Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постижение 1 страница




Разум

Не меняйте веру. Переделайте верующего.

- Вернер Эрхард

Э то начало второй части книги, а по сути дела, даже новая книга.

Я довольно долго размышлял над тем, как это сделать: в конце концов, есть много хороших книг по эмоционально-телесному очищению - смогу ли я внести свой неповторимый вклад? Раздумья вернули меня в лето 1989 года, когда я тоже считал, что в лучшем случае смогу лишь пережевать уже однажды сказанное.

Потом я понял, что единственный способ написать книгу по эмоционально-телесному очищению состоит в том, чтобы делать все так, как я обычно делаю: использовать первую часть, так сказать, для создания соответствующей обстановки, т. е. показать, что жизнь на самом деле не такая, какой она нам представляется, что смысл жизни совсем не сводится к поиску "правильных" отношений, "правильной" работы, "правильного" автомобиля и т. п. Моя мысль заключается в том, что мы должны рассматривать эмоционально-телесное очищение в более широкой картине мира.

Но все же я никак не мог решить, что делать со второй частью. Для меня написание книги -это вопрос доверия и освобождения - иначе говоря, отказа от контроля. По моему личному опыту, именно такое отношение ведет к истинному контролю.

Итак, я продолжу свои воспоминания, чтобы, поведать вам все в точности так, как оно происходило в жизни, - мне нет никакой нужды пытаться корчить из себя умника.

Но чтобы рассказать все по порядку, придется вернуться к самому началу семидесятых, во время, когда одним из самых больших увлечений в моей жизни был кегельбан. О, к кегельбану я относился очень серьезно! Даже участвовал в соревнованиях профессионалов в 1970-1971 годах. Впрочем, после шести турниров я сошел с дистанции с травмой поясницы и с осознанием того, что большинство профессионалов играет куда лучше меня.

Я понимал, что худшим моим врагом является мой собственный разум. Мое тело все знало, мои мускулы знали - вся моя природная способность к знанию знала, как сделать правильный бросок, - но мой разум частенько не позволял мне совершить нужное действие, особенно, конечно, в стрессовой ситуации, Итак, я почувствовал, что самая большая моя потребность была в том, чтобы успокоить собственный разум и остаться один на один с моими природными способностями.

Первый прорыв явился в облике моего друга, который знал о моей проблеме. Он сказал мне, что, если я действительно хочу побольше узнать о разуме, мне стоит поискать что-нибудь из Алана Уоттса. В частности, он порекомендовал мне одну из его книг, называвшуюся просто "Книга". Я тут же помчался в ближайшую книжную лавку, а затем обошел еще два или три магазина, но нигде не нашел "Книги".

Вообще-то я даже не был уверен, что издание с таким названием вообще существует, - ну скажите, кому придет в голову назвать свою книгу "Книгой"7. В общем, я вернулся домой с другой книгой Уоттса, которая называлась "Это то, что нужно"*, предположив, что это она и есть. Однако мой друг сказал: "Нет, это не то, что нужно! Ищи "Книгу"!" Я отправился бродить по книжным магазинам на другой конец города и все-таки нашел ее. Вернувшись домой, засел за чтение - и не поверил своим глазам. Это было как раз то, что я искал! Книга стала моей библией, по крайней мере, на весь следующий год. Полное ее название было "Книга о табу на знание о том, кто ты есть"**. Вот что было написано в рецензии на обороте: Являясь, вероятно, самым известным произведением Уоттса, "Книга" глубоко исследует причины и способы избавления от иллюзии о том, что человеческая сущность представляет собой отдельно взятое эго, которое обитает в кожаном мешке и "противостоит" целой вселенной физических объектов, чужеродных и лишенных разума.

