Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 4. 1




На основе проведенного анализа подробно аргументируйте перечень предлагаемых Вами мероприятий в качестве оптимальной стратегии развития данной организации на ближайшие 1-2 года.

 

Предлагаемы мероприятия:

· Модернизация спортивных объектов, а именно достроить трибуны в универсальном манеже, в ледовой коробке и на футбольном поле. Увеличение мест трибун позволить проводить крупные мероприятия, чемпионаты России, города и т.д., что привлечет себе внимание прессы и потенциальных клиентов. Благодаря модернизации многие спортивные сооружения будут не конкурентоспособны, поскольку единственное преимущество на данный момент является вместимость.

· Расширение услуг. Предоставления площадей спорткомплекса в аренду не для спортивных мероприятий, а для проведения банкетов, выставок, кооперативов, выступлений знаменитостей. Большая площадь и довольно высокая вместимость позволят организовывать подобные мероприятия.

· Создание детских секций, школ на базе спортивного комплекса, позволят привлечь детей всех возрастов и разной подготовки, что увеличит доход и посещаемость комплекса.

 

 

Обеспечение трудовыми ресурсамифактор среды прямого воздействия

Ежедневно у пропускных турникетов аэропортов США компания «Америкен Эрлайнз» собирает билеты, в каждом из которых указаны имя пассажи­ра, конечный пункт его полета, город, откуда он вылетает, и стоимость билета. Эта информация жизненно необходима для выжи­вания компании, поскольку позволяет судить о ее доходах и о предпочтениях американских авиапас­сажиров.

В последние два года эти билеты транспортируют­ся по воздуху на остров Барбадос, где расположен корпоративный центр контроля; операторы вводят соответствующую информацию о пассажирах на магнитную ленту, а затем через спутник передают ее на центральную ЭВМ компании в г. Тулса, штат Оклахома. Операторы работают в фирме «Кариби-ен Дейта Сервисиз», филиале «Америкен Эрлайнз». Операцию клавишного перфорирования (проби­вания) билетов выполняли работники в Тулсе, но затем компания закрыла это отделение и предло­жила 300 его работникам другую работу. Рабочая сила в Барбадосе настолько дешевле, что даже с учетом расходов на передачу информации и пере­возку по воздуху билетов из Тулсы в Барбадос, фирма «Америкен Эрлайнз» смогла вдвое сокра­тить свои расходы на ввод данных в центральную ЭВМ.

«Америкен Эрлайнз» — принадлежит к растуще­му числу компаний, которые переводят конторс­кие и другие вспомогательные операции с материка в страны, в первую очередь, карибского бассейна, а также в азиатские страны, где рабочая сила — дешевая. Предвидя дальнейшую территориальную экспансию интересов американского бизнеса, компания «Америкен Эрлайнз» планирует расши­рить операции своего барбадосского филиала. «Мы найдем и других потребителей. Это — воз­можность увеличения доходов», — сказал пред­ставитель компании по связям с общественностью Джозеф Э. Струп.

Эксперты не знают точно, сколько мест для служа­щих имеется за пределами США, и называют циф­ры от S до 20 тыс. Однако они не сомневаются в том, что тенденция перемещения таких рабочих мест за границу усиливается, что может иметь серьезные последствия для экономики США, в особенности потому, что здесь заметен сдвиг в таком перемеще­нии — от производства к обслуживанию и инфор­мационной технологии.

«Могут происходить сокращения рабочей силы, которые раньше считались резервом роста числа рабочих мест, — сказал Харли Шейкен, профес­сор технологического факультета университет­ского колледжа в Сан-Диего. — Это не просто потеря рабочих мест. Может наметиться соответст­венное движение в сторону уменьшения заработ­ной платы и льгот рабочих в США». В США работник, занимающийся вводом данных, получает 250-300 долл. в неделю, а в Барбадосе — всего 50. Такого рода перенос не ограничен конторской ра-

ботой. Американские компании переводят инже­нерные расчеты и архитектурное проектирование в Индию, Бразилию, Филиппины и другие стра­ны, где рабочая сила вчетверо дешевле. Все это стало возможным благодаря развитию ком­пьютерной технологии и телесвязи. Инженеры двух стран могут работать над одним проектом од­новременно, просто нажимая кнопки, чтобы свя­заться с коллегами.

