КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие I 3 страница
Лакки повторяет те же движения, останавливается.
Э. – Ну, приятель! (Имитирует движения Лакки.) Я тоже так умею. (Имитирует движения Лакки, чуть не падает, садиться.) Немного потренировавшись. В. – Он устал. П. – Когда-то он танцевал фарандолу, альме, кадриль, джигу, фанданго и даже экосез. Прыгал. Теперь это всё, на что он способен. Знаете, как он это называет? Э. – Смерть козла отпущения. В. – Рак лёгких. П. – Танец в сетях. Ему кажется, что он запутался в сетях. В. – (эстетично извиваясь) В этом что-то есть…
Лакки собирается вернуться к своей ноше.
П. – (как лошади) Тпррру!
Лакки останавливается.
Э. – Он никогда не отказывается? П. – Сейчас я вам объясню. (Копается в карманах.) Подождите. (Копается.) Куда я дел свою брызгалку? (Копается.) Ну вот! (Поднимает голову, огорошенный. Умирающим голосом.) Я потерял мой пульверизатор. Э. – (Умирающим голосом.) У меня очень больное левое лёгкое. (Слабо кашляет. Громовым голосом.) Но моё правое легкое в отличном состоянии! П. – (Нормальным голосом) Ну и ладно, обойдусь. О чём я говорил? (Думает.) Подождите! (Думает.) Ну вот! (Поднимает голову.) Помогите же мне! Э. – Я думаю. В. – Я тоже. П. – Подождите.
Все трое одновременно снимают шляпы, подносят руки ко лбу, сосредотачиваются, напряженно застывают. Долгое молчание.
Э. – (торжествующе) А! В. – Он вспомнил. П. – (нетерпеливо) Так что же? Э. – Почему он не ставит свои вещи? В. – Да нет! П. – Вы уверенны? В. – Да ведь вы это уже нам сказали. П. – Я вам это уже сказал? Э. – Он нам это уже сказал? В. – К тому же, он их уже поставил. Э. – (взглянул на Лакки) Действительно. Ну и что? В. – Раз он поставил свои вещи, мы не можем его спросить, почему он их не ставит.
П. – Очень логично! Э. – А почему он их поставил? П. – Вот-вот. В. – Чтобы танцевать. Э. – Ах да.
Долгое молчание.
Э. – (поднимаясь.) Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит – ужасно. В. – (Поццо.) Скажите ему, чтобы он думал. П. – Дайте ему шляпу. В. – Шляпу? П. – Он не может думать без своей шляпы. В. – (Эстрагону.) Дай ему шляпу. Э. – Я? После того что он мне сделал? Никогда! В. – Тогда я ему дам. (Не двигается.) Э. – Пусть сам возьмет. П. – Лучше ему её дать. В. – Я ему дам.
Поднимает шляпу, протягивает Лакки на вытянутой руке. Лакки не двигается.
П. – Надо её надеть. Э. – (Поццо.) Скажите, чтобы он сам её взял. П. – Лучше её надеть. В. – Я её надену.
Он обходит с опаской Лакки, медленно приближается сзади, одевает ему на голову шляпу и быстро отходит. Лакки не двигается. Молчание.
