Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допонятийного и понятийного мышления 14 страница




 

Такое увеличение первичного и вторичного ассоциативного

фонда интеллекта вместе с развертыванием состава его актив-

ного собственно операционного резерва имеет своим естествен-

ным следствием рост объема переносов как операндных когни-

тивных структур, так и самих операций и навыков из одного

региона целостной интеллектуальной системы в другой и, соот-

ветственно, из одной области интеллектуальной деятельности

в другую. Деятельность же эта, осуществляемая под управляю-

щим воздействием концептуального слоя интеллекта, содержит

формы и уровни произвольного регулирования. Поэтому преоб-

разование всех вышеописанных характеристик интеллекта в хо-

де его иерархизации неизбежно влечет за собой увеличение

произвольной управляемости интеллектуальных актов по всей

вертикали - от концептуального до сенсорного уровня. Другой

стороной повышения произвольной управляемости является уве-

личение числа степеней свободы интеллектуальных операций,

вызванное расширением разнообразия их вариантов, маршру-

тов и способов, а также ростом числа возможных сочетаний опе-

рандных структур. Повышение произвольной регулируемости

интеллектуальных операций в совокупности с совершенствова-

нием умственных автоматизмов и расширением сферы опера-

ционных и операндных переносов, в свою очередь, органически

связано с ростом обучаемости и самообучаемости.

 

Если теперь суммировать все эти интегративные эффекты

иерархизующего воздействия высших уровней интеллекта на

все его структуры (понижение интеллектуальных порогов, един-

ство дифференциации и интеграции, обогащение первичного

 

 

и вторичного ассоциативного фонда, развертывание операцион-

ного состава, совершенствование автоматизмов, расширение

сферы переносов и стоящих за ними обобщений, увеличение

обучаемости и самообучаемости), то станет достаточно очевид-

ным, что такая совокупность характеристик по своему сущест-

ву приближается к психологическому содержанию понятия

общих интеллектуальных способностей. Большинство из этих,

характеристик фактически выстурает показателями, на основе

которых обнаруживаются умственные способности и уровень

их сформированности. Иначе говоря, совокупным эффектом ин-

теграции интеллекта <сверху> является формирование общих

способностей, мера сформированности которых, по-видимому,

зависит от степени интенсивности этого интегративного воздей-

ствия.

 

Следующий логический шаг естественно ведет от понятия

общих способностей к понятию интеллектуального развития,

поскольку формирование умственных способностей по самому

своему психологическому существу как раз и есть развитие

интеллекта.

 

Обсуждаемый принцип двойной интеграции дает возмож-

ность некоторого продвижения вперед в выявлении основных

психологических детерминант, составляющих основу главных

этапов интеллектуального онтогенеза. Эмпирические обобщения

и базирующиеся на них теоретические выводы исследований

Б. Г. Ананьева отчетливо выявили органическую связь возраст-

ного развития интеллекта с эффектами его интеграции. <В на-

ших исследованиях установлено,- пишет Б. Г. Ананьев,- что

с возрастом увеличивается как число корреляционных меж-

функциональных связей, так и теснота их. Стабилизация корре-

ляционных плеяд отмечается лишь после 30 лет. Одновремен-

но меняется характер связей и нередко положительные корре-

ляции сменяются отрицательными. Отмечается вместе с тем

прогрессирующее ограничение автономности каждой из функ-

ций и все возрастающее структурирование интеллекта и лично-

сти, все более эффективное развитие их целостности>.30

 

При дальнейшем продвижении анализа этой фундаменталь-

ной связи развития интеллекта с процессом его интеграции

возникает возможность сопоставить две рассмотренные выше

основные формы этой интеграции (<снизу> и <сверху>) с таки-

ми двумя главными фазами интеллектуального развития, как

созревание интеллекта и его акмэ, или интеллектуальная зре-

лость. Поскольку оба этапа развития выражаются эффектами

интеграции интеллекта, напрашивается естественное предполо-

жение о том, что интеграция <снизу> выражает психологическое

 

30 А и а н ь е в Б. Г. Структура развития психофизиологических функций

взрослого человека.-В кн.: Возрастная психология взрослых, вып. 1, Л.,

1971, с. 13 (курсив наш.-Л. В.).