«Почти не имеет значения, где они находятся — дальше по коридору или на другом конце мира, — говорит Шейкен. — Возможность использовать данные мгновенно и одновременно — вот что сня­ло географические ограничения с процесса». Поскольку телесвязь становится все более эффек­тивной и менее дорогой, некоторые эксперты пред­сказывают, что компании, владеющие отелями, авиакомпании и компании проката автомобилей, перенесутсвои центры по предварительному зака­зу в англоязычные страны, где рабочая сила де­шевле.

Беглость английской речи не является условием получения работы, поскольку это не влияет на ско­рость ввода данных. В странах Юго-Восточной Азии работники просто печатают то, что видят. Некото­рые эксперты утверждают, что не говорящие по-английски работники имеют более высокие показатели точности, поскольку не способны составить собственного суждения о том, что прочитывают. Другие страны активно развивают сферу обработ­ки данных. Фирма «Нэшнл Инвестмент Промо-ушн Лтд.», организация по экономическому развитию при правительстве Ямайки, занимается, среди прочего, привлечением американских пред­приятий на Ямайку для обеспечения работой сво­их конторских служащих. Снижение налоговых ставок — один из стимулов к этому. «Мы может предложить грамотных, говорящих по-английски людей с очень хорошей базовой подго­товкой», — говорит Рой Андерсон, управляющий операциями компании «Норт Америкен» на Ямай­ке.

Андерсон указывает, что в настоящее время 22 компании наняли 2000 ямайкских служащих, а три года назад их было всего 200 человек в трех компа­ниях. Владельцами этих компаний-посредников по большей части являются уроженцы Ямайки. Корпорация «Телемар Дейта Системз» из Тарри-тауна, штат Нью-Йорк, — одна из тех компаний, которые были привлечены на Ямайку дешевизной рабочей силы. Три года назад она создала с уча­стием одного ямайкского бизнесмена совместное венчурное предприятие. Оно специализируется на обработке данных и преобразует печатную и написанную от руки информацию в базу элект­ронных данных для ряда компаний из числа 500 крупнейших, ежегодно перечисляемых в журнале «Форчун». Американская фирма периодически перевозит диски или магнитные ленты в главную контору на континенте.

Директор этой американской компании Гзри Бех-тел сказал, что в течение года наладит передачу данных через спутники связи, что позволит умень­шить длительность пересылки данных в США до 1-2 дней против нынешних 1-2 недель. «Это откро­ет нам другие рынки, на которых требуется уско­ренный оборот данных», — говорит он. Как и следовало ожидать, мимо этой тенденции не прошли профсоюзы.

«Потенциал экспорта рабочих мест для контор­ских служащих непомерно огромен, — говорит Деннис Чэмот, заместитель директора Отдела про­фессиональных работников АФТ/КПП. — Если допустить бесконтрольность этого процесса, мы столкнемся с той же проблемой занятости в сфере предоставления услуг, какую имеем в обрабатыва­ющей промышленности из-за бесконтрольного импорта».

Чэмот говорит, что после сокращения числа рабо­чих мест в сельском хозяйстве из-за влияния науч­но-технического прогресса лишние работники пошли на заводы. Сектор обслуживания рос по мере того, как новая технология вычищала обраба­тывающую промышленность. «Мы лишились целых отраслей, — говорит он. — Что будет дальше?»

Шарон Пик, представитель по связям с обществен­ностью фирмы «Мид Дейта Сентрел» («Дейтон»), базирующейся в Огайо, сказала, что услуги загра­ничных подрядчиков по вводу данных помогли дополнить операции, реализуемые в США, и фактически способствовали созданию новых рабочих мест на континенте. В число баз данных фирмы входят «Нексис»—служба поиска новостей; «Лексис» — компьютеризованная библиотека законов и «Медис» — медицинская библиотека. Пик говорит, что за 16 лет компания довела число своих работников до 1800, обеспечив развитие, ко­торое было бы невозможным без конкурентных преимуществ, обусловленных иностранными фи­лиалами по обработке данных. «Это один из факторов преуспевания и способ со­здания новых рабочих мест,» — говорит она. Вполне возможно, что озабоченность американ­ских трудящихся переносом рабочих мест из США в другие страны скоро станет предметом обсужде­ния. Согласно Вэри Коутс из Бюро оценки техно­логий при конгрессе, научно-технический прогресс, обусловивший такой перенос рабочих мест, может привести к повсеместной их ликвида­ции.

