Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественный свет и освещение




Свет по своей природе значительно более сложен и изменчив, чем может предположить обычный человек. Глаза и мозг человека сообща стремятся приспособить, скорректировать, отвергнуть или проигно­рировать многие особенности освещения. Видеосистемы, напротив, регистрируют все точно. Полученные с их помощью изображения це­ликом определяются качеством освещения. Без глубокого понимания природы света и освещения практически невозможно достичь профес­сионального мастерства в работе с системами записи изображения.

Если бы яркость света была единственным фактором, имеющим решающее значение, то наилучшим способом освещения было бы пря­мое освещение. Однако своеобразие и привлекательность изображе­ний достигаются не количеством, а качеством света. Можно многое сказать о физических свойствах окружающего мира на основе инфор­мации, полученной с помощью света. Свет выявляет цвет, форму, фактуру, объем, относительный размер, состав и физическое состояние объекта. Именно поэтому зрительные картины находят наибольший отклик в нашем чувственном восприятии.

На естественное (солнечное) освещение влияют: географическое положение, сезон, время суток и климатические особенности.

Рассвет. Первый свет, даже летом, появляется после холодного периода ночи. На листве выпадает роса, на стекле и металле конденси­руется влага. В холодную погоду все вокруг покрывается легким инеем или сильной изморозью. В городе в это время отсутствует смог, воздух содержит наименьшее количество пыли и соответственно наиболее прозрачен.

На рассвете и при восходе солнца свет быстро меняется. Перед самым восходом свет имеет голубой оттенок, но если небо ясное, возможен эффект красного заката. Освещение на рассвете идеально для
съемки открытых пейзажей, растений, водных поверхностей и церквей
(поскольку они ориентированы на восток, к восходу солнца). На рас­свете снимают сюжеты с автомобилями, товарами из металла и другими предметами с блестящей, глянцевой поверхностью. Освещение от
неба при этом оптимально выявляет блестящие поверхности и отра­жения.

На рассвете наиболее часто наблюдается полное отсутствие ветра, что позволяет снимать идеально гладкие водные поверхности.

Утро. В течение первых двух часов после восхода солнца свет бы­стро меняется. Солнце может рассеять дымку или туман (в теплые ме­сяцы) или создать их (вследствие испарения инея в холодные месяцы). Слабые испарения от влажных дорог, рек и водоемов могут быть очень эффектны. При съемке на рассвете возможно создание загадочного, мистического эффекта.

Если ночью шел дождь, то утром в лучах солнца заблестят влажные растения и улицы, которые обычно тусклы и непривлекательны. Воз­душная перспектива обнаруживается дымкой. Детали могут быть еще достаточно ясно видны, но с увеличением расстояния пейзаж стано­вится все светлее и размывается. Это одна из возможностей передачи третьего измерения. Утренний свет, спустя час после восхода солнца, считается идеальным для съемки.

На сюжете, сделанном в утренние часы, кожа человека кажется очень гладкой. Это объясняется тем, Что ночью кожа стягивается и ут­ром лицо выглядит более свежим. Поэтому ролики косметических средств (и не только), где акцент нужно сделать на эффекте от исполь­зования продукта, то есть на гладкой, чистой и свежей коже, снимают­ся именно утром.

Полдень. Продолжительность подходящего освещения в полдень зависит от широты местности и времени года. На умеренных широтах хорошее освещение сохраняется в течение нескольких часов, но при этом положение солнца меняется. Зимой солнце может находить­ся низко весь день и в течение четырех часов в середине дня давать наи­большую яркость. Летом тоже существуют четыре идеальных часа — два часа утром и два часа после полудня с мертвым периодом между ними.

Единственное место, где можно эффективно использовать летнее полуденное освещение, — это заросшие ущелья и каньоны, куда в дру­гое время суток солнце просто не попадает.

После полудня и ближе к вечеру естественный свет почти не приго­ден для съемки.

Закат. Закаты — специфический вид освещения при низком по­ложении солнца. Можно наблюдать и плавные переходы тонов, и эф­фектные сочетания цветов.

Закат — одновременно и объект съемки, и источник света. Кон­траст между теплым освещением от нижней части неба и холодным го­лубым светом от верхней части создает тонкие цветовые переходы на любом объемном предмете. Закаты над песчаными и снежными про­странствами или над морем еще более эффектны, поскольку свет отра­жается и усиливается.

Для рекламной съемки автомобилей выбирают западное побере­жье или место, обращенное на запад, во время заката или сразу же после него.