Э. – Чего мы ждём? П. – Отойдите подальше. (Эстрагон и Владимир отходят подальше от Лакки. Поццо дергает за веревку. Лакки смотрит на него.) Думай, свинья! (Пауза. Лакки начинает танцевать.) Стой! (Лакки останавливается.) Подойди! (Лакки подходит к Поццо.) Здесь! (Лакки останавливается.) Думай! (Пауза.) Лакки – С другой стороны, если взять… П. – Стой! (Лакки умолкает.) Назад! (Лакки отходит назад.) Здесь! (Лакки останавливается.) Но! (Лакки поворачивается к публике.) Думай! (Напряженное внимание Эстрагона и Владимира. Подавленность и отвращение Поццо.) Л. – (монотонно) Дано существование Бога личного, каковым оно представлено в работах Штампа и Ватмана какакака седобородого кака вне времени и протяженности что с высот своей божьей апатии своей божьей атамбии своей божьей афазии нас любит за редким исключением неизвестно почему но придет и страдание что подобно божественной Миранде с теми кого неизвестно почему но у нас есть время в муках и огнях что огонь и пламя если это продлится хоть недолго и кто может в этом сомневаться зажгут наконец стропила к сведению вознесут ад к облакам голубым иногда еще тихим спокойным своим спокойствием таким спокойным что бесконечен но не менее ждут его но не будем забегать вперед и коль скоро с другой стороны в результате трудов неоконченных однако увенчанных лаврами Акакакакадемии Антропометрии в Берне на Брессе Дебиляра и Дуранда (Эстрагон и Владимир начинают перешёптываться. Страдания Поццо увеличиваются.) доказано безошибочно с возможным просчётом свойственным человеческим расчетам что в результате трудов неоконченных трудов Дебиляра и Дуранда доказано казанно казанно что исходя исходя исходя сходяи впрочем не будем забегать вперед неизвестно почему в результате работ Штампа и Ватмана совершенно ясно но ясно что в виду того что усилия Фартов и Белькера неоконченных неоконченных неизвестно почему Дебиляра и Дуракуса что человек выясняется что человек в Брессе Дебиляра и Дуранда что человек короче говоря человек короче наконец несмотря на прогресс в питании и отправлении нужд чахнет и в то же (Эстрагон и Владимир успокаиваются, снова слушают. Поццо всё больше и больше нервничает, испускает стоны.) время параллельно неизвестно почему несмотря на развитие физической культуры и спорта как то как то теннис футбол и мотоспорт и велоспорт водный спорт конный спорт авиаспорт канотация теннис камотация конькобежный спорт как на льду так и на асфальте теннис на газоне на пихте на земле авиаспорт теннис хоккей на земле на море и в воздухе пенициллин и заменители короче я продолжаю и в то же время параллельно уменьшаться неизвестно почему несмотря на теннис короче я продолжаю авиаспорт гольф на девять и восемнадцать лунок теннис на льду короче неизвестно почему в Сене Сене-и-Уазе Сене-и-Марне Марне-и-Уазе к слову одновременно параллельно неизвестно почему чахнут и уменьшаются я продолжаю Уазе Марне короче чистой потери со смерти Вольтера порядка два дюйма сто граммов на душу в среднем почти округленно раздев догола в Нормандии почему неизвестно короче неважно и словом впрочем факты налицо и важней несомненно с другой стороны что выявляется важнейшее (Восклицания Эстрагона и Владимира. Поццо вскакивает и дергает за верёвку. Лакки дергает за верёвку, шатается, кричит. Все бросаются на Лакки, тот отбивается, выкрикивает свои слова.) в свете забытых опытов Штейнвега и Петерманна выявляется что на селе в горах и на берегу моря и водных потоков и огня воздух тот же и земля к сведению и воздух и земля в мороза и земля юдолью камней в лютые холода в седьмом столетьи их эры эфир земля море юдолью камней в великих глубинах и в лютые холода на море и на суше и у чёрта на куличках я продолжаю неизвестно почему несмотря на теннис факты на лицо неизвестно почему я продолжаю следующий короче наконец к сожалению юдолью камней кто может в этом сомневаться я продолжаю но не будем забегать вперед я продолжаю головой в то же время параллельно неизвестно почему несмотря на теннис следующий борода пламя плачь камни голубые спокойные к сожалению головой головой головой головой в Нормандии несмотря на теннис незаконченные забытые труды серьезней камни короче я продолжаю к сожалению к сожалению заброшенные незаконченные головой головой в Нормандии несмотря на теннис на голову к сожалению камни Дуранд Дуранд (Свалка. Лакки издает ещё несколько криков.) Теннис!.. Камни!.. Спокойные!.. Дуранд!. Неоконченные!.
П. – Шляпу!
Владимир завладевает шляпой Лакки, который замолкает и падает. Молчание. Тяжёлое дыхание победителей.
Э. – Я отомщён.
Владимир рассматривает шляпу Лакки, заглядывает внутрь.
П. – Дайте её мне! (Вырывает шляпу из рук Владимира, бросает на землю, топчет.) Теперь он больше не будет думать! В. – А он сможет ходить? П. – Я буду его водить. (Бьет Лакки ногами.) Встать! Свинья! Э. – Может, он помер? В. – Вы его убьёте. П. – Встать! Падаль! (Дёргает за верёвку, немного сдвигает Лакки с места. Эстрагону и Владимиру.) Помогите мне. В. – Каким образом? П. – Поднимите его!
Владимир и Эстрагон ставят Лакки на ноги, поддерживают некоторое время, затем опускают. Лакки падает.
