Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 5 страница




Лит.: Орлова И. Готовность быть спасенным //Интерфакс Время. - 2005. - № 41.

 

Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, Г. - это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Г. - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Г. призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Г. не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира (Устав Международного гуманистического и этического союза).

Г. - это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству (Американская ассоциация гуманистов).

В современной науке понятие Г. используется для обозначения ряда явлений.

Г. - понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин.

Древний Г. - понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа.

Классический Г. - гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, М. Монтень, Томас Мор и Петрарка.

Теистический Г. - понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом.

Коммунистический Г. - понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Ф. Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был К. Маркс.

Натуралистический (или научный) Г. - эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.

Современный Г. представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Лит.: Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989; Гусев Д. А., Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов — М., 2004.

Гуманистическая психология – это направление в современной психологической науке и практике, признающее целостность и уникальную неповторимость каждой личности, которая способна строить самостоятельно свой жизненный путь, продвигаться в своем высшем духовном развитии. Ведущими в Г.п. являются такие понятия, как «ответственность», «независимость», «любовь», «стремление к поиску жизненных смыслов», «самоактуализация», «самореализация» и др., которые традиционно не рассматривались в других направлениях, в частности, в бихевиоризме.

Г.п. пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности, способность к постижению и реализации ценностей высшего порядка. Центральное место в теориях Г.п. занимает проблема о зрелой, самоактуализирующейся, «полностью функционирующей» личности, обладающей гуманистической направленностью, стремлением к справедливости, красоте, истине.

Яркими представителями данного направления являются Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.

Согласно Г.Олпорту, личность является открытой, саморазвивающейся системой, обладающей уникальностью и неповторимостью. Каждый человек неповторим и индивидуален в силу того, что он обладает своеобразным сочетанием качеств, которые он назвал trite – чертами. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает её уникальность и неповторимость.

А.Маслоу предложил свою систему классификации потребностей человека, которые представляют собой иерархически организованную систему: основание составляют физиологические потребности, потребность в безопасности, а вершину – высшие потребности, в частности, потребность в самоактуализации как способность человека стать тем, кем он способен стать. Таким образом, признается, что цель личностного развития – это стремление к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть человека как личности.

К.Роджерс является основоположником индирективного или клиент-центрированного подхода в психологии и в психотерапии. Он выделяет такие понятия, как «реальное Я», «идеальное Я» и «Социальное окружение». Несоответствие «Реального Я» и «Идеального Я» порождает тревогу, неадаптивные формы поведения. Чем в большей степени человек отходит от «Идеального Я», начинает действовать в угоду «Социальному окружению», тем в большей мере он оказывается дезадаптированным. Он испытывает тревогу, у него возникают различные психологические проблемы. Восприятие угрозы приводит к актуализации защитных механизмов в виде искажения опыта, отрицания его и т.п. К.Роджерсом разработаны специальные принципы, которые могут быть реализованы, как в психотерапии, так и в обучении. К ним относятся: эмпатическое понимание, безусловное, позитивное, безоценочное отношение, конгруэнтность. Человек, будь то учитель, психотерапевт или психолог, который стимулирует у других людей тенденцию к личностному росту, называется фасилитатор.

В.Франкл – создатель вершинной психологии или, по-другому, логотерапии и экзистенциального анализа. В его концепции выделяется три составные части: 1) учение о стремлении к смыслу; 2) учение о смысле жизни; 3) учение о свободе воли. Центральное значение он придает проблеме поиска смысла жизни. По его мнению, нет смысла вообще, а существует только смысл конкретной ситуации. Поэтому смысл – это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Смысл по В.Франклу отыскивается с помощью совести. Он выделяет три пути поиска смысла: что мы даем жизни (творчество, созидание); что мы берем от жизни (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Основная идея – жизнь человека не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах, он всегда может быть найден.

Лит.: Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. – М., 1995; Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, 1998.

Дворовая компания - это малая группа, в которой подростки находят для себя «авторитеты», которых, не смогли дать ни семья, ни школа (Крейдун Н.П.).

