Т.Г.Бетелева, С.М.Громбах, Ю.Ф.Змановский, А.Р.Лурия и др.). Согласно данным, шестилетний возраст представляет собой важный переломный период в морфофункциональном развитии головного мозга, характеризующийся сложной перестройкой мозговой активности, проявлениями электрофизиологического феномена в мозгу - так называемой «волны ожидания» (Г. Уотлтер). Данные убеждают о том, что достаточно высокий уровень «школьной зрелости» отражает своеобразную готовность мозговых структур к сложной деятельности, необходимой для эффективного обучения, усвоения новых знаний, овладения учебными навыками и умениями, (см. Ю.Ф.Змановский. Шесть лет. Детский сад. Школа. - М.: Знание, 1983).

Педагоги используют термин «готовность к школе», связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Вводятся два понятия - общая и специальная готовность. Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая. Специальная готовность включает развитие речи, подготовку к грамоте, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем.

Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению многогранное явление и определяется целым рядом биологических, социальных, психолого-Педагогических причин. В связи с этим, готовность ребенка к школьному обучению - это такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность школьного обучения. Компонентами готовности являются: физическая готовность, интеллектуальная, готовность в сфере общения, эстетическая, нравственная, трудовая. Все компоненты взаимосвязаны, могут взаимодополнять друг друга. Базовой основой развития детей является физическая готовность, предполагающая достаточно высокий уровень здоровья, основных движений, физических качеств (выносливость, быстрота, ловкость, сила, координация), высокую работоспособность, низкую утомляемость. Немаловажное значение имеет умение детей самостоятельно организовывать подвижные игры, соблюдать культурно-гигиенические навыки (например, сохранять и самостоятельно контролировать позу во время сидения). Показатели физической подготовленности детей разработана Л.В.Кинеман, Д.В.Хухлаевой, Т.И.Осокиной. В альтернативных программах «Радуга». «Детство», «Развитие», «Истоки» приводятся содержательные Характеристики готовности по возрастным группам. Г.Г.Попов содержание физической готовности предлагает делить на две составляющие: естественно-биологическая (рост, вес, тип конституции тела, свойства и функции отдельных систем детского организма); собственно физическая подготовленность, которая обусловлена не столько наследственным фоном, сколько социально детерминирована. Вторая составляющая, по мнению автора, должна включать показатели уровня развития основных физических качеств и овладения техникой программных физических упражнений. В методических рекомендациях «Характеристика готовности ребенка к школьному обучению» -Магнитогорск: МаГУ, 2000, Г.Г.Попов раскрывает показатели физической подготовленности, определяет стержневое качество — выносливость среди других физических качеств, ставит вопрос о влиянии этих составляющих на интеллектуальную сферу ребенка.

В содержании умственной (интеллектуальной) готовности авторы Л.А.Веигер, А.В.Запорожец, Н.И.Гуткина, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, В.С.Мухина, Н.Н.Поддьяков, А.П.Усова и др. выделяют уровень детской компетентности, умственных способностей, навыков учебной деятельности, культуры умственного труда. Культура умственной деятельности тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности. Внутренняя организация мышления предполагает развитую способность ребенка принимать и обозначать для себя учебную задачу, действовать по правилу (Л.С. Выготский), осознавать способ выполнения задания, способ действовать, отчленять задачу «что делать» от задачи, «как делать» (А.П.Усова. Г.И.Минская, Н.Н. Поддьяков), проникать в сущность предметов и явлений, устанавливать причинно-следственные и причинно-временные связи.

В книге «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста»; (Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера - М.,1988) названы следующие параметры, необходимые для успешного овладения предпосылками учебной деятельности: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способу действия; умение ориентировать на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образу.

Воспитателю ДОУ необходимо на всех видах занятий использовать методы и приемы формирования данных предпосылок, развивать произвольность психических процессов и поведения детей.

Е.Н.Ращикулина, разрабатывая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, основывается на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления. Автор опирается на положения психологов Р.Арнхейм, Л.В.Венгера. Л.Гуровой, В.П.Зинченко, И.С.Якиманской, Н.Н.Поддьякова и др. Взаимодополняемость вербального и образного компонентов на уровне основных форм мышления, познавательных процессов, мыслительных операций, находит отражение в следующих показателях интеллектуальной готовности. Образный компонент: способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память па образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций - аналогии, сравнения, синтеза; эвристичность мышления. Вербальный компонент: способность перечислять различные свойства предметов, выделять существенные из них, слуховая память на речевой основе; способность обобщать множества единичных понятий при наличии знакомых или самостоятельно подобранных терминов; развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа; критичность мышления (см. Характеристика готовности ребенка к школьному обучению: Методические рекомендации. — Магнитогорск, МаГУ, 2000).

Социально-нравственная готовность условно разделяется на готовность к сфере общения, к новой позиции школьника, к социальному статусу (учение - общественно-значимая деятельность), к другому образу жизни.

В работах Л.А.Венгера, Р.С.Буре. М.И.Лисиной. Т.А.Репиной, Г.И.Якиманской, С.А.Козловой, В.Г.Нечаевой и др. раскрывается понятие «коммуникативная готовность», её показатели.

Содержание коммуникативной готовности - это умение детей строить «вой отношения со взрослыми и сверстниками. Задача педагога - формировать коммуникативные способности, основанные на нормативном, деловом, личностном сотрудничестве со взрослыми и детьми; развивать общечеловеческие ценности (гуманные качества, направленность на человека), способность критически себя оценивать, способность к саморефлексии.

Формирование социльно-нравственной готовности детей к обучению в школе должно быть ориентировано на развитие следующих основных компонентов: вербального, перцептивного, интерактивного, обеспечивающих успешность общения с окружающим (см. раздел «Педагогические условия развития»).