Согласно Д-ру Уоттсу, именно эта иллюзия и лежит в основе неправильного использования технологии, направленного на жестокое и враждебное подчинение человеком своей естественной окружающей среды и ведущего к постепенному ее разрушению... Со свойственным ему искрометным юмором Алан Уоттс представляет нам "изнанку" природы человеческой сущности в этой "Книге" - руководстве по посвящению в краеугольную тайну бытия, которое каждый отец должен дарить своему сыну, а каждая мать - своей дочери при вступлении их во взрослую жизнь. Вот так все началось на самом деле. Это было начало путешествия, продолжающегося и по сей день. А ведь я стремился всего лишь улучшить свои достижения в кегельбане! Конечно, у меня были свои соображения на эту тему еще до моего открытия Уоттса - они заключались в том, чтобы угомонить разум, научившись входить в альфа-состояние. Как этого достигнуть, я не знал, но мой друг по кегельбану, ставший "тренером моего разума", дал мне книгу по Трансцендентальной Медитации. В 1974 году я записался на курсы Трансцендентальной Медитации и буквально через пару секунд после начала моей первой медитации понял, что открыл для себя нечто действительно мощное (кстати, мои спортивные способности сразу же радикально улучшились).

Все это происходило в период между 1972 и 1974 годами. Если вы знакомы с главой "1972" в книге "Ни слова правды ", то вспомните, что этот год был временем больших перемен на нашей планете.

В тот период сирианцы (пришельцы из системы Сириуса) пытались заставить нас развиваться как можно быстрее - фактически, они даже на небольшое время лишили нас свободы воли. Мы напоминали малых детей, играющих в войну, пока сирианцы наконец не сказали нам: "Нет, этого делать нельзя". После чего приступили к прямому программированию событий нашей жизни, чтобы тем самым позволить нам как можно быстрее развиваться. Вскоре они вернули нам свободу воли (впрочем, довольно относительную: они снабдили нас набором вариантов, из которых можно было выбирать, и если мы выбирали неверный, они предлагали нам все тот же выбор до тех пор, пока мы не выбирали правильный вариант).

Во всяком случае, я совершенно точно знаю, что промежуток между 1972 и 1974 годами лично для меня стал временем грандиозных перемен и роста, хотя при этом я не чувствовал, будто меня вынуждают делать то или другое. Мотивация исходила изнутри меня. Не забывайте, что я был увлечен в основном кеглями.

Потом я узнал об эст (эрхардовском семинарском тренинге). Вообще говоря, о нем было трудно не узнать - в 1975 году он был на самом пике популярности. Казалось, он возник ниоткуда - вот так, внезапно - р-раз! - и появилась штука под названием эст. Я обнаружил, что у каждого есть свое мнение по этому поводу: люди могли поддерживать идею этого тренинга или быть решительно против него, но равнодушных просто не было.

Мое первоначальное впечатление было негативным - эст казался мне чем-то вроде придорожных закусочных. Я считал, что для достижения просветления нужно, наверное, сначала заниматься у мастера дзэн-буддизма, потом лет двадцать просидеть где-нибудь на вершине горы или в пещере. Разве двух уик-эндов может быть достаточно для того, чтобы изменить мою жизнь? Да ни за что! И потом, я слышал, что вводные семинары эст чересчур многолюдны и шумны - нет, это было не для меня! Но затем один мой близкий друг - тот самый, который рассказал мне об Алане Уоттсе, - записался на такой семинар. Естественно, я с нетерпением ожидал услышать его мнение. И он достаточно убедительно объяснил мне, что в эст действительно что-то есть и что мне, вероятно, стоило бы попробовать это самому.

Так я и поступил. Я отправился на вводный семинар. И это оказалось куда хуже, чем я себе представлял! Организаторы вручали призы тем, кто привел с собой больше всего неофитов! Они были навязчивыми! Они говорили, что всего лишь дают мне возможность выбора, но я считаю, что они просто силком навязывали мне свой "товар".

Но я твердо решил пройти семинар и потому смог пережить весь этот кошмар. В общем, на следующее утро я пришел в офис эст, подал заявление и выписал чек. Так я попал на тренинг. Мой друг, как мог, подготовил меня к тому, чего ожидать. Он сказал: "Не давай ведущим одурачить себя; все не совсем так, как выглядит внешне, там что-то другое происходит". Так что в результате наших с ним бесед я научился не поддаваться тренеру и его помощникам. Друг говорил мне, что они будут из кожи лезть, чтобы сбить меня с толку, и что я не должен попасться на этот крючок.

