Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 2 страница




Термин А. широко применяется, когда речь идет о самых различных аспектах существования общества, культуры, человека. Например, говорят об антиразвитии общества и цивилизации, об антиразвитии культуры, о политике антиразвития и др.

А. личности может осуществляться в четырех направлениях:

1) в направлении регресса, потери ранее приобретенных свойств и качеств;

2) в направлении стагнации, остановки в развитии;

3) в деформациях личности (см. деформация личности);

4) в приобретении отрицательных черт и особенностей личности, например, повышенной агрессивности, деспотизма, ненависти к себе и к окружающим и мн.др.

С позиций безопасности все четыре направления могут представлять угрозу конкретному человеку, социуму, природе. В результате деградации личность теряет способность к активной адаптации, оказывается дезориентированной в мире. Итогом стагнации является застой, что также снижает адаптационные и созидательные возможности человека. Особую опасность представляет третий и четвертый пути А., когда личность развивается, но это развитие носит выраженный искаженный или негативный характер, приводящее к актам разрушения или саморазрушения.

Антропологизм – научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиции которой должно проводиться исследование и природы, и общества, осуществляться развитие всех наук.

Достаточно долго европейская наука признавала своим объектом природу в целом, где человек выступал лишь как один из её элементов. Первоначально его изучали «извне»: из Космоса, из общества, из природы.

Поворот к изучению человека «изнутри» - постижению его телесного, нравственного, духовного и социального бытия – произвел Сократ. Он и его ученики Аристотель, Платон, Протагор способствовали разделению науки на физику, предмет которой природа, и философию, предмет которой – этико-правовые, социально-политические, гносеологические, психологические и другие проблемы, так или иначе связанные с человеком.

Идеи философов-софистов о человеке развил И.Кант. Он был первым, кто утверждал, что человек – самый главный предмет науки, конечная цель науки – именно познание самого человека. И.Кант ввел понятие антропологии – науки об изучении человека как самостоятельном феномене.

Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, А. стала благодаря Ч.Дарвину (19 в.). Свои представления о человеке, его развитии, изучающей его науке – антропологии. Целью антропологии ученый видел в постижении особенностей уникального вида Homo sapiens – человека разумного, являющегося высшим звеном эволюции живого.

Постепенно произошла дифференциация антропологического знания, и появились самостоятельные науки – философская антропология, психологическая антропология, педагогическая антропология, религиозная антропология, культурная антропология, - имеющие своей целью постижение разных сторон человека и его бытия как сложного противоречивого продукта эволюции.

А. как методологический принцип отражает гуманистическую направленность изучения человека и его жизнедеятельности в современной науке и является одним из приоритетных в организации междисциплинарных исследований.

Лит.: Ананьев Б..Г. О проблемах современного человекознания. – М.,1977; Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный).- М., 2005; Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

Ассертивность ( assert – настаивать, утверждать, заявлять) – способность человека конструктивно отстаивать свои права, добиваться жизненных целей с полным принятием всей меры ответственности за свои действия и поступки без ущемления прав и интересов других людей.

Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны (В.Каппони, Т.Новак).

А. поведение представляет собой своеобразную «золотую середину» между пассивностью и агрессивностью – двумя заведомо проигрышными стратегиями. Его основное преимущество в том, что здесь используются сильные стороны как агрессивности, так и пассивности одновременно, что и порождает принципиально новую тактику поведения.

Таким образом, термин «ассертивность» употребляется в трех значениях: уверенность в себе и готовность принимать ответственность за свои действия; конструктивный подход к решению проблем; желание и умение не ущемлять чужих интересов.

В настоящее время предпринимаются попытки разработать некоторый кодекс ассертивного поведения. Для примера приведем перечень прав уверенного человека, предложенного К.Келли (К.Рудестам):

· право быть одному;

· право быть независимым;

· право на успех;

· право быть выслушанным и принятым всерьез;

· право получить то, за что платишь;

· право иметь права, например, право, действовать в манере уверенного в себе человека;

· право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

· право просить то, что хочешь;

· право делать ошибки и быть ответственным за них;

· право не быть напористым.

