Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. символы и идеалы американской нации и государственности 2 страница




Но при всем том, Вашингтон в глазах как самих американцев, так и остального мира ассоциируется с политическим центром США, предстает как символ американской нации и государственности. И это вполне объяснимо если учесть, что Вашингтон — это прежде всего конгресс президент, закон; Капитолий, Белый дом и здание Bepховного суда; Пентагон и Госдепартамент. Здесь в здании. Национального архива хранятся важнейшие атрибуты американской нации и государственности, в Вашингтоне расположены памятники и мемориалы отцов-основателей и других выдающихся политических, общественных и государственных деятелей США. Не случайно, когда речь идет о вопросах и проблемах политического характера, под Вашингтоном, как правило, подразумевают Америку вообще или же правительство США, подобно тому как при упоминании Москвы, Лондона, Парижа имеются в виду соответственно СССР, Великобритания, Франция.

Символами американской нации выступают также целый ряд других городов. Это прежде всего НьюЙорк с его прямотаки вавилонским смешением народов, рас, языков, религий, культур и в этом плане как бы представляющим саму Америку в миниатюре; с Бродвеем и вне Бродвеем; Метрополитэнмузеем и Метрополитэноперой; Уоллстритом и гигантскими корпорациями, охватывающими важнейшие сферы экономики; Гриничвиллиджем и Городским университетом НьюЙорка; грандиозными небоскребами и фешенебельными гостиницами; Гарлемом и многочисленной когортой бездомных и многими, многими другими реалиями, силуэтами, атрибутами, которые делают НьюЙорк именно НьюЙорком и дают ему возможность отобразить те или иные грани облика Америки. Это ЛосАнджелес с Голливудом и великолепными спортивными сооружениями; другие города Калифорнии и всего ЮгоЗапада, особенно Силиконовой долины с аэрокосмической и микрокомпьютерной отраслями промышленности, где изобретательский гений Америки проявился с наибольшей силой; ЛасВегас с его многочисленными игорными домами и другими всемирно известными злачными местами; Мэмфис и Атланта с их частыми расовыми волнениями и многие другие города и села, которые в совокупности делают Америку такой, какая она есть.

Города, естественно, это прежде всего люди. Но продуктом их деятельности являются возводимые ими общественные или иные здания, которые так же как и города могут служить в качестве объединяющих нацию и страну символов. С этой точки зрения на первом месте, пожалуй, стоит Капитолий — здание в Вашингтоне, округ Колумбия, где размещается конгресс.

В силу своих огромных размеров и из-за того, что он расположен в центре города на возвышении на Капитолийском холме, Капитолий доминирует на линии горизонта Вашингтона. Внизу к востоку, на расстоянии 4 километров вдоль монумента Вашингтона и мемориала на берегу реки Потомак простирается широкая зеленая лужайка. Совсем близко к востоку от Капитолия располагается прекрасное здание Верховного суда и Библиотека конгресса.

В 2.5 километрах к Северозападу от Капитолия находится Белый дом.

Капитолий стал законодательным центром Соединенных Штатов Америки с 1800 г. Он построен из песчаника и мрамора в классическом, главным образом римском, архитектурном стиле с некоторыми архитектурными деталями Древней Греции и Ренессанса. Здание Капитолия протяженностью в 213,76 метров и шириной в 106,68 метров, занимает площадь в 2/3 гектара. Его высота с огромным куполом, который завершается 6метровой статуей Свободы, составляет 87,65 метров. В октябре 1800 г. было завершено строительство северного крыла Капитолия, и конгресс впервые провел в нем свою сессию 21 ноября того года. С тех пор Капитолий претерпел много изменений и реконструкций. Но в целом он приобрел окончательные очертания 2 декабря 1863 г., когда при стечении огромного количества народа на его купол была возведена бронзовая статуя Свободы.

Миллионы американцев гордятся Белым домом как национальным символом. Белый дом — официальная резиденция президента США — является самым старым из ныне существующих федеральных зданий. Его строительство началось 13 октября 1792 г. по проекту, составленному архитектором, ирландцем по происхождению, Дж. Хобаном. Первоначально дом назывался «Президентским домом», «Президентским особняком» и даже «Президентским дворцом», но в пароде он получил название «Белый дом», по-видимому, вследствие того, что он построен из песчаника и снаружи покрашен в белый цвет. Это название официально закрепил в 1902 г. президент Т. Рузвельт.

