Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика Александра II (1855-1881 гг.) Реформы 1860-1870-х гг




Россия в 1860-1890-е гг.

Александр — первый сын великокняжеской семьи Николая Павловича и Александры Федоровны — родился 17 апреля 1818 г. Когда Александру исполнилось шесть лет, воспитателя­ми и наставниками его были назначены К. К. Мердер и В. А. Жуковский.

Капитан К. К. Мердер — боевой офицер, генерал, ветеран наполеоновских войн. Последние 10 лет своей жизни он неотлучно находился при цесаревиче. Мердер имел репутацию человека доброго, умного и исключительно порядочного. Поэт В. А. Жуковский был известен своей про­свещенностью, педагогическим опытом. Он был близок к императорской семье. По рекомендации вдовы Павла I Марии Федоровны — императрицы-матери — он преподавал русский язык великой княгине Александре Федоровне.

Специально для Александра В. А. Жуковский составил «План учения», который был рас­считан на двенадцать лет и получил личное одобрение Николая I. Главной целью воспитания и обучения являлось «образование для добродетели».

Под руководством Мердера и Жуковского Александр получил прекрасное образование и ус­воил твердые нравственные принципы. Большое значение придавалось истории. Александру чи­тался курс и отечественной, и всеобщей истории. Цесаревичу нравились эти занятия; большую радость вызывали книги по истории, которые дарил ему отец.

Александр успешно овладел французским, немецким, английский и польским языками, мате­матикой и другими дисциплинами. Его образование было лучше и основательнее, чем у его отца. Николай I, поощряя учение сына, тем не менее заботился о том, чтобы он стал военным челове­ком, иначе, по мнению царя, он будет потерян для своего века. Жуковский, в свою очередь, наста­ивал на том, что истинное могущество царя не в числе его воинов, а в благоденствии его народа, и стремился ограничить военные занятия шестью летними неделями в год. Но все же Александр, как и все Романовы, быстро пристрастился к военным смотрам и парадам.

В день совершеннолетия (16 лет) Александр произнес «клятвенное обещание в лице наслед­ника престола» в большой церкви Зимнего собора и в Георгиевском зале при торжественном соб­рании по случаю вступления в действительную службу. Тогда же финский минералог Н. Норден- шильд открыл на Урале драгоценный минерал и назвал его в честь совершеннолетия цесаревича александритом.

В 1835 г. великий князь Александр прослушал практические курсы о российских законах, во­енной науке, финансах и дипломатии. «Беседы о законах» проводил с ним М. М. Сперанский, ко­торый внушал своему ученику уважение к закону, учил различать самодержавие и самовластие. Курс о финансах читал министр финансов Е. Ф. Канкрин; советник Министерства иностранных дел Ф. И. Брунов рассказывал о внешней политике России со времен Екатерины II; генерал А. Жомини —

о военной политике и стратегии России. Согласно традиции, воспитание Александра завершилось путешествием для ознакомления с Россией и Европой.

Во время путешествия по России в 1837 г., которое длилось около восьми месяцев, Александр с наставниками, воспитателями и свитой посетил 29 губерний. Первым из Романовых Александр побывал в Сибири, где видел поселенных там декабристов и проникся искренним состраданием к ним. Он ходатайствовал перед отцом о смягчении их участи, и царь сократил некоторым сроки их изгнания. За время путешествия по стране цесаревичу было подано шестнадцать тысяч про­шений.

Больше года (1838-1839 гг.) длилось путешествие по Европе. Александр посетил Пруссию, Швецию, Данию, немецкие и итальянские герцогства и королевства, Австрию, Голландию, Англию и всюду производил впечатление человека, превосходно воспитанного. Путешествие повлияло и на личную жизнь Александра, он познакомился с принцессой Марией Гессен-Дарм- штадтской, которая в 1841 г. стала его женой. В этом браке родились дети — шестеро сыновей и одна дочь.