Лит.: Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – СПб., 1994; Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993.

Аффилиация – (от англ. Аfiliation — соединение, связь) — стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.

Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это подпадает под понятие А.

Некоторые авторы теорий личности, особенно Г.Мюррей, предполагали наличие основной потребности человека – потребности в аффилиации. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса.

Цель А. состоит в установлении взаимных и доверительных связей, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведения; их можно наблюдать, в частности, при вступлении в контакт с незнакомыми людьми. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по дружелюбному выражению лица, длительности контакта глаз, частоте кивании головой, по позе и жестикуляции и т. д.

Блокирование А. вызывает такие чувства, как одиночество, отчужденность, фрустрация.

Лит.: Большой психологический словарь. /Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М., 2004.

Безнадзорность – это состояние ребенка, при котором за ним отсутствует надзор (контроль) со стороны взрослых.

Это междисциплинарное понятие, которое употребляется в психологии, педагогике, социологии и юриспруденции.

Так в социологии Б. связана с комплексом проблем в социально-экономической политике государства.

В юриспруденции Б. рассматривается в контексте причин и профилактики преступности несовершеннолетних.

В психологии – это деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми, которая влечёт за собой уход ребёнка от действительности, прерывание связи с родными и близкими людьми.

Социальная педагогика интегрирует в себе все трактовки понятия Б., и особое внимание уделяет социально-педагогическому анализу данного явления; причинам, существенно влияющим на безнадзорность; необходимости профилактики и преодоления ее последствий.

В 20-30-е гг. ХХ в. различия между понятиями «беспризорность» и Б. в науке практически не было. Термин «Б.» в сочетании с детской беспризорностью появляется в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., где даны чёткие определения этих понятий.

Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

В социально-педагогической концепции безнадзорные дети – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует. В рамках данной концепции была предложена следующая классификация безнадзорных детей:

- дети, полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

- дети, частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;

- дети, которые не лишены родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых они находятся, и наличием видимых признаков безнадзорности, нуждаются в наблюдении за ними, педагогическом воздействии и помощи.

Лит.: Серебко В.П. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности. – М., 2002; Ткач Н. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов национальной безопасности России //Социальное обеспечение. 2002. №1; Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) //СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2880.

Безопасная жизнедеятельность – понятие, характеризующее качественный уровень бытия человека в мире. Под жизнедеятельностью обычно понимают способ существования человека, включающий все процессы его труда, отдыха, взаимодействия с окружающей средой и другими людьми. Основное отличие жизнедеятельности человека от жизнедеятельности животных состоит в приоритете разума над инстинктами, осознанной целенаправленной деятельности над неосознанным поведением.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана со средой обитания, которая включает в себя биосферу, техносферу и социальную среду, на которую (среду обитания) он и сам оказывает активное влияние. В соответствии с этим параметры среды обитания могут оказывать благоприятное и неблагоприятное воздействие на человека. Те факторы, которые наносят ущерб жизнедеятельности или угрожают самой жизни человека, относят к категории опасностей. Те же факторы, которые способствуют улучшению жизни человека, полному позитивному проявлению и самореализации, относят к категории комфортных условий.

Таким образом, Б.ж.– это жизнедеятельность человека, которая осуществляется в комфортных условиях, дающих ему возможность взаимодействовать с миром без взаимопричиняющего вреда и ущерба.

Проблемами защиты человека в техносфере от негативных воздействий занимается наука, которая и получила название «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Цель БЖД - сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений, обучение людей правилам поведения в различных ситуациях, которые могут нести в себе реальную или потенциальную угрозу.

Лит.: Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 1999.

Безопасная социализация – процесс благоприятного вхождения человека в социальную общность, не сопровождающийся событиями травматического характера, непреодолимыми барьерами и деформациями личности.

В социально-педагогической теории к определению понятия Б. с. существует два подхода.

