Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение в дошкольном возрасте. Формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками




Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М.И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения.

1 форма общения - Ситуативно-личностное общение – характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно- эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки, уходит на второй план.

2 форма общения– ситуативно - деловое общение – характерна для раннего возраста.

Потребность в сотрудничестве является основой для ситуативно-делового общения. В нем ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами. У него начинает проявляться активность и самостоятельность. Он становится субъектом своей деятельности, чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях, развивается речь ребенка.

Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное содержание этого общения непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за её пределы.

Появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.

Для дошкольного возраста характерны следующие формы общения: 3.внеситуативно-познавательная и 4. внеситуативно-личностная.

Рассмотрим их подробнее.

3. Внеситуативно-познавательное общение складывается к 4-5 годам, чему свидетельствуют вопросы, адресованные взрослому. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Несмотря на простоту и доступность, ответы взрослого не должны искажать действительности. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей. Чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

4. Внеситуативно-личностная форма общения самая сложная и высшая в дошкольном возрасте. Начинает формироваться к 6-7 годам. Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Детям важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Для ребенка очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого – отличительная особенность личностной формы общения. Для поддержания стремления ребенка быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка. Ведь ребенку очень важно быть хорошим, делать все правильно.

Внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе.

Значение этой формы общения заключается в следующем:

1. ребенок усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках.

2. дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.

3. дети учатся различать роли разных взрослых и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 10642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.