Приобщая цесаревича к управлению страной, Николай I назначил его присутствующим в Го­сударственный совет, затем — в Комитет министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. В эти годы Александр не имел сколько-нибудь критического отношения к политической и государственной программе отца и проявлял полную привержен­ность к существующим порядкам, не помышляя об освобождении крестьян и либеральных пре­образованиях. Он продолжал интересоваться военным делом, продвигался по военной лестнице, повышаясь в чинах, званиях и должностях, и в армии воспринимался как человек храбрый и мужественный. Но участие в государственных учреждениях было не бесполезным. Александр обратил внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и на ту силу, которая может его решить — созданную и контролируемую царем высшую бюрократию. Дальше этого, очевидно, его рассуждения не шли: время преобразований еще не наступило.

Крымская война стала печальным итогом правления Николая I.

В феврале 1855 г. Николай умер, успев сказать наследнику: «Сдаю тебе команду не в полном порядке.» Порядок было суждено наводить Александру.

Вступив на престол, Александр II намеревался продолжать политику своего отца. Однако вскоре внешние обстоятельства — поражение России в Восточной (Крымской) войне — заставили нового императора обратиться к назревшим в стране проблемам. Война продемонстрировала эко­номическую отсталость России. Для многих становилось очевидной возможность утраты Россией мирового статуса и скатывания в разряд второстепенных держав. В общественных кругах бурно обсуждался вопрос об освобождении крепостных. Однако не только печальный исход Восточной (Крымской) войны обращал общественное сознание к необходимости реформ.

Одной из серьезных причин, заставивших верховную власть решиться на отмену крепостного права, являлся кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и исчерпавшая себя эконо­мика крепостничества.

Беспредельный рост барщины и оброка усиливали бедственное положение крестьян. Недоволь­ство крестьян выливалось в восстания. В годы войны многие покидали помещиков и записыва­лись в ополчение, за участие в котором якобы обещалась личная свобода. Вскоре самовольный уход превратился в массовое бегство. На рубеже 1850-1860-х гг. обстановка в стране отличалась крайней напряженностью. Очевидным был кризис и дворянства как сословия, и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производства.

36-летнему императору предстояло разобраться в происходящем, найти пути выхода из кри­зиса, отыскать мудрых сановников-реформаторов, во многом преодолеть себя. Не одной бессон­ной ночи стоила Александру II знаменитая речь, которую он произнес в марте 1856 г. в Москве перед предводителями дворянства. В ней были такие слова: «.лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока его отменят снизу». У Александра хватило сил для того, чтобы от слов перейти к делу.

Не имея никакой общей программы, Александр, опираясь на поддержку компетентных госу­дарственных деятелей, начал принимать решения, которые выходили за рамки старой системы и даже были прямо противоположными ей. Россия постепенно становилась на путь реформ.

Еще в 1855 г. был закрыт высший Цензурный комитет, что явилось отказом от цензурного террора. Гласность стала первым проявлением александровской оттепели.

Следующими мерами были свободная выдача заграничных паспортов, к коронации была объяв­лена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам восстания в Польше 1830-1831 гг.

Понимая, что дальнейшее сохранение крепостного права чревато массовыми крестьянскими волнениями и подрывом авторитета России, Александр пытается решить этот вопрос, заручив­шись поддержкой дворянства. Пока же дворянство не спешило с необходимой правительственной инициативой, Александр, в традициях николаевской системы, учредил очередной Секретный (позднее — Главный) комитет по крестьянскому делу (1857 г.).

Ряд обстоятельств благоприятствовал замыслам Александра и способствовал началу реформ. Поражение России в Крымской войне не дало противникам реформ открыто выступать против них; кроме того, Александра II поддерживала собственная семья, в которой были его единомыш­ленники: его супруга, его тетка великая княгиня Елена Павловна и брат великий князь Констан­тин Николаевич.

В 1855 г. известный либеральный общественный деятель, историк, юрист, до 1858 г. препода­ватель у наследника престола К. Д. Кавелин составил «Записку о освобождении крестьян в Рос­сии». В ней он отмечал пагубное влияние крепостного права на все стороны жизни. Эта «Записка» во многом повлияла на формирование общественного мнения и на взгляды самого царя.

Пока большинство дворян избегали инициатив в решении крестьянского вопроса, небольшая группа либерально настроенных помещиков выдвинула свои проекты отмены крепостного права.