С точки зрения исследователей первого подхода (А.В. Возженикова, В.Д. Гречихина) Б. с. заключается:

- в развитии творческих сил и способностей ребенка, проявляющихся в умении предусмотреть возможные риски, предупредить и уменьшить вред, наносимый опасными факторами жизнедеятельности и им лично, ущерб другим людям и обществу в целом;

- в создании благоприятных условий освоения знаний, умений и навыков, обычаев, норм, ценностей, смыслов, совершенствования мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной и психологической готовности ребенка к безопасной социализации;

- в освоении ребенком материальных и духовных ценностей культуры безопасности в процессе взаимодействия со структурными компонентами культуры как духовной деятельности: мифологией, религией, идеологией, художественной культурой, наукой, спортом.

Сторонники второго подхода (М.В. Делягина, В.М.Родачин) определяют Б. с. как деятельность социального педагога по включению ребенка в жизнь, формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Значительная роль в обеспечении Б.с. принадлежит воспитанию, в частности, воспитанию культуры безопасности (В.Н.Мошкин).

В широком аспекте воспитание культуры безопасности – это процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.); к выполнению различных социальных функций; к присвоению школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.).

В узком аспекте воспитание культуры безопасности – это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности.

Б. с. Достигается при органической связи между приобретением ребенком знаний, умений, навыков профилактики и преодоления опасности, усвоением опыта творческого решения проблем безопасности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому опыту безопасной жизнедеятельности.

Лит.: Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 8; Юдицева Н.Н. Основные тенденции социализации подростков интернатных учреждений для детей-сирот // Социальная защита детства. 2000. № 3.

 

Безопасное развитие личности – понятие,характеризующее благоприятные условия развития человека в процессе социализации. В реальности человек в ходе онтогенетического развития, в процессе построения собственного жизненного пути постоянно сталкивается с трудностями, опасностями, барьерами. Абсолютно безопасного развития не существует. Тем не менее, развитие личности может осуществляться в двух принципиально различных направлениях – позитивном, которое и следует признать безопасным, и негативном – в этом случае личность не способна достичь смысложизненных целей, и вся жизнь к старческому возрасту воспринимается как упущенная возможность самореализации.

Наиболее полно эти аспекты отражены в периодизации развития Э.Эриксона.

Он выделяет 8 стадий психического развития, охватывая весь возрастной диапазон жизни человека. Основанием для выделения этих стадий является развитие идентичности. На каждой из них человек как бы решает задачу, по какому пути пойти по пути обретения новой формы идентичности или по пути ее потери. Интересен тот факт, что Э.Эриксон в своей концепции не фиксирует жестко стадии, не считает, что они должны походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом. Поэтому каждая стадия как бы вбирает предыдущую, подстраивается к ней, поэтому начало возраста – понятие достаточно условное, ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего. Здесь мы приведем только конечные результаты развития на каждой стадии.

На первой стадии – младенчество (0 – 1-1,5 года) достигается либо базовое доверие к окружающему миру, надежда, либо, при неблагоприятном исходе, - недоверие, уход от общения и деятельности.

Вторая стадия – ранний возраст (1,5 – 4 года), здесь ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии. Поэтому рождается либо автономия, воля, либо сомнение, стыд.

Третья стадия – детство (4-6 лет) – развивается способность к инициативе либо развивается чувство вины, способность к целенаправленной деятельности или пассивность, заторможенность.

На четвертой стадии – школьный возраст (6-11 лет) происходит формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, или развивается инертность, чувство некомпетентности, собственной неполноценности.

Пятая стадия – отрочество (11-20 лет) - ставит перед человеком задачу осознания себя и своего места в жизни, поэтому здесь развивается либо чувство идентичности, либо идет процесс ее смешения, в силу чего возникает застенчивость или негативизм.

Шестая стадия – молодость (21-25 лет) – знаменует переход к решению собственно уже взрослых задач на базе сформировавшийся или не сформировавшейся идентичности, как следствие этого происходит выбор между интимностью и изоляцией.

Седьмая стадия – зрелость (25 – 50-60 лет), цель этой стадии решить задачу, связанную с саморазвитием и собственным творчеством, в результате преодолевается противоречие в ту или иную сторону между производительностью или застоем, поглощенности собой; позитивным новообразованием является забота, милосердие, негативным - отверженность.

