Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научного познания 3 страница




Окончание табл.

Линии   Полупрези-  
W М.ЖШ.ЛЖ.ЖЧЖЛ сравнения Президентская дентская (смешанная) Парламентская
3. Ответствен- Перед прези- Двойная ответ- Перед парла-
ность прави- дентом. ственность — ментом. Пар-
тельства Парламент не перед парла- ламент может
  может выра- ментом и час- внести вотум
  зить вотум не- тично перед недоверия
  доверия пра- президентом. правитель-
  вительству Президент не ству в целом
    ответственен за или одному из
    действия прави- его членов,
    тельства. Вотум что влечет за
    недоверия пар- собой отстав-
    ламента прави- ку правитель-
    тельству невоз- ства
    можен  
4. Право рос- Отсутствует Президент имеет право роспу-
пуска парла-   ска парламента  
мента у прези-      
дента      
5. Наличие Отсутствует Существует пост премьер-мини-
поста премьер-   стра  
министра      
6. Объем пол- Полномочия Президент — Президент-
номочий пре- президента: глава государст- ские полномо-
зидента он не только ва. Полномочия чия номиналь-
  глава госу- в осуществле- ны, любые
  дарства, нии исполни- действия он
  но и глава ис- тельной власти совершает по
  полнительной разделены меж- рекоменда-
  власти ду президентом ции прави-
    и правитель- тельства,
    ством которое несет
      за них ответ-
      ственность
7. Современ- США, страны Австрия, Рос- Индия, Ита-
ные государ- Латинской сия, Франция лия, ФРГ,
ства Америки   Швейцария

Формы государственно-территориального устройства

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность Единое, неде- Объединение Объединение аб-
формы госу- лимое, состав- нескольких солютно незави-
дарственно- ляющее одно территориаль- симых субъек-
территори- целое госу- ных единиц в тов, имеющих
ального уст- дарственное одно государс- независимую
ройства устройство тво систему госу-
      дарственных ор-
      ганов и законо-
      дательств, свою
      валюту, граж-
      данство, нацио-
      нальные армии
2. Конститу- Принимают- Принимаются Принимаются
тивные ся высшими высшими союз- высшими орга-
(определяю- органами ными органа- нами власти го-
щие) реше- власти ми; в сфере сов- сударств-участ-
ния   местного веде- ников
    ния — с  
    участием субъ-  
    ектов федера-  
    ции  
3. Террито- Единая, гра- Образуют терри- Отсутствие еди-
рия ницы админи- торию субъек- ной территории
  стративно- тов, внутрен-  
  территориаль- ние границы  
  ных единиц изменяются  
  устанавлива- только с согла-  
  ются и изме- сия субъектов в  
  няются цент- установленном  
  ром конституцией  
    порядке  
4. Полити- Администра- Субъекты обла- Государства-
ческая само- тивно-терри- дают опреде- участники со-
стоятель- ториальные ленной полити- храняют пол-
ность единицы не ческой самосто- ную политичес-
  наделены по- ятельностью кую самостоя-
  литической   тельность
  самостоятель-    
  ностью    

Окончание табл.

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
5. Конститу­ция Единая Союза и субъек­тов, верховенс­тво конститу­ции союза Государств-участников
6. Граждан­ство Единое Союзное и субъ­ектов Государств-участников
7. Правовая и судебная системы Единая Верховенство союзного зако­нодательства, право субъек­тов в сфере своей компе­тенции прини­мать законода­тельные акты Отсутствие еди­ной правовой и судебной систем
8. Междуна­родная деятель­ность В полном объ­еме: откры­тие посольств и представи­тельств за ру­бежом, заклю­чение межго­сударственных договоров, участие в меж­дународных организациях Субъекты мо­гут иметь пред­ставительства за рубежом, участвовать в международ­ных организа­циях, иметь на­учные и куль­турные обмены Государства-участники осу­ществляют международ­ную деятель­ность в полном объеме
9. Право расторже­ния дого­вора   Субъекты ли­шены права расторгнуть фе­деративный до­говор и выйти из федерации Может быть рас­торгнут госу­дарствами-учас­тниками и в од­ностороннем порядке
10. Совре­менные го­сударства Великобрита­ния, Дания, Испания, Ита­лия, Швеция, Япония Австралия, Бра­зилия, Герма­ния, Индия, Ка­нада, Мексика, Россия, США, Швейцария Содружество Независимых Государств (СНГ), Европей­ский союз (ЕС)

Образец задания

В1. I Запишите слово, пропущенное в схеме.

Форма правления

Форма государственно-тер­риториального устройства

Политичес­кий режим

Ответ: Форма государства.

Тема 4. Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм) — система го­сударственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государствен­ное управление.

Структура государственного аппарата определяется функ­циями государства и зависит от тех конкретных задач, кото­рые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.