В 1856 г. со своим видением крестьянской реформы — «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» — выступил помещик Самарской губернии Ю. Ф. Самарин. Из­вестный славянофил, своим идеалом он считал вольный труд свободного общинника и выступал за отмену крепостного права с позиций необходимости укрепления крестьянской общины.

Проект Ю. Ф. Самарина предполагал постепенный (в течение 10-12 лет) перевод крестьян из крепостного состояния в свободное. За это время крестьяне должны были отрабатывать обязатель­ную барщину в качестве платы за предоставленную им землю.

Предводитель тверского дворянства А. М. Унковский в своей «Записке», поданной царю в 1857 г., предлагал сразу освободить крестьян с землей, а помещиков одновременно вознагра­дить как за землю, которую они крестьянам отдадут, так и за «самих освобождаемых крестьян». Крестьяне должны были выкупать предоставленную землю, а возмещение убытков помещикам от освобождения крестьян распределялось «на все сословия».

Полтавский помещик М. П. Позен предлагал большую часть земли сохранить за помещиками, а крестьян наделить самым минимальным ее количеством.

В течение 1857-1858 гг. в губерниях из числа местных помещиков были учреждены комите­ты для подготовки проектов крестьянской реформы. Подготовленные ими материалы поступали для рассмотрения в так называемые Редакционные комиссии при Главном комитете. Председа­телем их был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Он принадлежал к тому слою прогрессивных, по государственному мыслящих людей, который в 1830-1850 гг. сформировался в бюрократи­ческой среде. Эту группу ученые назвали либеральной бюрократией. Виднейшими ее представи­телями, наряду с Я. И. Ростовцевым, были Н. А. и Д. А. Милютины, В. И. Даль, П. П. Семенов и др. Покровительствовал либеральным бюрократам великий князь Константин Николаевич. Всех этих людей объединяло единство взглядов на планы предстоящих реформ. В качестве председа­теля Редакционных комиссий Я. И. Ростовцев отстаивал освобождение крестьян с землей. Завер­шить разработку реформы Ростовцев не успел. После его смерти на это место был назначен граф

В. Н. Панин, известный как крепостник и консерватор. Однако, получив от царя соответствую­щие указания, он ничего в проекте, подготовленном при Ростовцеве, не изменил.

10 октября 1860 г. редакционные комиссии были закрыты как выполнившие свои задачи. Завершающий этап работы по подготовке реформы был перенесен в Главный комитет, его Предсе­дателем был назначен сторонник реформ великий князь Константин Николаевич. Утвержден же проект был в Государственном совете. 19 февраля 1861 г. Александр II лично подписал основные акты реформы. Они включали в себя царский манифест «О всемилостивейшем даровании крепос­тным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», «Положе­ние о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и другие правовые документы, которые регулировали общественные отношения после отмены крепостного права.

Согласно этим документам, крестьяне объявлялись юридически свободными, т.е. переставали быть собственностью помещика и наделялись гражданскими правами (переходить в другие сосло­вия, поступать на службу, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься промыс­лами по своему усмотрению и др.).

Крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Раз­мер земельного надела в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии)

был разным — от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше официально установленной нормы, то помещик имел право отрезать излишек. При этом у крестьян отбирались лучшие земли.

Земля предоставлялась за выкуп. Размер его определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян прежде в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6 % годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка; 20 % стоимости надела крестьянин должен был уплатить помещику сразу. Остальные 80 % выплачивало государство. Таким образом, помещик получал выкупную сумму единовременно. Выкупная сумма, уплачива­емая государством, рассматривалась как предоставленный крестьянам заем, который затем с них взыскивался ежегодно с процентами в течение 49 лет.

Получалось, что крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше ее ре­альной рыночной стоимости. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. В итоге земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью крестьянской общины. Продать свой надел крестьянин не мог, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами общины.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20 % сто­имости надела, считались временнообязанными и должны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве, хотя были уже лично свободными. Фактически это положение растяну­лось на 20 лет (лишь законом 1881 г. последние временно обязанные крестьяне были переведены на выкуп).