Д. к. как первичный коллектив сверстников может влиять на развитие потенциала, задатков, способностей, навыков, умений и знаний точно так же, как способствовать формированию девиантного поведения ребенка (Ясницкая В. Р., Мудрик А.В., Мардахаев Л.В.). В Д.к. проходит формирование ценностей, складывается стиль поведения ребенка в соответствии с царящими в ней нормами, приобретается опыт, который и во многом определяет последующий образ жизни подростка, юноши. В Д.к. удовлетворяются информацион­ные, эмоциональные и социальные потребности: дети получают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить с взрослыми, переживают психологический комфорт, учатся выполнению социальных ролей; организуют досуг и свободное времяпрепровождение. При этом Д. к. формирует в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер досуга в ущерб познавательному, созидательному и творческому.

Таким образом, можно отметить, что с одной стороны, Д. к. как общность сверстников обладает признаками коллектива и создает условия для развития социально-одобряемых и личностно-значимых качеств её членов. С другой стороны, это педагогически неуправляемая общность, в которой существуют риски формирования девиантного поведения в разных его проявлениях.

Лит.: Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. - 1990. - С. 83-90; М.Полехина Дворовые отряды – путь социализации трудных подростков// Социальная педагогика.-2003.-№3.- С. 51; Ясницкая В.Р. Социология в классе: Теория и методика: учеб. пособие для студ. пед учеб. заведений / Под ред. А.В.Мудрика.- М., 2004.

 

Депрессия (от лат. depressio подавленность) - 1) негативный настрой человека, грусть, подавленность; 2) психическое расстройство, характеризующееся значительным снижением настроения и самооценки, потерей интереса к жизни и утратой удовольствия от деятельности в тех случаях, когда предполагается получение удовольствия.

Как психическое расстройство Д. является нарушением аффекта. При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) Д. рассматривается как психическое заболевание.

Д. может быть результатом драматических переживаний - реактивная Д.; результатом побочного действия некоторых лекарств и проявляется как симптом соматических заболеваний, новообразований, атеросклероза артерий головного мозга, черепномозговой травмы, гормональных нарушений, а также обычного гриппа. Склонность к депрессии бывает обусловлена генетически. Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы.

Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств, в течение длительного времени (от двух недель и более); ангедония — потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; выраженная утомляемость, «упадок сил», характеризующиеся стабильностью данного состояния (например, в течение месяца).

Дополнительные симптомы: пессимизм; чувство вины, бесполезности, тревоги и (или) страха; заниженная самооценка; неспособность концентрироваться и принимать решения; мысли о смерти и (или) самоубийстве; нестабильный аппетит, отмеченное снижение или прибавление в весе; нарушенный сон, присутствие бессонницы или пересыпания; ощущение жжения в груди.

Депрессия у детей встречается реже, чем у взрослых. Симптомы у детей таковы: потеря аппетита; проблемы со сном (кошмары); проблемы с оценками в школе, которых до этого не наблюдалось; проблемы с характером: отдаление, надутость и/или агрессивность. У подростков одним из индикаторов также может стать использование наркотиков или алкоголя.

Депрессии классифицируют по разным критериям. Речь идет, в частности, о зимней, послеродовой и скрытой депрессии, симптомы которой скрыты под различными физическими недомоганиями. Различают монополярное депрессивное и биполярное аффективное расстройства. Второе также определяют как маниакально-депрессивный синдром.

Монополярное расстройство имеет различные степени интенсивности - от пониженного настроения и чувства растерянности до отказа от какой-либо жизненной активности.

При биполярном расстройстве упадок настроения чередуется с эйфорией, иногда с периодами относительного равновесия в промежутках. Мания характеризуется сильным психомоторным возбуждением, чувством всемогущества, необычайной быстротой реакции, лихорадочностью мышления, проявляющейся в говорливости. При маниакальном состоянии у больных отсутствует потребность во сне, иногда понижается аппетит, они не в состоянии реалистично оценивать свои возможности и предвидеть последствия своих поступков. Иногда мания проявляется в форме гипомании, то есть слабовыраженного состояния повышенного настроения, менее вредного для больного и его близких, но более сложного для диагностирования. Мания и гипомания очень редко являются единственными проявлениями болезни.

Лит.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М., 2005; Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997.

 

Детство – этап онтогенетического развития человека от рождения до начала полового созревания, т. е. до 11—12 лет. В Д. осуществляется процесс интенсивного физического, психического развития личности. Согласно принятой периодизации Д. охватывает: 1) младенчество – от рождения до 1 года; 2) ранний возраст – 1-3 года; 3) дошкольный возраст -3-7 лет; 4) младший школьный возраст – 7 – 10-11 лет.