В течение своей истории Белый дом претерпел много изменении. Первым в Белом доме поселился в ноябре 1800 г. второй президент Дж. Адамс. Во время войны с Великобританией 1812 г. Белый дом был сожжен англичанами, захватившими Вашингтон. Он был восстановлен в 1817 г. под руководством того же самого Дж. Хобана. Нынешний вид Белый дом принял в 1952 г. после капитального ремонта.

Важная роль с рассматриваемой точки зрения принадлежит зданию Национального архива США, который расположен недалеко от Капитолия на Пенсильвания-авеню. Каждый раз при вступлении нового президента в должность Национальный архив организовывает специальную выставку документов, фотографий и прочих исторических документов, относящихся Ко вступлений в должность предыдущих президентов. Такая выставка, которая при вступлении на эту должность Дж. Картера была названа первыми словами присяги президента «Я торжественно клянусь...», призвана давать посетителю реальное ощущение непрерывности и стабильности института президентской власти с момента первой инаугурации на пост первого президента США Дж. Вашингтона в 1789 г. Небезынтересно, что в первые месяцы своего президентства, как утверждал один из старейших работников Национального архива М.Самуэльсон, Дж. Вашингтон, подписывая официальные бумаги, неизменно добавлял: «Президент Соединенных Штатов», повидимому, для того, чтобы утвердить это новое название в сознании всех американцев. Один из посетителей, внимательно просмотрев документы, относящиеся к инаугурациям предыдущих президентов, не без удивления заметил: «интересно, как мало изменилась церемония вступления в должность президента за все это время. Америка видела 47 инаугураций, и все они протекали по одному образцу: принятие присяги, красочный парад, а вечером — балы, банкеты и прочие торжества».

Главная задача Национального архива — сохранить на вечные времена и сделать доступными американскому народу документы, отражающие его прошлое. Как пишет У. А. Суартуорт, «термин "Национальный архив" имеет три связанных между собой значения.

Во-первых, это название огромного количества государственных материалов исполнительной, законодательной и судебной власти, сохраняемых потому, что они могут представлять историческую ценность.

Во-вторых, им обозначается то огромное здание на полпути между Белым домом и Капитолием, где хранится основная масса материалов.

И, наконец, это сокращенное название "Национального архива и службы документации", управляющего сложной системой федеральных архивов под руководством Администрации общих служб, ведающей снабжением и хозяйственной частью деятельности правительства».

Большинству американцев Национальный архив известен прежде всего как место хранения трех основополагающих документов американской общественно-политической системы, документов, которые в их глазах воплощают сам дух американской нации: Декларация Не зависимости, Конституция и Билль о правах. Написанные на пергаменте каллиграфическим почерком, эти три «хартии свободы», как их называют американцы, выставлены на обозрение в монументальной ротонде здания архива вместе с другими документами, сыгравшими важную роль в исторических судьбах страны и нации. Три названных документа выставлены в одном и том же ковчегообразном сооружении: Декларация Независимости в вертикальном положении, Конституция и Билль о правах — в горизонтальном. Каждый из них заключен в герметически закрытый ящик из стекла и бронзы, наполненный гелием для их предохранения от обветшания. Световые фильтры предохраняют их от выцветания. Каждую ночь ящики опускаются специальными клещевыми электродомкратами в сейф из стали и железобетона, расположенный на глубине 6 метров под полом ротонды. Причем, в обычные дни выставлены лишь первая и последняя страницы Конституции. Что касается остальных трех страниц, то они выставляются лишь в День конституции — 17 сентября. В Архиве хранятся также такие знаменитые документы — символы американской нации, как Договор о покупке Луизианы в 1803 г., по которому США приобрели у Франции огромную территорию к западу от Миссисипи; «Доктрина Монро» 1823 г.; Манифест об освобождении рабов 1863 г.; Девятнадцатая поправка к Конституции 1920 г., предоставившая женщинам избирательные права; Акт о капитуляции Японии 1945 г., который положил конец второй мировой войне План Маршалла 1948 г.; Акт о ратификации Советским Союзом договора 1972 г. с Соединенными Штатами об ограничении стратегических ядерных вооружений и др.

