Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режиссерский замысел




Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов художественного произведения с целью создания еди­ного, гармоничного, целостного продукта. Этой цели режиссер дости­гает на основе своего творческого замысла.

Исследование объектов, о которых рассказывает реклама, начина­ется задолго до съемок. Сценарий, построенный с учетом эстетики телевидения, претерпевает в процессе осуществления значительные из­менения. Если вначале — это литературная заявка, которая описывает суть рекламируемого, опираясь на авторские предложения, и наметка путей, по которым может пойти режиссерское исследование, то затем это постановочный проект — руководство творческой группе для по­этапного накопления материала, где уже произошел перевод ситуации на язык телевидения.

Режиссерский замысел — это основная часть постановочного про­екта (или постановочного плана).

Режиссерский замысел рекламного произведения осуществляет­ся на основе подробной информации о рекламируемом товаре, то есть брифа, а также на основе литературного сценария рекламного ролика.

Режиссерский разбор литературного сценария рекламы делается с точки зрения главного героя рекламного произведения.

Замысел включает в себя:

• тему;

• идею;

• сверхзадачу;

• конфликт;

• событийный ряд;

• характеристику действующих лиц;

• художественный образ;

• жанр.

Тема — отвечает на вопрос: о чем в данном произведении идет речь.

Тема— это предмет исследования, изображения, повествования. Определить тему значит определить объект изображения, тот круг яв­лений действительности, который нашел свое воспроизведение в дан­ном произведении. Тема — это наиболее общее представление о про­цессе, происходящем в произведении, то есть тема рассматривает очерченный в произведении круг жизненных явлений. Тема произве­дения — это проблема, то, что лежит на поверхности.

Посмотрим, например, сценарий широко известного рекламного
ролика «Дед Мороз» торговой марки «Толстяк».
Команда проекта — PA Lowe Adventa
Креативный директор — Александр Бренер

Режиссер — Алексей Розенберг
Оператор — Андрей Макаров
Композитор — Сергей Чекрыжов

Рекламный слоган: «В компании с «Толстяком» время летит неза­метно».

 

Сценарий ролика:

«Мы видим компанию друзей, пьющих пиво «Толстяк». Крупным планом бутылки, пиво, льющееся в бокалы. Друзья веселятся, шутят пьют пиво. Один из них - забавный, добродушный парень. Мы видим нашего героя, он в костюме Деда Мороза, рядом стоит елка и мешок с подарками.

Голос за кадром: «Пиво «Толстяк», отменное пиво из ячменя и хме­ля. Пиво «Толстяк» просто создано для хорошей компании, его велико­лепным вкусом можно наслаждаться бесконечно».

Мы снова видим нашего героя, он заходит в дверь, за которой слы­шится мужской голос: «Разрешите вас, как говорится, поздравить...» В этот момент наш герой в костюме Деда Мороза и с подарками заходит в комнату. Комната украшена цветами и воздушными шариками. По­среди комнаты стоит группа женщин с цветами в руках. На стене висит плакат «С 8 марта!». «...С международным женским днем!» — продолжа­ет мужчина.

Удивленный мужчина, глядя на Толстяка, задает вопрос: «Ты где был?»

«Пиво пил», — смущенно отвечает наш герой.

Последний кадр: бутылка пива «Толстяк» и предупреждающий знак: «Внимание! В компании с «Толстяком» время летит незаметно».

Итак, тема отвечает на вопрос: о чем в произведении идет речь? От­вечая на вопрос, можно сказать, что этот ролик о том, как Толстяк (то есть наш главный герой) пил пиво с друзьями и из-за этого опоздал на празднование Нового года. Ключевым словом будет «опоздал», значит, темой данного ролика будет опоздание. Это и будет проблемой главного героя.

Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает пра­вильно сформулировать идею.

Идея — основная мысль произведения, главный вывод содержа­ния. Оценка отображаемых явлений и событий. Идея отвечает на во­прос: в чем я хочу убедить зрителя?

«Тема всегда конкретна. Она — кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна. Она — вывод и обобщение. Тема — объек­тивная сторона произведения. Идея — субъективна» [11, с. 232].

Идея — это лозунг, а лозунг в рекламе — это слоган. Именно слоган дает толчок той визуальной идее, которая превращает литературный сценарий в готовый ролик.