Государственные органы — составные части аппарата го­сударства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Эти органы имеют юри­дическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структур­но обособлены.

Государственные учреждения — государственные орга­низации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

1. Служащие, профессионально занимающиеся управле­нием и получающие за это материальное вознаграждение.

2. Иерархичная система государственных органов и уч­реждений, которые правомочны совершать действия, направ­ленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

3. Материальные средства, которые необходимы для функ­ционирования первых двух элементов.

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой сис­темы государственных органов. В их числе в современном де­мократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной без­опасности, прокуратура, исправительные учреждения); во­оруженные силы.

Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закреплен­ных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Кроме этого, часто в понятие компетенции включается пе­речень вопросов, по которым данный орган вправе самостоя­тельно принимать властные решения.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата

Принцип разделения властей, который исключает возмож-' ность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

Принцип демократизма у позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства

Принцип законности, означающий обязательность соблюде­ния законов во всех звеньях государственного аппарата

_Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятель­ности государственных органов

Принцип профессионализма и компетентности государст­венных служащих, гарантирующий высокий уровень реше­ния вопросов государственной жизни

Принцип федерализма (в федеративных государствах), обес-' печивающий разграничение предметов ведения между феде­рацией и ее субъектами

Структура госаппарата

Основа класси­фикации Органы госаппарата
Разделение властей — Система законодательных (представи­тельных) учреждений — Исполнительно-распорядительные органы — Судебные органы
Выполняемые функции — Органы, осуществляющие внешние функции (вооруженные силы, разведка, органы меж­государственных отношений, информации) — Органы, осуществляющие внутренние функ­ции (органы правопорядка, безопасности: поли­ция, суд, прокуратура и др.; органы социально-экономического регулирования: финансово-на­логовый аппарат, учреждения связи, транспор­та, коммунальной службы и др.; органы духов­ного производства: учреждения образования, культуры, органы информации и др.)

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной — направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию реко­мендаций по ее совершенствованию и т. п. и правовой — носит властный характер, реализуется в общеобязательных предпи­саниях, адресованных соответствующим субъектам.

Таким образом, государственный аппарат — это воплоще­ние, выражение государственной власти, олицетворение ее.

Образец задания

А1. Выберите правильный ответ. Внутреннее строение го­сударственного аппарата, порядок расположения органов го­сударственной власти, их соотношение называется

1) функциями государственного аппарата

2) компетенцией государственного аппарата

3) полномочиями государственного аппарата

4) структурой государственного аппарата Ответ: 4.

Тема 5. Избирательные системы

Избирательная система представляет собой основной де­мократический механизм формирования власти, который со­здавался в течение длительного времени.

Избирательная система — особый политический инс­титут, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов меж­ду партиями.

Избирательная система включает следующие компоненты.

 

 

 

  Компоненты избирательной системы  
       
Избирательное право   Избирательный процесс
Комплекс правовых норм о порядке выборов Комплекс действий в процессе выборов
           
В узком смыс­ле слова   В широком смысле слова  
Политическое право гражда­нина избирать (активное пра­во) и быть из­бранным (пас­сивное право) Избиратель­ные законы и иные акты (например, инструкции, разъясне­ния)  
                   

Стадии

1. Подготовительная (назначение даты выбо­ров, регистрация и учет избирателей)

2. Выдвижение и ре­гистрация кандидатов

3. Предвыборная агитация и финансирова­ние выборов

4. Голосование и под­ведение итогов выборов

Демократическое избирательное право предполагает обя­зательное соблюдение ряда принципов.

Основные принципы демократического избирательного права

Принципы Их сущность
Принцип равенства Кандидаты имеют в процессе выборов равные пра­ва. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый изби­ратель в одинаковой степени влияет на общий ре­зультат выборов
Принцип всеоб­щности Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, на­зывают цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз

Окончание табл.

Принципы Их сущность
  (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качест­ве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Рос­сийской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в на­стоящее время практически нигде в мире не приме­няются
Принцип тайного голосова­ния Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявле­ния воли избирателя и исключается возможность давления на него
Принцип непосред­ствен­ности Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет го­лосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах пре­зидента США, а также не соблюдался в дореволю­ционной России
Принцип состяза­тельности Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Ни­кто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на терри­тории России был введен лишь в 1993 г.
Принцип гласности Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках
Принцип свободы выборов Любой гражданин участвует в выборах доброволь­но, и никто не имеет право оказывать на него давле­ние
Принцип ограниче­ния срока выборов Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных за­конодательством

Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропор­циональную избирательные системы.