Здание Национального архива, представляющее собой одно из самых грандиозных зданий Вашингтона, возведено с поистине американским размахом. Оно окружено 72 коринфскими колоннами, каждая из которых весит 95 т. Каждая из двух колоссальных размеров дверей 11,5 м в высоту, 3 м в ширину и 28 см толщины, весит по 6,5 т каждая. На пьедесталах по две у каждого входам стоят две статуи, призванные как бы символизировать назначение самого здания архива. У одного входа стоят мужская и женская статуи, символизирующие охрану и наследие, такие же статуи у входа с другой стороны, символизирующие прошлое и будущее. На пьедестале теневой статуи высечены слова из пьесы Шекспира «Буря»: «прошлое — пролог будущего».

При упоминании о крупных городах США сразу возникает образ устремленных ввысь небоскребов — этих американских пирамид XX в. Разработка и реализация этой архитектурной формы приходится на начало нынешнего века прежде всего в Чикаго и НьюЙорке. Здесь особой известностью пользуются такие исторические здания как Аудиториум билдинг, Трибюн Тауэр и Сиэрс Тауэр в Чикаго; Вульворт, Крайслер и Эмпайр Стейтс билдинг в НьюЙорке. В настоящее время небоскребы самых причудливых конструкций, форм и очертаний составляют непременные компоненты почти всех крупнейших городов.

Но вместе с тем не следует представлять Америку как состоящую сплошь из небоскребов. Наряду с ними существует Америка просто многоэтажная и Америка одноэтажная. Более того, большинство американцев живет в довольно скромных домах, отвечающих их финансовым возможностям. Нельзя не отметить также и то, что более 40% населения страны живет в пригородах — жилых районах, расположенных за пределами крупных городских центров. Примечательно, что американский рабочий проезжает более 9 миль в один конец от места жительства к месту работы. Следует подчеркнуть, что сабурбизация (от слова suburb — пригород) — типично американский феномен, начавшийся еще в XIX в., и перенятый другими развитыми странами значительно позже.

Американцы всегда искали преемственность, корни в историческом прошлом, при этом не удовлетворяясь историей и реальностями европейских стран — Англии, Ирландии, Германии, Италии и т. д.— откуда переселилось подавляющее большинство иммигрантов. Их взоры устремлялись дальше в глубь истории, в древность, в античную Грецию и Древний Рим. Руководители войны за независимость, отцы — основатели, участники континентальных конгрессов и конституционного конгресса апеллировали не только к правам английского народа и великой хартии вольностей, но и к деятелям республиканского и имперского Рима, часто используя их аргументацию и терминологию. «Я не могу удержаться от мысли,— писал, например, известный поэт XIX в. Дж. Р. Лоуэлл из Европы своему другу Дж. Холмсу,— что мы более других народов воплощаем древнеримскую силу и дух. Наша литература и искусство, так же как и у них, носят в определенной мере экзотический характер, зато наша одаренность в политике, праве и особеннов колонизации, наше инстинктивное стремление к накоплению и торговле — все это черты римские»1

Показательно, что, утверждая новую нацию, отцы-основатели в поисках символов новой нации обратились к Древнему Риму. Так, по примеру последнего они назвали верхнюю палату конгресса сенатом. Следуя рекомендациям Т. Джефферсона, они использовали римские архитектурные формы при проектировании и строительстве Капитолия и Белого дома. Как отмечает Р. Гэйбриель, «куполообразный капитолий с его римскими колоннами настолько хорошо выражал лицо новой нации, что эта форма стала характерным признаком Соединенных Штатов»2.

Девиз США, выгравированный на большой печати «Е pluribus unum» — «Из многих единое», заимствован из произведения Цицерона «Об обязанностях», слова «novus ordo seclorum» (новый порядок на века), которые континентальный конгресс в 1782 г. рекомендовал начертать на государственной печати, были переняты у Вергилия.