* Аббревиатуру эст (англ. est) принято писать строчными буквами. Методика Вернера Эрхарда (настоящее его имя - Джон Пол Розенберг) создана в 1971 г. в Калифорнии и основана на различных западных и восточных философских системах.

Еще он посоветовал смотреть на них, как на актеров, исполняющих свои роли, - по крайней мере, я получу удовольствие. Так я и сделал, и удовольствие действительно получил.

Семинары эст проходили по субботам и воскресеньям. Время начала было вполне подходящее - полдевятого утра. Заканчивались семинары нередко также под утро. Каждый день занятий тянулся ровно столько, сколько было необходимо для передачи очередного блока информации. Кроме того, у нас были еще предварительная трехчасовая встреча, собрание вечером в среду посреди семинара и заключительное собрание.

Наши занятия проходили в танцевальном зале на втором этаже здания студенческого союза, что в кампусе Калифорнийского университета в Беркли. Собралось почти двести пятьдесят человек.

В первый день семинара, ровно в восемь тридцать утра, к эстраде прошагал некий субъект. Он сильно смахивал на зомби. (Конечно, о времени я мог судить только приблизительно - ко одному из условий семинара, ни у кого из присутствующих не было с собой часов, - но, поскольку "эст всегда происходит вовремя", я был уверен, что занятия начались без опоздания.) - МЕНЯ ЗОВУТ ВИКТОР. Я БУДУ ПОМОЩНИКОМ ВАШЕГО ТРЕНЕРА. ВАШЕ ОБУЧЕНИЕ НАЧАЛОСЬ.

Несмотря на то что костюм Виктор подобрал очень тщательно, вид у него был такой, будто он только что выбрался из какого-нибудь склепа. Он выглядел (и самое главное, двигался) словно зомби. По меньшей мере час он своим бесцветно-монотонным, механическим голосом напоминал нам об уже оговоренных и согласованных условиях. Поскольку на предварительной встрече мы уже говорили об этих условиях и приняли их, ничего нового сейчас не прозвучало.

Суть этих договоренностей заключалась в том, что мы обязались оставаться в зале, где проходит тренинг, в течение всего дня занятий; мы не должны были разговаривать, кроме особо оговоренных случаев, когда нужно было делиться информацией; перерывы на отправление естественных надобностей делались только по команде тренера; и наконец, утолять голод можно было только во время обеденного перерыва - максимум одного в день, минимум - ни единого. По поводу двух последних условий люди возмущались. Это напомнило мне слова Алана Уоттса из его "Книги": Многие в наше время начинают подозревать, что наше существование - это крысиная возня в клетке, живые организмы (не исключая человека) являются всего лишь трубками, вкладывающими нечто в один свой конец и выпускающими нечто из противоположного. Это занятие должно продолжаться постоянно и в конечном счете приводит к износу трубки. Поэтому, чтобы фарс мог продолжаться, трубки находят способы создавать новые трубочки, которые, в свою очередь, также вкладывают нечто в один свой конец и выпускают из другого. У входного отверстия у них развиваются скопления нервных узлов, называемые мозгами, а также глаза и уши, чтобы было легче рыскать в поисках того, что можно было бы проглотить. По мере насыщения они расходуют свою избыточную энергию: изгибаются в сложных комбинациях движении, производят всевозможные звуки, шумно втягивая и выбрасывая воздух из своего входного отверстия, а также собираются в группы, чтобы сразиться с другими такими же группами. Со временем трубки обрастают таким количеством дополнительных приспособлений, что угадать в них простые трубки можно лишь с большим трудом. Причем им удается изобретать умопомрачительное количество вариантов. Существует неписаное правило не есть трубки своего собственного вида, зато идет очень серьезное состязание за право быть главной трубкой. Все это кажется потрясающе глупым, и, если подумать, - больше потрясающим, чем глупым. Все это действительно крайне странно.

Может быть, жизнь - это все-таки нечто большее, чем "трубчатость". И, похоже, основатель эст тоже так считал.