Сумерки. По мере сгущения сумерек глаза начинают терять чув­ствительность к цвету, и материал, снятый в это время, может оказать­ся более насыщенным, чем представляется визуально. Уличные фона­ри, освещенные витрины магазинов, огни и фейерверки прекрасно гармонируют с сумеречным освещением и выглядят значительно луч­ше в это время, чем в полной темноте.

Лунный свет. Лунный свет — это отраженный солнечный, а го­лубоватый оттенок — продукт зрительного восприятия. Чтобы добить­ся на материале эффекта лунного освещения, применяют голубые или сине-зеленые светофильтры. Это соответствует зрительному воспри­ятию лунного света. Безлунная ночь при отсутствии искусственных источников света почти лишена освещения, поэтому снимать практически не имеет смысла.

Большое влияние на естественное освещение предметов оказыва­ют окружающие условия.

Например, песок, снег, вода и облака являются естественными отражателями солнечного света, а земля, лес и горы — естественными поглотителями.

Освещение. Освещение — это не только техника, но и искусст­во. Искусство освещения — это умение эстетически воздействовать на восприятие зрителя, уметь вызвать нужное отношение к материалу. Главным эстетическим компонентом освещения является создание объема, то есть иллюзии трехмерности изображения на двухмерной поверхности, которой является телевизор. На создание этого эффекта оказывает воздействие освещенность, направление света, позиция ка­меры по отношению к объекту съемки и источнику света.

То, как мы воспринимаем хорошо знакомые предметы, зависит от того, как они показаны. Свет способен захватить наше внимание, очертить форму и выразить настроение.

При постановочной съемке установка света меняется каждый раз при перемене места съемки.

Камеры не так зорки, как человеческий глаз, поэтому сцены, кото­рые на первый взгляд выглядят прекрасно, для камеры могут оказаться слишком темными. Минимум света, необходимый для нормальной ра­боты видеокамеры, называется уровнем основного освещения или ми­нимальной освещенностью. Минимальная освещенность означает коли­чество или силу света, необходимого для того, чтобы сцена стала види­мой для камеры.

Теоретически для - создания впечатления трехмерности изображе­ния нужно решить три задачи: выявить форму, отделить объект съемки от фона, а также уменьшить глубину теней, образованных рисующим светом. Эта техника известна как освещение с трех точек.

Рисующий свет — это самый яркий и, следовательно, самый важ­ный источник освещения. Он отвечает в первую очередь за выявление формы снимаемого предмета. Это достигается за счет яркого освеще­ния предмета и за счет отбрасываемых теней. Рисующий свет распола­гается на линии примерно, на 30—45° выше оси «камера — объект съем­ки» и на 30—45° в сторону. Если съемки ведутся на улице, то функцию рисующего света может выполнять солнце.

Заполняющий свет (подсветка) по яркости должен быть от 50 до 75% яркости рисующего света. Подсветка увеличивает общую осве­щенность сцены и частично, но не полностью, заполняет тени, кото­рые возникают благодаря рисующему свету. Яркость заполняющего света должна быть не ниже уровня минимального освещения.

Контровой свет выполняет две функции: отделяет объект съемки от фона и способствует созданию глубины кадра.

Контровой свет помогает обозначить форму прически или одежды, которые иначе сливались бы с фоном. Яркость контрового света обычно равна или превышает яркость рисующего света. Источник контро­вого света располагается за спиной и значительно выше объекта съемки.

Другой способ — это использование отбрасываемого света в каче­стве контрового. Осветительный прибор направляют на потолок или на стену за спиной объекта съемки так, чтобы эта поверхность отбро­сила свет на спину объекта. Из-за трудностей с установкой контровой свет редко используют во внестудийной съемке.

Освещение с трех точек — это классическая техника, предусматри­вающая использование рисующего, заполняющего и контрового света.
Однако это не гарантированный идеальный конечный результат, а отправная точка для построения освещения места съемки. В конечном
счете решение, правильно ли поставлен свет, принимается субъектив­но, на основе того, как сцена съемки выглядит в камере или на мони­торе,

Фоновое освещение — это не то же самое, что и контровой свет. Он освещает не объект съемки, а задний план.

Камера не может обрабатывать световой сигнал с эффективностью человеческого глаза. Иллюзия ночи создается с помощью контроля за освещением фона. Ночная сцена должна иметь темный задний план, даже если действие происходит в помещении. Дневная сцена должна иметь яркий задний план. Но в обоих случаях освещение заднего плана должно находиться на уровне минимального основного освещения.

Фоновое освещение также может создавать настроение. Светлый задний план создаст жизнерадостное настроение, а темный фон может сообщать кадру негативное или таинственное настроение. В обоих слу­чаях освещение переднего плана может оставаться неизменным.

Можно сделать вывод, что жанр произведения определяется харак­тером фонового освещения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.