 

 

существо биологически и социально детерминированного раз-

вития-созревания. Последнее представляет собой последова-

тельное надстраивание когнитивных структур интеллектуальной

иерархии от ее сенсорного до концептуального слоя. Вполне

естественно, что до тех пор, пока не завершится формирова-

ние и функционирование высшего, понятийного уровня интел-

лекта, не наступит и его зрелость, а идет именно развитие как

созревание и дозревание (аналогично тому как нельзя говорить

о зрелости нервной системы до окончательной сформированно-

сти коры головного мозга).

 

Интеллектуальная зрелость, таким образом, наступает

именно тогда, когда заканчивается интеграция <снизу> (осу-

ществляющаяся за счет сквозных пространственно-временных

компонентов иерархии, доходящих до самых вершинных когни-

тивных образований) и вступает в силу концептуальная регу-

ляция нижних слоев и их интеграция <сверху>. Но заверше-

ние созревания как интеграции <снизу> не есть остановка

развития. Б. Г. Ананьев, активно противопоставляя свои эмпири-

ко-теоретические выводы положению Клапареда о зрелости как

<психической окаменелости>, ясно показал, что развитие интел-

лекта, выраженное его прогрессирующей интеграцией, продол-

жается в течение всего периода зрелости, а на поздних возра-

стных этапах даже может быть фактором, противостоящим

геронтогенезу.

 

Принцип двойной интеграции интеллекта и вытекающие из

него приведенные выше следствия дают основание заключить,

что продолжающаяся прогрессирующая интеграция интеллек-

та есть именно его интеграция <сверху>, осуществляющаяся под

регулирующим воздействием его концептуального слоя, кото-

рый вносит во все нижележащие структуры свою форму орга-

низации. И если в развитии интеллекта в процессе его созре-

вания происходит надстраивание уровней интеллектуальной

иерархии, то интеграция сверху, как показано выше, иерархи-

зует не только всю систему в целом за счет надстраивания ее

новых слоев, но и каждый из ее уровней в отдельности. Эта

прогрессирующая иерархизация всех когнитивных структур ин-

теллекта под воздействием концептуального мышления дает те

интегративные эффекты, о которых сказано выше. Но если все

это верно, то это означает, что в период зрелости развитие

интеллекта не только продолжается, но качественно преобразует-

ся и резко интенсифицируется. Такова, по-видимому, взятая

п первом приближении психологическая детерминация периода

интеллектуального акмэ, характеризуемого значительным повы-

шением основных показателей творческой продуктивности.

 

Завершающий шаг теоретического анализа ведет от психо-

логических закономерностей интеллектуального развития к его

более общей - биосоциальной н даже физической - природе.

Разведение уровней обобщенности когнитивных структур, яв-

 

 

ляющееся сущностью развития интеллекта, есть одновременно

разведение и вероятностных характеристик этих структур, т. е.

повышение их равновероятности. В силу же общего принципа

возрастания энтропии уровни вероятности различных структур

системы стремятся к уравниванию. Именно поэтому в боль-

шинстве патологических нарушений интеллектуальных процес-

сов наблюдается выравнивание вероятностных характеристик.31

В норме такое выравнивание отчетливо выражено лишь в допо-

нятийном мышлении (в феноменах Пиаже) и преодолевается

именно в концептуальном интеллекте, в процессе интеграции

<сверху>. Поэтому процесс иерархизации уровней обобщенно-

сти, представляющий прогрессирующее разведение разноверо-

ятных структур, которое резко интенсифицируется в зрелости

(когда вступает в силу концептуальный принцип инвариантно-

сти отношений между уровнями), носит явно антиэнтропийный

характер. Здесь происходит прогрессирующее повышение негэн-

тропии интеллектуальной системы. Такое противодействие об-

щим хаосогенным законам энтропийной деградации и состав-

ляет подлинную общефизическую и биосоциальную сущность

развития не просто как одной из форм движения, а именно

как прогресса, противостоящего более общей природной тен-

денции к регрессивным изменениям.