Затем, в самый разгар монолога Виктора из задней комнаты, чеканя шаг, появился весьма опрятно одетый мужчина в возрасте где-то между тридцатью и сорока: - ВОТ ПОЧЕМУ В ВАШИХ ЖИЗНЯХ НЕТ ТОЛКУ! ВЫ ВСЕ РАВНО ЧТО ЗАПЛАТИЛИ ПО 300 ДОЛЛАРОВ ЗА НОВЫЙ РАДИОПРИЕМНИК - ВИКТОР ПЫТАЕТСЯ РАССКАЗАТЬ ВАМ О ТОМ, КАК ОН РАБОТАЕТ, А ВЫ, ЗАСРАНЦЫ ЭДАКИЕ, ДАЖЕ НЕ СЛУШАЕТЕ! ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ВАШ ПУТЬ ЛУЧШЕ?! МЕНЯ ЗОВУТ РОН. Я - ВАШ ТРЕНЕР! К этому времени почти все уже вертелись на стульях и многие явно подумывали о том, как бы удрать. А я сидел и думал: "Ух ты, отлично! Это даже еще лучше, чем я предполагал!" Рон оказался, безусловно, самой впечатляющей личностью, с которой мне доводилось встречаться. Все это произошло в ноябре 1977 года, но я помню практически все, словно это происходило на прошлой неделе.

Конечно, проще скакать на лошади туда, куда она сама хочет скакать.

- Вернер Эрхард

итак, что же я узнал на семинаре эст? Ну, прежде всего я "узнал", что в эст есть множество ловушек и подводных камней, включая даже жаргон (если вы когда-нибудь участвовали в эст, вы понимаете, о чем я говорю).

Эст часто обвиняют в том, что эти семинары породили целое стадо молодых тренеров, полагающих, что главной задачей их жизни является помощь другим людям в менторской манере (обсуждать можно любого, кроме самого тренера). Мы с друзьями особенно полюбили одну тренерскую фразу и даже превратили ее в дежурную шутку: "Вот поэтому и не складывается твоя жизнь! Потому ты и засранец!" Эта фраза долго еще напоминала нам о незабываемых ощущениях того тренинга. Что интересно, я никогда не встречал выпускника эст, который не восхищался бы своим тренером и не отзывался бы о нем в самых почтительных выражениях.

Однако действительная ценность эст, естественно, находится гораздо глубже всех этих фраз. То была бесценная возможность непосредственно пережить в обстановке безопасности и доверия те "акты", которыми все мы являемся, и затем избавиться от них.

Кстати, хотел бы сразу прояснить: у меня тоже был свой "акт". Он заключался в том, чтобы оставаться выше всего этого и "не поддаваться" тренеру; это была своего рода защитная броня. Она удерживала меня в рамках моих собственных представлений о жизни и защищала меня от необходимости переживать мои собственные эмоции.

И тем не менее я вынес из этого тренинга немало ценного - много того, что я сейчас знаю о разуме и обыкновенно преподаю на семинарах по "Цветку Жизни" и реберсингу, позаимствовано из эст. Кроме того, во времена становления реберсинга практически каждый практикующий прошел через семинары эст и находился под их глубоким воздействием. Как видите, эст оказал самое серьезное воздействие на реберсинг. Позднее я объясню это подробнее.

Леонард Орр даже какое-то время (в 1975 г.) был штатным сотрудником эст. Однажды он и Вернер Эрхард встретились. Новое знакомство произвело на Вернера достаточно сильное впечатление, и он нанял Леонарда в качестве специального консультанта для тренерского состава.

Эст не требовал рациональности. На самом деле наша "рациональность" подвергалась атакам на каждом шагу - взять хотя бы те же договоренности. Помимо уже упомянутых, нас попросили не садиться рядом со знакомыми. Кроме того, мы обещали не делать никаких записей в процессе тренинга; находиться на своих местах, пока не поступит команда; а также в течение всего семинара не принимать ни алкоголя, ни лекарственных препаратов, кроме назначенных врачом. Когда Виктора спрашивали о смысле подобных договоренностей - а люди действительно интересовались, - он лишь отвечал: "Потому что именно это и срабатывает".

Большинство из нас понимало эти договоренности как правила, назначенные сверху. Вообще люди, как правило, находятся под воздействием так называемого синдрома родительского неодобрения (я расскажу о нем позже, в главе 11), либо восставая против тех, кто имеет власть над ними, либо подчиняясь им.

