Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные вопросы к экзамену

Дошкольная педагогика

Учебно-методический комплекс

По дисциплине ДПП.02

Факультет Педагогический

НАПРАВЛЕНИЕ 540600 - ПЕДАГОГИКА СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ

Профиль Детская практическая психология

Кафедра теории и методики дошкольного образования

 

Составители:

Оборотова С.А.

 

Москва-2012

 

1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Её связь с другими дисциплинами в системе наук.

2. Предмет дошкольной педагогики. Её основные понятия (соотношение понятий «образование», «воспитание», «обучение»), задачи.

3. Источники дошкольной педагогики как науки. Использование педагогического наследия прошлого в современной дошкольной педагогике: направления научных исследований.

4. Разработка новых концепций, систем дошкольного воспитания как главной части непрерывного образования и воспитания человека.

5. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь.

6.Особенности развития, воспитания и обучения детей первого года жизни.

7. Особенности развития, воспитания и обучения детей второго года жизни.

8. Особенности развития, воспитания и обучения детей третьего года жизни.

9. Взаимосвязь физического и психического развития детей раннего возраста.

10. Особенности высшей нервной деятельности детей раннего возраста. Её влияние на организацию режима дня детей от года до трех лет.

11. Режим дня как средство разностороннего развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога.

13. Понятие о профессиограмме педагога. Специфика его профессиональной подготовки и деятельности. Творческий характер работы воспитателя.

14. Основоположники педагогики раннего детства об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Характеристика ими явления «госпитализм».

15. Факторы, определяющие развитие личности ребенка. Деятельностный характер развития ребенка.

16. Возрастная периодизация. Движущие силы развития дошкольника. Зависимость воспитания от возрастных особенностей детей.

17. Понятие об индивидуальности. Проявление индивидуальных особенностей у детей дошкольного возраста.

18. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике. Их классификация.

19. Обновление общественного дошкольного воспитания на современном этапе. Направления гуманизации педагогического процесса.

20. Проблема программности воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении. (Анализ задач, структуры и содержания программ с учетом социально-экономических, политических факторов их создания).

21. Концепции дошкольного воспитания о взаимоотношении взрослого и ребенка. Взаимодействие педагога и воспитанника в системе образовательного процесса (учебная модель, комплексно-тематическая модель, предметно-средовая, «сборная модель»). Реализация личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса в ДОУ.

22. Особенности физического развития и воспитания дошкольников: задачи, содержание, факторы, принципы, пути.

23. Характеристика современных дополнительных программ по физическому воспитанию дошкольников.

24. Средства воспитания у детей этики межнационального общения.

25. Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

26. Воспитание у детей творческих способностей в разных видах художественной деятельности.

27. Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Вклад А.П. Усовой в отечественную систему умственного воспитания.

28. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Особенности отечественной системы сенсорного воспитания (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Т.С. Комарова и другие).

29. Задачи и содержание сенсорного воспитания на разных возрастных этапах развития ребенка.

30. Задачи умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сущность и особенности системы умственного воспитания в отечественной психологии и педагогике.

31. Занятия как форма организованного обучения. Формы организации обучения в современных ДОУ. Вариативность форм организации обучения.

32. Воспитание культуры поведения в дошкольном детстве. Современные исследования по данной проблеме.

33. Методы нравственного воспитания. Специфика содержания и методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

34. Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

35. Роль Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.И. Соловьевой, Л.А. Пеньевской, Н.П. Сакулиной и др. в определении содержания обучения для каждой возрастной группы. Особенности обучения детей дошкольного возраста.

36. Своеобразие эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы эстетического воспитания.

37. Задачи, средства и методы эстетического воспитания дошкольников. Их своеобразие в дошкольном детстве.

38. Проблема эстетического воспитания на современном этапе.

39. Своеобразие детского творчества. Роль обучения в развитии детского творчества. Развитие творчества детей в разных видах деятельности.

40. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

41. Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста. Характеристика содержания знаний об окружающей действительности для дошкольников. Требования к содержанию знаний об окружающей действительности.

42. Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста.

43. Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе.

44. Ребенок дошкольного возраста как объект исследования в педагогике. Методы педагогического исследования.