Типы избирательных систем

Тип избира-      
тельной Его сущность Достоинства Недостатки
системы      
• Мажори- Система определе- — Устанав- — Получив-
тарная (от ния результатов ливается пря- шие незначи-
фр. majori- выборов, согласно мая ответст- тельное мень-
taire — которой избран- венность из- шинство мо-
большинст- ным считается кан- бранного гут быть
во) сис- дидат, набравший депутата вообще не
тема установленное за- перед своими представле-
  коном большинст- избирателя- ны во власт-
  во голосов ми и населе- ных структу-
    нием округа рах
Относи- Победившим счита-    
тельного ется кандидат, на- — Обеспечи- — Частая не-
большин- бравший простое вает партии- результатив-
ства большинство голо- победителю ность выбо-
  сов. Для победы на значитель- ров, которая
  таких выборах чис- ное большин- приводит ли-
  ло набранных голо- ство в парла- бо к повтор-
  сов может быть ме- менте, позво- ному, либо к
  нее 50%. ляющее при альтернатив-
  Применяется парламен- ному голосо-
  в Индии, Канаде, тарных и ванию
  США и др. смешанных — Практичес-
Абсолют­ного боль­шинства Избранным счита­ется кандидат, который набрал аб­солютное большин- формах прав­ления фор­мировать устойчивое ки исключает возможность победы на вы­борах малень-
  ство голосов, т. е. правитель- кой партии
  50% + 1 голос. ство  
  Применяется при    
  выборах Президен-    
  та в России и во    
  Франции    
• Пропор- Система представи- — Представ- — Избранные
циональ- тельства партий и ляет широ- по партийным
ная сис- движений, осно- кий спектр спискам депу-
тема ванная на том, что политиче- таты не столь-
  каждая партия по- ских партий, ко ответствен-
  лучает в представи- тем самым ны перед изби-
  тельном органе отражая во- рателем,
  власти (парламен- лю меньший-* сколько перед
  те) число мандатов ства самой партией

Продолжение табл.

Тип избира­тельной системы Его сущность Достоинства Недостатки
  пропорционально количеству голо­сов, поданных за ее кандидатов на вы­борах. Применяется при выборах депутатов российской Госу­дарственной Думы, а также при выборах в Изра­иле, Италии и др. — Является гарантом представи­тельства в парламенте мелких и средних пар­тий — Избиратель выбирает не отдельных персон, а спи­сок кандида­тов, которые в большинстве своем ему не известны — Появление в парламенте множества мелких фрак­ций, которые могут препят­ствовать при­нятию нуж­ных решений
• Мажори-тарно-про-порцио-нальная (смешан­ная) сис­тема Часть мест распре­деляется в соответ­ствии с мажоритар­ной системой, а другая часть в соот­ветствии с пропор­циональной изби­рательной систе­мой. Обязательное вве­дение нижнего предела, который препятствует про­хождению в парла­мент слишком мелких партий. Выборы в Россий­ской Федерации проходят в соот­ветствии с законо­дательством по ма­жоритарной сис­теме (выборы Президента РФ) Формиру­ется дейст­вительно представи­тельный парламент — В большей степени бла­гоприятна для столич­ных партий, чем для мест­ных полити­ческих объ­единений и независимых кандидатов — Партии не отражают в полном объ­еме интересы своих избира­телей
Окончание табл.
Тип избира-      
тельной Его сущность Достоинства Недостатки
системы      
• Мажори- и по пропорцио-    
тарно-про- нальной системе    
порцио- (выборы депута-    
нальная тов Государст-    
(смешан- венной Думы),    
ная) сис- Первоначально    
тема (с 1993 по 2006 г.)    
  выборы в Думу осу-    
  ществлялись на ос-    
  нове смешанной    
  системы    

В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные сис­темы различными путями стараются обеспечить политиче­скую стабильность в обществе.

Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ. В многопартийном госу­дарстве 7% -ный порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими ре­зультатами: партия А — 7%; партия В — 10%; партия С — 20%; партия X — 50%. Какая избирательная система уста­новлена в данном государстве? 1)пропорциональная

2) мажоритарная

3) смешанная

4) недостаточно сведений для определения типа избиратель­ной системы

Ответ: 4.

Тема б. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

Политическая партия (от лат. pars (partis) — часть, участие, доля) — это организованная группа единомыш­ленников, выражающая интересы определенных социаль­ных слоев и стремящаяся к достижению определенных по-

литических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Любая политическая партия обладает целым рядом при­знаков.

Отличительные признаки политической партии

1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если пар­тия придет к власти.

4. Наличие организации:

— в любой партии есть руководящие органы, как цент­ральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

— любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно пла­тят членские взносы и определенным образом участвуют в де­ятельности партии;

— любая партия имеет устав, т. е. документ, в кото­ром устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Реальное многообразие партий, участвующих в политиче­ской жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые ре­ализуются не только на словах, т. е. в политических програм­мах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организова­ны, какие цели они ставят и какие пути достижения выбира­ют. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограни­читься каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.