Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка




Игрушка — обязательный спутник детства. Игрушка у младших дошкольников является мотивом игры. Игрушки удовлетворяют потребность детей в активной деятельности, подсказывают идею игры, развивают познавательный интерес; игрушка является произведением искусства (народная игрушка). Игрушка – это предмет, специально созданный взрослыми для игры детей.

Е. А. Аркин в своё время выдвинул положение о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества, которое опроверг Д. Б. Эльконин, т. к. Е. А. Аркин изолировал историю игрушки от истории её обладателя, от истории её функций в развитии ребёнка и от истории места ребёнка в обществе. По мнению Д. Б. Эльконина, игрушки возникают и исторически изменяются. История игрушки связна с историей изменения места ребёнка в обществе. Игрушки в ходе развития человеческого общества меняли свою функцию, занимая новое отношение к процессу развития ребёнка.

Первые упоминания об игрушках этнографы относят к III – V тысячелетию до н.э. В древнем Египте при раскопках находили деревянных кукол, мячи из кожи, датируемые 500 годом до н.э. Вначале игрушки были предметами культа, труда, т. к. труд старше игры. В 17 — 18 вв. начинается промышленное производство игрушек для детей знати в Германии, Франции. Производство русской народной игрушки сохранилось до наших дней (филимоновские глиняные игрушки, богородские деревянные игрушки, дымковские глиняные игрушки, бабинские деревянные матрешки и др.).

В 1918 г. в Загорске был создан Государственный музей игрушек. В 1932 г. - НИИ игрушки.

Согласно разработанным Стеркиной Р. требованиям к игрушкам,они должны:

· помогать решать воспитательные задачи;

· активизировать активность детей;

· быть привлекательными, красивыми;

· соответствовать требованиям гигиены;

· не должны провоцировать на агрессию и насилие;

· быть полифункциональными;

· обладать ярко выраженными дидактическими свойствами;

· располагать к совместной деятельности.

Флерина Е. А. в свое время предложила следующую классификацию игрушек: образные, игрушки — животные, игрушки — транспорт, технические, веселые, театрализованные, дидактические, настольно-печатные. Флёрина Е. А. отмечая педагогическое значение игрушки, подчёркивала, что игрушка необходима для развития. Автор разработала требования к игрушке (занимательность, динамичность, стимулирование к коллективным играм, высококачественность, безопасность). Флёрина предлагала методику использования игрушки, характеризовала народную игрушку.

Макаренко А. С. различал: готовые игрушки, полуготовые, игрушки — материалы.

Г. Локуциевская предложила делить игрушки на: дидактические, используемые на занятиях; в совместной деятельности; в самостоятельной игре детей, созданные детьми, предметы – заместители; народные игрушки.

Современная классификация игрушек (Новоселова С. А.) такова: игрушки по степени готовности; игрушки по материалам, из которых они изготовлены; игрушки по функциональности; игрушки по художественным образам.

Игрушки являются структурным элементом игры; у малышей они выполняют функцию мотива игры, стимулируют игру.

Проблемами игрушки в настоящее время занимается доктор псих. наук В. Абраменкова, которая отмечает, что большинство игрушек иностранного производства — это антиигрушки, способствующие нарушению психики детей, наносящие вред развитию, воспитанию.

Необходимо поддерживать отечественного производителя игрушек. Данной проблемой заняты специалисты лаборатории Федерального института развития образования под рук. Т. Н. Дороновой.

Н. Е. Веракса, А. Л. Романова отмечают, что современные, в основном зарубежного производства, игрушки превращают дошкольника в пассивного потребителя, т.к. в них все продумано до мелочей, и ребенку нет возможности создавать свой воображаемый мир, а только отрабатывать заложенные игрушкой операции.

Таким образом, игрушка — это важный предмет в жизнедеятельности ребенка, это агент взрослых в субкультуре детства. Игрушки должны отвечать большинству современных требований, чтобы успешно использоваться в воспитании, развитии, обучении детей.

Примерный перечень основных игрушек:

Ранний возраст: дидактические игрушки для развития сенсорики (башенки, вкладыши, пирамидки), игрушки для развития движений (каталки), звучащие игрушки.

Младший дошкольный возраст: куклы-младенцы; куклы, отражающие различный возраст и половую принадлежность; игрушки-животные и их детеныши; кукольная мебель, кукольная посуда; наборы игрушек для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Больница» и др.; игрушечная бытовая техника; игрушки, имитирующие транспорт; игрушки – трансформеры; игрушки для театра; настольно-печатные игры (лото); игрушки для игры с водой, песком; кубики с предметными картинками; дидактические игры «Чей домик», «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Пляшущие человечки», «Когда это бывает», «Танграм», «Уникуб»; игра-лото «Народное творчество»; мячи, обручи, кольцеброс, скакалки; свистульки, дудочки, барабаны, бубны; шашки.

Старший дошкольный возраст: дидактические игры «Дорожные знаки»; игры-мозаики; куклы, изображающие персонажей литературных произведений; наборы мелких фигурок моряков, солдат, богатырей; игрушки, изображающие военную, космическую, строительную технику; настольно-печатные игры «Этикет», «Найди свой герб и флаг», «Соседи по планете», «Буквы — цифры», «Путешествие в лес»; «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»; дидактические игры «Постройка дома», «Колумбово яйцо», «Логический поезд», «Контуры», «Занимательная палитра»; детские музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные); спортивный инвентарь для волейбола, баскетбола, хоккея, настольного тенниса; дидактические игры «Опасно-безопасно», «Кто где живет», «Что где растет», «Головоломки», «Пазлы»; компьютерные игры.

Игрушка может и должна использоваться для разностороннего развития детей. Для интеллектуального развития создаются и используются игры-головоломки, игрушки – трансформеры, дидактические игрушки. Для социально-личностного развития имеют большое значение игрушки, предполагающие коллективную деятельность (игрушки для сюжетно-ролевых игр, крупные игрушки, конструкторы). Для эстетического развития детей могут использоваться народные, музыкальные игрушки. Кроме того, все игрушки без исключения должны способствовать эстетическому развитию благодаря красочности, разнообразию образов, форм. Для физического развития детей предназначены специальные игрушки, связанные с развитием движений (мячи, каталки, обручи, кегли и др.). Чтобы игрушки способствовали разностороннему развитию, необходимо профессионально их использовать в нужное время в нужном месте, вовремя изменять игровую среду.

Таким образом, игрушка – это предмет, созданный взрослыми специально для игры детей, она имеет большое значение для разностороннего развития детей.

Задания:

Запомните:

Одну из классификаций игрушек, требования к игрушкам.

Проверьте себя:

Современные авторы, которые занимаются проблемами игрушек:

- Е. Аркин, Е. Флерина, А. Макаренко.

- С. Новоселова, В. Абраменкова.

- Л. Венгер, Н. Поддъяков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.