Нас же попросили отнестись к договоренностям с ответственностью - так, словно это мы сами их придумали, словно мы сами для себя решили, что эти условия необходимы для создания того фундамента, который позволит нам извлечь из тренинга максимум пользы.

Впрочем, большинство из нас привыкло к разумным договоренностям. Например, многие с готовностью согласились бы с тем, что во время занятий часы надо оставлять в пальто или сумке. С другой стороны, как минимум десять-двенадцать человек в какой-то момент признались, что нарушили эту договоренность.

У нас было много возможностей убедиться в том, что рациональность лежит в основе "непережитого опыта". Рациональность - это сознание жертвы: "Я не сделал этого потому что не смог" или "Я опоздал, потому что было слишком плотное движение на дорогах", и так далее в этом духе. Мы действуем так, словно самое важное - это причины, по которым мы чего-то не делаем; мы не в состоянии увидеть, что самое важное - сделали мы что-то или нет.

Еще одним фактором всех этих соглашений было то, что Вернер называет "жестокими законами действительности". Он говорит, что эти законы не рациональны - они просто есть. Для силы гравитации, например, безразлично, если вы упадете с лестницы и сломаете себе ногу. Это может казаться несправедливым и нелогичным, но жизнь во многом устроена именно таким образом, так что винить в чем-либо силу гравитации бессмысленно.

Виктор просто возвышался над нами живым воплощением жестоких законов действительности, и люди буквально с ума сходили от этого! Но Виктору на это было наплевать.

Итак, как часто говорил Рон, "ваши жизни не складываются, потому что вы механически живете в ваших системах верований вместо того, чтобы жить своим опытом".

Он рассказал нам популярную в эст притчу: если посадить крысу в лабиринт, у четвертого выхода из которого лежит кусок сыра, она через некоторое время научится безошибочно находить сыр. Человек тоже способен научиться этому. Если же сыр положить у другого выхода, крыса будет продолжать искать лакомство у четвертого выхода до тех пор, пока не поймет, что нужно поискать в других местах. Здесь и проявляется различие между крысами и людьми - человек будет всегда искать сыр у четвертого выхода, потому что у него сформировалась вера в четвертый выход. Крыса же, со своей стороны, ни во что не верит - ей нужен только сыр и ничего более.

Так мы и проживаем свои жизни на основе понятий и верований (то есть рациональности), вместо того чтобы жить на основе опыта. Рон изобразил все это на доске в виде диаграммы (рис. 10-1). Вначале он начертил горизонтальную линию и обозначил ее как "ничто". Под этой чертой он написал "непережитый опыт", а под ним в нисходящем порядке "помощь", "надежды", "решения" и "рациональность". Все эти определения он назвал различными уровнями непережитого опыта.

Над чертой он написал "принятие". Как сказано в "Книге эст". Над чертой расположен пережитый опыт, а первый шаг выше линии, первая форма опыта, включает в себя просто принятие. Если ты хочешь вырваться из реальности непережитого опыта, тебе придется отказаться от рациональности, прекратить принимать решения, перестать надеяться и просто принимать все, как есть ни более, ни менее. Принимай все таким, какое оно есть. Когда ты поступаешь так, лампочка твоего опыта загорается. До этого мо-мента она не горит.

Над "принятием" Рон написал "свидетельствование, или наблюдение", выше - "участие, или способность делиться" и еще выше - "быть источником". Таковы различные уровни пережитого опыта.

"Книга эст" утверждает, что если измерять пережитый и непережитый опыт по стобалльной шкале, то "рациональность" будет равняться минус восьмидесяти, "решение" - минус двадцати, "надежда" - минус десяти и "помощь" -минус пяти. "Принятие", соответственно, будет равняться плюс пяти (уже по шкале опыта) - и так далее, вплоть до сотни баллов за "быть источником".

Быть источником Участие Свидетельствование Принятие Пережитый опыт Ничто Непережитый опыт Помощь Надежда Решение Рациональность

Рис. 10 -1. Различные уровни опыта.

