Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 20 страница




ва И. А. О соотношении структурных и статистических характеристик образа.-

<Вопросы психологии>, 1971, № 1.

 

ления рангов адекватности, полученных в условиях симультаниро-

вания, с описанными выше фазами становления перцепта при си-

мультанной экспозиции, но при изменяющихся дистанции или вре-

мени экспозиции. Такое сопоставление легко обнаруживает общую

закономерность стадиальности перцептогенеза в обеих ситуациях,

а в ее рамках-некоторые специфические особенности каждого из

вариантов.

 

O-ii ранг

 

t-u ранг

 

1-й рам

 

з-и ранг

 

ь

 

Оригинал

 

Рис. 5. Динамика становления зрительного образа при

снятии внутренних помех. Усредненные для каждого

ранга рисунки испытуемых.

 

Так, обнаруженная в условиях симультанирования и обозначен-

ная нулевым рангом (см. рис. 4) стадия разорванности внутренней

структуры или разомкнутости контура, отмеченная, правда, ра-

нее в исследовании М. Д. Александровой в описанной Б. Ф. Ло-

мовым последовательности фаз не зафиксирована.

Однако со следующей стадии начинается отчетливо выраженная

структурная общность обеих последовательностей. Как показывают

 

"См.-. Александрова М. Д. Указ. соч.

 

 

усредненные изображения рисунков испытуемых, относящихся

к первой ранговой группе (рис. 5), этот этап.становления образа

в условиях его симультанирования достаточно близко соответствует

первой фазе (иногда называемой фазой аморфного пятна), полу-

ченной при снятии внешних помех.

На рис. 5 ясно видно, сколь нестабильным, индивидуально-вари-

ативным и действительно аморфным является образ на. этой фазе

его формирования.

Следующий шаг сопоставления обеих последовательностей вы-

являет расхождение, которое, однако, при ближайшем рассмотре-

нии оказывается результатом несовпадения критериев различения

фаз, а не их различий по существу. Дело в том, что в наших экс-

периментах по симультанированию стадия замкнутого, но аморф-

ного, неопределенного контура сливается с эффектом мерцания

формы, а в описании Б. Ф. Ломова, как и М. Д. Александровой,

мерцание формы выделено как особая стадия. Универсальный и фе-

номенологически яркий и интересный характер этого эффекта де-

лает вполне естественным такое выделение.

Если, однако, эта фаза представлена как самостоятельная, то

критерий ее выделения существенно отличается от оснований, по

которым вычленяются остальные этапы. Другие фазы последова-

тельности выделены по тем пространственным параметрам объекта,

которые адекватно воспроизведены в его образе (например, замк-

нутость, сдвиги кривизны, форма). На описываемой же стадии фор-

ма адекватно не воспроизводится, а происходит лишь ее мерцание,

составляющее характеристику динамики становления образа, а не

его содержание. Если же уравнять критерии выделения этапов,

положив в основу адекватно отображаемые параметры, то как при

снятии внешних, так и при уменьшении внутренних затруднений

восприятия замкнутое аморфное пятно, в котором еще отсутствует

определенность формы, и мерцание этой формы попадают в одну

и ту же стадию.

В конце обеих последовательностей располагается стадия аде-

кватного воспроизведения формы (пятая фаза по Б. Ф. Ломову

и четвертая ранговая группа в ситуации симультанирования). Со-

поставление второй и третьей ранговых групп на рис. 4 и 5 с фа-

зой выделения резких сдвигов кривизны и фазой различения общей

формы (при смещениях и искажениях ее отдельных деталей) в опи-

сании Б. Ф. Ломова ясно показывает, что между этими промежу-

точными этапами обеих последовательностей также имеется доста-

точно близкое феноменологическое соответствие.

Произведенное соотнесение этапов перцептогенеза в разных его

условиях не выходит, однако, за пределы зрительной модальности.

Между тем, развернутый спектр переходных стадий сенсорно-перцеп-

тивного диапазона, доходящий на его высшем уровне до адекват-

ного воспроизведения пространственной структуры отдельного объ-

екта, и прежде всего его формы, реализуется и в области осязания

как вида предметного восприятия, <параллельного зрению> (Сече-

нов). Поскольку предметом анализа здесь являются общие зако-

 

номерности перехода от сенсорного к перцептивному уровню пер-

вичных образов, необходимо дополнить произведенное сопоставле-

ние соответствующей параллелью с экспериментальными данными

исследования процесса становления образа формы в области ося-

зательной модальности.