Тимур Бекмамбетов, режиссер: «Слоган — это самое главное. Смотрите, какая цепочка: сначала есть нечто, что клиент хочет продать, потом агентство придумывает, что нужно кричать и на каком углу, по­том — как эмоционально продать идею зрителю. Рекламный ролик ну­жен только для одного — чтобы объяснить людям содержание слогана.


Если слоган неясный, туманный или, того хуже — непонятный то ролик будет сдаваться долго и с большими проблемами. Бывает, что слоган правильный, но как-то банально сказан. Это не так страшно можно вытащить ролик за счет истории, придумать, как его интересно сделать. Самая большая проблема, когда сценарная история не приво­дит к слогану» [23, с. 21].

Возвращаемся к примеру с «Толстяком». Слоган ролика: «В компа­нии с «Толстяком» время летит незаметно». Визуально ролик полно­стью поддерживает эту идею. Пиво настолько хорошее и компания на­столько приятная, что забываешь обо всем на свете: о работе, обязанно­стях и так далее. Герой не просто опаздывает, иначе это было бы просто досадное недоразумение, а опаздывает так, чтобы «совсем». Русский ха­рактер и менталитет.

Сверхзадача — цель произведения. Отвечает на вопрос: ради чего?

Поскольку конечной целью любой рекламы является продажа то­вара/услуги, то очевидно, что сверхзадача любой рекламы — продать. Но реклама сегодня продает не столько товары и услуги, сколько меч­ты, уверенность, красоту, здоровье, общение и все то прочее, в чем так нуждается сегодня современный человек. Поэтому сверхзадачу рекла­мы целесообразно рассматривать гораздо шире, чем обычную продажу товара.

Реклама пива «Толстяк», безусловно, продает пиво, но вместе с ним дружбу, единение, юмор и веселье.

Конфликт с латинского языка переводится как столкновение сто­рон, мнений, сил.

Конфликт — это способ раскрытия противоречий, динамично раз­вивающийся процесс борьбы. При помощи конфликта происходит расстановка сил. Конфликт является движущей силой сюжета.

В любом произведении нас привлекает драматизм — напряжен­ность действия, когда мы следим за судьбой героя и с нетерпением ждем, чем закончится столкновение, спор, преодоление препятствий, схватка героя с противником или с обстоятельствами. Схватка — это не обязательно драка в прямом смысле этого слова, это какие-то дейст­вия, поступки, слова персонажей произведения, противостоящие друг другу или обстоятельствам жизни. Конфликт — это и есть столкнове­ние, он зарождается, развивается, разрешается примирением кон­фликтующих сторон или катастрофой.

Например, в рекламном ролике сока «Добрый» «Знакомство», конфликт разрешается путем снятия противоречия между родителями и сыном, разумеется, при помощи рекламируемого товара.


В противоположность первому примеру ролик пива «Сибирская корона» «Аукцион» заканчивается катастрофой. Главный герой выбрал честь, потеряв при этом любовь.

Причиной конфликта является точка зрения героев произведения на действительность, описанную в произведении. На жизнь, друг на друга, на обстоятельства. Это оценка героем окружающего мира и себя самого в этом мире. Конфликт — это столкновение различных точек зрения. В произведении их может быть несколько. Задача режиссера — понять, точку зрения какого героя считать главной, чей конфликт бу­дет доминировать. Позиции каких героев важнее с экранной точки зрения? Точки зрения проявляются в том, как главный герой оценива­ет окружающую действительность и себя в ней.

Разнообразие конфликтов определяется свойствами характеров персонажей, временем и местом действия, материальными, духовны­ми, объективными и субъективными причинами.

Конфликты бывают внутриличностные, межличностные, группо­вые, социальные, культурные, политические и т.д.

Виды конфликтов:

• я — я (внутренние конфликты);

• я — ты (взаимоотношения с другими);

• я — мы (конфликт между личностью и социальной средой);

• я — мы все (конфликт между человеком и человечеством, исто­рией);

• я — все (конфликт между личностью и природой).

В примере с «Толстяком» конфликт будет между желанием героя весело провести время в компании друзей и необходимостью идти по­здравлять коллег с Новым годом. Это внутренний конфликт «я — я».

Основной конфликт, как правило, должен быть такой, чтобы он мог охватить наибольшее количество героев.

Кроме основного конфликта в произведении могут существовать конфликты второстепенные, побочные, которые должны служить рас­крытию основного конфликта. Но и основной, и второстепенный кон­фликты должны быть тесно взаимосвязаны.