Наконец, восьмая стадия – старость (свыше 60 лет) – характеризуется достижением новой формы идентичности, осуществляется выбор либо в пользу целостности, универсальности, либо в пользу отчаяния, отвращения, позитивным достижением является мудрость, негативным – презрение, в том числе и к себе.

Таким образом, безопасным будет считаться развитие, согласно Э.Эриксону, если человек движется в направлении обретения новых форм позитивной идентичности: доверие к миру, формируется автономия личности, способность к инициативе, возникает ощущение компетентности, чувство идентичности, саморазвитие и творчество, ощущение полноты жизни. Другая линия развития, включает в себя: недоверие к миру, стыд, пассивность, чувство неполноценности, негативизм, изолированность, отверженность, презрение к другим и себе. Такое развитие, несомненно, не является позитивным, делает жизнь человека лишенной смысла и может быть признано опасным с экзистенциальной точки зрения.

Лит.: Эриксон Э. Идентичность: Юность, кризис. – М., 1996.

Безопасность – защищённость (или состояние защищенности) живых и неживых систем от внешних и внутренних угроз. Защищенность (буквально – за щитом) означает невосприимчивость к опасностям, способность противостоять им. Это достигается тремя способами:

- путем предотвращения опасностей на этапе возможного их возникновения;

- способностью противодействовать опасностям в момент их наступления, что достигается, например, посредством соблюдения специальных правил;

- повышением надежности живых и неживых систем, выражающейся в устойчивости к негативным воздействиям или невосприимчивости к угрозам.

Применительно к человеку выделяют две парадигмы безопасности: парадигму защищенности и парадигму самоутверждения (Н.Н.Рыбалкин).

Парадигма защищенности предполагает, что основу обеспечения безопасности составляет борьба с опасностями (угрозами): «Я нахожусь в безопасности потому, что своевременно обнаруживаю и предотвращаю опасности».

Парадигма самоутверждения базируется не столько на борьбе с опасностями, сколько на развитии собственных внутренних сил». Например: «Я здоров не потому, что непрерывно лечусь, а вследствие того, что укрепляю свой организм».

Лит.: Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. № 5.

 

Безопасность военная – предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз.

В решении проблемы обеспечения Б.в. государства существует несколько подходов.

Первый базируется на концепции примата международного права в военной политике государств и военных союзов. Второй подход к обеспечению Б.в. базируется главным образом на силе, что выражается в непрерывном стремлении создать и содержать в условиях мирного времени военный потенциал, адекватный существующим и прогнозируемым угрозам для наших национальных интересов. Третий подход к обеспечению Б.в. заключается в примате правовых, дипломатических и других невоенных средств предотвращения войны. Что не исключает содержания силовых военных структур с достаточном оборонительным потенциалом.

Стратегической целью обеспечения Б.в. Российской Федерации является создание и поддержка такого политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое исключало бы возможность для любого государства или союза государств ослабить роль и значение России как субъекта международных отношений, изменить вектор ее социально-экономического развития, нанести ущерб ее национальным интересам.

Основными направлениями обеспечения Б.в. являются:

-создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны;

- определение приоритетных национальных интересов в области военной безопасности, комплекса политико-дипломатических и иных невоенных средств и способов ее обеспечения;

- разведывательная и контрразведывательная деятельность;

- организация военно-политического и стратегического руководства обороной страны, вооруженными силами и другими войсками;

- принятие законодательных документов по обороне, создание необходимой экономической и научно-технической базы для надежной обороны;

- подготовка территории страны к обороне;

-поддержание вооруженных Сил и других силовых структур в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к вооруженной защите страны;

-развитие военной науки и военного искусства;

-укрепление и развитие оборонно-промышленного комплекса.

Лит.: Макаренко И.К., Морозов В.С. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения на современном этапе.- http://www.vrazvedka.ru/main/editor/makarenko.html.

Безопасность духовная – многозначное понятие, трактовка которого зависит от мировоззренческих позиций различных социальных групп людей и отдельных личностей.

