Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая младшая группа




Шаболин, Игнатова,Холмовская, Венгер

Методика ознакомления детей с геометрической фигурой и формой предметов.

ФЭМП

Используются модели простейших пло­ских геом. ф. разного цвета и размера. Игры детей со строительным материалом, наборами геометричес­ких фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообраз­ных геометрических фигурах, дать их правильное название. На занятиях детей учат различать и правильно называть гео­метрические фигуры — круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом занятии первостепенная роль отво­дится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-дви­гательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выпол­няют с фигурами другого цвета и размера. В заключение проводятся два-три упражнения на распознава­ние и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?». Система упр. с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геом. ф.: а) упражнения на выбор по образцу: «Дай такую же». б) упражнения на выбор по словам: «Дай круги»; в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?»,

Ср. гр. У д-й 5-го г. жиз-и нужно прежде всего закр-ть умение различать и прав-но наз-ть круг и квадрат, а затем и треуг-к. С этой целью проводятся игровые упражнения, в кото­рых дети группируют ф-ры разн. цвета и размера. им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геом-ие ф-ры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру как боль­шего, так и меньшего размера. На след-ем занятии дети получ-т уже неодин-вые наборы ф-р. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фи­гуры и сколько их. При этом целесообразно упраж-ть д-й и в сравнении количества фигур: «Каких ф-р у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квад-ов и треуг-ов?» С нов-и геом-ми фиг-ми д-й знакомят путем срав­нения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с пря­моуг-ом и кругом, а затем с шаром и кубом. Ст. гр., осн. задачей обуч. д-й 5—6 лет явл-ся формир-ие системы знаний о геом-х ф-ах. Д-м даются известные им ф-ры и предл-ся руками об­следовать границы квадрата и круга, прямоуг-ка и овала и подумать, чем эти фигуры отлич-ся друг от друга и что в них один-ое. Прогр-й в ДС предусм-ся познак-ть ст. дошк-ов с 4-угольн-ми. Для этого д-м пок-т множество ф-р с 4-мя углами и предлагают самост-но придумать название данной группе. Можно использовать варианты упраж-й на групп-ку 4-х­угольн-в: отобрать все красные 4-хугольн-и, назвать фигуры данной группы; отобрать 4-хугольники с равными сторонами, назвать их;Важной задачей явл-ся обучение д-й сравн-ю формы пред­метов с геом-ми фигурами как эталонами предметной фор­мы. Работа по сопоставлению формы предметов с геом-ми эталонами проходит в два этапа. На 1-ом этапе нужно научить д-й на основе непосред-го сопоставл-ия предметов с геом-кой фиг-ой давать словесное определение формы предметов.Таким образом удается отделить модели геом-их фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. На след-х зан-х могут быть использ-ы картинки, изобр-щие предметы опред-ной формы. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4—5 штук), группируют их и обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные)Постепенно детей учат более точному различению: круглые и шаровидные, похожие на квадрат и куб и т. п. Позднее им предлагают найти пред-ты указанной формы в груп-й комнате. На 2этапе д-й учат определять не только основную форму предм-ов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка). Игр-е упр-я проводят с целью обуч-я д-й зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. След-я зад-а — науч. д-й составлять плоские геомет­рические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольни­ков — прямоуг-к. Пос­ледняя зад-а явл-я более сложной для д-й, так как все части одноцветны и приходится делать выбор только по форме и размеру.Очень важно упражнять д-й в комбинировании геом-их ф-р, в состав-и разных композиций из одних и тех же фигур. Из геом-ких фигур могут составляться изображения предметов.Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек: сложить два квадрата из 7 палочек;Эти упр-ия способствуют развитию сообразит-ти, па­мяти, мышления д-й.

3. Методика формирования счётной деятельности. Леушина

Освоение счета — длительный и сложный процесс. Истоки счетной деятельности усматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами.

Счет как деятельность сост. из компо­нентов: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, опреде­ление итогового числа (осваивается последовательность чисел),

В раннем возрасте (2—3 года) дети от хаотического познания числительных под влиянием обучения переходят к усвоению после­довательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Как правило, это числа 1, 2, 3.