Формирование современных представлений о Д. как качественно своеобразном отрезке человеческой жизни происходило постепенно и заняло значительный исторический период. В середине XVIII века в работах Ж.Ж. Руссо был провозглашен знаменитый тезис о том, что «ребенок не есть маленький взрослый». С тех пор Д. рассматривается как самостоятельный феномен, имеющий свою историю и отличительные черты, которые не сводимы к особенностям развития на других возрастных этапах, тем более, к особенностям взрослого человека.

Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду. Она определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь – система общественного воспитания.

В отечественной науке мысль об историческом происхождении и развитии детства впервые прозвучала в 30-е годы ХХ столетия в трудах П.П.Блонского и Л.С.Выготского.

Позднее появились работы, показывающие, что, будучи социокультурным, а не чисто биологическим феноменом, Д. имеет свою историю и носит конкретно-исторический характер (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Кон).

Лит.: Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988; Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993; Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск, 1997.

Деформация личности профессионала – существенное отклонение от оптимального развития личности как субъекта профессиональной жизнедеятельности, проявляющееся в качествах, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной работы.

Наибольшее влияние Д.л.п. оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма Д.л.п. у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Д.п.л. может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.

Крайними проявлениями П.д.л. являются профессиональные деструкции. В общем плане концептуальные положения развития профессиональных деструкций сформулированы Э.Ф.Зеером. Приведем некоторые из них:

1.Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение.

2. Профессиональные деструкции в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности.

3. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества.

4. Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

В качестве фактором, детерминирующих профессиональные деструкции и деформации личности выступают:

- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

-субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Лит.: Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2006; Управление персоналом: Словарь- справочник. – http://psyfactor.org /personal0.htm.

Дизонтогенез – это нарушение развития психических функций, при котором сформированность отдельных психических функций недостаточна или искажена и не соответствует нормальному их созреванию на каком-либо этапе развития.

Различают следующие виды дизонтогенеза (В.В.Лебединский): недоразвитие; задержанное развитие; поврежденное развитие; дефицитарное развитие; искаженное развитие; дисгармоническое развитие.

Для Д. по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения.

Задержанное развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения

Особый вид Д. представляет собой дефицитарное развитие, связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

Дисгармоническое развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Лит.: Большая психологическая энциклопедия // www.psihologika.ru/? p=903; Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М., 1985.

Доверие – особый тип отношения человека к миру, информации, источникам информации, людям и самому себе, выражающееся в принятии мира, информации и т.п. как объективно существующих феноменов, не несущих в себе обмана, обладающих определенной долей истинности и не угрожающей личности доверяющего человека. В словаре С.И.Ожегова Д. определяется как уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-чему-нибудь.

Согласно современным исследованиям, любой объект окружающего мира и мир в целом вызывают отношение Д. только в том случае, если они обладают свойствами безопасности и полезности, то есть значимости (имеющими смысл и ценность) для человека. В соответствии с этим Д. определяется, как способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости) (Т.П.Скрипкина). Наиболее изучаемыми является феномены Д. человека к миру, к самому себе и к другим людям. Наибольшее распространение понятие Д. приобрело в сфере управления и менеджмента, так как от уровня Д. потребителей во многом зависит успешность бизнеса и развитие экономики.

Д. в жизни человека выполняет ряд фундаментальных функций:

1) выступает условием целостного взаимодействия человека с миром;

2) осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему;

3) способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности;

4) создает эффект целостности бытия человека;

5) способствуют возникновению эффекта целостности личности;

6) устанавливает меру соответствия поведения человека, принятого решения, целей, поставленных задач как миру, так и самому себе.

В целом Д. выступает средством гармонизации отношений человека одновременно с миром и с самим собой.

Лит.: Доверие //Воспитание этнотолерантности подростков в семье: Словарь /Под общ. Ред. Козловой А.Г. – СПБ, 2005; Скрипкина Т.П. Психология доверия. – М., 2000; Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990; Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации. Результативность. Порядочность. Проявление заботы. – М., 2000.

Жертва социализации – человек, у которого в процессе социализации нарушен баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. В качестве Ж.с. может рассматриваться конформист; диссидент; правонарушитель.

Любое модернизированное общества продуцирует оба типа жертв социализации. Однако если демократическое общество продуцирует Ж.с. в основном вопреки своим целевым установкам, то тоталитарное общество целенаправленно формирует конформистов и лиц, противостоящих действующему режиму.