В рамках традиционного подхода под Б.д. понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внешних и внутренних угроз. Б.д., согласно политологическому подходу, - система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и правильного духовного развития.

В социологическом смысле – это способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность. Согласно данному подходу Б.д. – важная составная часть национальной безопасности.

Система Б.д. включает в себя (архиепископ Иоанн (Попов), А.А. Возьмитель, А.И.Хвыля-Олинтер):

1. Духовный облик личности – смысложизненные установки, определяющие мотивацию жизнедеятельности, а также базовые духовно-нравственные качества;

2. Массовое сознание это реально функционирующее практическое сознание, в котором сочетаются научные, мифологизированные и обыденные представления, экономические, социальные, политические, экологические, духовно-нравственные, религиозные, эстетические, правовые и т.п. установки, стереотипы, разделяемые массами людей

3. Состояние национального сознания (уровень и характер этнонационального единства, этноцивилизационная идентичность, этнический и общенациональный патриотизм и т.п.).

В качестве направлений по обеспечению духовной безопасности В. Радаев рассматривает государственную деятельность по обеспечению внешней и внутренней безопасности.

К интересам внутренней безопасности в духовной сфере относятся:

1. Сохранение территориальной целостности и единого духовного пространства как одна из первичных предпосылок бытия и благополучия народа;

2. Обеспечение физического, психического и духовного здоровья населения, его воспроизводства;

3. Сохранение благоприятных естественных природных условий жизни нынешнего и будущего поколений обозначу внешние интересы духовной безопасности;

4. Организация эффективного производства в смысле нравственной мотивации труда;

5. Сохранение и развитие национальной культуры, в том числе:

а) образование и воспитание подрастающих поколений, развитие их умственного и духовно-нравственного потенциала;

б) создание правовых условий для нормального функционирования религий как традиционных элементов культуры.

Внешние интересы Б.д. связаны с укреплением России как одного из центров духовного влияния в мире и предопределяют необходимость выдвижения России на великую роль духовного лидера восточно-европейской цивилизации.

Лит.: Духовная безопасность России (актуальные теоретико‑ методологические и практические проблемы духовной безопасности). – М., 2005; Радаев В. Вклад Русской Православной Церкви в духовную безопасность страны: текст выступления на II Научно-образовательных Знаменских чтениях «Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания».- Курск, 28 февраля – 3 марта, 2006.

Безопасность информационно-психологическая – это состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора.

В рамках данного направления ученых и практиков интересуют такие проблемы, как анализ угроз информационно-психологической безопасности личности и их основные источники. Исследование психологических манипуляций как механизма скрытого психологического принуждения личности. Выявление механизмов тайного принуждения личности. Определение содержания психологической защиты личности, ее структуры, описание основных элементов (объекты, субъекты, способы и основные направления психологической защиты личности) и др.

Система обеспечения информационно-психологической безопасности включает в себя:

- выявление и учет субъектов, осуществляющих негативные информационно-психологические воздействия, и контроль за их деятельностью;

-ведение мониторинга негативных информационно-психологических воздействий;

- пресечение негативных информационно-психологических воздействий;

- подготовку кадров для обеспечения информационно-психологической безопасности с привлечением негосударственных образовательных и научных организаций;

- разработку и совершенствование методов и средств выявления и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий, реабилитации лиц, пострадавших от такого воздействия;

- организацию системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля в сфере информационно-психологической безопасности; организация разработки и принятия стандартов в сфере информационно-психологической безопасности;

- информирование общественности о деятельности лиц и организаций, нарушающих законодательство в области информационно-психологической безопасности;

-содействие разработке и принятию норм международного права в области обеспечения информационно-психологической безопасности.

Лит.: Грачев Г. В.Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., 1998.

 

Безопасность личная – система личной защиты человека от различных угроз внешнего и внутреннего характера. Характерными чертами Б.л. являются следующие (К.С.Бельский):

1. Б.л. есть нормативно-правовое понятие. Она обеспечивается всеми общественными институтами, однако главная роль в обеспечении Б.л. принадлежит праву.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.