Тяга американцев к древности непосредственно отразилась и на топонимике Соединенных Штатов. Так, здесь можно встретить, например, такие названия городов и городков, как Сиракуза, Троя, Афины, Цинциннати и др.

В революционный и послереволюционный период среди отцов-основателей весьма модным было подписываться римскими псевдонимами. Например, использовались такие псевдонимы, как Катулл, Агрикола, Катон, Публикола и т. д. В таком же духе известный писатель второй половины XIX в. О. У. Холмс утверждал: «Мы являемся римлянами современного мира, великим ассимилирующим народом».

В то же время американцы, как выше указывалось, убеждены в исключительности путей общественноисторического развития своей страны, уникальности ее роли и места в мировой истории. Возможно, этим объясняется то, что чуть ли не все, что делается в США, в глазах американцев приобретает новизну. С самого начала своей истории, желая, с одной стороны, сохранить преемственность с родиной в Старом свете и, в то же время, подчеркнуть новизну своего эксперимента, американцы нередко присваивали местам проживания староевропейские названия, дополнив их прилагательным «нью», т. е. «новый». Этого не избежало и само Западное полушарие. получившее название Новый свет. Подобным же образом получили свои названия Новая Англия — территория, занимаемая северовосточными штатами, штаты НьюЙорк, НьюГэмпшир, НьюМексико, города НьюЙорк, НьюОрлеан, НьюМоскоу и др. Следует отметить также то, что идея исключительности и новизны американского опыта и американской нации нашла отражение и в названиях городов, местностей и населенных пунктов, которые, хотя и не содержат прилагательное «нью», но все же навеяны сознанием того, что американцы совершали нечто новое, призванное воплотить в жизнь вековечные чаяния людей о счастливой жизни. Так, в штате Пенсильвания, например, имеются такие города с характерными названиями: Аркадия, Согласие, Райский город, Свобода, Гармония, Независимость, Трудолюбие, Новая Надежда, Филадельфия (город братской любви), Прогресс, Процветание, Сион и т. д.

С рассматриваемой точки зрения показательно и то, что, учитывая восприимчивость американского сознания ко всему новому, президенты США любят в названиях своих партийно-политических программ вставлять слово «новый». Это, в частности, программы «нового национализма» Т. Рузвельта, «Новой демократии», В. Вильсона, «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта, «Новых рубежей» Дж. Ф. Кеннеди, «Нового федерализма» Р. М. Никсона.

Приверженность американцев всему новому проявляется также в том, что они непременно фиксируют события, явления, случаи, имевшие место впервые в их жизни, семье, общине, городе, стране и обществе в целом. С этой точки зрения в поле их внимания неизменно находится жизнь именитых людей, особенно президентов страны. В данной связи не лишены любопытства тщательно регистрируемые американскими историками прецеденты в деятельности президентов. Так, Дж. Вашингтон (1789—1791)— единогласно избранный первый президент США.

При Дж. Адамсе, втором президенте США (1797— 1801), было завершено строительство Белого дома в Вашингтоне и он был первым его жильцом. П. Джефферсон (1801—1809) положил начало присоединению к США новых территорий, купив в 1803 г. у Франции огромную Луизиану, что открыло неограниченные возможности освоения западных районов. Позже были куплены, уже при других президентах, Флорида и Аляска. Дж. Монро (1817—1825) — автор так называемой «доктрины Монро», положившей конец европейской экспансии в Западном полушарии; Э. Джексон (1829—1837) основал демократическую партию; М. Ван Бюрен (1837—1841) — первый американский президент, родившийся гражданином США. При нем появилось крылатое слово «О кей». У. Гаррисон (1841) — первый президент в истории США умерший на этом посту. Дж. Тайлер (1841—1845) первый в истории вицепрезидент, ставший, согласно конституции, президентом после смерти своего предшественника. Дж. Бьюкенен (1857—1861) — единственный в истории США холостяк, ставший президентом. А. Линкольн (1861— 1865) — первый президент, павший от руки убийцы. Э. Джонсон (1865—1869) стал первым президентом, оказавшимся перед угрозой быть подвергнутым импичменту. Г. Кливленд (18851889, 18931897) — единственный президент, вернувшийся через четыре года в Белый дом, и первый демократ, ставший президентом после гражданской войны. У.—X. Тафт (1909—1913) — единственный американец, занимавший два высших поста — президента и председателя Верховного суда. К. Кулидж (1923—1929) первым ввел в оборот крылатое выражение «бизнес Америки—это бизнес». Ф. Д. Рузвельт (1933—1945) — единственный трижды переизбиравшийся президент; Р. Никсон (1969—1974) — единственный президент, ушедший со своего поста в результате импичмента. Дж. Кеннеди — первый президенткатолик. Р. Рейган — единственный в истории США президент, добившийся этого поста после развода и вторичного брака.

