Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 2 страница




Воспитатель должен научиться видеть целый день и ребенка в этом дне. Каждый день дошкольника в детском саду – это день жизни человека, который может быть радостно прожит только тогда, когда удовлетворяются его ведущие потребности: самоутверждение, игра, познание, общение. Главный помощник в реализации этих потребностей – умный, тактичный, доброжелательный и творческий воспитатель.

 

Н.ФЕДИНА,

кандидат педагогических наук,

заместитель директора

по дошкольному образованию

Учреждения РАО

«Институт стратегических

исследований в образовании»,

Москва

О ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УСПЕХ»

(Дошкольное воспитание. – 2011. - № 1)

 

С 01.12.2007 в Законе РФ «Об образовании» впервые появилось новое понятие «примерная основная образовательная программа». Разработку примерных образовательных программ как дошкольного, так и других уровней образования обеспечивают уполномоченные федеральные государственные органы, возлагая, таким образом, на себя значительную долю ответственности за их содержание.

На основе примерных основных обра­зовательных программ учреждения дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования должны самостоятельно разрабатывать со­ответствующие основные образователь­ные программы, в том числе дошкольные образовательные учреждения - основные общеобразовательные программы до­школьного образования.

Примерные основные общеобразова­тельные программы дошкольного образова­ния, согласно действующему нормaтивно­му правовому обеспечению, определяют обязательную часть основных общеобра­зовательных программ дошкольного образования. Ее объем составляет не менее 80% времени, необходимого для реализа­ции указанных программ. Такая обяза­тельная часть (или примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования) является одним из главных условий, факторов и средств сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, определения единого страте­гического направления развития россий­ской системы дошкольного образования.

Остальные 20% (и менее) времени, не­обходимого для реализации указанных программ, составляет часть, формируемая участниками образовательного процесса. В самом названии данной части отражены полномочия и сфера ответственности уже не уполномоченных федеральных государ­ственных органов, а самих образователь­ных учреждений. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, является одним из главных условий, фак­торов и средств обеспечения вариативнос­ти современного дошкольного образо­вания, так как именно она отражает и реа­лизацию приоритетных направлений деятельности, и специфику осуществле­ния образовательного процесса в ДОУ.

«Успех» - первая примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

В 2008-2009 гг. Учреждением РАО «Ин­ститут стратегических исследований в образовании» совместно с представителями ФГУ ФИРО Министерства образования и науки РФ, НИИ гигиены и охраны здо­ровья детей и подростков НЦЗД РАМН, ГОУ ВПО «Московский городской психо­лого-педагогический университет», Рос­сийского государственного педагогическо­го университета им. А.И. Герцена, Москов­ского педагогического государственного университета, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Челябин­ского государственного педагогического университета разработана примерная ос­новная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (далее - Программа).

Авторский коллектив: кандидат медицинских наук Н.О. Березина, кандидат психологических наук И.А. Бурлакова, доктор педагогических наук Е.Н. Герасимова, доктор педагогических наук А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук Т.И. Гризик кандидат педагогических наук В.А. Деркунская, кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова, кандидат педагогических наук А.А Дякина, доктор филологических наук И.Н. Евтушенко, кандидат педагогически­х наук Т.И. Ерофеева, кандидат педагогич­еских наук В.Г. Каменская, доктор пси­хологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Т.Л. Кузьмишина, кандидат психологических наук, доктор философских наук, дейст­вительный член РАО Ю.А Лебедев, канди­дат педагогических наук О.Н. Сомкова, доктор медицинских наук М.И. Степанова, доктор педагогических наук И.В. Сушкова, доктор педагогических наук Л.В. Трубайчук, кандидат педагогических наук Н.В. Федина, доктор философских наук Л.В. Филиппова.

Научные руководители Программы – доктор психологических наук, действительный член РАО Д.И. Фельдштейн, доктор ­психологических наук, действительный член РАО А.Г. Асмолов.