Некоторые фрагментарные соотнесения могут быть сделаны

и без дополнительного экспериментального анализа на основании

имеющихся фактических данных. Так, в исследованиях процесса

построения образа в области пассивного осязания при последова-

тельном обведении частей контура давно была обнаружена стадия

незамкнутого контура, совершенно аналогичная нулевой ранговой

группе образов, полученной в сходных условиях сукцессивного

предъявления элементов контура в области зрения

Эта фаза не является, однако, общей для обеих сопоставленных

выше серий экспериментов по зрительному восприятию. Для раз-

вернутого сопоставления поэтапности построения адекватного об-

раза в области зрения и осязания были использованы данные экс-

периментов А. В. Бровар по исследованию формирования гаптиче-

ских образов при последовательной смене форм осязания

(обведение контура по неподвижному пальцу испытуемого, актив-

ное осязание с помощью одного пальца и свободное активное ощу-

пывание).

Полученные,в этих экспериментах рисунки испытуемых были

подвергнуты ранжированию по степени адекватности аналогично

тому, как это было сделано в экспериментах по зрительному вос-

приятию. В упорядоченной таким способом матрице рисунков так-

же выделилось пять качественно однородных ранговых групп, по

отношению к которым и в этом случае была применена методика

усреднения образов путем наложения рисунков друг на друга

(рис. 6).

Как видно из рис. 6, последовательность степеней приближения

к оригиналу и здесь начинается с незамкнутой структуры контура.

Далее следует размытая, аморфная структура замкнутого контура,

и она является первым общим элементом всех сопоставляемых по-

следовательностей. На последней строке, как и в обоих зрительных

рядах, располагается адекватное воспроизведение формы. Между

отображением замкнутого контура и правильным воспроизведением

формы здесь находятся две ранговые группы, последовательно пред-

ставляющие выделение сдвигов кривизны (четкое вычленение пря-

мых линий во второй ранговой группе ясно видно на рисунке)

и различение общей формы при смещениях и искажениях де-

талей.

Во всех своих основных чертах эта последовательность степеней

адекватности осязательного образа совпадает с тем, что было вы-

 

См.: Веккер Л. М. К вопросу об осязательном восприятии.-Уч. зап.

ЛГУ, 1953, № 147.

"Подробнее см.: Веккер Л. М., Бровар А. В., Владимир о--

ва Н. М., Михайлова И. А. О соотношении структурных и статистических

характеристик образов восприятия.-<Вопросы психологии>, 1971, № 1.

 

 

явлено в области фазовой динамики зрительного образа при ана-

логичном осязанию сукцессивном предъявлении элементов кон-

тура.

Однако в экспериментах А. В. Бровар поэтапность приближе-

ния к оригиналу была получена в условиях специально введен-

ных затруднений. Для большей полноты проводимого сопоставле-

ния переходных форм сенсорно-перцептивного диапазона, реали-

зующихся при различных видах помех, в анализ были включены

данные по становлению осязательных образов в условиях патологи-

ческих изменений механизма их формирования у детей с церебраль-

 

Оригинал

 

Рис. 6. Динамика становления гаптического образа при снятии внутренних

помех (по А. В. Бровар). Типичные и усредненные для каждого ранга

рисунки испытуемых.

 

ными параличами разных степеней тяжести (опыты Н. М. Владими-

ровой)."

Здесь также была применена методика последовательной сме-

ны форм осязания (от обведения контура по покоящейся руке, че-

рез осязание одним указательным пальцем к свободному ощупы-

 

а -

и

 

с

 

Q-

 

и ранг

 

t-u ранг

 

Оригинал

 

LJ -

 

5-й ранг

 

Рис..7. Динамика становления гаптического образа у детей

с церебральными параличами (по Н. М. Владимировой). Ти-

пичные и усредненные для каждого ранга рисунки испытуемых.

 

ванию, которое, однако, в этом случае не является в собственном

смысле свободным, поскольку здесь оно изнутри ограничено пато-

логическими сдвигами). Так как существенных нарушений тактиль-

ных и кинестетических порогов у этих больных не было, ограниче-

ния в данном случае носят характер помех, связанных именно с за-

труднениями процесса развертки и синтезирования образа.