Контроль за осуществлением реформы, решение различных вопросов, связанных с ее прове­дением, рассмотрение земельных споров между помещиком и крестьянином осуществляли на местах мировые посредники. Несмотря на все свои недостатки (сохранение в деревне феодальных пережитков и прежде всего — помещичьего землевладения; отсутствие у крестьян возможностей полностью перестроить свое хозяйство на капиталистический лад, так как земля не была переда­на крестьянам в безраздельную собственность), крестьянская реформа 1861 г. имела историчес­кое значение. В России была ликвидирована крепостническая система. Крестьянство стало юри­дически свободно. Реформа создала условия для дальнейшего развития российской экономики и утверждения в ней капиталистического уклада.

Реформа не только привела к изменению социальной структуры общества, но и повлекла за со­бой реформы в других его сферах, коренным образом изменившие российскую действительность. Не осталось незамеченным современниками личное участие царя в решении крестьянского вопро­са. «Он нашел в себе силы, у него хватило воли и мужества отказаться от удобного, привычного, и повести Россию по трудному пути нового развития. Если бы даже в его царствование больше ничего не случилось, если бы тогда он покинул земные пределы, то все равно в памяти народной, в летописях истории остался бы крупным преобразователем» (А. Н. Боханов, современный рос­сийский историк).

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреж­дениях». Началось осуществление земской реформы. Земскими учреждениями являлись выбор­ные органы губернского и уездного самоуправления, состоящие из представителей всех сословий. Главным их назначением являлось решение на местах хозяйственных вопросов: благоустройства, здравоохранения, устройства и содержания школ, страхования, строительства дорог, больниц и т.д. На содержании земств находились земские врачи, учителя, агрономы и другие служащие. Политических прав земства были лишены.

Выборы в земства проводились один раз в три года по трем куриям (группам избирателей): 1) землевладенческой; 2) городских избирателей; 3) выборных от крестьянских обществ. Выбран­ных по куриям называли земскими гласными. «Гласные» собирались ежегодно на губернские и уездные земские собрания. На этих собраниях, которые являлись распорядительными органа­ми, избирались земские управы (исполнительные органы). Председатель земской управы утверж­дался министром внутренних дел. Земства имели хозяйственно-финансовую самостоятельность, финансовой опорой их деятельности были местные сборы, назначаемые самими земствами.

Создание земств было важным шагом на пути формирования гражданского самосознания. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллиген­ция. Несмотря на преобладание в этих учреждениях представителей дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс. Земский врач считался сим­волом самоотверженного служения простому народу.

Земской реформе были присущи и недостатки. Земства вводились лишь в 34 губерниях Цент­ральной России. Постановления земских учреждений находились под контролем губернатора. Куриальная система выборов строилась фактически по сословному признаку. При этом распреде­ление по куриям давало значительные преимущества землевладельцам. Круг вопросов, решаемых земствами, был строго регламентирован.

По типу земской была проведена городская реформа.

16 июня 1870 г. было утверждено новое Городское положение, согласно которому в горо­дах создавались всесословные выборные учреждения — городские думы и городские управления. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25-летнего возраста и платившие городские налоги.

Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в городскую казну налогов, дели­лись на три курии. Каждая курия избирала в городскую думу одинаковое количество «гласных».

Городские думы избирали постоянно действующие исполнительные органы — городские упра­вы и городского голову (он одновременно являлся председателем и городской думы, и городской управы).

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный город­ской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Компетенция органов городского самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений. Как и земская, городская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

На основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864 г., была проведена судебная ре­форма. Новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сосло­вий перед законом; гласности и состязательности судопроизводства; независимости судей; выбор­ности некоторых судебных органов (мировых судей).

Были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды создавались в городах и уездах, они рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах — городскими думами. Правосудие они осущест­вляли единолично. Для мировых судей устанавливался высокий образовательный и имуществен­ный ценз.

Система общих судов включала в себя окружные суды и судебные палаты.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, которые совершали ли­ца, имевшие чин выше титулярного советника. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Окружной суд рассматривал сложные уголовные и гражданские дела. Рассмотрение уголов­ных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. К присяжным предъявлялись высокие требования: устанавливался возрастной и имущественный ценз, личная характеристика должна была быть безупречной.