Э. – Он нарочно. П. – Надо его поддержать. (Пауза.) Давайте, давайте, поднимайте! Э. – Мне надоело. В. – Ну же, попробуем ещё раз.
Э. – За кого он нас принимает. В. – Ну же.
Ставят Лакки на ноги, поддерживают.
П. – Не отпускайте его! (Эстрагон и Владимир шатаются.) Не двигайтесь! (Поццо берёт чемодан и корзинку и подносит Лакки.) Держите крепче! (Вкладывает ручку чемодана в руку Лакки. Лакки сразу же выпускает её.) Не отпускайте его! (Снова делает тоже самое. Постепенно ощущение чемодана приводит Лакки в нормальное состояние, и его пальцы наконец обхватывают ручку.) Держите ещё! (Повторяет тоже самое с корзиной.) Ну вот, можете его отпустить. (Эстрагон и Владимир отходят от Лакки, который спотыкается, шатается, чуть не падает, но остаётся на ногах с чемоданом и корзиной в руках. Поццо отходит, щелкает кнутом.) Вперед! (Лакки идет вперед.) Назад! (Лакки отходит.) Кругом! (Лакки поворачивается кругом.) Всё в порядке, он может ходить, (поворачиваясь к Эстрагону и Владимиру.) Спасибо, господа и позвольте мне вам… (копошится в карманах) …вам пожелать… (копошится) …вам пожелать… (копошится) …куда это я подевал свои часы? (Копошится.) Ну вот! (Поднимает голову, расстроенный.) Настоящая луковица, господа, с секундной стрелкой. Мне её дедушка подарил (Копошится.) Наверное, она упала. (Ищет на земле с Владимиром и Эстрагоном. Поццо переворачивает ногой остатки шляпы Лакки.) Ну что ж это такое! В. – Может, она у вас в жилеточном кармане? П. – Подождите. (Сгибается, приближает голову к животу, слушает.) Ничего не слышу! (Делает им знак приблизиться.) Посмотрите сами. (Эстрагон и Владимир подходят и склоняются над его животом. Молчание.) Мне кажется, должно быть слышно тиканье. В. – Тихо! Слушают, склонившись. Э. – Я что-то слышу. П. – Где? В. – Это сердце. П. – (разочарованно.) Вот чёрт! В. – Тихо! Слушают. Э. – Наверное, они остановились. Выпрямляются. П. – От кого из вас так плохо пахнет? Э. – У него воняет изо рта, а у меня воняют ноги. П. – Я вас покидаю. Э. – А ваша луковица? П. – Видно, я её оставил в замке. Э. – Тогда, прощайте. В. – Прощайте. Э. – Прощайте.
Молчание. Никто не двигается.
В. – Прощайте. П. – Прощайте. Э. – Прощайте.
Молчание.
П. – И спасибо. В. – Вам спасибо. П. – Не за что. Э. – Нет, есть. П. – Да нет же. В. – Нет, есть. Э. – Да нет же.
Молчание.
П. – У меня не получается… (колеблется) …уйти. Э. – Такова жизнь.
Поццо поворачивается, отходит от Лакки в сторону кулисы, постепенно разматывая верёвку.
В. – Вам не в ту сторону. П. – Мне нужно много места. (Развернув верёвку до конца, то есть, оказавшись за кулисой, он останавливается, поворачивается, кричит.) Прочь с дороги! (Эстрагон и Владимир отходят в глубь сцены, смотрят в сторону Поццо. Щелчок кнута.) Вперед! (Лакки не двигается.) Э. – Вперед! В. – Вперед!
Щелчок кнута. Лакки трогается с места.
П. – Быстрей! (Появляется из-за кулис, проходит по сцене, следуя за Лакки. Эстрагон и Владимир снимают шляпы, машут руками. Лакки исчезает за кулисой. Поццо погоняет его верёвкой и кнутом.) Быстрей! Быстрей! (Прежде чем в свою очередь скрыться за кулисой, Поццо останавливается, поворачивается. Верёвка натягивается. Слышно, как Лакки падает.) Мой стул! (Владимир берет стул, даёт его Поццо, который бросает его Лакки.) Прощайте! Э.,В. – (махая руками) Прощайте! Прощайте! П. – Встань! Свинья! (Слышно, как встает Лакки.) Вперед! (Поццо исчезает. Щелчок кнута.) Вперед! Прощайте! Быстрей! Свинья! Но! Прощайте!