 

° Подробнее см. там же.

 

 

Как и в предшествующей серии экспериментов, здесь было при-

менено ранжирование рисунков по степени адекватности оригиналу

и построение усредненных изображений (рис. 7).

Как видно из рис. 7, в этом варианте число рангов адекватно-

сти оригиналу оказалось равным шести. Первый этап (нулевой

ранг) представляет собой стадию разомкнутого контура, зафикси-

рованную и в предшествующих экспериментах по осязанию, и в не-

которых исследованиях динамики зрительных образов. Последний

этап (пятый ранг) заключает адекватное воспроизведение нетоль-

ко формы, но и размера фигуры, не отмечавшееся в приведенных

ранее экспериментах, которые доводили анализ только до правиль-

ного отображения формы, не ставя вопроса об адекватности отра-

жения величины.

. Если пока не рассматривать крайние ранговые группы, зафикси-

рованные не во всех вариантах динамики построения зрительных

и осязательных сигналов-образов, а сосредоточить внимание на

остающихся четырех этапах, то легко увидеть, что между <аморф-

ным пятном> и адекватным воспроизведением формы располагает-

ся ранговая группа образов, отчетливо выделяющих сдвиги кри-

визны (прямолинейность и переходы между прямыми (2-й ранг

на рис. 5 и 6), и группа с грубым воспроизведением общей формы

при некоторых нарушениях пропорций и смещении деталей (3-й

ранг на рис. 5 и 6).

Если теперь еще раз соотнести экспериментальный материал

всех приведенных серий экспериментов по зрительным и осязатель-

ным сенсорно-перцептивным переходным формам (см. рис. 5 и 6),

то можно заключить, что общими для обоих основных и параллель-

ных друг другу видов перцепции и для разнообразных вариантов

снятия внешних и внутренних помех процесса формирования сиг-

нала-образа являются следующие четыре этапа:

1. Аморфная и вариативная структура замкнутого контура (при

зрительном восприятии включающая эффект мерцания формы).

2. Выделение резких сдвигов кривизны, выраженное, в част-

ности, переходом одной прямой в другую.

3. Грубое воспроизведение общей формы при некоторых нару-

.шениях пропорций, углов и смещении деталей.

4. Адекватное воспроизведение формы.

 

3. Информационная сущность переходных форм сигна-

лов сенсорно-перцептивиого диапазона

 

После подтверждения общности описанной эмпирической зако-

номерности поэтапного становления переходных форм сигналов сен-

сорно-перцептивного диапазона, выявления основных этапов пере-

хода и характеристик пространственных компонентов внутренней

метрики, подвергающихся развертыванию, можно перейти к реше-

нию поставленной выше теоретической задачи - выяснить инфор-

мационную сущность переходных форм между ощущением и вос-

приятием. Для этого, как упоминалось, необходимо соотнести фазы

 

перехода с иерархической матрицей уровней изоморфизма как об-

щего принципа упорядоченности сигнала относительно источника.

При таком сопоставлении выясняется информационная природа

каждого из описанных этапов.

Использование поуровневых критериев еще отчетливее обнару-

живает совпадение последовательностей фаз, полученных в разных

вариантах экспериментов, и все эти последовательности с большой

мерой приближения укладываются в шкалу форм изоморфизма.

Так, фаза аморфного пятна с включенным в нее мерцанием формы

или многообразными вариациям.и различных размытых контуров

в рамках общей усредненной замкнутой структуры (см. рис. 5-7)

является типичным выражением топологического изоморфизма

сигнала-образа, ибо сменяющие здесь друг друга варианты - круг,

треугольник, квадрат, многоугольник или любая другая замкнутая

линия, сохраняя отношения соседства точек, гомеоморфны, т. е.

топологически инвариантны. Тем самым на начальном этапе сфор-

мированности замкнутой пространственной структуры образа в сиг-

нале инвариантно воспроизводятся топологические свойства его

объекта-источника.

Конечной фазой, общей для всех приведенных последовательно-

стей, является адекватное воспроизведение формы, соответствую-

щее уровню изоморфизма подобия, ибо форма является инвариан-

том пребразований подобия (общеизвестно, что фигуры или тела,

имеющие одинаковую форму, подобны).