 

Если, однако, этот негэнтропийный процесс противостоит

общим законам природы не извне (воплощая особое субстан-

циальное духовное начало), а остается в рамках общефизиче-

ских законов и преодолевает энтропийную тенденцию средства-

ми реальных физически противодействующих ей факторов, то он

возможен только за счет специальных энергетических затрат.

Именно поэтому интеллектуальное созревание, как и общесо-

матический процесс созревания организма, является столь

энергоемким. Именно поэтому также разведение уровней

обобщенности в понятийной системе имеет свои энергетические

эквиваленты, величина которых возрастает с увеличением чис-

ла соотносимых концептуальных слоев.

 

Есть, однако, эмпирико-теоретические основания предпола-

гать, что информационному различию двух форм интеграции

интеллекта, одна из которых идет от его корней, а другая от

вершины, соответствует и существенная разница в характере

энергетических превращений. Процесс интеграции интеллекта

<снизу>, как и вообще весь процесс созревания, идет за счет

потребления энергии из общих ресурсов и резервов других

систем организма. Что касается более сложных форм преобра-

зования информации в зрелом интеллекте, то энергоинформа-

ционные взаимосвязи здесь носят, по-видимому, более слож-

 

См. напр.: Феигенберг И; М. Мозг, психика, здоровье. М., 1972.

 

 

ный характер. Не случайно именно относительно более позд-

них фаз интеллектуального онтогенеза Б. Г. Ананьев выдвинул

конструктивное допущение, согласно которому преобразование

больших массивов информации предполагает не только потреб-

ление, но и генерирование энергии мозговым субстратом этих

преобразований. Выражая сомнение в том, что живая система

может противостоять энтропии лишь за счет организованности

самих информационных систем, без участия информационно-

энергетических взаимосвязей, Б. Г. Ананьев полагает, что <сле-

дует прибегнуть к другому допущению, а именно, что при дивер-

гентном типе развития (возможном только в поздних фазах

онтогенеза, т. е. в итоге высокого развития функциональных си-

стем и накопления жизненного опыта) происходит и усиленная

компенсация энергии, необходимой для оперирования колос-

сальными массами организованной в различные системы инфор-

мации. Это допущение включает, следовательно, предположе-

ние, что большие полушария не только потребляют, но и про-

изводят энергию, во всяком случае, часть ее, необходимую для

рефлекторной, аналитико-синтетической работы>.32

 

Изложенные выше эмпирические обобщения и теоретически

выведенные следствия из обсуждаемых общих закономерностей

организации интеллекта в процессе его двойной интеграции

дают основание для некоторой конкретизации этой гипотезы.

 

Идущий под интегрирующим воздействием концептуальной

системы процесс иерархизации всех когнитивных структур ин-

теллекта, т. е. разведения уровней разной обобщенности и раз-

ной вероятности, имеет, как было показано, свои энергетиче-

ские эквиваленты и происходит за счет потребления энергии.

Чем больше число выделенных и соотнесенных уровней, т. е.

чем более разновероятной является их система, тем больше

должно быть количество затраченной энергии. Но дело в том,

что расчленение разновероятных уровней ведет и к увеличению

межуровневой разности потенциалов <на концах> вертикали,

проходящей через эти разнообобщенные слои. Таким образом,

в итоге иерархизующей работы система когнитивных уровней

накапливает запас потенциальной энергии за счет произведен-

ной работы, потраченной на повышение разности вероятностей

и на увеличение разности потенциалов. По мере прогрессирую-

щей иерархизации рассеяние затрачиваемой энергии становит-

ся, по-видимому, все меньше, а накопление все эффективнее.

Система интеллекта оказывается способной производить даль-

нейшую работу иерархизации за счет собственного энергетиче-

ского запаса. Но запас этот расходуется опять-таки на работу

 

32 А на н ьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969, с. 274

(курсив наш.-Л. В.).