Молчание.
В. – Быстро время прошло. Э. – Оно бы и так прошло. В. – Да. Но не так быстро.
Пауза.
Э. – Что мы теперь будем делать? В. – Не знаю. Э. – Пойдем. В. – Мы не можем. Э. – Почему? В. – Мы ждем Годо. Э. – Ах, да. Пауза. В. – Они очень изменились. Э. – Кто? В. – Эти двое. Э. – Да, давай поговорим немного. В. – Не правда ли, они очень изменились. Э. – Возможно. Только нам с тобой это не удаётся. В. – Возможно? Да это точно. Ты их хорошо рассмотрел? Э. – Допустим, да. Но я их не знаю. В. – Нет, ты их знаешь. Э. – Да нет же. В. – Мы их знаем, я тебе говорю. Ты все забываешь. (Пауза.) Если только это они. Э. – Они нас не узнали, вот доказательство. В. – Это ничего не значит. Я тоже притворился, что не узнал их. К тому же, нас никто никогда не узнает. Э. – Хватит. Что нам нужно… Ай! (Владимир не шевелится.) Ай! В. – Если только это они. Э. – Диди! Вторая нога! (Прихрамывая, направляется туда, где он сидел после поднятия занавеса.) Голос из-за кулисы. – Сударь!
Эстрагон останавливается. Оба смотрят туда, откуда доносился голос.
Э. – Опять начинается. В. – Подойди сюда, мальчик.
Входит мальчик, опасливо. Останавливается.
Мальчик – Господин Альберт? В. – Это я. Э. – Что тебе надо? В. – Поди сюда.
Мальчик не двигается.
Э. – (повелительно) Поди сюда, тебе говорят.
Мальчик опасливо подходит, останавливается.
В. – В чём дело? М. – Господин Годо… (Замолкает.) В. – Конечно. (Пауза.) Подойди.
Мальчик не двигается.
Э. – (повелительно) Подойди, тебе говорят! (Мальчик опасливо подходит, останавливается.) Почему ты пришёл так поздно? В. – Ты с посланием от господина Годо? М. – Да, сударь. В. – Ну так говори. Э. – Почему ты пришёл так поздно?
Мальчик смотрит то на одного, то на другого, не зная кому отвечать.
В. – (Эстрагону.) Оставь его в покое. Э. – (Владимиру.) Отстань от меня. (Подходя к мальчику.) Ты знаешь, который час? М. – (Отходя назад.) Я не виноват, сударь. Э. – Может, я виноват? М. – Я боялся, сударь. Э. – Боялся чего? Нас? (Пауза.) Отвечай! В. – Я понимаю, в чём дело. Это они его напугали. Э. – Сколько времени ты здесь? М. – Немного, сударь. В. – Ты испугался кнута? М. – Да, сударь. В. – Криков? М. – Да, сударь. В. – Двоих мужчин? М. – Да, сударь. В. – Ты их знаешь? М. – Нет, сударь. В. – Ты здешний? М. – Да, сударь. Э. – Всё это враньё! (Хватает мальчика за плечо, трясёт.) Скажи нам правду! М. – (дрожа.) Но это правда, сударь. В. – Оставь его наконец в покое! Что с тобой? (Эстрагон отпускает мальчика, отходит, подносит руки к лицу. Владимир и мальчик смотрят друг на друга. Эстрагон опускает руки, показывая своё искаженное лицо.) Что с тобой? Э. – Я несчастен. В. – Да ну! С каких пор? Э. – Я забыл. В. – Память играет с нами злые шутки. (Эстрагон хочет что-то сказать, передумывает; отходит, хромая; садится и начинает снимать обувь. Мальчику.) Так что? М. – Господин Годо… В. – (прерывая его) Я тебя уже видел, не правда ли? М. – Не знаю, сударь. В. – Ты меня не знаешь? М. – Нет, сударь. В. – Ты не приходил сюда вчера? М. – Нет, сударь. В. – Ты пришёл сюда в первый раз? М. – Да, сударь.
Молчание.