Между топологическим инвариантом, воплощающим фазу

аморфной, мерцающей формы или первую ранговую группу

(см. рис. 5-7), и инвариантом подобия, соответствующим фазе

адекватного восприятия формы или четвертой ранговой группе

(см. рис. 5-7), во всех приведенных последовательностях распо-

лагаются два этапа. Сравнение усредненных образов с оригиналами

(см. рисунки всех серий) отчетливо показывает, что на этапе вы-

деления сдвигов кривизны или во второй ранговой группе имеется

явная тенденция к сохранению прямолинейности, а на этапе гру-

бого различения общей формы при нарушениях пропорций и сме-

щениях деталей-тенденция к сохранению параллельности линий

контура оригинала.

Но инвариантное воспроизведение прямолинейности есть выра-

жение проективного изоморфизма, а сохранение параллельности

при нарушениях пропорций и углов составляет сущность аффин-

ного изоморфизма. Таким образом, эти два промежуточных этапа

становления перцепта также близко соответствуют двум строкам

иерархии форм изоморфизма, расположенным между топологиче-

ским уровнем и уровнем подобия, совершенно несомненно и явно

воплощающими крайние фазы, общие для всех приведенных после-

довательностей. В итоге сопоставление показывает, что описанные

выше четыре фазы, общие для всех рассмотренных последователь-

ностей, действительно укладываются в ту основную часть информа-

ционного спектра уровней сигналов, которая начинается топологи-

ческим изоморфизмом и заканчивается изоморфизмом подобия.

 

 

Установив такую соотнесенность фаз с формами изоморфизма

по отношению к этапам перцептогенеза, общим для всех рассмот-

ренных вариантов изменения его условий, необходимо обратиться

к дополнительным фазам или ранговым группам образов, получен-

ным в некоторых вариантах экспериментов и располагающимся за

пределами средней части информационного спектра по обоим ее

"краям.

Начальный этап становления образа, полученный в большин-

стве экспериментальных серий, представлен фазой разомкнутого

контура или нулевой ранговой группой (см. рис. 4---7). Этап при-

влекает особое внимание, потому что он расположен непосредствен-

но у психофизиологической границы, на которой реализуется самый

акт зарождения ощущения как простейшего психического (сенсор-

ного) сигнала. Эта граница воплощает в себе порог minimum

visibile. А информационная специфичность этого простейшего сен-

сорного образования, как было показано, состоит в том, что в нем

представлена в инвариантной форме координата объекта во внеш-

нем пространстве, т. е. метрика последнего, а внутренняя метрика

объекта вообще не развернута и в пределе выражена точечным

сигналом.

Процесс становления сенсорно-перцептивной структуры, начина-

ясь такосЦедва выступающей над порогом точкой, далее представ-

ляет собЬй развертывание этой внутренней метрики, которое на

фазе аморфного пятна или мерцающей формы достигает уже инва-

риантного воспроизведения топологических свойств-связности

и замкнутости контура.

Но между бесструктурностью точки и развернутой структурой

замкнутого контура, ограничивающего изменчивую форму объекта,

переходным звеном, воплощающим процесс развертывания сигна-

ла, может быть именно и только линия, представляющая собой тра-

екторию движения точки в пространстве сенсорного фона. Разомк-

нутый контур как при его поэлементном предъявлении зрительной

системе, так и при пассивном осязании явным образом воплощает

в себе как раз траекторию движения. Такая структура линии носит

отчетливо выраженный характер переходного звена между одномер-

ной последовательностью элементов сигнала-кода, допускающей

разрывы пространственной непрерывности, и замкнутой непрерыв-

ностью топологического инварианта, воплощающего контур уже не

как линию движения, а как границу формы объекта.

;. Тем самым структуре нулевой ранговой группы также находит-

ся место в иерархии уровней изоморфизма. Но эта структура от-

несена не к одному из основных рассмотренных уровней, а занимает

промежуточное положение между наиболее общей формой прост-

ранственно-временного изоморфизма, имеющей своим инвариантом

одномерную последовательность, и уровнем топологического изо-

морфизма. Это явно переходная форма, которая при отображении

внутренней структуры объекта еще сохраняет признаки общекодо-

вой одномерной последовательности, но уже приобретает основные

признаки непрерывности психического изображения. При этом су-

 

щественно, что линейная разомкнутая структура относится в этом

психическом изображении к его <фигуре>, т. е. к образу внутренних

пространственных характеристик объекта, которые на пороге mini-

mum visibile представлены в пределе лишь в виде точки, а адекват-

ное отображение непрерывности пространственной структуры отне-

сено к внешнему пространственному фону.