В США одним из путей соединения прошлого с настоящим, как и в других странах, стали праздники. Для этой страны характерно, что каждый штат устанавливает праздник по своему выбору и отмечает события местного значения разного рода церемониями. Федеральное правительство отмечает девять праздников. Это: Новый год, День рождения Вашингтона, День поминовения, День независимости, День труда, День ветеранов, День благодарения, рождество и День Колумба. Главные праздники США невозможно себе представить без исполнения песен Ирвинга Берлина «Боже, благослови Америку!», «Пасхальный парад» и «Белое рождество».

Естественно, первое место среди всех национальный праздников занимает «славное четвертое (июля)», которое празднуется во всех штатах. Церемония празднования включает парады и пикники, а вечером — красочные фейерверки. Неизменными атрибутами этого праздника являются патриотические речи, произносимые у памятника Дж. Вашингтону в столице страны и на площади у Индепенденсхолл в Филадельфии, где была подписана Декларация независимости. Поистине вселенские масштабы, приняло празднование четвертого июля в честь столетнего юбилея в 1886 г. и особенно в честь двухсотлетнего юбилея в 1976 г. Еще в 1966 г., т. е. за десять лет до торжественного события тогдашний президент Д., Джонсон учредил комитет по празднованию. двухсотлетия Американской революции, который в 1973 г. был преобразован в Управление по празднованию двухсотлетия Американской революции. Как заявил руководитель управления Дж. Уорнер, «двухсотлетие будет праздноваться там, где ему и положено праздноваться: в каждом крупном городе, в каждом маленьком городке, в каждом округе и в каждом населенном пункте». Это будет, добавил он,— «цепной реакцией сотен тысяч индивидуальных праздников, больших и малых, организованных и стихийных, а участниками их будут люди, живущие в каждом уголке Америки». Как показали последующие события, по своей грандиозности масштабы самого действа празднования явно превзошли предварительные планы. В день 4. июля буквально вся Америка от мала до велика в экстазе торжества и радости вышла на улицы, скверы, парки, стадионы, театры благословляя Америку, восславляя революцию, вознося до небес героев Войны за независимость и отцов-основателей, прошлое и настоящее Америки.

Широко отмечается в США другой общенациональный и один из самых популярных семейных праздников — День благодарения, который приходится на четвертый четверг ноября. Традиция, эта восходит к основанию первыми переселенцами — пилигримами в 1620 году поселения в Плимуте. Первоначально этот праздник был призван выразить их благодарность богу за то, что они остались живы в этой чужой и не совсем дружелюбно встретившей их стране. Как пишет Д. К. Аппелбаум,— «посвящение последнего четверга ноября благодарности стало частью установившегося ритма жизни нашей страны, новейшие иммигранты с удовольствием собираются. в этот день на семейный обед, а коренные американцы не припомнят случая, чтобы когданибудь День благодарения, когда осень переходит в зиму, не был отмечен должным образом». Следует отметить, что в утверждении этого праздника немалая заслуга принадлежит индейцам. Дело в том, что половина из ста прибывшие сюда пилигримов не пережила первую зиму. Именно индейцы научили их выращивать кукурузу и тыкву, приемам ловли рыбы и охоты. Получив следующей осенью обильный урожай, они обеспечили себя продуктами питания на всю зиму, после чего руководитель пилигримов У. Бредфорд объявил один день днем благодарности богу. Постепенно обычаи праздновать этот день был принят во всех колониях Новой Англии. В 1789 г. президент Дж. Вашингтон провозгласил 20 ноября общенациональным Днем Благодарения. Много десятилетий спустя в 1863 г. президент А. Линкольн объявил последний четверг ноября «днем благодарения и славословия нашего благодетеля — отца небесного». В 1941 г. конгресс США провозгласил четвертый четверг ноября государственным праздником. На праздничный обед подаются индейка, брусника и тыква, т. е. то, что ели пилигримы в 1621 г.