В «Толстяке» также присутствует конфликт взаимоотношений с другими «я — ты», поскольку понятно, что опоздание нашего героя да­ром ему не пройдет. Но второй конфликт тесно взаимосвязан и являет­ся следствием первого конфликта.

Конфликты всегда должны быть персонифицированы. То есть взгляды и интересы групп, народов, социальных слоев и т.д. должны быть выражены в образах конкретных персонажей.


Конфликт способен развиваться только благодаря активным дей­ствиям героев. Герои сценария действуют, участвуют в каких-то собы­тиях, совершают какие-то поступки. Из поступков героев складывает­ся наше представление об их характерах и о причинах развития кон­фликта. Это взаимосвязано: характеры определяются поведением ге­роев в конфликте, а конфликт — позицией героев в предлагаемых автором обстоятельствах.

Достаточно часто герои рекламных роликов похожи друг на друга, как братья-близнецы. После просмотра рекламного блока вы не може­те вспомнить ни одного конкретного героя. Персонажи в основном безлики. Мы видим их лица, но у них нет характеров, нет биографии. Они вне реальной жизни.

Конечно, задача рекламы заключается в том, чтобы продавать то­вары, а не характеры, но, делая невыразительным персонажа ролика, теряет в выразительности само рекламное сообщение. Если зритель не верит в реальность рекламного героя, то почему он должен верить его мнению о рекламируемом товаре? Реклама теряет достоверность и до­верие зрителя.

Данное утверждение не доминантно, но персонажи, которые жи­вут не только в рамках 30-секундного ролика, но и за его пределами, по
определению обрекают рекламу на успех, перенося это положительное
влияние на рекламируемый товар или услугу.

До появления на экране персонажи совершают какие-то поступки, возможно, с кем-то конфликтуют и по-своему относятся к окружаю­щему миру. Они идут к тем кульминационным эпизодам своей жизни, из которых и состоят рекламные ролики. У Станиславского это назы­вается «второй план», тот «жизненный багаж» персонажа, с которым герой приходит в произведение. Здесь легко провести аналогию с рабо­той художника-живописца над жанровой картиной: на картине запе­чатлен только один момент жизни героев. Но если художник не поза­ботится о том, чтобы характеры, судьбы, социальное положение героев стали ясны зрителю, то картину ждет провал.

Всем, конечно же, известны рекламные герои, которые стали на­родными любимцами, а их фразы из рекламных роликов стали народ­ным фольклором. Нелишне будет напомнить, что такой успех обеспе­чен симбиозом работы творческой цепочки: автор — актер — ре­жиссер.

Метод идейно-тематического анализа драматургиче­ского произведения был разработан Аркадием Иосифовичем Кацманом — практиком и теоретиком российской театральной школы, уче­ником и соратником выдающегося режиссера XX в. Георгия Александ­ровича Товстоногова.


Метод прошел успешное апробирование несколькими поколения­ми театральных и кинорежиссеров нашей страны и с успехом исполь­зуется в настоящее время. Он одинаково хорошо подходит для режис­серского разбора театральных пьес, кинематографических и реклам­ных сценариев.

Схема разбора произведения методом идейно-тематического ана­лиза выглядит следующим образом (рис. 22.2).

 

Ведущее предлагаемое обстоятельство

Рис. 22.2. Схема разбора методом идейно-тематического анализа

Все компоненты схемы полностью соответствуют элементам ком­позиционного построения художественного произведения с одной лишь разницей — данный метод является чисто «режиссерским».

Исходное событие (соответствует экспозиции) — это событие, ко­торое начинается за рамками произведения и заканчивается на наших глазах.

Основное событие (соответствует завязке) — начало борьбы по сквозному действию, завязка конфликта, событие, которое приводит в движение то состояние, которое в исходном событии было в спокой­ном виде.

Центральное событие (соответствует кульминации) — кульмина­ция борьбы по сквозному действию, наивысшее проявление идеи.

Финальное событие (соответствует развязке) — окончание борьбы по сквозному действию, окончание событий и поступков главного ге­роя. Разрешение конфликта.

Главное событие — это сверхзадача, цель произведения. Для рекла­мы главное событие — это то, что заставляет представителя целевой аудитории ролика при выборе товара остановиться именно на кон­кретном рекламируемом товаре. Для режиссера главное событие опре­деляет интерпретацию ролика.

Событие — факт, выявляющий конфликт.

Иногда в жизни случается что-то, что все меняет — вызывает новые мысли, чувства, заставляет по-новому смотреть на жизнь. Это проис­шествие мы и называем событием.