Таким образом, фаза, на которой контур представлен в виде

разомкнутой линии, является переходной в двух отношениях: во-

первых, внутри алфавита психических сигналов она является про-

межуточнЬй между предельной, точечной представленностью внут-

ренней структуры объекта на пороге и развернутой замкнутой струк-

турой контура на уровне топологического инварианта; во-вторых,

она носит промежуточный характер между одномерной последова-

тельностью общекодовой структуры нервных сигналов и пространст-

венной непрерывностью психического изображения, достигшего уже

уровня топологического инварианта в образе внутренней структуры

объекта.

Естественно, что эта переходная форма в обычных условиях

восприятия, т. е. при наличии лишь внешних помех и симультанной

представленности тест-объекта, обнаруживает себя довольно редко.

Отчетливо она проявляется именно при внутренних помехах, интим-

но связанных с дефицитами в самом механизме построения непре-

рывной структуры лсихйческого изображения. Но, вытекая из ос-

новной закономерности взаимодействия временных, двигательных

и пространственных компонентов сигнала-образа, эта первая фаза

его становления занимает свое положение в рамках матрицы уров-

ней упорядоченности сигналов и детерминируется ее иерархической

структурой.

Последняя из четырех основных описанных выше фаз формиро-

вания образа, общих для всех серий экспериментов, адекватно вос-

производящая форму и относящаяся к уровню инварианта подо-

бия, не является заключительным этапом перцептогенеза. Рассмот-

ренная фазовая динамика сенсорно-перцептивного сигнала, вопло-

щающая в себе его продвижение по информационному спектру

уровней изоморфизма, реализует поэтапное вхождение сигнала-

образа в диапазон его полной "адекватности пространственной

структуре объекта-источника, т. е. в диапазон константности, коэф-

фициент которой равен единице. Но адекватное воспроизведение

формы и ее константность в пределах определенного интервала из-

меняющихся условий не дает еще полной адекватности структуре

объекта-подобие структур не есть их равенство.

Для достижения полноты воспроизведения всей структуры не-

обходим еще один шаг поэтапного генезиса, приводящий к сохра-

нению в образе не только формы, ной величины объекта. Именно

такой этап, не входивший в задачу исследования фазовой динами-

ки, описанной Б. Ф. Ломовым, получен в приведенных выше резуль-

татах опытов Н. М. Владимировой и воплощен в пятой ранговой

группе (см. рис. 7), которая выделена путем наложения рисунков

на оригинал и констатации их совпадения не только по фомре, но

 

 

и по величине. Такое совпадение образа и объекта по форме и ве-

личине включает инвариантное воспроизведение в сигнале-образе

также и всех остальных пространственных параметров объекта-ис-

точника и тем самым полное воспроизведение пространственной

структуры последнего. Коэффициент константности образа здесь

равен единице, пространственная структура отображена в масшта-

бе один к одному, что и воплощено в факте совпадения при нало-

жении.

Совпадение изображения и объекта при их наложении является

наглядным и прямым выражением их конгруэнтности (просто по

определению последнего понятия); конгруэнтность же, как было по-

казано, является основным свойством метрического инварианта.

Тем самым фазовая динамика поэтапного развертывания в сигнале-

образе внутренней метрики объекта доведена здесь до ее инвари-

антного воспроизведения, т. е., по существу, до предела, в.озмож-

ного в рамках непосредственного сенсорно-перцептивного отобра-

жения.

Поскольку метрическая инвариантность, будучи выражением

полноты пространственной упорядоченности перцепта по отноше-

нию к объекту, является завершением перцептогенеза по его прост-

ранственным компонентам, этот результат имеет принципиальное

значение. Однако в описанных выше экспериментах факт метриче-

ской инвариантности образа носит очень частный характер. Макси-

мально адекватная пространственная структура перцепта выступает

здесь лишь как завершающий этап его становления, а не как са-

мостоятельный предмет исследования. Поэтому характеристика

метрической инвариантности, относящаяся здесь только к осяза-

тельной модальности, и кроме того, к восприятию плоского контура,

а не трехмерной структуры объекта во всей ее возможной полноте,

дальнейшему специальному изучению в этом исследовании не под-

вергалась.

Поскольку предметом анализа здесь являются общие информа-

ционные закономерности поэтапной динамики перцептогенеза, мера

общности вывода о том, что заключительная фаза актуального

становления перцепта соответствует уровню метрического изомор-

физма, нуждается в дополнительном экспериментальном обосно-

вании. И для этого обоснования экспериментальная психология вос-

приятия располагает обширным и надежным фактическим мате-

риалом. Поскольку на последнем этапе перцептогенеза образ вхо-

дит в диапазон полной константности, а свойство константности

образа подвергалось многостороннему экспериментальному изуче-

нию, эмпирический материал, характеризующий этот завершающий

этап формирования образа, содержится в исследованиях перцептив-

ных констант.

Многосторонние исследования различных перцептивных кон-

стант и обобщение их эмпирических показателей средствами мате-

матического аппарата теории групп, как уже упоминалось, привели

японскую школу психологии восприятия, руководимую И. Акишиге,

к фундаментальному выводу о том, что в рамках диапазона полной

 

константности <перцепт есть не что иное, как метрический инва-

риант>." Тем самым, вывод, согласно которому последний этап пер-

цептогенеза доводит пространственную структуру образа до кон-

груэнтности объекту, соответствует эмпирически надежно обосно-

ванной общей закономерности.

Если учесть, что, согласно обобщениям, сделанным И. Акишиге,

метрическая инвариантность полностью константного перцепта со-

ответствуя тождественной трансформационной группе, является

частным случаем отношений в линейной трансформационной груп-

пе, охватывающей более общую закономерность константности, не

требующую равенства единице ее коэффициента (что отвечает

условиям предшествующих этапов перптогенеза), то прямое от-

ношение вывода И. Акишиге к контексту настоящего анализа ста-

новится вполне ясным.

Сопоставление этого результата И. Акишиге с приведенным

в предшествующей главе положением о парциальной метрической

инвариантности элементарного ощущения дает возможность сде-

лать следующее заключение: фазовая динамика актуального пер-

цептогенеза представляет собой поэтапно реализующийся переход

от сенсорного сигнала как парциального метрического инварианта

к перцептивному сигналу как интегральному метрическому инва-

рианту. Поскольку, таким образом, метрика внешнего фонового

пространства, как и временная метрика, может быть инвариантно

представлена уже на уровне сенсорного сигнала, поэтапный переход

к перцептивной структуре заключается в развертывании именно

внутренней пространственной метрики данного конкретного раздра-

жителя, которое на последнем этапе перцептогенеза доводится до

ее инвариантного воспроизведения, т. е. до конгруэнтности перцеп-

та своему объекту.

Информационное содержание этого развертывания определя-

ется продвижением образа внутренней метрики объекта по матри-

це форм изоморфизма через все ее уровни, разделяющие предель-

ную свернутость внутренней метрики в элементарном сенсорном

сигнале и максимальную ее представленность в наиболее полной

интегральной форме перцептивного сигнала. Фазы этой динамики

в своих основных параметрах, как было показано, дифференциру-

ются друг от друга в основном по тем же пространственным пара-

метрам, которые составляют различия между уровнями изоморфиз-

ма, т. е. каждая следующая фаза добавляет к предшествующей

признаки, соответствующие тем дополнительным ограничениям, ко-

торые нужно наложить на способ упорядоченности сигналов пред-

шествующего, более общего уровня изоморфизма, чтобы перевести

его в следующую, более частную форму.

 

" См.: Акишиге И. Перцептивное пространство и закон сохранения пер-

цептивной информации.-В кн.: Восприятие пространства и времени. Л" 1969,

с. 25.

" См, там же.

 

 

Хотя свойство константности образа традиционно считается

одной из основных характеристик не сенсорного, а именно перцеп-

тивного образа, тем не менее уже на уровне элементарного сенсор-

ного сигнала имеется своя константа, относящаяся к внешней мет-

рике,-константа координаты (поскольку локализация является

общей и исходной пространственной характеристикой именно ощу-

щения).

Дальнейшее поэтапное продвижение образа по уровням изо-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.242 сек.