Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика формирования временных представлений. Фунтикова, Рихтерман, Назаренко, Васильева




Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каж­дая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с еди­ницами измерения времени должно осуществляться в строгой сис­теме и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существен­ные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необра­тимость.

Ознакомление детей с частями суток согласно «Программе вос­питания и обучения в детском саду» начинается совторой млад­шей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.

Конкретным определителем времени для детей является их соб­ственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деятель­ности, называя соответствующее время.

Ознакомление с частями суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель может задать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?»

Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоян­ных видов деятельности, характерных для каждой части суток (мож­но использовать картинки сказочного содержания), и обсуждая воп­рос: «Когда это бывает?» На последующих занятиях задание ус­ложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на кото­рых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток. Для закрепления знаний детей полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия. В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно по­казать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объ­ективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). С этой целью надо организовать на прогулках наблюдения за этими явлениями. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть слож­но, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в Различные части суток. На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части ярко-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки следует показывать детям одновременно и рас­сматривать, чем они отличаются.

Когда дети отчетливо усвоят названия частей суток: научатся определять по характерной деятельности и объективным показа­телям и правильно называть каждую из них, запомнят соответст­вующие им цветовые знаки, можно приступить к уточнению зна­ний о последовательности частей суток.

В упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток можно использовать цветные знаки в качестве разда­точного материала и предложить детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем части суток. Или раз­ложить карточки-знаки, начиная с любой из них, и затем пояс­нить последовательность частей суток.

В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая коли­чественной характеристики этой меры (24 часа), можно объяснить продолжительность суток, используя части суток. После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и, наконец, что его показывали вчера.

В процессе этой работы у детей средней группы начинают скла­дываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.