Чтобы перейти от минуса к плюсу, необходимо пройти через область нуля, или "ничто". Чтобы от непережитого опыта перейти к пережитому, необходимо пройти через ничто - великую пустоту! Цель тренинга эст заключается в трансформации вашей способности познания жизни для того, чтобы ситуации, которые вы пытаетесь изменить или с которыми вы сталкиваетесь, могли проясниться в процессе самой жизни.

Помню, сколько времени потратил Рон, объясняя, что он имел в виду под словами "трансформация" и "изменить", а затем приводя примеры различных ситуаций, которые те или иные участники семинара вынуждены были либо принимать как есть, либо" наоборот, изменять. Как только люди оценили возможность прояснить ситуации, которые казались неразрешимыми, в комнате словно засиял луч надежды. Естественно, если кто-нибудь выражал надежду, Рон сразу же замечал, что надежда относится к действительности непережитого опыта.

Как утверждает "Книга эст", Слово трансформировать не значит просто "изменять" - оно значит "транссубстантивировать", т. е., в данном случае, "радикально преображать субстанцию вашей способности к практическому познанию жизни". Изменение предполагает лишь модификацию формы; мы же говорим о чем-то настолько же радикальном, как различие между плюсом и минусом. Мы называем изменением переход от минус пяти к минус единице. Но переход от минус единицы к плюс единице уже представляет собой разворот на сто восемьдесят градусов. Он представляет собой трансформацию вашей способности к познанию жизни. Но, чтобы прийти от минус единицы к плюс единице, вам необходимо пройти через Ничто.

Позже в тот же день у нас состоялся первый процесс. Рон объяснил нам, как найти некую точку на большом пальце левой ноги. Через несколько секунд он сказал нам: "Хорошо", после чего научил находить точку на левой лодыжке - и так далее по всему телу.

Все это казалось довольно простым, но нельзя было не заметить, как сопели и жаловались отдельные ученики. "Почему люди становятся эмоциональными?" - задумался я. Ответ пришел ко мне менее чем через два года, когда я при помощи реберсинга обнаружил, что все мы имеем незавершенности прошлого, живущие в нашем теле в виде застоявшейся энергии. По мере нарастания этого "застоя" люди все сильнее уводят осознание из своих тел. Это значит, что большинство из нас находится вне собственных тел. Этот процесс во время эст дал участникам возможность ощутить свое тело (причем для некоторых процесс растянулся довольно надолго). Естественно, в то время у меня не было ответа на этот вопрос, ведь и я тогда был сне своего тела.

Потом наступил черед трех правил эст. Согласно "Книге эст", первое правило гласит: "Ты совершенен - но есть барьеры, не позволяющие тебе познать и выразить твое совершенство". Второе определение утверждает, что "Сопротивление ведет к сохранению. Если ты попытаешься чему-либо сопротивляться или что-то изменять, объект твоих усилий станет лишь более неподатливым. Единственный способ избавиться отчего-либо - просто позволить ему существовать в своем обычном виде. Это не значит, что его следует игнорировать - игнорирование в действительности является формой отрицания и сопротивления... Позволить чему-либо быть самим собой - значит наблюдать за ним, сохранять с ним контакт, не прилагая никаких усилий к его изменению". И третье правило: "Воссоздание опыта приводит к его исчезновению. Полное воссоздание опыта чего угодно заставляет это "что угодно" исчезнуть".

Что касается второго правила, существуют различные формы сопротивления. Это избегание, отрицание, попытки изменить, попытки избавиться, попытки управлять, использование силы воли, практика позитивного мышления, стремление научиться жить с этим, попытки разрешить, игнорирование, отвлечение внимания на что-то другое, подавление и, наконец, скрывание.

Следовательно, если проблема (например, гнев, страх либо какой-нибудь другой нежелательный тип эмоций, напряжение, головные боли, физические ощущения, болезни, нежелательные мысли, нежелательное поведение и т. п.) возникает у вас регулярно и вы каким-то образом этому сопротивляетесь, тем самым вы замыкаете эту энергию в месте ее пребывания, где она и будет застаиваться все время, пока вы сопротивляетесь ей.