День поминовения, когда американцы чтят память воинов, погибших в войнах, отмечается в мае. В день этот в знак траура приспущены флаги и могилы солдат украшаются цветами, а в воинских подразделениях дается салют из 21 залпа. Первый понедельник сентября — День труда, который в первый раз отпразднован в 1882 г. в НьюЙорке. Этот день стал днем отдыха, когда устраиваются массовые гуляния, танцы и пикники.

В День ветеранов 11 ноября президент, если он находится в Вашингтоне, кладет цветы на могилу Неизвестного солдата на Арлингтонском кладбище.

В течение нескольких десятилетий после революции образы отцов-основателей Америки — авторов Декларации независимости, «Статей конфедерации» и Конституции США, героев и руководителей революции стали своего рода выразителями и фиксаторами американского национального самосознания. Для завоевавших независимость американцев отцы-основатели в некотором роде восполняли отсутствие монарха и связанных с ним символов. Показательно, что и в лексиконе современных политических деятелей США, в том наборе феноменов, который используют в своей деятельности средства массовой информации часто встречаются понятия, морально-этические ценности, идейно-политические ориентации и т. д., почерпнутые из арсенала отцов-основателей США. Апелляция к их авторитету является непременным атрибутом многих общественных и политических мероприятий. Создан настоящий культ отцов-основателей. Можно сказать, что в сознании американцев существует своеобразный комплекс отцов-основателей. Их воззрения сыграли боль шую роль в формировании духовного климата молодой республики. И сегодня, совершенно в других исторических условиях, они оказывают заметное влияние на массовое сознание американцев, способствуют воспроизводству в новых формах буржуазнодемократических, индивидуалистических и либертаристских норм, ценностей и идейно политических ориентаций. Такую же роль сыграли и многие символы, знаки, ритуалы, порожденные и утвердившиеся под влиянием идей отцов-основателей и тех деятелей, которых по своей значимости стали приравнивать к отцамоснователям.

Естественно, в процессе формирования национальной идентичности Дж. Вашингтон выступал в качестве ее центрального символа. Уже с началом революции назначение его главнокомандующим революционной армией не вызвало у заинтересованных группировок сколько-нибудь серьезных споров. Выдвигая кандидатуру на этот пост на втором континентальном конгрессе Дж. Адамс заявил, что хочет назвать имя «джентльмена, который находится среди нас, джентльмена, способности и опыт которого как офицера, крупное состояние, незаурядный талант и превосходный характер найдут одобрение у всей Америки и приведут к единодушному объединению всех колоний,— джентльмена, который сделает это лучше, чем любое другое лицо»4. И, действительно, Вашингтон во всех отношениях был наиболее подходящей фигурой, способной продвинуть дело объединения страны и добиться национальногосударственной независимости. К тому же времени он уже был широко известен во всех колониях, проявил себя талантливым военноначальником во время семилетней войны между Англией и Францией, решившей вопрос о территории Канады в пользу Англии.

В периоды самых тяжелых испытаний, когда, казалось, плохо вооруженная, голодная и почти полураздетая армия (как это было, например, в Вэлли Фордж в 1777 г. после захвата англичанами Филадельфии и сдачи армии Бэргайна Гэйтсу у Саратоги) вотвот развалится или же потерпит окончательное поражение, авторитет Вашингтона сыграл решающую роль в сохранении единства и боевого духа армии и, следовательно, в достижении национальной независимости. Не менее важную роль в деле консолидации и формирования национального самосознания новой нации Вашингтон сыграл после завоевания независимости. Оценивая хаотическое состояние страны после окончания войны и заключения мира с Великобританией в 1783 г. с большим пессимизмом и заявляя о необходимости принятия мер, чтобы система совсем не развалилась, Вашингтон не переставая писал письма своим друзьям и знакомым, а также именитым мужам страны, призывая их предпринимать шаги для созданий «нерасторжимого союза». Эти письма содействовали осознанию их адресатами необходимости создать вместо рыхлой структуры, базировавшейся на положениях «статей конфедерации», более совершенного союза.

