Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательные формы обучения

Вспомогательные формы организации учебной работу — это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним, как уже отме­чалось, относятся: кружки, практикумы, семинары, конферен­ции, консультации, факультативные занятия, учебные экскур­сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другиеформы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере­шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб­ных заведений и плюрализме форм организации учебного про­цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до­машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс­курсии, могут на время становиться основными формами орга­низации учебной работы.

Практикум предполагает выполнение цикла работ в лабораториях, мастерских и т. д. В отличие от лабораторно-практических работ характе­ризуется большей самостоятельностью и творческим отношением к вы­полнению заданий со стороны учащихся, носит исследовательский характер.

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, в данном случае - рас­садник знаний). Проводится после изучения основных разделов (тем) про­граммы. Основными структурными элементами являются:

· вступительное слово преподавателя;

· сообщения (доклады) учащихся;

· работа оппонентов;

· подведение итогов.

Конференция (от лат. conferentia - собирать в одном месте). Посвя­щается обсуждению наиболее важных и обобщающих вопросов, которые вытекают из изучения нескольких родственных тем. Главное назначение -обобщить материал, углубить знания учащихся по наиболее важным во­просам и проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить ос­новные выводы и ключевые положения.

Домашняя самостоятельная работа учащихся. Дополняет дея­тельность учащихся на уроке. Отличается большой самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства учителя (преподавателя).

К числу основных и стабильных видов внешкольных заня­тий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Глав­ная ее цель — расширить и углубить знания, умения, получен­ные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивиду­альные склонности, дарования и способности учащихся. До­машняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школь­ников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность в развитии учащегося имеет не меньшее значе­ние, чем активная работа в классе.

Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет оп­ределенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:

• закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

• расширение и углубление учебного материала, прорабо­танного в классе;

• формирование умений и навыков самостоятельного вы­полнения упражнений;.

• развитие самостоятельности мышления путем выполнения I индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки про­граммного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

• выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вы­резки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развитая практики обучения озна­меновано пересмотром роли и функций домашней самостоя­тельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидакти­ческих отношений. Однако серьезных доказательств бесполез­ности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они за­бываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руко­водить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необ­ходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школь­ников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планиро­вать домашнюю нагрузку школьников.

Распространенным недостатком массовой практики являет­ся то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе/, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодо­ления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа час­то оказывается неуправляемой и малоэффективной. Следует больше опираться на возможности учащихся, шире использо­вать дифференцированный и индивидуальный подходы к опре­делению объема и характера домашних заданий. В последнее время для расчета и оптимизации домашней, нагрузки школь­ников начинают применяться ЭВМ.

Предметные кружки. Способствуют развитию положительного от­ношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, углублению знаний по тому или иному предмету.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по со­держанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к пору­чениям. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Учебная экскурсия. Проводится с целью вызвать интерес учащихся к изучаемому предмету или специальности в целом (в начале обучения);

проверить, закрепить, обобщить полученные знания (в процессе изучения темы или в заключение). Примерная структура экскурсии:

· вводная беседа преподавателя;

· цель и задачи экскурсии;

· особо важные объекты (предметы);

· порядок сбора нужного материала; *

· требования безопасности;

· порядок отчетности по результатам;

· самостоятельные наблюдения учащихся;

· обобщение результатов экскурсии.

 

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия — древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработа­ны. Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все­сторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объек­том и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскур­сии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполне­ния заданий, подведение итогов экскурсии.

Методика проведе­ния экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самосто­ятельная работа по плану — наблюдение, составление соответ­ствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного ма­териала и т. дЭкскурсия может быть фронтальной, групповой или мик­рогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностя­ми эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здо­ровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по от­дельным предметам, так и комплексные, включающие темати­ку нескольких смежных дисциплин.Важное значение имеет заключительный этап экскурсии—­подведение итогов и обработка собранного материала. Учащие­ся анализируют и систематизируют собранный материал, гото­вят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обоб­щающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную ли­тературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или про­изводственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с уче­том пожеланий и интересов школьников, их родителей. Прак­тика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботани­ки, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, му­зыки, художественной гимнастики и т. д. При определении пе­речня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потреб­ностей и возможностей школы. Учитываются конкретные ус­ловия и задачи подготовки учащихся к практической деятель­ности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в теснойсвязи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

.Потребность в консультации учебной беседе, в которой во­просы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще все­го в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учи­тель направляет деятельность учащихся так, чтобы они само­стоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащих­ся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитыва­ет у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые отве­ты на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью про­верочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует встать с те­кущим проверочным опросом или обсуждением "вой или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обна­ружить пробелы в своих знаниях и устранять их.