Например, оптические сканирующие устройства могут автоматически считывать печатный матери­ал и вводить данные в соответствующую базу. «Речь идет о состязании двух тенденций, — гово­рит Коутс — В любом случае людей, сидящих у клавишных перфораторов, станет намного мень­ше».

Источник Susan В. Garland, «More U. S. Businesses Exporting Service Jobs,» San Francisco Examiner, December 14,1986, p. D-2.

 

фирм проранжировать по степени важности для них 71 фактор применительно к последним пяти годам. В число факторов вошли: общее руководство, финансы, мар­кетинг, материалы, производство и готовая продукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора: привлечение высококвалифицированных менед­жеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фир­мы17. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акци­онерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в орга­низацию. Поддержка талантливых управляющих — это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.

 

Подписывая договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с постав­щиком рабочей силы. Распространение профсоюзов — еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов. Несколько десятилетий назад существовало всего несколько профсоюзов, как правило, слабых. Однако после принятия в 1935 г. Закона о трудовых отношениях нанимателям пришлось признать профсоюзы, предпочитаемые большинством работ­ников, и именно с ними вести переговоры. В настоящее время профсоюзы в США представляют интересы примерно 17% всех американских трудящихся. Если вначале профсоюзы объединяли только рабочих, то в настоящее время их ряды расширились за счет служащих в системе розничной торговли, государственных служащих, учите­лей и даже некоторых профессоров из колледжей. Крупная организация типа «Дже­нерал Моторс» или «Америкен Телеграф энд Телефон» может оказаться вынужденной вести переговоры со многими профсоюзами и рассматривать трудовые ресурсы как сложную переменную.

Закон о трудовых отношениях, Закон Тафта-Хартли от 1947 г., который потребо­вал от профсоюзов честного ведения переговоров с нанимателями, другие законода­тельные акты, а также бесчисленные контракты,- ставшие результатом переговоров между конкретными профсоюзами и нанимателями, непосредственно отражаются на некоторых аспектах внутренней деятельности организаций. Среди прочего, этими документами определяется, кто может и обязан выполнять определенные задачи, кого можно поддерживать, кто может быть уволен, понижен в должности, переведен на другую работу, какие нормативы производительности труда следует устанавли­вать, какого рода обучение следует обеспечивать, какие виды стимулирования вправе предлагать руководство.

 

Законы и государст-

внные органы

Мы уже показали, как трудовое законодательство отразилось на уп­равлении. Многие другие законы и государственные учреждения так­же влияют на организации. В преимущественно частной экономике, какой является американская, взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результатирующего продукта подпадает по; действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет опре­деленный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпора­цией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Например, в 1983 г. поворот­ное, имеющее юридическую силу, решение дало возможность компании «Америкен Телеграф энд Телефон» производить и продавать компьютеры и разнообразное обо­рудование и услуги для систем телесвязи. До этого организация имела право функ­ционировать только как компания телефонной связи. Число и сложность законов непосредственно посвященных бизнесу, в 20 веке резко возросли. Как бы ни относи­лось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения бизнеса.

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, не и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. С 1967 г. через Конгресс прошли многие регулирующие положения, непосредственно влияющие на деятельность ор­ганизаций. Среди них своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о практике честного найма на работу, о принципах равной оплаты за равный труд, о финансовой защите. К сожалению, объем бумажной работы, необходимой для того, чтобы соот ветствовать действующему законодательству, стал непомерно огромным. И, как счи­тает доктор Джордж К. Идз из «Рэнд Корпорейшен», «бремя регулирования изменяет характер американского управления».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. Организации обязаны соблюдать не только феде­ральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирова­ния. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требова ния, зачастую также имеющие силу закона. Комиссия по торговле между штатам, регулирует торговую практику предприятий, ведущих свои операции более чем в одном штате. Федеральная комиссия по связи регулирует порядок телефонной, теле­графной, телевизионной и радиосвязи между штатами. Право выдавать и отменят лицензии на радио- и телевещание дает комиссии огромную власть над соответствующими организациями. Комиссия по ценным бумагам и биржам определяет, как публичные акционерные компании должны вести финансовую и бухгалтерскую отчетность. Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов регулирует сбыт и разработку новых видов продукции в соответствующих отрас­лях. Управление охраны труда устанавливает нормативы условий работы. Агентство по охране окружающей среды регулирует деятельность с позиций сохранения при­родной среды. Неопределенность сегодняшнего правового поля проистекает из того факта, что требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет федерального правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований.

