Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монтессори – педагогика




В настоящее время наблюдается возрождение идей М. Монтессори в современной отечественной педагогике. Монтессори – альтернатива системе традиционного образования для детей от 3 до 12 лет.

Данная альтернативная система характеризуется как:

- имеющая собственную философскую базу;

- имеющая собственную технологию (методику);

- отсутствие классно-урочной системы.

Уровни системы М. Монтессори – философский, психологический, педагогический, методический.

Философский уровень

М. Монтессори была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок отличается от взрослого, обладает особой формой разума.

Психологический уровень

Каждый человек – индивид. М. Монтессори предлагала возрождение возрастной периодизации.

Педагогический уровень

Суть метода – свободная целесообразная деятельность детей с дидактическим материалом в созданной педагогом предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия на детей.

Методический уровень

Предлагаются конкретные приемы и средства воспитания и обучения. Педагог вначале демонстрирует ребенку способ работы с материалами, а затем дает возможность заниматься самостоятельно.

Непрерывность образования

Отсутствует адаптация к школе. Ребенок учится в одной школе от 3 до 12 лет. Специальная подготовка к школе не нужна, необходимость в ней отпадает. Монтессори – начальная школа предназначена для детей от 3 до 12 лет. В Монтессори – начальной школе в последний год обучения предпринимается сравнивание уровня знаний с содержанием программ тех школ, где впоследствии будет учиться ребенок.

М. Монтессори понимала образование как процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного потенциала.

Роль функции педагога

Суть воспитания (по Монтессори) – помощь психологическому развитию ребенка с самого рождения (помощь в жизни). Преобладает активность, самостоятельность ребенка. Ребенок активно приобретает знания и умения в ходе самостоятельной конструктивной деятельности (сам выбирает место, материал, который носит автодидактический характер). Коллега, партнер, старший товарищ, который вовремя придет на помощь, ненавязчиво руководит, становится посредником между ребенком и подготовленной средой.

Функции педагога – посредническая, руководящая, обучающая, организующая, диагностическая, защитная.

Подготовленная среда

Материалы расположены на открытых, доступных ребенку полках. Выделяются следующие зоны: зона для упражнений в практической деятельности, сенсорная; для развития речи, обучения письму и чтению; математическая, космическая (знакомство с окружающей природой, естественными науками).

Материалы располагаются в одном экземпляре по порядку, по мере увеличения сложности слева направо с целью обучения общению.

Дидактический материал

– Сенсорный материал для воспитателя (вкладывание геометрических тел):

- 3 бруска, в каждом бруске – 10 круглых отверстий; в каждое отверстие вставляется цилиндр. – 10 призм и бруски. Нужно построить лестницу, ступеньки которой расширяются к вершине (главный признак – толщина);

- 10 палочек. Палочки окрашены в красный и синий цвета. Необходимо выложить прямоугольник, треугольник с уменьшением длины и чередованием цвета;

- 10 призм. Необходимо выложить лестницу;

- 10 кубов. Даётся задание построить башню из кубов.

2. Для восприятия формы предлагаются плоские геометрические вкладыши.

3. Для восприятия цвета предлагается 8 разных цветов.

4. Для восприятия звука.

 

Образовательная программа «Школа 2100»

(под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М., 2000)

Структура

– Общие положения. Программа направлена на развитие и совершенствование образования.

– Что такое образование?

– Образование и жизнь.

– Образование и здоровье.

– Развивающее образование.

– Технология (средства и приемы обучения).

– Непрерывность и преемственность образования. Дошкольное образование.

Дошкольник моделирует мир взрослых разнообразными способами. Новообразования дошкольного возраста:

1. возрастные детские мировоззрения;

2. первичные этические представления;

3. соподчинение мотивов;

4. произвольность поведения;

5. личностное созревание;

6. сензитивные периоды.

Дошкольник способен к обучению по программе, которая должна отвечать эмоциональным интересам и особенностям мышления (характеристика В. В. Давыдова). Дошкольник способен к различным видам свободной деятельности (игра, рисование, музицирование). Педагоги должны втягивать детей в разные виды деятельности. Подготовка к школе ведётся не с помощью школьных технологий, а в игре. В программе предлагаются 4 линии развития ребёнка, по которым разработаны пособия для обучения грамоте, математике, знакомству с окружающим.

Далее в структуре программы выделяются разделы «Начальное образование» и «Общее среднее образование».

– В 8 разделе программы раскрываются образовательные стандарты.

– Образовательная среда.

– Психология содержания образования.

– Непрерывное педагогическое образование.

– Проблема одаренности.