В 2009-2010 гг. Программа апробировалас­ь в семи пилотных регионах Российско­й Федерации: Карачаево-Черкесской республике, Хабаровском и Ставропольском краях, Челябинской, Липецкой, Москов­ской областях, Санкт-Петербурге. Дошкольные образовательные учреждения в субъектах РФ для участия в апробации Программы выбирались по двум формальным критериям:

1) место расположения (ДОУ, располо­женные как в городской, так и в сельской местности);

2) направленность групп детей дошколь­ного возраста (группы общеразвивающей и оздоровительной направленности).

По результатам апробации с учетом за­мечаний и предложений ее участников в Программу были внесены соответствующие изменения и дополнения.

Разработанная и апробированная Программа была представлена в Министерство образования и науки Российской Феде­рации, которое после детального изучения направило Программу во все регионы РФ для изучения и использования в качестве примерной основной общеобразователь­ной программы дошкольного образования для разработки основных общеобразова­тельных программ дошкольного образова­ния. В Письме Департамента общего обра­зования Минобрнауки России «О пример­ной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» от 22.07.2010 № 03-13 указано, что пример­ная основная общеобразовательная про­грамма дошкольного образования «Успех» разработана согласно п. 5.1 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с Федеральными государственными требо­ваниями к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного обра­зования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2010, регистрационный № 16299).

В настоящее время Программа «Успех» является первой примерной основной общеобразовательной программой дошколь­ного образования.

Название Программы отражает основ­ную миссию всей системы образования ­формирование успешных граждан России.

У спешность маленьких Россиян - это результат их полноценного развития по направлениям: С оциально-личностное развитие, П ознавательно-речевое разви­тие, Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья, Х удожест­венно-эстетическое развитие.

Методологическая основа Программы «Успех»

Программа основывается на положени­ях в первую очередь отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в до­школьном возрасте с учетом лучшего зару­бежного опыта исследований в области до­школьной педагогики и психологии. Сре­ди основных подходов к образованию детей дошкольного возраста рассматрива­ются следующие:

• культурно-исторический;

• деятельностный;

• личностный.

Культурно-исторический подход к пробле­ме развития сформулирован в концепции Л.С. Выготского, в которой подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры об­щества. Ребенок «по бытию» рождается человеком, но станет ли он им по качеству, во многом зависит от той среды, в которой он воспитывается. При этом одно и то же средовое воздействие может по-разному сказываться на детях, имеющих различ­ные возрастные и индивидуальные осо­бенности.

Высшие психические функции (процес­сы, системы) у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы. При органи­зации образовательного процесса с дошкольниками на них еще нельзя опираться в полной мере (как, например, при организации учебной деятельности с детьми школьного возраста) - их необхо­димо развивать.

Носителями культуры для ребенка яв­ляются в первую очередь взрослые. Вся­кая функция в культурном развитии ре­бенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми (социаль­ный план). Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризи­руется), т.е. становится его индивидуаль­ным достоянием (психологический план). Состояние развития ребенка определяется как уровнем его актуального развития (са­мостоятельно решаемыми задачами), так и уровнем ближайшего развития (задачами, решаемыми в сотрудничестве со взрос­лым).

Необходимо учитывать «реактивно-­спонтанный тип обучения» детей до­школьного возраста: обучение дошкольни­ков по заданной взрослыми программе возможно только в том случае, если эта программа станет их собственной (инте­ресной и значимой), а процесс усвоения образовательного материала будет проис­ходить не преднамеренно, а в детских ви­дах деятельности - игре, рисовании, чте­нии (слушании) книг, общении со взрос­лым и сверстниками, труде и т.п. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра, которая рассматривается как обу­чение в адекватной форме. Развитие веду­щей деятельности обуславливает главней­шие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка в до­школьный возрастной период.

Вышеназванные и ряд других положе­ний культурно-исторической теории Л.С. Выготского были развиты А.Н. Леонть­евым, Л.И. Божович, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др.