УРОК-СЕМИНАР. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала прежде всего по учебнику. Работа осуществляется под непосредственным руководством учителя на основе тщательно разработанных им программ, которые по своему содержанию носят дифференцированный характер. Урок-семинар в системе школьного общего образования необычен и по своей организации. Он, как правило, проводится так: вначале учитель проецирует через кодоскоп задания на экране или же, разрабатывая серию карточек-заданий, выставляет их на общее обозрение класса. Учащиеся знакомятся с содержанием заданий, добровольно выбирают для себя те, которые им импонируют; затем рассаживаются небольшими группами и начинают работать с учебником и записями лекций в тетрадях, другой учебной литературой, советуются друг с другом, обсуждают интересующие их вопросы заданий и время от времени консультируются с учителем, который подходит к отдельным группам, помогает им и поощряет их. Это позволяет учащимся вместе с учителем осуществлять глубокий анализ изучаемого материала, делать соответствующие выводы, находить методы решения, обогащаться опытом самостоятельного познания.В конце урока в пределах 12—15 минут учащиеся самостоятельно, каждый в отдельности, в письменной форме выполняют выбранное им задание.Так проводятся уроки-семинары по отработке содержания учебного материала, первоначальное знакомство с которым произошло на лекции или лекциях.Что же является главным источником знаний на таких уроках-семинарах? Одним словом - УЧЕБНИК! Учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения учителем, являются источниками знаний по теме в целом. Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность учителя в этих условиях заключается в том, чтобы так составить задания, ответы на которые в учебнике не содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.Естественно, на практике могут встречаться и другие виды уроков-семинаров: семинар-обсуждение результатов самостоятельно изученной темы; уроки-конференции, семинар-диспут по истории, литературе и др. Еще одна особенность любого семинарского занятия в школе заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок-семинар. И осуществляется этот контроль через систематические наблюдения учителя за ходом работы учеников, постоянную корректировку их деятельности. В конце каждого урока учащиеся самостоятельно, уже не обращаясь к учебнику, письменно выполняют задания по выбранной программе. Работа проверяется учителем. Часть учеников при этом учитель опрашивает устно. И в этом, и в другом случае учащимся выставляются оценки.

Урок лабораторно-практических занятий. Как и уроки-семинары, уроки лабораторно-практических занятий являются весьма разнообразными: урок решения задач, урок выполнения различных упражнений, практикумы, уроки-драматизация, урок разыгрывания маленьких сцен и др. Общим признаком для всех этих уроков — соединение знаний учащихся с их практической, учебно-познавательной и общественно полезной деятельностью, обучение школьников применять знания в жизни.

Как известно, в современной школьной практике решение этой проблемы учителя видят в том, чтобы убедить учащихся в необходимости овладевать знаниями основ наук для того, чтобы потом, после окончания школы, продолжить специальное и профессиональное образование или немедленно по окончании школы использовать их в повседневном труде в народном хозяйстве. Но эта цель весьма отдаленна и не всегда представляется учащимся привлекательной. Поэтому необходимо изыскать пути, позволяющие учащемуся по ходу изучения того или иного учебного материала применять полученные знания для решения практических задач в своей ученической жизни, общественно полезной, научно-практической деятельности. И такой путь многие опытные, передовые учителя нашли. После изучения учащимися ряда учебных тем они дают своим ученикам тематические задания, которые выполняются ими вне урока, заменяя собою традиционную домашнюю работу по предмету.

Суть этих заданий состоит в решении практической проблемы с использованием полученных теоретических знаний. Например, дается задание разработать рекомендации по эффективному использованию химических удобрений в целях повышения урожайности той или иной сельскохозяйственной культуры на конкретном участке земли местного хозяйства. Аналогичное задание можно предложить учащимся по экологии, по оформлению деловых бумаг, сделок и т.д.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Чертежные инструменты и принадлежности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.