 

 

иерархизации, т. е. на дальнейшее разведение уровней, в про-

цессе которого затраченная работа снова переходит в энергию

межуровневой разности потенциалов. Тем самым энергия по-

требляется и одновременно генерируется.

 

Можно полагать, что, поскольку здесь происходит работа

организации, работа повышения негэнтропии системы интел-

лекта, процесс энергетических превращений, оставаясь в рамках

общих законов термодинамики, оказывается максимально обра-

тимым. Хаотизация и рассеяние энергии, наоборот, минимизи-

руются, и тем больше, чем выше нэгэнтропийные эффекты. Мак-

симальной операционной обратимости понятийного интеллекта,

преобразующего по своему подобию все когнитивные структу-

ры, по-видимому, соответствует и максимальная энергетиче-

ская обратимость. Энергия информационных преобразований

в сфере зрелого интеллекта обладает самым высоким качест-

вом, т. е. самым высоким коэффициентом полезного действия

и самой минимальной величиной бесполезного эффекта броунов-

ского рассеяния и перехода в другие низкокачественные формы.

Можно, таким образом, предполагать, что принципу информа-

ционной самоорганизации интеллекта соответствует принцип

его энергетического самообеспечения. Умственная зрелость,

в меру справедливости всех этих положений, оказывается осно-

ванной не только на информационной, но и на энергетической

самостоятельности интеллекта, которая противодействует силам

деградации, оставаясь, однако (в полном соответствии с основ-

ными положениями материалистического монизма), в рамках

действия единых законов природы.

 

Эти информационно-энергетические соотношения внутри

сферы зрелого человеческого интеллекта теоретически рассмот-

рены здесь в своей предельной форме, относящейся к его выс-

шим уровням и возможностям максимального развития, устрем-

ленного в будущее. Именно поэтому данные характеристики

интеллекта не лишены в настоящее время некоторой парадок-

сальности. Здесь <имеет место,-писал Б. Г. Ананьев,-парадок-

сальное для современного человека явление, которое, надо

надеяться, станет обычным, повседневным для будущего чело-

века,- воспроизводство мозговых ресурсов и резервов в про-

цессе-самой нервно-психической деятельности человека как лич-

ности, субъекта труда, познания и общественного поведения>.33

 

33 Там же, с. 275.

 

 

Из этой точки расходится несколько направлений исследо-

вания. Первое из них-дальнейшая экспериментальная про-

верка сформулированных выше теоретических обобщений. Одна-

ко оптимизация путей такой проверки опосредствована после-

дующими ходами теоретического анализа. Через интимные

аспекты энергетики интеллекта это направление с необходи-

мостью подводит к восстановлению единства его энергетиче-

ских, статистических (мера упорядоченности), структурных

(форма упорядоченности), операционных и функциональных

компонентов с их исходным <материалом>, от которого все эти

компоненты были надолго отторгнуты еще в классических пси-

хологических концепциях. А такое воссоединение этих компо-

нентов интеллекта с их исходным <материалом> непосредствен-

но ведет еще глубже <вниз>- к актуальнейшей проблеме психо-

физиологических механизмов взаимодействия носителя психиче-

ской информации с ее объектами-источниками, взаимодейст-

вия, формирующего этот первичный информационный материал,

из которого образуется <чувственная ткань сознания>, из нее -

все рассмотренные выше когнитивные структуры, а из послед-

них, в свою очередь,-целостная система человеческого интел-

лекта. Существенные достижения современной психофизиологии,

нейропсихологии и нейролингвистики, касающиеся билатераль-

ного регулирования и взаимодействия полушарий в динамике

интеллектуальных процессов, рассмотренные в контексте сече-

новских принципов единства центральных и периферических

звеньев в кольце-вой структуре целостного рефлекторного акта

и общекибернетических структурно-функциональных закономер-

ностей обратной связи и управления, обещают в ближайшее вре-

мя значительный научный сдвиг в этой области, отвечающий

острейшим запросам теории как естественного, так и искусст-

венного интеллекта. Исходя из всего этого корректная постанов-

ка задач дальнейшей экспериментальной проверки сделанных

обобщений требует тщательного учета указанных выше основ-

ных звеньев работы исследуемых структур и механизмов интел-

лекта.