Центральной категорией деятельност­ного подхода к проблеме развития явля­ется категория деятельности, предполага­ющая активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, на­правленное на ее познание и преобразова­ние. «Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соот­ветствующим содержанием»[2]. Между обу­чением и развитием человека всегда стоит его деятельность. Однако не всякие дейст­вия ребенка, по форме напоминающие ту или иную деятельность, будут являться ею (деятельностью) по сути. Если ребенок действует по заданию, желанию и воле взрослого, без учета собственных потреб­ностей и интересов, его действия так и не станут подлинной деятельностью.

Личностный подход к проблеме разви­тия логически вытекает из понимания дошкольного детства как периода становле­ния базиса личности ребенка и в первую очередь предполагает:

• развитие мотивационной сферы детей (непосредственных мотивов, обусловленных интересом ребенка к детским видам деятельности, а также широких социаль­ных мотивов, опосредованных окружающим социумом);

• формирование личностных качеств как приоритетное направление развития (альтернатива приоритету формирования интеллектуальных качеств ребенка до­школьного возраста);

• утверждение в образовательном про­цессе субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками, т.е. совместной (партнерской) деятельнос­ти взрослых и детей.

С данными подходами хорошо знакомы практические работники системы дошкольного образования. В течение нескольких десятков лет в пояснительных запис­ках образовательных программ для дошкольного образования даются ссылки на вышеперечисленные и другие положения отечественной психолого-педагогической науки, но при этом само содержание программ зачастую им противоречит. До сих наиболее востребованные программные ­документы в практике дошкольного образования фактически полностью построены на основе учебной деятельности (предпосылки которой только формируются к концу дошкольного детства!), а основной формой работы до сих пор остаются специально организованные учебные занятия. Игра является по сути не ведущей деятельностью возраста, а формой занятий либо дидактической (обучающей) игрой.

До сих пор большая часть дошкольных образовательных учреждений продолжает обучение детей «по реактивному типу», по заданной взрослым образовательной программе, не принимая во внимание положе­ние Л.C. Выготского о реактивно-спонтанном типе обучения дошкольников, т.е. о возможности обучения детей дошкольного возраста по заданной взрослым образователь­ной программе только в том случае, если э­та программа стала собственной программой ребенка. Проблема смыслов, мотивации образовательной деятельности решается чаще всего с помощью стереотипных ­и искусственных игровых приемов.

Ряд подобных примеров может быть продолжен.

Именно поэтому для современного до­школьного образования по-прежнему актуальной остается проблема практической применимости основных концептуальных положений отечественной научной психолого-педагогической школы.

 

Основные особенности Программы «Успех»

 

1. Полное соответствие содержания и структуры Программы заявленным в ней концептуальным положениям и федераль­ным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Уход от учебной (ЗУНовской) модели ­построения образовательного процесса с детьми дошкольного возраста и - соответственно - от набора ЗУНов как главно­го результата освоения Программы до­школьниками.

Программа обеспечивает построение образовательного процесса в соответствии с принципом возрастной адекватности или на основе учета возрастных физических и психических особенностей детей через: а) организацию детских видов деятельнос­ти, ведущим из которых является игра; б) выбор и использование педагогами соответствующих форм работы с детьми (иг­ра, экспериментирование, коллекционирование, реализация проектов, беседы, на­блюдения, решение проблемных ситуаций и др.), исключая в качестве основной фор­мы учебное занятие.

Впервые игровая деятельность как ве­дущая деятельность возраста находится не на «задворках режима дня» дошкольников (утренний прием, вторая половина дня и др.), а наравне с другими детскими дея­тельностями включается в объем и содер­жание понятия «непосредственно образо­вательная деятельность», которой в режи­ме дня традиционно отводится самое продуктивное время - первая половина дня (после завтрака) или время наиболь­шей активности дошкольников.

Основные модели организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и детей и самостоя­тельная деятельность детей. Возможность введения так называемого учебного блока и элементов учебной деятельности предусматривается в Программе для детей в воз­расте от 6 до 7 лет в качестве «переходного периода», организационно подготавлива­ющего воспитанников к последующему обучению в школе.