Человек может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации: условия продуцируют многочисленные опасности. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.

В период внутриутробного развития: нездоровье родителей, их беспорядочный образ жизни; плохое питание матери; экологическая среда; отрицательное психическое состояние матери.

В дошкольном возрасте(0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость или аморальность родителей; нищета семьи; антигуманность воспитателей ДОУ; антисоциальность соседей; заброшенность ребенка родителями.

В младшем школьном возрасте(6-10 лет): аморальность родителей; гипо- или гиперопека; негативное отношение учителя; неприятие сверстниками; отрицательное влияние сверстников или старших ребят; потеря родителей; растление; изнасилование.

В подростковом возрасте(11-15 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; ошибки педагогов; вовлечение в антисоциальную и преступную деятельность; изнасилование; токсикомания; травля со стороны сверстников; развод родителей; опережение или отставание в сексуальном развитии и т. п.

В юношеском возрасте(16 - 19 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; безработица; вовлечение в антисоциальную и преступную деятельность; изнасилование; наркомания и токсикомания; стрессы; служба в армии; одиночество; невозможность продолжить образование; сексуальные неудачи и т. п.

Лит.: Мудрик А.В. Социальная педагогика. –М., 1999.

 

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях, поступках и убеждениях. Выделяются две основные жизненные позиции:

- пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;

-активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

- авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

- групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе);

- общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению»).

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

- активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

- подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

-игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

- непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.

В транзактном анализе Эрика Берна жизненная позиция рассматривается как экзистенциальный жизненный выбор, бессознательное решение человека о себе и своей жизни. Автор убежден, что от жизненной позиции зависит наша способность преодолевать трудности и наш успех в жизни. Жизненная позиция определяет нашу силу и власть над своей судьбой. Э.Берн выделяет четыре варианта жизненной позиции – четыре варианта самоощущения, четыре варианта судьбы.

Три из четырёх жизненных позиций – это позиции «не - Окейные»:

«Я – не ОК, Ты - ОК»,

«Я – ОК, Ты - не ОК»,

«Я – не ОК, Ты - не ОК».

И только одна жизненная позиция – «Окейная» – это позиция автономной продуктивной счастливой самореализующейся личности: «Я – ОК, Ты - ОК». Такое самоощущение и восприятие мира называется жизненной позицией базового комфорта и доверия к себе и другим людям

Жизненная позиция окончательно формируется до 5 лет и сохраняется на всю жизнь. В хороших обстоятельствах человек с не-Окейной жизненной позицией может действовать эффективно, но под стрессом возвращается к своей базовой позиции.

Транзактный анализ позволяет определить жизненную позицию и изменить её. А значит изменить свою судьбу, стать автономной продуктивной самореализующейся личностью, Проще говоря, Победителем.

Лит.: Берн Э. Игры, в которые играю люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С.Марцинковского. М.. 1988.

 

Жизненный путь – это индивидуальная история человека как субъекта деятельности, которая развертывается в реальном пространстве и времени и определяется жизненными обстоятельствами и самим субъектом (Б.Г.Ананьев).

Своеобразие Ж.п. детерминировано очень многими факторами: полом, возрастом, образованием, микросредой, местом жительства, образом жизни, который складывается в определенных исторических условиях, психологическими особенностями. Ж.п. личности свойственны следующие особенности: интегративность, неравномерность (гетерохронность), противоречивость, периодичность (фазность, стадиальность).

Единицей психологического анализа Ж.п. являются биографические события. События жизни – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения определяются перспективы жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн). С событиями связано очень многое: коренные перестройки характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. Обычно выделяет события среды, события поведения человека в окружающей среде и события внутренней жизни (Н.А.Логинова).

Ж.п. в своем динамическом аспекте определяется теми стратегиями, которые выбирает личность. Жизненная стратегия – форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации.

По способам построения своего Ж.п. с позиций оценки его как опасного или безопасного можно выделить следующие гипотетические типы личностей (В.Г.Маралов).

«Сознательно рискующий тип» - это люди, для которых опасность является естественным состоянием, поддерживающим тонус и «адреналин в крови». Сюда относятся некоторые категории спортсменов – экстремалов, военных, цирковых артистов, каскадеров и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.