Есть еще один весьма интересный момент, учитывая то, что мы находимся в поляризованном сознании: нас учили сопротивляться или, если хотите, выносить суждения относительно ВСЕГО НА СВЕТЕ! Что же касается третьего правила, то ваша постоянная, неизменно возвращающаяся проблема исчезнет, если вы позволите себе глубоко ее прочувствовать. Но чтобы совершить это, вам потребуется заново воссоздать саму проблему, т. е. полностью, фрагмент за фрагментом, пережить ее снова. Вы наблюдаете ее, свидетельствуете ее присутствие, сосуществуете с ней, позволяете ей быть такой, какая она есть, и не пытаетесь изменить ее. Вы вступаете в контакт с ощущениями вашего тела, определяя, как и где именно они воспринимаются. Кроме того, вы вступаете в контакт с размером, формой, весом и цветом этих ощущений. То же самое вы проделываете с эмоциями. Эмоции воспринимаются как нечто, присутствующее в вашем теле.

Помнить об этом крайне важно: все телесные ощущения, эмоции и т. п. - назовем их симптомами - в процессе этого излечиваются. Такие симптомы, как старая застоявшаяся энергия прошлого, выходят из прежнего подавленного состояния (активизируются) для последующего излечения. Входя в них и переживая (ощущая) их во всей полноте, вы получаете их исцеление (исчезновение).

Все это невероятно важно - особенно если вспомнить, что нас учили обратному. Если вы полностью поймете этот принцип, то все лекарства и медицинские процедуры станут в лучшем случае дополнительным средством, а то и не понадобятся вовсе. Такое понимание является основой реберсинга, именно оно приводит в действие весь процесс. Я объясню это подробнее в главе 12.

Ближе к концу первого дня Рон, улучив момент, вызвал добровольца с головной болью и усадил его на стул рядом с собой. Рон заставил добровольца войти в контакт с головной болью, точно определив ее локализацию в теле; затем он начал задавать вопросы: "Какого это размера? Какой формы? Какого цвета? Какого объема?" и так далее до тех пор, пока головная боль не исчезла.

Второй день занятий был в основном посвящен процессам. Первым был "процесс истины", во время которого всем нам дали возможность растворить свою постоянную, неизбежно возникающую проблему. Многие при этом обнаружили, что, исчезая, их проблема обнажила другую, более фундаментальную проблему - незавершенность прошлого. Поскольку их проблема находилась не в настоящем времени, процесс ее искоренения напоминал снятие слоев луковицы.

Далее пошел "процесс опасности": группы человек по двадцать пять поочередно выходили вперед, разворачивались лицом к остальным занимающимся и просто "были" с ними. Для большинства (не исключая меня) это оказалось жутким противостоянием. В довершение всего вперед вышли восемь помощников, также напоминавших зомби; каждый из них выбрал себе жертву из числа присутствующих и встал лицом к лицу с ней, чтобы "быть" вместе. Естественно, Рон постоянно орал на нас, требуя, чтобы мы отбросили все свои акты и просто были. Люди просто сходили с ума от этого! Я оказался в числе "счастливцев", которым повезло "быть" в паре с зомби. Помню, что глядя в упор в зрачки моего визави, я хотел своим взглядом сдвинуть его с места. Не сработало - он стоял где стоял, никаких эмоций, никакого выражения на лице, прямой и неподвижный, словно труп.

Потом начался "процесс страха". Мы лежали на полу с закрытыми глазами, выполняя указание тренера наполнить себя страхом (настоящим или воображаемым) по отношению к тем, кто лежит рядом. По инструкции мы должны были направлять этот страх наружу, продолжая расширять его до ощущения оцепенения от ужаса перед теми, кто находился в комнате, потом перед всеми жителями города, штата, страны и, наконец, всей планеты! Затем Рон повернул все вспять, заявив, что лежащие в зале люди боятся друг друга; затем - что все присутствующие, все жители города и так далее вплоть до населения всей планеты -решительно все боятся каждого из нас. Это действительно срабатывало, пока ситуация не превратилась в какую-то несуразную шутку. Мы сотворили столько страха, что могли "быть" в нем и смеяться над ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.