Главным результатом освоения Програм­мы и показателем полноценного, всесторон­него развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7 лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологичес­кие (личностные и интеллектуальные) но­вообразования и уровень физического раз­вития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения. Промежу­точные результаты освоения Программы (4, 5, 6 лет) разработаны в помощь педаго­гам в целях корректировки (при необходи­мости) образовательного процесса в группе, работы с семьями воспитанников, определе­ния индивидуальных образовательных мар­шрутов для детей с особыми образователь­ными потребностями или трудностями в ос­воении Программы.

3. Реализация принципа интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) образовательных областей, являющегося альтернативой «предметному» принципу построения образовательного процесса.

Раздел «Пояснительная записка» рас­крывает практические пути и способы интеграции каждой из образовательных обла­стей с другими образовательными областя­ми. В разделе «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освое­нию Программы» для каждой из образова­тельных областей перечислены примерные формы работы, среди которых (редко) можно выделить специфические, или свой­ственные конкретной образовательной об­ласти, и интегративные (их большинство), которые могут быть использованы для ре­шения задач двух и более образовательных областей. Раздел «Содержание психолого-­педагогической работы по освоению обра­зовательных областей» также наглядно де­монстрирует педагогам интегративный ха­рактер (связанный с реализацией двух и более образовательных областей) боль­шинства задач психолого-педагогической работы по реализации Программы.

4. Реализация комплексно-тематическо­го принципа построения образовательного процесса с помощью международного и рос­сийского календаря праздников (событий).

Темы праздников, каждый из которых либо официально установлен российским государством, либо принят международной и (или) российской общественностью, по определению, значимы для общества и го­сударства. Но они могут стать значимыми и для дошкольников как интересные собы­тия, которых можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе с семьей, сверстниками, со взрослыми и т.п.

Темы праздников доступны детям и способны вызывать у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мо­тивации в образовательном процессе. Это:

• события, формирующие чувство граж­данской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

• явления нравственной жизни (дни спасибо, доброты, друзей);

• окружающая природа (дни воды, зем­ли, птиц, животных);

• мир искусства и литературы (дни по­эзии, детской книги, театра);

• традиционные для семьи, общества и государства праздничные события (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);

• наиболее важные профессии (воспи­татель, врач, почтальон, строитель).

Календарь праздников помогает педаго­гу выстроить годовой ритм работы группы. С одной стороны, он обеспечивает возмож­ность годового планирования смысловых тем (так как известен воспитателю зара­нее), а с другой - жестко не привязывает образовательный процесс ни к заранее оп­ределенному перечню (любая запланиро­ванная тема может быть заменена на другое событие или другой праздник в соответст­вии с потребностями, предпочтениями и интересами детей), ни к конкретной дате реализации темы (процесс подготовки к празднику и проведения праздника - это пролонгированный процесс: от нескольких дней до нескольких недель).

Предложенный в Программе вариант реализации комплексно-тематического принципа обеспечивает также построение образовательного процесса в соответствии с общими принципами дидактики, напри­мер от простого к сложному (по спирали): с большинством праздников дети встре­тятся и в следующей возрастной группе, но при этом возрастет мера участия и сложность задач, решаемых каждым ре­бенком в ходе подготовки и проведения уже знакомых праздников.

Большинство педагогов-практиков от­мечают, что праздники выполняют также функцию сплочения детского сада и семьи, являясь благодатной почвой для включе­ния родителей в образовательный процесс.

Разнообразие тематики праздников оп­ределяет многообразие «живых» форм образовательной работы.

Кроме того, примерный календарь пра­здников, предложенный в Программе, при разработке формируемой участниками об­разовательного процесса части основной общеобразовательной программы кон­кретного ДОУ может быть изменен, уточ­нен и (или) дополнен содержанием, отражающим: а) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; б) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

5. «Успех» - первый программный документ, в котором учтена гендерная специфика образования дошкольников: на смену «бесполой» дошкольной педагогике, в которой редко встречались «мальчики» и «девочки», - в основном только «дети» или «ребенок», - приходит воспитание партнерских взаимоотношений между будущими мужчинами и женщинами.