В событии всегда есть момент действия, узнавания, известия или осознания. В развитии действия (сквозном действии) событие меняет линию действия главного героя. Событие не может быть растянуто во времени. Событие — это начало или конец какого-то процесса.

Данный метод требует четкого определения событий, поскольку от этого зависит то, насколько правильно режиссер поставит актеру его задачу.

Например, свадьбу нельзя назвать событием. Событием будет из­вестие о свадьбе или предложение руки и сердца. Сама свадьба может превратиться в событие по истечении какого-то количества времени.

Свадьбу, как событие «здесь» и «сейчас», актер сыграть не может, зато может сыграть реакцию на известие о свадьбе.

Исходное предлагаемое обстоятельство — условия жизни главного героя. Это действительное, то, что не меняется - на протяжении всего произведения.

Ведущее предлагаемое обстоятельство — обстоятельство, опреде­ляющее цель главного героя. Это желаемое. Возникает в завязке, за­канчивается в развязке.

Ведущее и исходное предлагаемое обстоятельства определяют кон­фликт.

Сквозное действие — конфликт в развитии. Если сверхзадача — это цель произведения, то сквозное действие — это путь, по которому идут к цели. Сквозное действие — это борьба за цель.

Сквозное действие возникает в завязке, развивается через события по законам причинно-следственной связи. Заканчивается разрешени­ем конфликта. Другими словами, сквозное действие — это те слова, со­бытия и поступки, которые совершает главный герой для достижения своей цели.

Все элементы данной схемы находятся в неразрывной взаимо­связи.

Метод называется «методом идейно-тематического анализа», сле­довательно, с его помощью можно определить тему, идею и сверхза­дачу.

Режиссерский разбор рекламного произведения методом идейно-
тематического анализа осуществляется на основе брифа и литератур­ного сценария рекламы. Разбор делается с точки зрения главного
героя.

Разберем рекламный ролик «Знакомство» сока торговой марки «Добрый».

Команда проекта — PA Lowe Adventa

Креативный директор — Александр Бренер

Арт-директор — Анна Гладкова

Продакшн -студия — Park VI

Режиссер — Петр Буслов

Оператор — Михаил Агранович

Композитор — Алексей Соловьев

Сценарий ролика:

Действие происходит в обычной квартире. Муж и жена (мать и отец) сидят за празднично накрытым столом и ждут, когда придет их сын со своей девушкой, чтобы познакомить ее с родителями. Родители явно нервничают, отец устал ждать и проголодался. Он тянет руку к еде. Жена просит его: «Не хватай, вот лучше соку попей». Наливает сок «До­брый» в стаканы, они оба пьют.

Открывается входная дверь, в комнату заглядывает сын. Родители встают.

Сын: «Мама, папа...» — вслед за парнем входит девушка — «...Зна­комьтесь — это Оля!»

Пауза. Мама в ужасе оглядывает Олю, внешний вид которой явно не соответствует тому, что ожидали увидеть родители молодого челове­ка. Девушка напоминает смесь байкера и тинейджера.

Отец, прерывая неловкое молчание, хлопает в ладоши и говорит:) «Ну, как говорится, добро пожаловать!»

Сок «Добрый» — с добрыми пожеланиями!

Итак, исходное событие — ожидание.

Основное событие — появление сына.

Центральное событие — появление Оли.

Финальное событие — приглашение к столу.

Исходное предлагаемое обстоятельство — желание родителей иметь невестку, соответствующую их стереотипам о будущей жене для сына.

Ведущее предлагаемое обстоятельство — желание сына встречаться с девушкой, которая ему нравится, несмотря на то что родители могут оказаться не в восторге.

Сквозное действие — решение сына познакомить Олю с родителя­ми, поставить их перед фактом, надеясь на их понимание и доброту.

Исходное и ведущее предлагаемые обстоятельства и будут опреде­лять конфликт. Две противоположные точки зрения, в данном случае отцов и детей, будут определять тему (проблему) ролика.

«Добрые» свойства рекламируемого продукта не дают разгореться конфликту, что поддерживает идею «С добрыми пожеланиями!».

В итоге, главное событие — победа доброго и позитивного в челове­ке, что, собственно (кроме самого сока, конечно), и продает данный про­дукт.

Разумеется, метод идейно-тематического анализа можно приме­нить не ко всем телевизионным рекламным роликам. Речь идет только о чисто режиссерской, драматизированной рекламе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.