Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи ДОУ




Характеристика системы современного дошкольного образования в России

 

Современная система дошкольного образования в России складывалась не один десяток лет. Накоплен богатейший опыт, получивший мировое признание, когда в 60-е – 80-е годы в Москве регулярно проходили международные конференции по дошкольному воспитанию.

В настоящее время специалисты дошкольного образования переживают нелегкие времена. Рефреном является модернизация образования, в том числе дошкольного. Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Система дошкольного образования – это совокупность основных общеобразовательных программ, ФГТ, сети дошкольных учреждений, системы органов управления.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений строится на основе Закона «Об образовании РФ» (1992, проект 2010), Типового положения о дошкольном образовательном учреждении РФ (2008 г.), Устава ДОУ, на основе ФГТ (2009), образовательной программы.

Дошкольные учреждения выполняют социальную функцию (оказание помощи родителям в воспитании детей), педагогическую (осуществляют развитие детей с учетом индивидуальных особенностей).

Цель ДОУ – разностороннее развитие дошкольника.

1. Охрана жизни и здоровья, физическое развитие детей.

2. Обеспечение индивидуального, социально-личностного, художественно-эстетического развития, приобщение детей к общественным ценностям.

3. Осуществление коррекции в развитии детей.

4. Взаимодействие, сотрудничество с семьей.

Дошкольное учреждение – общественно – социальное учреждение.

В Типовом положении о дошкольном учреждении РФ (2008 г.) определяются виды учреждений: детский сад; детский сад с каким-либо направлением развития; детский сад компенсирующего вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; комбинированного вида; частные дошкольные учреждения; детский сад – центр развития ребенка, детский сад для детей раннего возраста, детский сад предшкольного возраста (старшего дошкольного), детский сад присмотра и оздоровления.

Дошкольные учреждения могут посещать дети с 2-х до 7 лет. Орган управления ДОУ – педсовет.

Система управления дошкольным образованием в стране включает на федеральном уровне – Министерство образования и науки РФ; на региональном уровне – органы управления образованием областей, городов, районов, краев, автономных республик, например, Министерство образования и науки Челябинской области; на муниципальном уровне – городские, районные органы управления образованием или отдел образования при администрациях, например, Управление образования г. Магнитогорска, в составе которого – отдел организации дошкольного образования; уровень управления конкретного образовательного учреждения – органы самоуправления (общее собрание и совет педагогов).

Международные организации по дошкольному образованию, где есть представители нашей страны, – это ОМЕР (Парамонова Л.).

Регламентируют деятельность дошкольных учреждений, системы дошкольного образования основные международные и правительственные документы: Закон «Об образовании» (1992), Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2008 г), Концепция дошкольного образования (1989), ФГТ (2009), Конвенция о правах ребенка.

Закон «Об образовании РФ», принятый в 1992 году, определяет принципы образования, дает понятие образования. Закон состоит из 6 разделов: общие положения, система образования, управление системой образования, экономика системы образования, социальные гарантии прав граждан на образование, международная деятельность в системе образования. Характеристика дошкольного образования дается во 2 разделе, 18 статье. В настоящее время обсуждается новый проект Закона «Об образовании» (2010 г.), где в главе 10 в статьях 86, 90, 91, 92 говорится о дошкольном образовании.

Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1989 году, ратифицирована правительством нашей страны в 1990. Она включает преамбулу, 3 части, 54 статьи. Конвенция определяет три вида прав ребенка: 1. право на защиту; 2. право на установление нормы; 3. право на выбор. Ребенок имеет право на жизнь, заботу, сохранение индивидуальности, защиту от насилия. Конвенция открыта для подписания всеми государствами, хранится в ООН на шести языках.

Концепция дошкольного воспитания (1989 год, 2 варианта) – это документ, определивший основные положения, пути совершенствования дошкольного образования, гуманизацию дошкольного образования, отказ от стереотипов, идеологизацию образовательного процесса, разработку новых образовательных программ, создание предметно-развивающей среды, изменение стиля общения, взаимодействие педагогов и детей. Многие положения Концепции уже воплощены в практику.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении РФ (2008 г.) определяет задачи, виды ДОУ, организацию деятельности, комплектование групп, характеристику участников образовательного процесса, управление ДОУ.

В современных условиях ситуация со стандартизацией в дошкольном образовании такова, что законом утверждена «урезанная» структура стандарта. Термин «стандарт» не используется, но регламентируется установление двух групп федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям её реализации. Законом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Данный документ состоит из трёх разделов. Первый раздел – общие положения, в которых отмечается, что ФГТ устанавливают нормы, обязательные для всех видов ДОУ. Второй раздел ФГТ – требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В данном разделе указывается 4 основных направления развития дошкольников: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое; принципы построения программы, структура обязательной части программы, объем программы. Третий раздел ФГТ – требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В данном разделе освещается содержание структурных частей программы, цели и задачи 10 образовательных областей, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде 9 интегративных качеств ребенка.

Содержание образовательной области «Физическая культура». Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничного физического развития. Задачи:

· развитие физических качеств;

· накопление и обогащение двигательного опыта детей;

· формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье». Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Задачи:

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

· воспитание культурно – гигиенических навыков;

· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Безопасность». Цели: формирование безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира). Задачи:

· формирование представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них;

· приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

· передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира;

· формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Содержание образовательной области «Социализация». Цели: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений. Задачи:

· развитие игровой деятельности;

· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание образовательной области «Труд». Цели: формирование положительного отношения к труду. Задачи:

· развитие трудовой деятельности;

· воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, его результатам;

· формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание образовательной области «Познание». Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Задачи:

· сенсорное развитие;

· развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

· формирование элементарных математических представлений;

· формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Коммуникация». Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи:

· развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности;

· практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи:

· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

· развитие литературной речи;

· приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Художественное творчество». Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи:

· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

· развитие детского творчества;

· приобщение к изобразительному искусству;

Содержание образовательной области «Музыка». Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.


Задачи:

· развитие музыкально – художественной деятельности;

· приобщение к музыкальному искусству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.