Позже увеличивается отрезок запоминания последовательности числитель­ных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числитель­ных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть — за пятью. При этом возникают рече-слухо-двигательные свя­зи между называемыми числительными.

Вслед за рече-слухо-двигательными образами у детей 3—4-лет­него возраста успешно формируется слуховой образ натураль­ного ряда чисел. Слова-числительные выстраиваются в ряд и назы­ваются по порядку, но происходит это постепенно. Вначале упо­рядочивается лишь некоторое множество числительных, после него числительные называются, хотя и с промежутками, но всегда в возрастающем порядке: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 15, 16.

Под влиянием обучения дети в 3 года осваивают умение по­элементно сравнивать одну группу предметов с другой, практически устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие. На этом этапе следует учить не словам-числительным, а сравнению мно­жеств путем установления соответствия между его элементами: накладывать предметы один на другой, раскладывать их один под другим или составлять пары, взяв по одному предмету из каждой группы. При таком сопоставлении дети могут видеть равенство или неравенство групп предметов, определяя большую или меньшую по количеству группу, множество из двух, умеют показать лишние элементы дли указать место, где их не хватает, указывая на равно-численность групп, пользуются словами и выражениями: поров­ну или здесь столько же, сколько там, не называя чисел.

Счет в этот период очень однообразен. Дети называют сло­ва-числительные: раз (в значении один), два, три, другой (второй), третий и др., показывают при этом на предметы. На вопрос «Сколь­ко?» вновь начинают пересчитывать. Это свойственно всем детям на начальном этапе овладения счетной деятельностью. Они осваивают процесс счета (название чисел, отнесение их к предметам), но последнее названное при этом слово-числительное не соотносят со всем множеством. В возрасте 3—4 лет (иногда и 5 лет) дети, освоившие счет, не могут ответить на вопрос «Какое из чисел идет до числа 4, какое после?». Они начинают или восстанавливать (на паль­цах) ряд чисел, или слова до и после заменяют словами впереди, сзади и, называя следующее число, рассматривают его как впереди стоя­щее. Многие дети, называя следующее число, не могут назвать преды­дущее. Успешное формирование счетной деятельности, особенно на ран­них ступенях развития, возможно лишь при участии движений, речи, взаимодействии всех анализаторов.

Двигательный компонент (показ на предметы счета, круговое движение рукой при подведении итога) проходит свой путь разви­тия: вначале ребенок передвигает предметы, потом прикасается к ним, затем указывает на предметы на расстоянии, наконец, выделяет предмет лишь глазами, не опираясь на практическое действие. Подобная перестройка совершается постепенно. В процессе освоения счета речевое и двигательное действие про­ходит общий путь развития: от внешнего, развернутого действия к внутреннему, свернутому. Движение глаз и произнесенное слово вы­полняют функцию дробления множеств. Постепенно слово и движе­ния глаз начинают заменять действие руки, становясь основным но­сителем счетного действия.

В 4—5 лет дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно соотносят числительное с каждым множест­вом предметов независимо от их качественных особенностей и форм расположения, усваивают значение названного при счете последнего числа как итогового.

У детей 4—5 лет и старше часто складывается весьма огра­ниченное представление о значении единицы. Единица ассоцииру­ется у них с некоторым отдельным предметом. Под влиянием обу­чения дети овладевают умением относить единицу не только к от­дельному предмету, но и к группе. Это является основой для по­нимания десятичной системы счисления.

В ст. возр. дети овладевают измерением. От практического сравнения предметов путем измерения переходят к количественной характеристике его путем подсчета условных мерок. Эта деятельность углубляет представление о числе. Число начинает выступать как отношение целого (измеряемой величины) к части (мере).Под влиянием овладения двумя видами деятельности, счетом и из­мерением, у детей формируются четкие представления о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10. Достигнутый уровень развития количественных представлений позволяет детям в 5—6 лет эмпирически подойти к пониманию принципа построения натурального ряда: каждое следующее число больше предыдущего на 1 и каждое, предыдущее меньше следующего на 1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.