Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 10 страница




е) понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком;

ж) понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного изменения;

з) понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

2. Фаза принятия решения:

а) изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают;

б) готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор; в) готовность простить обидчика.

3. Фаза действия:

а) пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей;

б) эмпатия по отношению к обидчику;

в) осознание собственного сочувствия обидчику;

г) «поглощение» неизбежной боли.

4. Фаза результата:

а) нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении;

б) понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом;

в) понимание того факта, что человек не изолирован от других;

г) понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни; д) осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации.

Стадии понимания прощения:

а) прощение, основанное на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию;

б) прощение, основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если мне будут принесены извинения, если, простив, я буду чувствовать себя менее виноватым, тогда я могу простить;

в) прощение во исполнение ожиданий других: я могу простить, если меня побуждают к этому другие;

г) прощение во исполнение требований моей религии;

д) прощение как средство достижения социальной гармонии: я прощаю, потому что это восстанавливает социальную гармонию и хорошие отношения в обществе;

е) прощение как любовь: прощение без всяких условий, потому, что должен испытывать искреннюю любовь к другому человеку, и его ущемляющее меня поведение не отражается на моей любви к нему.

Лит.: Гассин Э.А. Психология прощения //Вопросы психологии. – 1999. - № 4.

 

Психическая депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.

П.д. возникает вследствие перенесенных субъективно значимых (обычно многочисленных) психотравмирующих ситуаций. Может охватывать широкий диапазон отклонений психической деятельности от незначительных изменений социального функционирования до выраженных патохарактерологических или психопатологических нарушений (реактивные состояния, неврозы, расстройства личности). На высоте субъективных переживаний П. д. рождает ощущение отсутствия личностных потребностей, смысла жизни и, соответственно, целесообразности существования. Обычно выделяют четыре формы П. д., реально существующих совместно (изолированно выделяются только в эксперименте): сенсорная депривация (снижение количества сенсорных стимулов или ограничение их изменчивости); эмоциональная депривация (отсутствие возможности создания чувственного отношения, эмоциональных контактов к какому-либо лицу или разрыв существующей эмоциональной связи); когнитивная депривация (смыслов) (отсутствие возможности понимания, предвосхищения и регулирования, приходящих из вне стимулов, обусловленных субъективным ощущением слишком изменчивой, неупорядоченной, хаотичной структурой внешнего мира); социальная депривация (отсутствие или ограничение возможности для установления самостоятельной социальной роли).

Лит.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М., 2005.

 

Психическое здоровье личности - состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности (В.Э.Пахальян). В качестве признаков П.з.л. выступают следующие (Н.Сарториус):

- отсутствие выраженных психических расстройств;

- определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;

- состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности.

В ряде исследований (Б.С.Братусь) предлагается рассматривать П.з.л. как образование, имеющее поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, - уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Лит.: Братусь Б.С.Аномалии личности. – М., 1988; Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. – СПб., 2006; Словарь-справочник практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск, 1997; Сарториус Н. Охрана психического здоровья в начале 80-х годов: некоторые перспективы //Бюллетень ВОЗ. – 1983.- 61.- № 1.

 

Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

П.с. - психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Введение понятия о П. с. в качестве психологической категории связано с именем Н.Д. Левитова.

Примером П.с. могут быть - бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, переживание: «уже видел», скука, то или иное настроение и т.п. П. с. влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства.

Состояния личности можно рассматривать в двух аспектах: они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

П.с. – это системное явление, которое образовано рядом компонентов и имеет определенную структуру. Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Важную роль в характере установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабее могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.

Классифицируя П.с., чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.

Лит.: Психологический словарь / Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М., 1983.

 

Психологическая диагностика личности - оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека.

Может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно либо как метод исследования, либо как область деятельности практического психолога, задачей которого является обследование, а не научное исследование.

В психодиагностическом обследовании выделяют следующие основные этапы: 1) сбор данных; 2) обработка и интерпретация данных; 3) принятие решения, выражающийся в психологическом диагнозе и прогнозе. Основными методами П.д.л. являются наблюдение, тестирование и опрос.

Предметом социально–психологической диагностики личности выступает выявление особенностей поведения личности в окружающем социуме, мотивационных, эмоциональных, смысловых причин поведения, ментальности личности и ее ценностно-смысловой сферы поведения. Психофизиологическая диагностика направлена на оценку своеобразия развития познавательных функций и физиологических процессов, обеспечивающих их реализацию. Данный вид диагностики включает инструментальный метод ЭЭГ, компьютерную томографию, методы оценки вегетативной нервной системы, сенсомоторики, нейропсихологическое тестирование, тестирование уровней развития познавательной деятельности.

В последнее время широкое употребление получил термин психолого- педагогическая диагностика личности. Основная цель данной диагностики - выявление индивидуальных особенностей психического развития ребенка и связанных с этим особенностей овладения им программным учебным материалом.

Лит.: Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. – М., 1987; Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск, 1997.

 

Психологическая защита -специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги, дискомфорта.

