Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. «История» Фукидида как исторический источник




 

Фукидид – древнегреческий историк, автор «Истории Пелопоннесской войны».

1. Биография.

В точности не известна; знаем только, что он получил хорошее образование, происходил из знатного и богатого рода и, вероятно, с молодости бывал во владениях семьи во Фракии (что и обусловило его дальнейшее назначение).

Во время чумы в Афинах 430-426 гг. ей переболел (описал сам), затем в 424 году был избран (м.б. и до этого им являлся) стратегом (одним из 10 полководцев, значит уже был старше 30-ти лет).

В тот год спартанский полководец Брасид вторгся во Фракию, и фракийские города стали переходить на сторону Пелопоннесского союза. Фукидид с флотом должен был выступить гарантом силы Афин в регионе и не допустить перехода на сторону врага крупного города – Амфиполя, однако в силу непонятных обстоятельств (которые и сам не разъясняет, но не снимает с себя вины) оказался в решающий момент возле острова Фасоса.

К Амфиполю прибыть не успел, Брасид завладел городом (гавань Фукидид защитить успел), и вернувшийся с поражением Фукидид был приговорён к изгнанию. Отправился, видимо, во Фракию и там, живя на доходы с семейных золотых приисков, писал свою «Историю Пелопоннесской войны».

В 404 году вернулся из изгнания, но вскоре скончался, успев довести свой труд только до 411 года (сам говорит, что начал писать с самого начала войны, т.е. с 431 года).

2. Композиция. Труд разбит (позднее) на восемь книг:

В первой (I) он сперва излагает непосредственные причины войны (конфликт с Коринфом за Керкиру, блокада Потидеи, Мегарская псефизма), затем утверждает, что на самом деле проблемы куда глубже и реальные причины – боязнь чрезмерного возвышения Афин, объективные проблемы несовместимости разных систем (Спарта–Афины), а также «заносчивость» наций (греков разных полисов).

Для этого Фукидид предпринимает длительный экскурс в историю, ценнейшим образом рассказывая о древнейших временах, Троянской войне и проч. событиях.

Со второй (II) по первую часть пятой (V) книги он излагает по годам события Архидамовой войны (431-421 гг.). Причём года он считает не как прочие греки, а с месяца марта примерно.

Вторая часть пятой (V) книги – промежуток между войнами, истребление афинянами населения острова Мелоса (детей и женщин продали в рабство). Шестая (VI) и седьмая (VII) книги – Сицилийская экспедиция, последняя часть (VIII) – события 413-411 гг. до истории переворота четырёхсот (и его последствий).

Труд Фукидида был дописан до конца войны и впоследствии издан Ксенофонтом.

3. Историчность, стиль, объективность.

Фукидид очень досконален. Неоднократно упоминает, что ищет истину, и не будет рассказывать читателю то, что «услышал от первого встречного». В этом содержится скрытая полемика с Герадотом (ибо тот-то предоставлял читателю чему верить, а чему – нет).

«Записывал события после точных исследований относительно каждого отдельного факта». Иногда цитировал документы: посвятительную надпись Писистрата, сына Гиппия, договор 423 г. о перемирии, договор о мире афинян со спартанцами 421 г. и др.

В судьбу и богов как непосредственных участников исторического процесса не верил, поэтому не ссылается на предсказания и оракулов, упоминая их (как и «судьбу») лишь в иных значениях: рассказывая о чьей-то вере или о событии, на которое нельзя было никак повлиять.

При этом старается быть объективным: сообщает читателю своё мнение довольно сдержано, при этом «дав» доводы «за» и «против» обеих борющихся сторон. Регулярно использует для этого так называемые «речи»: прямые выступления исторических деятелей, в которых те говорят «не в точности так, как говорили в тот момент, но так, как могли бы сказать в целом верно относительно общего смысла сказано» (перефраз самого Фукидида).

Как философ Фукидид довольно пессимистичен – человек по натуре зверь, склонный к насилию, от чего его спасает мирская жизнь и культура, а война пробуждает. Фукидид ни коем образом не сторонник войны, но ему не чужды понятия гордости за свой полис и воинской доблести. Нациям свойственна «заносчивость», которую направляют во вред демагоги, а мудрые вожди используют во благо.

4. Политические взгляды.

Как бы то ни было, историк не может отдалиться от своих политических взглядов при изложении. Роль личности по Фукидиду высока – именно вожди могут обуздать «заносчивость», и лучшим из вождей он признаёт Перикла. В знаменитой «надгробной речи Перикла» (над могилами воинов) он прославляет демократию и Афинский политической строй. (Эта речь наиболее убедительна и ряд исследователей считают, что «все деятели у Фукидида говорят как Фукидид, и только Перикл – как Перикл».)

Фукидид люто ненавидит Клеона (вождя радикально-демократической группировки), и даже его успех (взятие Пилоса) характеризует как случайный, отдавая лавры Демосфену; гибель его под стенами Амфиполя (Клеон отправился отвоёвывать его) описывает, пожалуй, даже в чём-то злорадствуя. (Алкивиада как демагога он тоже недолюбливает.)

При этом резко положительно относится к Никию (вождю умеренных олигархов), его действия всегда поощряет и гибель Никия в Сицилии описывает как гибель одного из лучших людей эпохи.

На этом основании многие заявляют о симпатиях Фукидида к олигархии, но это не верно – «лучшим политических режимом (по крайней мере на моей памяти)» он называет режим пяти тысяч, установившийся после свержение диктатуры 400-х сотен в 411 году потому, что «это было благоразумное смешение олигархии и демократии».

Таким образом Фукидид предстаёт человечком умеренны политических взглядом и далёким от радикализма с обеих сторон. При этом в тексте встречаются намёки на идеал «единой Греции перед лицом Персии», однако всё это находит субъективное упоминание в тексте и не искажает факты, в чём содержится его главная заслуга.

Волна гиперкритики прокатилась по Фукидиду во второй половине XIX века, однако к сегодняшнему дню отношение к историку стабилизировалось и ему возвращён титул «великого и вечного», хоть за ним и признают определённые неточности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.