О роли Вашингтона в деле создания федерального союза наглядное представление можно составить по следующему эпизоду. Весной 1785 г. в имении Вашингтона Маунт Вернон собрались представители Вирджинии и Мэриленда для разрешения споров между двумя штатами по вопросу о навигации по реке Патомак. Вашингтон использовал весь свой авторитет и умение для достижения положительного исхода переговоров. Именно эта встреча, как считают американские историки, послужила стимулом для созыва федерального конгресса. Вашингтон заранее одобрил призыв к созыву встречи представителей всех 13 штатов в Филадельфии в мае 1787 г. для принятия федеральной конституции. Будучи председателем конституционного конгресса, он сыграл неоценимую роль в принятии конституции. Занимая исключительное положение в качестве возвышающегося над всеми героя революции, который весьма высоко оценивался всеми противоборствующими группировками, Вашингтон стал фигурой, служившей объединяющим всю страну и нацию символом, гарантией принятия подавляющим большинством населения страны нового режима и соответственно новой государственно-политической системы.

Со смертью в 1799 г. Вашингтон шагнул в легенду. Еще за три года до смерти конгресс объявил день его рождения национальным праздником. В многочисленней популярной литературе XIXв. сам факт, появления Вашингтона именно в Америке рассматривается как симптоматичный. Каждый человек, писал, например, один автор, «будет проникнут удивлением и наполнится благодарностью, если он поразмыслит над тем, что наш земной шар просуществовал шесть тысяч лет до появления Вашингтона на мировой арене и после этого ему было суждено появиться в Америке, чтобы стать украшением, освободителем, защитником, достойным восхищения». Еще более характерна в данном отношении мысль Д. Уэбстера, высказанная в 1843 г. и воспроизводимая вплоть до наших дней во многих книгах: «Америка дала миру такого человека, как Вашингтон! И если бы наши американские институты ничего больше не сделали, одно это обеспечило бы им уважение всего человечества». Эту же мысль в несколько иной форме подчеркивает современный американский правовед Дж. Янг. «Американская революция,— пишет он,— вывела на мировую арену великолепную плеяду людей: трудно себе представить другой пример, возможно, за исключением эпохи Перик ла, когда столь много блестящих людей появилось в одной стране в одно и то же время. Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон, Джон Адамс и Джеймс Мэдисон были экстраординарными людьми, которые оставили бы свою печать, на любом обществе и они были лишь самыми блестящими звездами на небосклоне американской революции, чьи деяния и идеи ввели новый порядок в мире. Они составляли замечательное поколение, но одна фигура возносится над всеми ими: Джордж Вашингтон» 5.

Уже в XIX в., констатирует известный историк Г. С. Коммаджер, каждый ребенок в Америке уже со школьной скамьи был отлично знаком разработанными в учебниках и апологетической литературе стереотипными образами «отца страны» — Дж. Вашингтона: мальчик Джордж с топориком в руках, срубивший черешню и с огорчением признающий свою вину: «отец, я не могу лгать». Вашингтон, пересекающий Делавэр, молящийся в Велли Фордж, поправляющий очки во время своего обращения к революционной армии: «На службе моей стране я не только поседел, но и почти ослеп»; и, наконец, Вашингтон, возвращающийся в конце жизни в свое имение Маунт Верной. Вашингтон — первый в сердцах своих сограждан, он храбр, благороден, трудолюбив, религиозен и обладает всевозможными семейными добродетелями. Он наделен всеми качествами человека, сделавшего самого себя».

Утверждают, что монумент Вашингтона в г. Вашингтоне достигает 555 футов в высоту, что делает его выше шпилей Кафедрального собора, выше монумента св. Петру в Риме и значительно выше египетских пирамид. После смерти Вашингтона новую федеральную столицу назвали его именем. Имение Маунт Верной, в котором он жил, является одним из мест паломничества туристов. Почитатели Вашингтона сравнивали его с «богоподобным Шекспиром».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.