Как научный факт феномен П.з. был зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий. З.Фрейд впервые описал назначение защиты или ее цель. В его работах П.з. рассматривается как особый механизм, ослабляющий напряжение (беспокойство) интрапсихического конфликта между бессознательными импульсами и интериоризованными требованиями внешней среды. Начиная с психоанализа, в психологии сформировался специальный язык для описания механизмов «защиты», который признается различными психологами, независимо от их теоретической ориентации. Наиболее изученными являются следующие механизмы:отрицание; вытеснение; проекция; регрессия; формирование реакции; замещение; рационализация; сублимация.

Отрицание – недостаточное осознание определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании. Вытеснение – исключение из сознания какой-либо идеи или личного опыта и связанных с ним эмоций. Проекция – неосознанное отвержение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям. Регрессия – возвращение в условиях стресса к онтогенетически менее зрелым типам поведения. Формирование реакции – предотвращение проявления неприемлемых желаний, особенно сексуальных и агрессивных, благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения. Замещение – разрядка эмоции (обычно эмоции гнева) на объекты, животных или людей, воспринимаемых индивидом как менее опасные, чем те, которые действительно вызывают гнев. Рационализация – неосознаваемый контроль над эмоциями и импульсами за счет выраженной зависимости их от рациональной интерпретации ситуации. Сублимация – удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто имеющих сексуальный характер, при помощи другой, как правило, общественно-значимой деятельности.

На современном этапе развития психологи предлагают модели уровневого строения П.з. Так, Ю.Б.Захарова выделяет: - внутреннюю защиту – актуализация защитных механизмов при угрозе Я – образу (личностной идентичности) со стороны собственного опыта; - межличностностную защиту – актуализация защитных механизмов при угрозе личностной идентичности субъекта со стороны другого; - защиту, направленную на сохранение Мы – образа – актуализируются защитные механизмы при угрозе социальной идентичности индивида во взаимодействии его как члена определенной социальной группы с членами других групп.

Ученые в качестве критерия разделения защит на «внутренние» и «внешние» называют локализацию источника угрозы. Средствами «внутриличностной защиты» являются механизмы психологической защиты в их классическом психоаналитическом понимании, в «межличностной защите» актуализируются, прежде всего, различные формы защитного поведения.

Обобщая все сказанное, можно выделить два основных подхода к пониманию психологической защиты. В первом подходе П.з. рассматривается как система защитных стратегий сознания (отрицание, вытеснение и т.д.). При втором подходе понятие «П.з.» переносится на более широкий круг психологических феноменов. Исследователи приходят к выводу, что практически любая психическая и поведенческая реакция, процесс, качество, свойство может включаться в это понятие, если оно выполняет функцию снятия или уменьшения психологического дискомфорта.

Лит.: Большой психологический словарь/ под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3 -е изд., доп. и перераб. - СПб., 2006.

 

Психологическая защищенность - это относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию.

Понятие «защищенность» тесно связано с соблюдением гражданских прав и свобод человека, среди которых есть право на жизнь и ее защиту, право на безопасность.

В гуманистической психологии, защищенность и безопасность взаимосвязаны с принятием, признанием безусловной ценности и психологической свободой человека; безопасность и защищенность способствуют развитию любви к жизни и гуманным отношениям между людьми.

В теории референтных групп защищенность рассматривается как переживание эмоционального благополучия, что является важным основанием выбора группы в качестве референтной. Принадлежность к определенным социальным группам и общественным структурам дает человеку ощущение защиты от возможных угроз.

С.К. Рощин и В.А. Соснин проанализировали толковые словари различных стран и пришли к выводу, что в разных культурах безопасность рассматривается как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. При этом, потребность в безопасности соотносится с понятием сохранности, а защищенность с системой мер по предупреждению угроз.

Эмпирическими гарантами феномена П.з. являются: чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п..

Лит.: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под. Ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006; Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. - 1995. - № 6.

 

Психологическая помощь - это система мер, направленных на повышение психологической компетентности людей с целью стабилизации их психического здоровья и преодоления психологических затруднений. Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут быть врачи, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники. В связи с этим, А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют несколько моделей П.п.: педагогическая модель; диагностическая модель; социальная модель; психологическая модель. Рассмотрим их на примере помощи детям и подросткам.

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и выбирает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностики оказываются дети и подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная модельпомощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейные клубы и др.

Психологическая модельпомощи, опираясь на закономерности психического развития ребенка и подростка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, т.е. оказание всесторонней психологической помощи. В психологической модели выделяют следующие виды оказания помощи: психодиагностика; психологическое консультирование; психокоррекция; психопросвещение; психопрофилактика;

Лит.: Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001; Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования /Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.

Психологическая служба образования - один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством - создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. П.с.о. - интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов: научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Прикладной - психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.

Практический - непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах психологической службы.

Организационный — создание структуры психологической службы образования.

Существуют два направления деятельности психологической службы образования - актуальное и перспективное. Первое ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, их родителям, воспитателям, учителям.

Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности практического психолога: а) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, зона ближайшего развития и пр.); б) развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.; в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, прежде всего, организацией продуктивного общения учащихся с взрослыми и сверстниками; г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Он ответственен, прежде всего, за создание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий препятствует своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.

Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки, которая включает не только хорошее знание психологии, не только высокий уровень владения разнообразными психологическими методами изучения и обследования ребенка, но и способностью профессионально грамотно интерпретировать полученные данные.

Практический психолог образования должен владеть сложнейшими видами деятельности практической психологии: психологическим просвещением, психопрофилактикой, психодиагностикой, психокоррекцией, психологическим консультированием. Практический психолог образования, будучи специалистом в области психологии, является также полноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения и имеет двойное подчинение: по административной линии — руководителю учреждения, по профессиональной - психологическому научно-методическому центру. Психологическая служба образования проектируется как единая система в образовательном пространстве страны. Эта система выстроена в единую вертикальную структуру: психологическая служба образовательных учреждений (детских садов, школ, гимназий, лицеев, детских домов, школ-интернатов, ПТУ) — городской, областной центр психологической службы образования — региональный центр психологической службы образования — отдел психологической службы Министерства образования России. Каждое звено этой структуры имеет свои четко определенные функции. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности психологической службы образования, научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы.

Лит.: Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997; Овчарова Р.В Практическая психология образования. – М., 2003; Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

Психологически опасная среда – совокупность психотравмирующих условий, ведущих к нарушению психологической безопасности личности. Психотравмирующие условия – это проявления психологического насилия во взаимодействии людей, которое характеризуется нарушением психологической защищенности его участников.

Наиболее психологически незащищенным участником взаимодействия является ребенок. В этом случае П.о.с. характеризуется совокупностью факторов риска психологического насилия над ребенком в процессе его взаимодействия с другими людьми. К факторам риска относятся (Е.Н.Волкова):

1). Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом: семьи с низким материальным уровнем жизни; многодетные семьи; неполные или конфликтные семьи; семьи, где есть усыновленные дети

2). Факторы риска, связанные со здоровьем родителей: алкоголизм одного или обоих родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания

3). Факторы риска, связанные с личностными и характероло­гическими особенностями родителей, а также с родительски­ми установками: агрессивность; сниженный уровень самоконтроля; стремление к доминированию; повышенный уровень раздражительности; неуверенность в собственных силах, неадекватная само­оценка; нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку и др.

4). Факторы риска, связанные с особенностями ребенка: гиперкинетический синдромом, чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания; нелюбимый или «нежеланный» ребенок; физические и психические отклонения ребенка.

И.А. Баева в зависимости от устойчивости личности к влияниям П. о. с. выделяет состояния:

- стабильной психологической безопасности (устойчивость к психотравме);

- отсутствия психологической безопасности (подверженность внутренним и внешним факторам риска в функционировании личности, проявляющимся в деятельности и поведении),

- неустойчивой психологической безопасности (как возможность перехода в первое либо во второе состояние под воздействием внешних и внутренних факторов).

Лит.: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под ред. И.А. Баевой.- СПб., 2006.; Защита детей от жестокого обращения/ Под ред. Е.Н. Волковой.- СПб.,2007.

 

Психологическое здоровье личности – это естественное состояние психики человека, позволяющее ему активно и адекватно взаимодействовать с окружающими миром, преодолевать возникающие затруднения, достигать поставленных целей без нанесения ущерба окружающему миру. По другим определениям, П. з. л.– динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет её сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные Возрастно-психологические возможности на любом этапе развития (В.Э.Пахальян).

В качестве признаков П.з.л. выступают зрелость личности и её жизненные стратегии.

В различных школах и направлениях современной науки проблема зрелости личности решалась по-разному. Так, согласно А. Маслоу, в качестве основного признака зрелости выступает способность к самоактуализации; у К.Роджерса таким признаком является – обращенность к собственному опыту; у Ж.Семлена – автономность и независимость личности; у В.Франкла – способность находить смыслы жизни путем постижения ценностей – созидания, переживания, отношений, брать на себя ответственность; Ф.Перлз делает акцент на умении преодолевать собственные психологические защиты, находить поддержку в себе и т.п. В отечественной науке к этим признакам добавляется эмоциональная устойчивость, толерантность, способность к вариативности поведения.

Второй составляющей П.з.л. являются жизненные стратегии. В соответствии с показателями зрелой личности выделяют следующие основополагающие жизненные стратегии:

- умение жить в согласии с самим собой;

- стремление к полной самореализации и самоактуализации;

-ассертивность как способность достигать поставленных целей, не нанося ущерба окружающим;

- восприятие своей жизни как целостности (расширение способности жить по принципу «здесь и теперь» до моментов своего рождения и смерти), в результате чего конкретное событие в жизни рассматривается с позиций относительности и мимолетности, без умаления значимости.

П.з.л. проявляется в независимости, автономности личности, принятии себя и других, ответственности, способности к самореализации, выстраиванию отношений на ненасильственной основе, эмоциональной устойчивости, умению находить и реализовывать смыслы жизни. Основная цель – это достижение гармоничных отношений с миром, другими людьми и собой.

В качестве типичных нарушений психологического здоровья личности выступают следующие:

- эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в повышенном уровне тревожности, страхе не соответствовать ожиданиям, неспособности преодолевать трудности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.