Педагогическими условиями являются: организация различных видов и форм общения ребенка со взрослыми и детьми, использование методов и приемов развития произвольности поведения, изменение позиции ребенка как по отношению ко взрослому, так и детям. В работе Е.Е.Кравцовой «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» - М.: Педагогика, 1991, показана значимость контекстного типа общения ребенка со взрослыми и кооперативно-соревновательного типа общения со сверстниками. Объединяющим началом является то, что ребенок шести лет начинает видеть позицию партнера и сохранять произвольность памяти, мышления, воображения в течении всей деятельности.

Основные варианты позиции шестилетних детей раскрыты в работах Л.А.Венгера (см. Л.А.Венгер, Т.Д.Марценковская, А.Л.Венгер «Готов ли ваш ребенок к школе» - М.:3нание, 1994). Это - игровая позиция (когда ребенок ориентируется на материал, а не на условия, игровое варьирование, низкий уровень внимания к образцам, указаниям взрослого); учебная позиция (стремление к пониманию и уточнению условий, высокий уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации - обращение ко взрослому за помощью в случае затруднения); исполнительская позиция (внимание к формальным особенностям образцов, к их точному копированию. несамостоятельность в конкретизации - многочисленные обращения ко взрослому); коммуникативная позиция (требующая перевода к ситуационному общению, уход от выполнения задачи, попытки ввести взрослого в диалог на другие темы). Необходимо помнить, что в ряде случаев эти позиции совмещаются (учебная с игровой, учебная и коммуникативная).

Таким образом, формирование социально-нравственной готовности предполагает учет характеристики дошкольного типа поведения детей в условиях обучения - преобладание игровой ситуации, в общении со взрослыми, зачастую переходящей в коммуникативную. Как отмечает Л.А.Венгер. чисто школьный тип встречается среди шестилеток очень редко, когда преобладает учебная позиция, а при наличии взрослого — коммуникативная. Задача педагога создать благоприятные условия для предучебного типа, когда в самостоятельной деятельности преобладает игровая позиция, при совместной деятельности со взрослым - учебная. Взрослый помогает ребенку вычленить учебную задачу и найти средства для её решения.

Содержательную характеристику социально-нравственной готовности дополняет трудовая готовность. Дискуссия на страницах журнала «Дошкольное воспитание» показывает неоднозначность решения проблемы, существование двух диаметрально различных направлений: замена термина «трудовое воспитание» на «деловое воспитание», различное содержание этой стороны социально-нравственного развития детей. Признавая важность и значимость элементарной трудовой деятельности дошкольника, необходимость ознакомления детей с трудом взрослых, трудового обучения, как средства развития личности ребенка, мы солидарны со взглядами В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре, С.А.Козловой, А.Д.Шатовой, Т.А.Куликовой и к показателям трудовой готовности относим: объем детской компетентности о труде взрослых; наличие активного положительного отношения к различным видам труда, уровень трудовой деятельности (наличие целеполагания, планирования, умений, способов контроля и т.п.).

В работе Л.И.Сайгушевой вводится показатель «трудовая активность» (см. «Диагностика трудовой активности детей старшего дошкольного возраста»: Методические рекомендации. - Магнитогорск, МПИ, 1991). Сущность трудовой активности, а соответственно и её показателей, заключается в возможности ребенка включаться в посильную трудовую деятельность по решению общественных задач, в ходе неё добиваться результатов, доступных возрасту, значимых для окружающих и для себя. Основными элементами трудовой активности старшего дошкольника, по мнению автора, являются - инициативность, готовность к труду, осознание необходимости трудиться на благо других людей, удовлетворенность процессом труда и его результатами.

Педагогические усилия воспитателя направлены на создание условий для организации различных видов труда, центров для их реализации («Мастерица», «Мастерская дедушки Мороза», «Мастерская по починке игрушек, книг» и т.д.). Воспитатель стимулирует переживание ребенком радости труда, воспитывает эмоциональное, заинтересованное, активное отношение к элементарной трудовой деятельности. При этом воспитатель использует игровую мотивацию («Город мастеров», «мастерская нужных вещей») и ролевую идентификацию (ты - мастер добрых дел); использует комплекс методов стимулирования радости труда (раскрытие радостных перспектив, прием эмоционального моделирования, опора на трудовую активность ребенка, создание ситуации успеха и др.). Важно создавать условия для использования элементарной трудовой деятельности как средства подготовки к школе, к будущей социально-значимой деятельности. Используются разнообразные формы поощрения и оценки самостоятельности, творческого отношения к труду, сформированности общетрудовых и специальных навыков. Воспитатель создает условия для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда, навыков и способов деятельности. Для этого взрослый ставит ребенка в позицию творца, преобразователя, обучает навыкам планирования, поощряет активность, инициативность детей в труде, способствует воспитанию личностных качеств (ответственность, организованность, трудолюбие и т.п.).

В современных программах обращается внимание на знакомство детей с правилами пользования орудиями труда, техникой безопасности (см. «Радуга» -1989; «Детство» - 1992; «Истоки» -1997 и др.).

Эстетическая готовность содержательно раскрыта в трудах Н.М Окулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, В.В.Бабаевой, Р.Чумичевой и др. Основываясь на положениях психологов Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, авторы называют следующие показатели: уровень эстетического восприятия, чувств, сознания;, умение не только видать и понимать, но и создавать прекрасное; наличие творческих способностей -способность комбинировать впечатления, полученные из различных источников, создавать существенно новое. В программе Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М.,1997 называет такой показатель как эмоциональное отношение к природному окружению, к дизайну быта. Направленность ребенка на благоустройство и декоративное оформление интерьера (кукольного, детского, взрослого) также может быть показателем эстетической подготовленности ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.