Как и другие реформы, судебная реформа сохранила некоторые феодальные пережитки (сущес­твование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чинов­ников). Тем не менее, она была вполне передовой и последовательной. Многие компоненты этой реформы нашли свое применение и в современной судебной системе Российской Федерации.

Под руководством военного министра Д. А. Милютина была подготовлена и осуществлена военная реформа. Отменялась рекрутская система комплектования армии и вводилась всеобщая воинская повинность. Призыву подлежали лица всех сословий, достигшие 20-ти лет. Общий срок действительной службы составлял шесть лет, после чего на девять лет шло зачисление в запас. Во флоте — семь лет действительной службы, три — в запасе. Для лиц, получивших образование,

срок действительной службы сокращался. Существовали льготы для всех сословий по семейному положению (не брали в армию единственного сына у родителей, единственного кормильца и др.). Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формируемое лишь во время войны.

Реформировались военно-учебные заведения: общее образование было отделено от специально­го (общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профес­сиональную — в военных училищах). Были открыты Военно-юридическая и Морская академии.

Осуществлялось перевооружение армии, изменения произошли в системе боевой подготовки. В армии были отменены телесные наказания, вводилось систематическое обучение солдат грамоте.

Военная реформа повысила боеспособность российской армии, превратила ее в массовую ар­мию буржуазного типа. Переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословным ограничениям.

Реформирование затронуло также систему образования (1863-1864 гг.). Теперь создавать учебные заведения могли земства, общественные организации и частные лица. Это привело к со­зданию начальных школ различных типов — государственных, земских, церковно-приходских, воскресных.

Была реорганизована система среднего образования. Основным типом учебного заведения этой ступени стали гимназии (классические и реальные). В них принимали детей всех сословий. Плата за обучение в этих учебных заведениях была довольно высокой.

Шло становление и развитие женского образования. Высшие женские курсы университетского типа были открыты в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем женщины были допуще­ны к обучению в университетах, но в качестве вольнослушателей.

Был утвержден новый устав для университетов, дававший им значительную автономию. Все вакансии в этих высших учебных заведениях заполнялись путем выборов.

Либеральные реформы коснулись и печати. В 1865 г. были изданы «Временные правила о пе­чати», которые смягчили предварительную цензуру книг и периодической литературы.

В целом, несмотря на непоследовательный, во многом противоречивый характер реформ, они стали важной вехой в истории России, изменив политическую систему государства, дав толчок быстрому экономическому и культурному развитию страны. Логическим их продолжением могло стать принятие умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М. Т. Ло- рис-Меликова. Время, когда он находился во главе внутренней политики государства, современ­ники назвали «диктатурой сердца».

Лорис-Меликов, ставший министром внутренних дел в условиях нараставшей конфронтации в обществе, пытался устранить разлад между неограниченной самодержавной властью и либе­ральной частью общества. Он проводил политику, направленную, с одной стороны, на борьбу с революционным движением, с другой — на продолжение реформ. Предложенная им царю про­грамма предполагала расширение местного самоуправления, смягчение цензуры, завершение крестьянской реформы обязательным выкупом и т.д. К обсуждению преобразований предлагалось привлечь представителей общественности. При Государственном совете мыслилось учреждение «Общей комиссии», в которую наряду с назначенными правительством членами вошли бы пред­ставители от земств и городов. Рассмотренные законопроекты должны были вноситься на окон­чательное обсуждение Государственного совета, в который также включались бы представители общественных учреждений.

Одновременно Лорис-Меликов вел бескомпромиссную борьбу с революционерами. В нача­ле 1881 г. были арестованы наиболее активные участники «Народной воли» — А. Михайлов, А. Желябов и др.

Александр II одобрил предложенный Лорис-Меликовым проект. Утром 1 марта 1881 года царь выразил желание созвать через несколько дней Совет министров для его обсуждения. Обозначил­ся мирный путь движения России к правовому государству и конституции.

Однако 1 марта 1881 г. царь был убит народовольцами. Завершить экономические и полити­ческие преобразования император не успел. Вступивший на престол Александр III отверг проект, а сам Лорис-Меликов вскоре вышел в отставку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.