Раздел «Возрастные особенности детей» впервые отражает характеристики личности ребенка, в том числе и как представителя определенного пола. Раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» направлен на формирование у детей гендерной идентичности и овладение ими способов общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола.

6. Программа выдвигает не только определенные федеральными государственными требованиями специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие задачи, на решение которых априори направлена реализация всех образовательных областей:

• развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;

• освоение позиции субъекта в детских видах деятельности;

• развитие мотивационно-потребностной сферы;

• формирование и развитие самопознания;

• развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля;

• развитие творческих способностей.

7. В соответствии с положением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования об обязательном психологическом сопровождении в Программе определены основные направления и задачи работы педагогов-психологов в части психологического сопровождения Программы.

8.Программа обеспечивает преемственность образовательного процесса ДОУ с образовательным процессом начальной школы: на нормативном уровне – с ФГОС начального общего образования, на программно-методическом уровне – с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования, УМК начального общего образования «Перспектива».

Направления преемственности:

• единая теоретико-методологическая основа;

• общие цели и линии развития детей;

• учет принципа возрастной адекватности при выборе форм, средств, методов, приемов образовательной работы;

• единство подходов к определению структуры и результатов освоения программ.

9. Структура Программы отличается от общепринятого варианта структурирования образовательных программ в системе дошкольного образования.

Традиционная структура образовательной программы основана на учете биологического возраста детей (в рамках каждой возрастной группы последовательно раскрываются возрастные характеристики, особенности организации жизни, примерный режим дня, содержание образовательной работы и др.). Данный способ построения программных документов был принят еще в первой половине 20 века, когда главной задачей системы являлась организация массового дошкольного воспитания, а центром педагогического поиска, соответственно, разработка фронтальных форм работы с детьми. Решение указанных задач не предполагало учета индивидуальных особенностей детей и личностно ориентированного подхода к образованию дошкольников.

Выдвижение на первый план развивающей функции образования, ориентирующей педагога на индивидуальные особенности ребенка, по определению, должно предполагать наличие иного структурирования Программы. Именно поэтому Программа, с одной стороны, учитывая потребности массовой практики дошкольного учреждения, в которой большинство дошкольных групп одновозрастные, час­тично содержит традиционную «разбив­ку» программного материала по возраст­ным подпериодам, а с другой - не ограничивает восприятие программного материала рамками одной возрастной группы детей, дает возможность педагогу самостоятельно определять: все ли дети его дошкольной группы соответствуют ха­рактеристикам детей данного возраста? возможно, часть воспитанников «убежа­ла» вперед, а кто-то немного отстал? И со­ответственно так ли уж необходимо ре­шать именно те задачи психолого-педаго­гической работы, которые перечислены в Программе по отношению к детям данной возрастной группы? возможно, кто-то уже нуждается в более сложном программном материале, а с кем-то еще необходимо при помощи взрослого пройти кусочек преды­дущего пути?

В помощь педагогам-практикам и роди­телям детей, осваивающих Программу, в ее структуру включены дополнительные раз­делы:

• «Основные понятия», или терминоло­гический словарик;

• «Циклограмма образовательной дея­тельности», представляющая собой смысловую, тематическую и организационную основы программы.

10. Процесс разработки и апробации Программы на всех этапах сопровождала гигиеническая, физиологическая и психо­логическая экспертиза, предполагающая тесное взаимодействие указанных специа­листов с авторским коллективом Про­граммы.

11. Программа ориентирована на реали­зацию в группах детей дошкольного возраста общеразвивающей и оздоровительной направленности всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную програм­му дошкольного образования. В группах комбинированной направленности Про­грамма может быть использована при ус­ловии комплексирования с примерной ос­новной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с ог­раниченными возможностями здоровья.