 

Второе направление, также оставаясь в рамках проблемы

интеллекта, ведет к вопросам психологической метрологии

и ментиметрии и далее, через сферу диагностики интеллекта,

в различные области прикладной психологии.

 

Третья линия уходит <вверх>- от интеллектуальных про-

цессов к интеллектуальным состояниям и интеллектуальным

свойствам личности.

 

И наконец, четвертое направление обращено к двум осталь-

ным членам психологической триады - к эмоциональной иерар-

 

 

хии и к иерархии уровней психического регулирования деятель-

ности, вершиной которого является волевой акт. Поскольку

первые три направления в силу органической целостности пси-

хических явлений опосредствованы связью интеллекта с эмо-

циями и психической регуляцией деятельности, эти два блока

психологической триады и составят ближайшую задачу даль-

нейшего исследования.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение..........::.......... 3

 

Глава I. К постановке проблемы мышления

 

1. О границе <образ-мысль> и о социальной детермина-

ции мыслительных процессов.......... 14

 

2. О недостаточности традиционных определений мышления 17

 

3. О переходной форме между образом и мыслью в связи

с вопросом о границе между ними......... 21

 

Глава II. Эмпирические характеристики мыслительных процессов

 

1. Вводные замечания.............. 28

 

2. Характеристики, объединяющие мысль и образ в общее

ссемейство> познавательных процессов....... 33

 

3. Характеристики мысли как результата и отдельной струк-

турной единицы мыслительного процесса...... 65

 

4. Основные эмпирические характеристики мышления как

процесса.................. 86

 

Глава III. Об общих закономерностях информационной структуры

 

мыслительных процессов

 

1. Теоретический поиск основной гипотезы...... 109

 

2. Теоретический анализ эмпирических характеристик мысли-

тельных процессов.............. 136

 

Глава IV. Эмпирические характеристики разных уровней организа-

ции мыслительных процессов

 

1. Постановка проблемы........... 192

 

2. Эмпирические характеристики допонятийного и понятий-

ного уровней мыслительных процессов....... 200

 

Глава V. Основные закономерности разных уровней организации

мыслительных процессов

 

1. Схематический анализ некоторых теоретических концепций

развития понятийного мышления......... 224

 

2. Теоретический поиск основной закономерности организа-

ции понятийной мысли............. 236

 

 

3. Теоретический анализ уровневых эмпирических характе-

ристик допонятийной и понятийной мысли..... 257

 

Глава VI. Мышление как интегратор интеллекта

 

1. Постановка проблемы............. 276

 

2. Понятийная мысль как вид мышления и как форма ра-

боты интеллекта............... 280

 

3. Организующее воздействие понятийного мышления на бо-

лее элементарные когнитивные образования.... 321

 

4. Соотношение структурных, статистических, операционных

и энергетических аспектов интеллекта, его интегральная

структура и развитие............. 330

 

 

 

 

 

ВЕККЕР ЛЕВ МАРКОВИЧ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Том 2

 

Мышление и интеллект

 

Редактор Г. К. Ламагина

Техн. редактор А. В. Борщееа

Художественный редактор А. Г. Голубев

Корректоры И. Л. Данилова, М. В. Унковская

 

И Б №44

 

М-32692. Сдано в набор 18 V 1976 г. Подписано к печати 22 XI

1976 г. Формат бумаги 60Х90",,. Бумага тип. № 3. Уч-изд. л.

23,28. Псч. л. 21,5. Бум. л. 10,75. Тираж 10 000 экз. Заказ 571.

Цена 1 р. 81 коп. в переплете

 

Издательство ЛГУ имени А. А. Жданова. 199164. Ленинград

Университетская наб., 7/9

 

Сортавальская книжная типография Управления по делам

издательств, полиграфин и книжной торговли Совета Мини-

стров Карельской АССР. Сортавала, Карельская, 42.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.