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ШТАТОВ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ. До­полнительно усложняют дело регулирующие постановления штатов и местных орга­нов власти, число которых также множится. Каждый штат и почти все местные сообщества требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возмож­ности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет об энергетике, системах телефонной связи внутри штата и страховании, то и устанавливают цены. Некоторые местные и штатные законы модифицируют или усиливают федеральные нормы. Например, требования ограничить выбросы выхлоп­ных газов автомобилей в атмосферу жестче в Калифорнии, чем требования Агентства по охране окружающей среды. Хотя предпринимались усилия через Единый коммер­ческий код сгладить расхождения между штатными законами, регулирующими биз­нес, — существенные различия остаются до сих пор. Представьте, с какой сложной системой местных установлений сталкивается организация, когда ведет свои дела в 50 штатах и десятках иностранных государств.

 

Потребители

 

Многие принимают точку зрения известного специалиста по управле­нию Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса — создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само вы­живание и оправдание существования организации зависит от ее способности нахо­дить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государст­венные организации также имеют потребителей в друкеровском смысле. Правитель­ство США и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей американских граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей, которых нужно «купить».

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Одна из растущих групп потребителей—дети демографического бума, родившиеся между 1946 и 1964 гг. Эта группа численностью в 56 млн. человек представляет крупный сегмент рынка, на который поступают разнообразные продукты и услуги множества организаций19. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую значительно. Далее мы узнаем, что многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

 

Конкуренты

 

КОНКУРЕНТЫ — это внешний фактор, влияние которого невозмож­но оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельно­сти можно продать и какую цену можно запросить. В 1982 г. фирма «Уорнер Комью-никейшнз» не смогла точно оценить уровень конкуренции на таком подвижном рынке, как рынок домашних видеоигр, которым занималось ее подразделение, фирма «Атари». В результате она потеряла 283,4 млн. долл. во втором квартале 1983 г. Подобным образом фирма «Харлей-Дэвидсон», которой в 1955 г. принадлежало почти 70% рынка мотоциклов, к 1970 г. сохранила за собой лишь 5%, а к 1983 г. — 3,7%. На роли премьеров этой сцены вышли японские фирмы «Хонда», «Ямаха», «Судзуки» и «Кавасаки». То, что казалось фирме «Харлей-Дэвидсон» зрелой отраслью, новички трансформировали в нечто совсем иное, перепроектировав мотоциклы и высоко эффективно использовав маркетинг, чтобы создать в результате новые имиджи и новые рынки. Если некогда мощное предприятие еще могло справиться с конкурен­тами, используя против них нечестные грабительские методы, то сегодня руководи­тели вынуждены реагировать на нововведения по иному — превращая свою организацию в еще более новаторскую и эффективную, чем все прочие в данной области.

Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресур­сы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведе­ния. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. В современном сложном конгломерате организаций взаимоотношения с конкурентами иногда приобретают неожиданный характер. Например, в 1979 г. фирма «Дженерал Моторс» согласилась дать несколько сот миллионов долларов взаймы своему тради­ционному сопернику, корпорации «Крайслер». Вероятно, «Дженерал Моторс» хотела помочь «Крайслеру» помешать иностранным автомобилестроителям добиваться все больших успехов на американском рынке. Если бы фирма «Крайслер» разорилась, какая-нибудь иностранная фирма могла бы взять под контроль ее развитую дилер­скую сеть и тем самым обеспечить себе ускоренное развитие.

СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Например, авария на АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 г. в штате Пенсильвания, не отразилась непосредственно на фирме «Бэбкок энд Уилсон», проектировавшей станцию. Подробное освещение причины аварии средствами мас­совой информации, по случайности совпавшее с выходом на экраны известного фильма «Китайский синдром», — вот что изменило отношение широкой публики к использованию атомной энергии. Чернобыльская авария 1986 г. подлила масла в огонь общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным обра­зом, но заметно отразилось на каждой организации, занятой в области энергетики, и привело к всплеску активности многих государственных учреждений, «зеленых» и групп защиты потребителей.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, осно­вываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные послед­ствия для организации. Мы подробнее остановимся на данном вопросе, рассматривая функцию планирования. Однако для начала следует вкратце рассмотреть основные факторы среды косвенного воздействия. К ним относятся технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

 

Технология

 

ТЕХНОЛОГИЯ является одновременно, внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововве­дения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и прода­вать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Исследователи описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данная тенденция сохранится21. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире прежде22. Некоторые недавние крупные технологические (т. е. научно-технические — прим. научн. ред.) нововведения, которые глубоко затронули организации и обще­ство, — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая техноло­гия, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инжене­рия. Дэниел Белл, знаменитый социолог, считает, что будущие поколения сочтут наиболее ценным нововведением технологию миниатюризации23. Сегодняшние нов­шества типа точечных микроэлементов и памяти на цилиндрических магнитных доменах делают возможным хранение на небольшом диске такого объема информа­ции, под который прежде требовались здания с многочисленными картотечными блоками базы данных. Полупроводники и микропроцессоры сделали легко доступны­ми небольшие компьютеры. Они изменили также характер многих изделий (напри­мер, электронные часы заменили механические) и обусловили внедрение машин и приборов новых типов в новые области (например, устройства, предназначенные для диагностирования и лечения в медицине).

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высо­кого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохра­нить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

 

Состояние экономики

Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на опера­циях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозиру­ется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов постав­ляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация мо­жет предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения органи­зацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической об­становки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным,резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же

* Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology — здесь «технология» — в американ­ском управлении, охватывающего, по сути дела, и процессы, и методы, и технику осуществления любых произ­водственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности. Авторы ситуационной теории управления избегают давать четкие определения понятию «технология», имея в виду фактический уровень раз­вития производительных сил в преломлении и к среде, и к каждой конкретной организации, притом в его дина­мике, т.е. с учетом научно-технического прогресса. {Прим научя. ред.)

 

самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необхо­димости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономик;: может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие орга­низации. Из истории, к примеру, известно, что киноиндустрия процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии. Имеют место и локальные вариации Если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно постра -дать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероят­но, вообще ничего не почувствуют. Организации, ведущие дела во многих странах зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом Колебания курса доллара относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.

 

Социокультурные факторы

 

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной куль­турной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий (экспектаций) и представлений о ценности того, что конституирует этич­ную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или: политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распростране­ние порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальны ми, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.

Еще один пример социокультурного влияния на деловую практику — традицион -ный и злополучный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей. Такая установка реализуется в дискримг: национной практике найма и служебного продвижения женщин, и, хотя она проти­возаконна, избавиться от подобного отношения трудно24.

Согласно недавним исследованиям доказано, что установки рабочих изменяются В целом, сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные патерналистски г отношения, они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействи.-: на работе25. Другие исследователи показывают, что многие (но не все) рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая «вызовы" обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человек е самоуважение26. В отличие от «организационного человека», которого описал Уиль­ям Ф. Уайт, многие современные работники не склонны считать какую бы то ни был: организацию тем местом, где они намерены провести всю свою трудовую жизнь2. Такое изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают честной практикой организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существенной функции — мотивации людей с учетом целей организации. Именно эти факторы обусловили появление должност; управляющего по общественным проблемам корпорации (пример 4.2.).

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производств; одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, вроде Ральфа Лорена или Глории Вандербильт, посколь­ку, как им кажется, это придает им дополнительный вес в обществе. Другой пример

* Патернализм (от лат. pater — отец) бывший, например, в 20-х годах официальной идеологией отношений руководителей — подчиненных на заводах Г. Форда, до сих пор доминирующей в японских отношениях на производстве и, фактически, присутствовавшей и в советской практике недавнего прошлого, — предполагаетг покорность и примерное поведение со стороны рабочих (как бы «детей») и умеренную строгость, мудрое настав ничество и «отеческую» заботу о них со стороны руководства. {Прим научи, ред.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.