В настоящее время осуществляется раз­работка полного методического обеспече­ния Программы, в составе которого: 1) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы; 2) методические рекомендации по реализа­ции Программы; 3) демонстрационное по­лифункциональное пособие «Календарь» для детей всех возрастных групп; 4) советы родителям; 5) основные формы совместной деятельности взрослого и де­тей; 6) настольно-печатные и режиссер­ские игры, направленные на социально-­личностное и познавательно-речевое развитие детей; 7) альбомы для рассматри­вания (художественно-эстетическое разви­тие); 8) хрестоматии, фонохрестоматии; 9) энциклопедии и др. Планируется также выпуск серии электронных образователь­ных ресурсов по реализации Программы в условиях как дошкольного образователь­ного учреждения, так и семьи.

Заключить статью о первой примерной основной общеобразовательной програм­ме «Успех» хотелось бы следующей цита­той из нее:

«Успех – это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех – признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу. Авторский коллектив желает всем педагогам Российской Федерации, реализующим примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, УСПЕХА!».

 

Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 87 – 91; № 4. – С. 64 – 68

Статья первая

Разговор о природе, феноменах и проблемах детской субкультуры был начат на страницах журнала дошкольное воспитание уже несколько лет назад статьей Н. Михайленко, Н. Коротковой «К портрету современного дошкольника» (Дошкольное воспитание.— 1993.— № 1). Нам хотелось бы еще раз вернуться к затронутым вопросам и продолжить этот разговор.
Каждый взрослый был когда-то ребенком. Вспоминая о собственном детстве, он невольно ловит себя на мысли о том, что тогда-то он был совсем иным, отличным от себя сегодняшнего. И вовсе не потому, что меньше знал и умел. Вот это ощущение принадлежности ребенка к особому миру в мире, к самобытной субкультуре прекрасно описано в многочисленных произведениях русских и зарубежных писателей, посвященных своеобразию детской Души». (Внешним выражением самобытности детства, его культурной автономии являются феномены детской субкультуры, с которыми внимательный взрослый, общаясь с детьми и наблюдая за ними, встречается ежечасно. Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений омире, ценностей и т. д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место. Она находит свое выражение в различных играх, ритуалах, словесных произведениях и др. Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое.

Известно, что ребенок по ходу развития обособляется, эмансипируется от окружения близких взрослых, обретает все большую независимость, самостоятельность и свободу в действиях и поступках. Нечто подобное наблюдается и в истории человечества. На определенном ее этапе человеческий мир как бы разделялся на мир взрослых и мир детей. Однако произошло это не сразу.

На первых порах дети равноправно включались в коллективы взрослых, участвовали в совместном с ними производительном труде. Историческими свидетельствами о том, как это происходило на самой заре цивилизации, мы фактически не располагаем. Однако некоторый свет на это проливают данные о жизненном укладе представителей архаических («примитивных») культур, которые до сих пор существуют в отдаленных точках нашей планеты (Центральная Африка, Океания и др.). Так, по свидетельству выдающегося русского путешественника и этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая, члены одного из племен, населяющих берег Новой Гвинеи, обработку почвы производят следующим образом. Мужчины, выстроившись в цепочку, выворачивают палками слой земли. За ними следует цепочка женщин, которые разрезают его на более мелкие кусочки. И, наконец, завершают работу дети, размельчая землю до крошечных кусочков, делая это даже пальцами. Такое общество, по словам профессора Д. Б. Эльконина, является «максимально комфортным», различные возрастные группы в нем еще не противостоят друг другу. Образ такого «комфортного» общества достаточно типичен и закрепился даже в произведениях фольклора. Достаточно вспомнить известную русскую народную сказку «Репка». Ее персонажи чем-то напоминают новогвинейских земледельцев: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...» даже кошка, Жучка и мышка помогали здесь людям на правах «младших» партнеров по труду...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.