– Образование и социальная культура.

– Художественное образование.

– Национально-региональный компонент в образовании.

– Воспитание.

Предлагаются два подхода к воспитанию: 1) навязывание сверху, манипулирование психикой ребенка; 2) педагогика свободы, построенная на идее сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения условий самостоятельного выбора, саморазвития, совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей, путей решения проблем.

Цель воспитания – формирование культуры достоинства ребенка. 2 трактовка предлагается в программе как ведущая.

Методологические принципы воспитания

(А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов)

1. Принцип социальной активности означает, что критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм, ценностей, а способность к социальному действию, социальным поступкам. Природная активность ребенка вовлечена в социальное русло. Личность должна быть способна к самостоятельному выбору.

2. Принцип социального творчества означает, что ребенок должен совершать поступки осознанно, но собственной инициативе.

3. Принцип взаимодействия личности и коллектива. Коллектив – это ступень в развитии социальной группы. Социальные действия детей органически входят в социальную жизнь группы.

4. Принцип развивающего воспитания.

Личностное развитие предполагает опережающее участие ребенка в деятельности коллектива, а не бездумное подражание поступкам других.

5. Принцип мотивированности означает воспитание личности при понимании ее ведущих мотивов.

6. Принцип индивидуализации трактуется как создание условий для самореализации ребенка.

7. Принцип целостности воспитательного процесса. Авторы считают, что воспитание не может и не должно раскладываться на отдельные составляющие.

8. Принцип единства образовательной среды заключается в создании единой системы воспитания и образования внутри учреждения и вне его.

9. Принцип опоры на ведущую деятельность предполагает, что воспитание – это есть поддерживание и выращивание естественной человечности в детях.

10. В структуре программы данный раздел называется «Родительские организации». Авторы предлагают создание Всероссийского родительского комитета.

11. Детские молодежные организации.

12. Перспектива разработки программы.

Школа «Открытие»

Л. Я. Бореславский, физик, автор оригинального метода интеллектуального развития детей с полутора лет, утверждает, что детский сад в ХХI веке должен давать возможность каждому ребенку до 5 лет раскрыть все свои интеллектуальные способности. Л. Я. Бореславский является директором школы «Открытие». В этой школе дети находятся только в первую половину дня; им даются домашние задания в виде занимательных игр на развитие мышления. Программа и сетка занятий для каждого ребенка индивидуальна. В организации образовательного процесса используется оригинальное оборудование и пособия, например, тренажер, на котором можно провести 500 игр, развивающих логику, внимание, интеллектуальную оперативность. В школе выстраивается индивидуальная линия развития каждого ребенка. Автор считает, что в детском саду скрыты мощные ресурсы развития экономики и культуры страны. Детский сад, по мысли Л. Я. Бореславского, для государства должен стать дорогим объектом.

Инновационное направление обучения и развития дошкольников представлено в работах А. С. Белкина – технология витагенного образования с голографическим подходом. Данная технология помогает раскрывать творческий потенциал детей и взрослых, предполагает опору на жизненный опыт детей с использованием объёмного, многомерного подхода к овладению системой знаний. Воспитатель является не только носителем знаний, но и духовным наставником. В процессе педагогического взаимодействия происходит духовный обмен между детьми и педагогом, совместно проживаются чувства, действия, деятельность. Автор включает формирование разумных материальных потребностей у детей. Для этого А. С. Белкин предлагает следующие приёмы: «погашение потребностей», «опережающее предложение», «переключение деятельности».

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) используется в дошкольном образовании уже второй десяток лет, но до сих пор считается инновационной. Данная технология направлена на развитие познавательной деятельности, умственных способностей, нестандартного мышления. Технология способствует не просто развитию фантазии, но и формирования умения мыслить системно, включает коллективные игры, методы и приёмы (метод фокальных объектов, метод моделирования с помощью маленьких человечков, метод противоречивости в объектах, разрешение противоречий).

Таким образом, в современной дошкольной педагогике процесс создания инновационных систем и технологий обучения и развития дошкольников характеризуется высокой интенсивностью.

Практикам, руководителям дошкольных учреждений необходимо знать сущность данных технологий, профессионально подходить к выбору технологий для использования в образовательном процессе детского сада, уметь адаптировать их содержание к конкретным условиям учреждения.

 

Задания:

Запомните:

Определения понятий «педагогическая система», «педагогическая технология», «инновация».

Проверьте себя:

Инновационные технологии – это:

– современные образовательные программы для дошкольников;

– технологии, которых не было ранее;

– освоение, использование педагогических новшеств, средство обновления образовательной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.