В. – Сказать можно всё. (Пауза.) Хорошо, продолжай. М. – (выпаливает) Господин Годо сказал мне передать вам, что он не придёт сегодня, но обязательно придет завтра. В. – Это всё? М. – Да, сударь. В. – Ты работаешь у господина Годо? М. – Да, сударь. В. – Чем ты занимаешься? М. – Хожу за козами. В. – Он добр с тобой? М. – Да, сударь. В. – Он тебя не бьёт? М. – Нет, сударь, не меня. В. – А кого он бьёт? М. – Он бьёт моего брата, сударь. В. – А, у тебя есть брат. М. – Да, сударь. В. – Чем он занимается? М. – Ходит за овечками, сударь. В. – А почему он тебя не бьет? М. – Не знаю, сударь. В. – Наверное он тебя любит. М. – Не знаю, сударь. В. – Он тебя хорошо кормит? (Мальчик колеблется.) Он тебя кормит хорошо? М. – Вполне хорошо, сударь. В. – Ты счастлив? (Мальчик колеблется.) Ты слышишь? М. – Да, сударь. В. – Так как? М. – Не знаю, сударь. В. – Ты не знаешь, счастлив ли ты или нет? М. – Нет, сударь. В. – Совсем как я. (Пауза.) Где ты спишь? М. – В сарае, сударь. В. – С братом? М. – Да, сударь. В. – На сене? М. – Да, сударь.
Пауза.
В. – Хорошо, иди. М. – Что мне сказать господину Годо, сударь? В. – Скажи ему… (Колеблется.) Скажи ему, что ты нас видел. Ведь ты нас видел, не так ли? М. – Да, сударь. (Отходит, колеблется, поворачивается и убегает.)
Вдруг свет начинает гаснуть. В одно мгновение наступает ночь. В глубине поднимается луна, всходит на небо, застывает, изливая на сцену серебристый свет.
В. – Наконец то! (Эстрагон встает, подходит к Владимиру, держа в руке оба башмака. Кладет их у рампы, выпрямляется и смотрит на луну.) Что ты делаешь? Э. – То же, что и ты. Смотрю на месяц. В. – Я хочу сказать с башмаками. Э. – Я их оставлю здесь. (Пауза.) Кто-нибудь придет, так же… так же… как и я, кто носит меньший размер, они ему доставят радость. В. – Но ты не можешь идти босиком. Э. – Иисус мог. В. – Иисус! Нашёл кого вспомнить! Ты же не будешь себя с ним сравнивать? Э. – Всю свою жизнь я себя с ним сравнивал. В. – Но там было тепло! Там было хорошо! Э. – Да. И распинали на крестах.
Молчание.
В. – Нам нечего больше здесь делать. Э. – И в любом другом месте. В. – Послушай, Гого, не будь таким. Завтра всё будет лучше. Э. – Как так? В. – Ты не слышал, что сказал мальчишка? Э. – Нет. В. – Он сказал, что Годо обязательно придет завтра. (Пауза.) Это тебе ни о чём не говорит? Э. – Значит, мы должны ждать здесь. В. – Ты с ума сошёл! Нужно где-нибудь укрыться. (Берет Эстрагона за руку.) Пойдем. (Тянет его. Эстрагон сперва уступает, потом сопротивляется. Они останавливаются.) Э. – (смотря на дерево) Жаль, что у нас нет веревки. В. – Пойдем. Начинает холодать. (Тянет его. Повторяется то же самое.) Э. – Напомни мне принести завтра веревку. В. – Хорошо. Идем. (Тянет его. Повторяется то же самое.) Э. – Сколько времени мы с тобой все время вместе? В. – Не знаю. Может, лет пятьдесят. Э. – Помнишь тот день, когда я бросился в Дюранс. В. – Мы работали на виноградниках. Э. – Ты меня вытащил из воды. В. – Все это было и быльём поросло. Э. – Моя одежда сохла на солнце. В. – Не думай больше об этом, иди. Идем. (Повторяется то же самое.) Э. – Подожди. В. – Мне холодно. Э. – Я спрашиваю себя, не лучше ли было бы нам разделиться, каждый сам по себе. (Пауза.) Мы не созданы для того, чтобы жить вместе. В. – (беззлобно) Это ещё не известно. Э. – Да, ничего не известно. В. – Мы все еще можем расстаться, если ты думаешь, что так лучше. Э. – Теперь уже не важно.
Молчание.
В. – Действительно, теперь уже не важно.
Молчание.
Э. – Ну что, идём? В. – Идём.
Они не двигаются.
ЗАНАВЕС
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |