Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допонятийного и понятийного мышления 2 страница




шет Ж. Пиаже,- выражение этой постоянной ассимиляции

всего с субъективными схемами и глобальными схемами, кото-

рые потому и глобальны, что не приноровлены. Синкретизм

проникает, таким образом, всю мысль ребенка>.28 Очень пока-

зательным с точки зрения органической слитности символиче-

ски-словесных и пространственно-предметных компонентов

мысли во всех ее конкретных характеристиках является тот под-

черкнутый Пиаже эмпирический факт, что выраженная в син-

кретизме глобальная целостность предметных гештальтов, в ко-

торой существенное и случайное не разведены анализом и не

соотнесены адекватным синтезом, в области речевых компонен-

тов дополняется господством соположения, или соединительной

конструкции. Последняя заключается в том, что объекты в язы-

ке, как п в предметных компонентах мысли, оказываются про-

сто расположенными один около другого.29

 

На противоположной стороне рубежа, разделяющего пред-

понятийное и собственно понятийное мышление, преодоление

дефицита аналитического расчленения и синтетического соче-

тания общих и частных, существенных и случайных компонен-

тов мысли влечет за собой иерархическую соотнесенность (Пиа-

же) ее пространственно-предметных психических структур, кото-

рая в области речевой формы понятийной мысли дополняется

господством конструкций подчинения. Таким образом, синкре-

тизму психических структур, относящихся к пространственно-

 

27 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, с. 390 (курсив наш.-

.7. В).

 

;8 Там же, с. 390.

м См. там же, с. 389.

 

 

предметному языку мышления, в понятийном интеллекте проти-

востоит их иерархизованность, а в области речи как второго,

символически-операторного языка мышления господству сопо-

ложения, или соединительной конструкции, противостоит доми-

нирование конструкций подчинения.

 

В той же мере, в какой синкретизм и соположение через

трансдукцию и несогласованность содержания и объема связа-

ны с ограниченностью эгоцентрической системы координат,

иерархизованность и господство подчиняющих конструкций че-

рез индуктивно-дедуктивный строй понятийной мысли и адек-

ватную координацию содержания и объема связаны с интеллек-

туальной децентрацией.

 

V. Указанная выше сквозная связь пары <эгоцентризм -

децентрация> со всеми рассмотренными выше характеристик

ками эмпирического перечня распространяется и на следующую

пару, представляющую соотношение инвариантных и вариатив-

ных компонентов в предпонятийной и в собственно понятийной

структурах.

 

Неразведенность общих и частных, существенных и случай-

ных элементов в структуре предпонятий неизбежно влечет за

собой и неадекватность соотношения ее инвариантных и вариа-

тивных компонентов, т. е. недостаточную полноту ее инвариант-

ности.

 

Инвариантность мыслительных психических структур явля-

ется интеллектуальным аналогом перцептивной инвариантности,

выраженной свойством константности. Мера и диапазон

инвариантности мыслительных структур соответственно со-

ставляют аналоги меры и диапазона перцептивной констант-

ности. Существенное отличие мыслительной инвариантности от

перцептивной константности состоит, однако, прежде всего

в том, что постоянство свойств объекта, составляющих содер-

жание перцепта и в той или иной мере инвариантно им отобра-.

жаемых, лежит на чувственной поверхности и поэтому непо-

средственно определяется устойчивой целостностью объекта-

раздражителя, который воздействует на анализатор (таковы,

например, свойства величины, формы, кривизны, цвета и т. д.).

Что же касается мыслительного отражения свойств объекта,

то именно потому, что оно предполагает межъязыковой пере-

вод, требующий преобразования структуры для раскрытия соот-

ношений между ее элементами, постоянство, или инвариант-

ность, опосредствованно отображаемых мыслью свойств скры-

то под фигуративной поверхностью. Поэтому инвариантность

соответствующих компонентов в предпонятийных (или поня-

тийных) мыслительных структурах возможна, по-видимому,

лишь благодаря каким-то специфическим ограничениям степе-

ней свободы в соотношениях элементов самих структур, не

вытекающим уже из прямого контакта с отображаемым объ

ектом (как это происходит при восприятии).

 

 

Но именно в силу этого опосредствованного и скрытого ха-

рактера инвариантности мыслительных структур неадекват-

ность соотношения инвариантных и вариативных компонентов

предпонятийных операндов мысли в экспериментальной психо-

логии выявлена лишь в ее отдельных частных проявлениях.

а не как общая характеристика предпонятийного мышления.

При этом естественно, что она выявлена там, где прежде всего

бросается в глаза, а именно по отношению к тем свойствам

мыслительно отображаемого объекта, инвариантность которых

твердо установлена объективными методами физического ис-

следования и сама по себе, не вызывая никаких сомнений, пред-

ставляется совершенно очевидной взрослому человеку, в част-

ности психологу-экспериментатору, изучающему инвариант-

ность мыслительного отображения. Такой очевидностью для

современного мышления обладают количественные инварианты,

сохраняющиеся в условиях бесконечно многообразных качест-

венных вариаций их проявления (сохранение числа объектов не-

зависимо от их конкретной природы и их пространственного

расположения), а также инварианты физических величин, выте-

кающие из твердо установленных наукой законов сохранения

(сохранение вещества, веса, объема и т. п.).

 

В силу очевидного характера инвариантности этих вели-

чин как свойств объектов мыслительного отражения ошибки

самого отражения, вызванные неадекватным соотнесением

инвариантных и вариативных компонентов в предпонятийных

структурах, легче всего и открываются психологическому иссле-

дованию. Эти ошибки и составляют значительную часть широко

известных феноменов Пиаже, относящихся к специфическим

особенностям преднонятийного интеллекта. Сюда относится

чрезвычайно парадоксальный для зрелой мысли факт зависи-

мости оценки числа объектов от изменения расстояний между

ними.30 Таковы же суждения ребенка об исчезновении вещест-

ва в процессе его растворения. Но вывод об исчезновении ве-

щества и изменении его веса по мере растворения провоцирует-

ся уходом соответствующего объекта из сферы восприятия

и поэтому кажется более естественным. (В самом деле, надо

ведь знать, что, несмотря на видимое исчезновение, вещество

сохраняется, а его вес остается неизменным.)

 

Психологический смысл этих ошибок остается, однако, тем

же: он связан с общей неадекватностью соотношений вариа-

тивных и инвариантных компонентов предпонятийных структур,

т. е. с неполнотой их инвариантности. Именно поэтому такие

ошибки имеют место не только там, где соответствующие ком-

поненты образов уходят под порог восприятия, по и там, где

 

30 См.: Пиаже Ж. 1) Роль действия и формировании мышления.-

<Вопросы психологии>, 1965, № 6: 2) Психология интеллекта.-В кн.: Из-

бранные психологические труды; 3) Генезис числа у ребенка.-Там же

 

 

все изменения отображаемых величин полностью остаются

в пределах восприятия. Именно так обстоит дело, когда оши-

боздо оценивается изменение числа объектов в условиях его

явной видимой неизменности, но видимых изменений расстояния.

между ними. Очень существенно подчеркнуть, что в опытах

Пиаже две совокупности объектов с одинаковым их числом рас-

полагались в зрительном поле испытуемого ребенка так, что

каждый объект первой совокупности был перцептивно связан

с соответствующим объектом другой совокупности специально

выделенной линией перехода. Более того: по указанию экспе-

риментатора испытуемый специально запоминал образ пере-

хода. <Но самое удивительное то,-заключает по этому поводу

Ж. Пиаже,-что этот образ не внес никаких изменений в пред-

операторные реакции ребенка>.31 Совершенно аналогичная

ситуация, также разыгрывающаяся в пределах перцептивной

видимости всех происходящих изменений, происходит при оцен-

ках объема жидкости, переливаемой из высокого и узкого

в плоский и широкий сосуд. Объем жидкости оценивается на

предпонятийной стадии как. изменяющийся в зависимости от

изменений высоты и ширины сосуда.

 

Чрезвычайно важным для адекватной трактовки этой зако-

номерности является то специально подчеркиваемое Ж. Пиаже

обстоятельство, что дети на этой стадии умственного развития,

как и взрослые, уже хорошо знают, <что только переливают>

и <что все всегда берется из одной и той же бутылки>.32 <И тем

не менее,-заключает Ж. Пиаже,-величина, по их мнению,

изменяется>.33

 

Эти существенные дополнения ясно показывают, что дело

здесь не в непонимании вопроса и не в неадекватном исполь-

зовании соответствующих терминов (объем, величина, шири-

на), т. е. не в том, что ребенок просто пользуется здесь другим

словесным языком, чем тот, на котором взрослый ставит ему

задачу; существо этой закономерности заключается, по-види-

мому, именно в несогласованности инвариантных и вариатив-

пых компонентов в предпонятийной структуре.

 

Поскольку инвариантные компоненты являются вместе

с тем более общими, а вариативные-более частными, эта

несогласованность инвариантных и вариативных элементов

в структуре предпонятийных мыслительных операндов органи-

чески связана с рассмотренной выше недостаточной разведен-

ностью их общих и частных, родовых и видовых компонентов.

<...При определенных условиях,-говорит в этой связи Ж. Пиа-

 

31 П и а ж е Ж. Роль действия в формировании мышления. - <Вопросы

:психологии>, 1965, № 6, с. 41.

 

32 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды, с. 267.

 

33 Там же.

 

 

же,- испытуемый может постигнуть восходящие и нисходящие

серии, но не может узнать... увеличивается или уменьшается

общая величина при изменении составляющих ее отношений

в противоположных направлениях>.34

 

Таким образом, феномены, представленные в эксперимен-

тальном материале главным образом неадекватностью в пони-

мании сохранения физических величин, заключают в себе, по-

видимому, наиболее явно здесь выражающееся, но частное про-

явление более общей характеристики предпонятийных струк-

тур, состоящей в несогласованности их инвариантных и вариа-

тивных компонентов и органически связанной с дискоордина-

цией их объема и содержания и недостаточной разведенностыо

их родовых и видовых признаков.

 

По другую сторону границы, разделяющей допонятийное

и понятийное мышление, рассмотренной характеристике соот-

ветствует адекватная координация вариативных и инвариантных

компонентов в той психической структуре, которая воплощает

в себе собственно понятийный уровень мысли и является его еди-

ницей. Иначе говоря, здесь достигается полнота инвариантности,

отображения свойств объекта, составляющих содержание поня-

тия, несмотря на многообразие вариативных частных модифи-

каций этих свойств (например, полнота инвариантности отобра-

жения объема жидкости независимо от вариаций формы сосуда,

в которую она налита). Естественно, что эта полнота инва-

риантности отображения соответствующего свойства, выражен-

ная согласованностью инвариантных и вариативных компонен-

тов понятийной структуры, так же как это происходит

с перцептивной инвариантностью (константностью), реализуется

в рамках определенного диапазона частных вариаций. За пре-

делами этого диапазона возникающие рассогласования ставят

мысль перед специальным и в ряде случаев остропринципиаль-

ным вопросом о том, где кончается инвариантность соответст-

вующего свойства в самом объекте понятийного отображения.

Именно так обстояло дело с раскрытием пределов того диапа-

зона, в котором сохраняется инвариантность длины, длитель-

ности, скорости, массы или энергии.

 

Пределы диапазона, внутри которого инвариантные и вариа-

тивные компоненты понятийной структуры согласуются благо-

даря координации ее родовых и видовых признаков и соответ-

ствующей адекватности соотношения содержания и объема,

органически связаны, по-видимому, с мерой децентрации, т. е.

с тем, какова та наиболее общая координатная система, в рам-

ках которой ведется отображение соответствующего объектив-

ного свойства. И эту связь инвариантности понятийных струк-

тур с децентрацией Ж. Пиаже подчеркивает со всей определен-

 

м Там же.

 

 

ностью. <...Координация действий объединения или сложения,

интериоризованных в стройные операции,-пишет он,-ведет

к децентрации и к объективности, достаточной для того, чтобы

преодолеть фигуративную видимость и достичь понятия таких

сложных форм сохранения, какими являются сохранение веса

и объема тела, ставшего невидимым>.35

 

Очень важно уже здесь, в процессе описания этой характе-

ристики понятийной мысли, имеющей важнейшее значение для

дальнейшего теоретического поиска закономерностей ее орга-

низации, специально подчеркнуть, что именно с полнотой инва-

риантности Ж. Пиаже связывает тот решающий этап форми-

рования понятий, на котором достигается адекватная кванти-

фикация внутри понятийной структуры.36 Поскольку адекватная

квантификация предполагает отображение объема соответст-

вующего класса, а границы этого объема, в свою очередь, со-

отнесены с пределами диапазона инвариантности, этим снова

подчеркивается теснейшая связь рассматриваемой характери-

стики с координацией содержания и объема понятийной

структуры, а через нее-с мерой децентрированности той ко-

ординатной системы, в которой ведется понятийное отобра-

жение.

 

VI. Неполнота инвариантности предпонятийных структур

как операндов мыслительного процесса имеет своим эквива-

лентом в его операционном составе неполноту обратимости опе-

раций на уровне допонятийного интеллекта. Это соотношение

неполноты инвариантности операндов мысли с неполнотой обра-

тимости ее операций опосредствуется рассмотренной выше связью

между несогласованностью инвариантных и вариативных ком-

понентов предпонятийных структур и недостаточной расчленен-

ностью их родовых и видовых признаков, а также диско-

ординацией их содержания и объема. Так, при описании несо-

гласованности содержания и объема, выраженной ошибками

в употреблении кванторов общности, было упомянуто, что испы-

туемый в опытах Пиаже относит и примулы (Л), и гвоздики

(А) к классу <цветы> (В). Тем самым он суммирует объемы

соответствующих классов (А-\-А-=В). Однако в ответ на во-

прос о том, чего больше-примул или цветов, ребенок, нахо-

дящийся на уровне допонятийного интеллекта, все же отвечает,

что примул больше, относя тем самым родовой словесный сим-

вол <цветы> только к тому виду или подклассу А, который уже

не включает примулы, а лишь противостоит им в качестве

одного из слагаемых суммы В. <Совокупность В,-говорит

о своем испытуемом Ж. Пиаже,-после того, как он ее мыс-

 

33 Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. - <Вопросы

психологии>, 1965, № 6, с. 44-45.

 

36 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды, с. 282-283.

 

 

ленно разбил, больше не существует для него. Для того, чтобы

понять включение А<В, нужно мысленно сохранять совокуп-

ность и уметь рассуждать обратимо: А+А=В, значит А=

=В-А, т. е. А<В>.37 Именно эта обратимость операций, свя-

занная с разведенностью родовых и видовых и, соответственно,

инвариантных и вариативных компонентов понятийной струк-

туры, в предпонятиях и отсутствует или во всяком случае отсут-

ствует полнота этой обратимости.

 

С отсутствием полноты обратимости связаны и ошибки

ребенка, оценивающего сохранение длины, веса или объема.

<Когда ребенок наливает воду из бокала х в более узкий бо-

кал у и говорит, что в нем больше воды, потому что вода под-

нимается выше,-пишет Ж. Пиаже,-он не учитывает, что

содержимое у можно перелить в х, и, главное, не считается

с тем, что, хотя колонка воды и выше в у, она тоньше, и что-

если к целому прибавить количество Q в высоту и отнять то

же количество Q в ширину, то получится +Q-Q==0, т. е.

ничего не изменится>.38 Таким образом, на этом уровне прямые

и обратные операции не объединяются в полностью обратимые

композиции, а композиции прямых и обратных операций не

сочетаются еще в целостный ансамбль, обладающий полнотой

внутреннего равновесия.

 

Здесь необходимо, однако, сделать существенное дополне-

ние. При анализе общих характеристик и закономерностей мыс-

лительного процесса, относящихся к его фазам и операциям,

было показано, что в определенном диапазоне, независимом от

специфики уровней мышления (допонятийного или понятийно-

го), все же достигается полнота обратимости операций, опре-

деляемая там общей закономерностью мышления как перевода

психически отображаемых отношений с языка симультанно-

пространственной структуры на символически-операторный

язык речевых символов. Эта обратимость обеспечивается самим

принципом двуязычия и возможностью осуществлять межъязы-

ковой перевод в обоих направлениях. Здесь представлен, та-

ким образом, более общий уровень и диапазон обратимости

операций, независимый от того, являются ли операндами мысли

предпонятийные или понятийные структурные единицы, и не

связанный с адекватным употреблением кванторов общности

(<все>, <некоторые> и <один>). Без этого более общего уровня

и диапазона обратимости операций вообще не существует спе-

цифики собственно мыслительного отражения отношений в от-

личие от их отображения в рамках перцептивных пли вообще

образных познавательных процессов.

 

37 Пиаже Ж. Роль лснстиия в формировании мышления.-<Вопросы

психологии>, 1965. № 6, с. 46.

 

38 Там же.

 

 

Многосторонне описанные в экспериментальной психологии

трудности освоения отношений ребенком39 относятся, таким

образом, не к особенностям допонятийного мышления, а к уни-

версальным закономерностям всякого мыслительного процесса.

Без перевода с одного из языков мышления на другой мысли-

тельное отражение отношений вообще невозможно, а этот пере-

вод связан со своими специфическими трудностями. Вместе с тем

он имеет и свою меру обратимости, которая в определенном

диапазоне может быть полной независимо от специфики рас-

сматриваемых здесь уровневых характеристик мышления, во-

площенных в различиях его предпонятийных и понятийных опе-

рандов. В экспериментальном материале и в основанных на

нем обобщениях Ж. Пиаже этот более общий диапазон обра-

тимости воплощен в характеристиках операций сериации, отли-

чающихся от более сложных и высокоорганизованных опера-

ций классификации. <...Асимметричное транзитивное отношение

(типа А<В),-пишет Ж. Пиаже,-не существует в качестве

отношения (но может расцениваться лишь как перцептивная

или интуитивная связь), пока не построена вся последователь-

ность других отношений, расположенных в ряд, таких, как

А<В<С... И когда мы говорим, что оно не существует в каче-

стве отношения, то это отрицание нужно понимать в самом

конкретном смысле слова, поскольку... ребенок не способен мыс-

лить отношениями до тех пор, пока он не научился проводить

"сериации". Сериация является, таким образом, первичной ре-

альностью...>.0

 

Операция сериации как более фундаментальная, исходная

общемыслительная реальность имеет свой диапазон инвариант-

ности и обратимости, не требующий иерархических включений

и ограниченный движением мысли по горизонталям линейно

упорядоченных рядов. В рамках именно этого диапазона обра-

тимость, как и инвариантность, может оставаться относительно

полной и на уровне допонятийного мышления, поскольку она

обеспечивается общим принципом организации мыслительного

процесса. Неполнота же обратимости на уровне допонятнйного

мышления обнаруживается уже за пределами этого диапазона,

т. е. там, где выявляется структурная неполнота предпонятий-

ных единиц, а именно, при необходимости производить иерархи-

ческие включения, разводить родовые и видовые признаки опе-

 

39 Очень отчетливо эти трудности демонстрируются в простейшей мысли-

тельной задаче на отношения, представленной тестом Бюрта: волосы первой

из трех девочек светлее, чем у второй, и темнее, чем у третьей. У какой из

девочек самые светлые волосы? Чтобы ответить на этот простейший вопрос,

оказывается совершенно необходимым перевести данное отношение на язык

пространственной схемы.

 

40 Пиаже Ж. Избранные психологические труды, с. 94 (курсив наш -

Л. В.).

 

 

рандов мысли, согласовывать содержание с объемом и коор-

динировать инвариантные компоненты как более общие с ва-

риативными как более частными. Эта неполнота обратимости

операций допонятийной мысли за пределами сферы одних

лишь универсальных закономерностей мыслительного процесса

ц составляет существо описанной здесь характеристики.

 

С противоположной стороны границы между предпонятий-

пым и собственно понятийным мышлением вместе с формирова-

нием полноты инвариантности и с согласованностью содержания

и объема структурных единиц или операндов мысли склады-

вается и полнота обратимости ее операций. Прямая и обратная

операции сочетаются в парные композиции, а эти пары в свою

очередь координируются в целостные системы со своими зако-

нами равновесия, которое, согласно Пиаже, как раз и созда-

ется полнотой обратимости внутри этих операциональных соче-

таний.

 

Взаимная зависимость операций внутри парных композиций

и целостных общих координации, в которые включаются эти

пары, в своей предельной форме образует операциональные

<группы>, удовлетворяющие основным условиям, создающим

целостную связность такой системы. Для <групп> собственно

математического порядка таких условий четыре: 1) операцион-

ная замкнутость, 2) ассоциативность, заключающаяся в том,

что результат, полученный двумя разными путями, остается

одним и тем же, 3) обратимость, создаваемая наличием проти-

воположного операционного <партнера> в каждой паре опера-

ций, 4) взаимная аннулируемость противоположных опера-

ций.41

 

Не входя здесь в собственно математический аспект понятия

<группы> и ее основных условий, которые к тому же изложены

здесь не на собственно математическом языке, а <своими сло-

вами>, только исходя из задач психологического анализа, под-

черкнем в контексте данного эмпирического описания лишь

психологическую сущность этих условий. Как показывает самый

перечень, психологическое существо перечисленных условий

состоит в том, что они исключают изолированный характер опе-

раций и создают органическую целостность операциональной

координации. При этом главным <стержнем>, который скреп-

ляет целостную связанность такой системы, является обрати-

мость операций.

 

Поскольку, однако, эти условия относятся лишь к предель-

ной форме целостных операциональных систем-к группам

в собственно математическом смысле этого понятия, для при-

ближенного качественного характера этих систем Пиаже вводит

пятое условие-так называемую тавтологию. Психологическое

 

41 См.: Корн Г. и Корн Т. Справочник по математике. М., 1970.

 

 

-существо последней состоит в том, что качественный элемент

такой системы при повторении не трансформируется, а оста-

ется самим собой в отличие от чисел, где прибавление единицы

к самой себе дает новое число. Совокупность этих пяти усло-

вий создает тот приближенный вариант целостной операцио-

нальной системы, который обозначается Пиаже термином

<группировка>, охватывающим всю совокупность основных опе-

раций мышления.

 

В контексте задач данного эмпирического описания и даль-

нейшего теоретического поиска очень важно подчеркнуть, что

такая группировка операций мышления в своем подлинном за-

конченном качестве целостно-связного уравновешенного опера-

ционального ансамбля создается полнотой описываемой здесь

характеристики-обратимости операций и достигается именно

и только при переходе через границу между предпонятийным

и собственно понятийным интеллектом. При этом существенно,

что достигается завершенность этого операционального ансамб-

ля в органической связи с полнотой согласованности инвариант-

ных и вариативных компонентов понятийной структуры, раз-

веденностью ее родовых и видовых признаков, координацией

содержания и объема. Через все эти промежуточные характе-

ристики полнота, завершенность <группировок> оказывается,

согласно Пиаже, связанной с такой исходной характеристикой

понятийного мышления, как интеллектуальная децентрация. Вы-

ше уже было приведено положение Пиаже о том, что скорди-

нированность взаимно обратимых операций в целостно-связ-

ный ансамбль соотнесена с децентрацией и объективностью,

достаточной для того, чтобы преодолеть фигуративную види-

мость и достичь понятий о таких сложных формах инвариант-

ности, как инвариантность веса, объема и т. д.

 

VII. Уже в рамках общих эмпирических характеристик

и закономерностей мыслительного процесса как межъязыкового

перевода была выявлена связь свойства обратимости мысли-

тельных операций, с одной стороны, с инвариантностью опе-

рандных структур и, с другой стороны, со специфическим фено-

меном понимания, имеющим свои субъективно-психологические

проявления и объективные индикаторы. Тот уровень и диапа-

зон инвариантности и обратимости, который определяется

общим принципом организации мыслительного процесса как

обратимого перевода с языка симультанпо-пространственных

структур на символически-операторный язык речевых сигналов,

имеет, как было показано, и свой диапазон и уровень понима-

ния, которому соответствуют свои не только информационно-

психологические, по и энергетические проявления.

 

Однако на уровне допонятийного мышления диапазон инва-

риантности и обратимости имеет свои границы, за которыми на-

чинает проявляться описанная выше неполнота обеих указан-

ных характеристик. Естественно ожидать, что за пределами

 

 

этого диапазона, в котором адекватность мыслительного ото-

бражения может быть обеспечена лишь общим принципом орга-

низации мышления, возникающая неполнота инвариантности

и обратимости имеет и свой эквивалент, выраженный в дефек-

тах понимания. Одним из таких очень демонстративных дефек-

тов, возникающих на уровне допонятийного мышления за пре-

делами упомянутого выше диапазона (т. е. там, где требуется




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.