45. Воспитание у детей эмоционально-положительных отношений к людям разных национальностей.

46. Игрушка, история её создания. Значение игрушки в воспитании и развитии детей. Классификации игрушек. Современные требования к ней.

47. Происхождение и сущность игры, её педагогическое значение.

48. Необходимость учета возрастных и половых различий в воспитании и обучении дошкольников.

49. Специфика умственного воспитания детей раннего возраста.

50. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

51. Физическое воспитание, особенности организации физического воспитания в ДОУ.

52. Игры детей дошкольного возраста. Классификации детских игр. Своеобразие и особенности современной классификации.

53. Характеристика режиссерских игр. Педагогические условия развития режиссерских игр.

54. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

55. Характеристика подвижных игр. Виды и особенности руководства ими в разных возрастных группах.

56. Характеристика театрализованных игр. Развитие игрового творчества детей.

57. Строительно-конструктивные игры, их структура и особенности. Развитие игрового творчества детей.

58. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ.

59. Взаимосвязь трудового и экономического воспитания дошкольников. Вопросы экономического образования детей дошкольного возраста на современном этапе.

60. Формы организации труда в дошкольном учреждении, их характеристика.

61. Структура дидактической игры. Особенности подбора дидактических игр для детей разных возрастных групп.

62. Народные дидактические игры и их педагогическое значение.

63. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Современные теории игры.

64. Теоретические основы преемственности ДОУ и начальной школы.

Общая характеристика состояния разработки проблемы преемственности в современной отечественной дошкольной и школьной педагогике.

65. Сущность процесса преемственности в дошкольном образовании и значение.

66. Модель преемственности в воспитательно-образовательной работе детского сада и начальной школы, её компоненты, способы реализации.

67. Согласование программ ДОУ и начальной школы как основа преемственности. Характеристика современных программ (концептуальные положения, цели и задачи).

68. Формирование предпосылок к учебной деятельности, её цель, педагогические условия для их формирования. Роль многообразных методов обучения (проблемных вопросов, моделирования, экспериментирования) в обеспечении детской компетентности.

69. Основания преемственности и средства их обеспечения (развивающие технологии).

70. Пути взаимодействия ДОУ со школой. Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия ДОУ и школы.

71. Готовность ребенка к школе как многогранное целостное явление (понятие, компоненты, педагогические условия их формирования).

72. Характеристика 6-летнего ребенка с разных сторон готовности к школьному обучению.

73. Диагностика готовности детей к школе как поиск путей эффективного развития детей.

74. Типы и функции современной семьи.

75. Факторы жизнедеятельности семьи.

76. Взаимодействие семьи, ДОУ, школы и других учреждений системы образования как условие эффективности процесса по подготовке к школе.

77. Основные вопросы семейного воспитания. Специфические отличия семейного воспитания и общественного.

78. Теоретические основы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

79. Особенности воздействий семьи на развитие личности ребенка.

80. Сущность эффективного взаимодействия ДОУ с родителями на современном этапе. Задачи и принципы взаимодействия детского сада и семьи.

81. Модели семейного воспитания и условия, определяющие его успешность.

82. Особенности общения в семье и его значение в воспитании детей.

83. Пути повышение педагогической культуры родителей.

84. Характеристика форм сотрудничества ДОУ с семьей (традиционные и нетрадиционные формы работы).

85. Дифференцированный подход в педагогическом просвещении родителей, в работе с семьями разного типа.

86. Особенности работы ДОУ с неорганизованными детьми на современном этапе (группы кратковременного пребывания в детском саду).

87. Новые направления деятельности ДОУ в работе с родителями.

88. Система дошкольного образования: структура, содержание и технология.

89. Теоретические основы образовательного процесса в ДОУ.

90. Структура, компоненты образовательного процесса в ДОУ, их взаимосвязь.

91. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.

92. Планирование образовательного процесса в ДОУ: значение, виды, принципы.

93. Характеристика взаимодействия участников образовательного процесса.

94. Характеристика современных инновационных педагогических систем и технологий обучения и развития.

95. Современные отечественные и зарубежные теории воспитания и развития ребенка-дошкольника.

.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Примерный перечень вопросов к экзамену
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.