Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия




Российская империя была многонациональным государством. В конце 1850-х гг. оживилось на­ционально-освободительное движение в Польше. Приступая к подготовке и проведению либераль­ных реформ, Александр II не мог игнорировать необходимость решения национальных проблем. В Польше был смягчен полицейский режим. Учрежденный в 1861 г. государственный совет для Царства Польского состоял из поляков. Наместником в Польше стал великий князь Константин Николаевич — сторонник либеральных преобразований. Однако большинство поляков стремились освободиться от русской зависимости и создать в прежних границах независимое польское госу­дарство. Сотрудничать с российским правительством они отказывались. Основные политические силы были разделены современниками на два типа — «красных» и «белых».

«Белые» выражали интересы польской аристократии (помещики, крупная буржуазия), рас­считывали добиться восстановления автономии Королевства Польского на основе конституции 1815 г.

«Красные» опирались на революционно настроенную городскую молодежь (часть буржуазии и шляхетских кругов). Они стремились к восстановлению независимости Польши путем восста­ния. «Красные» связывали эту задачу с борьбой за интересы крестьянства. В отличие от «белых», которые были против постановки крестьянского вопроса, «красные» предлагали отменить барщи­ну и оброк и наделить крестьян землей без выкупа.

В начале 1860-х гг. «красные» создали повстанческую организацию, руководство которой бы­ло доверено Ярославу Домбровскому. Члены организации смогли установить контакты с русским революционным движением, намереваясь вместе и одновременно с обществом «Земля и воля» поднять восстание.

Поводом к восстанию в Польше стало проведение в ее городах рекрутского набора. Постав­ленный во главе польской администрации маркиз А. Велепольский, известный либерал, решил таким образом призвать на военную службу заподозренных в революционной деятельности моло­дых людей.

В ответ на это в январе 1863 г. Центральный национальный комитет «красных» объявил себя временным правительством и издал закон, провозглашавший крестьян собственниками земельных наделов. Государство брало на себя обязательство выплатить помещикам стоимость утраченных земель. Одновременно было организовано нападение на несколько русских гарнизонов. Вскоре вос­ставшие опубликовали Манифест, провозглашавший независимость Польши, а также политичес­кое и национальное равноправие. Через несколько недель к восстанию примкнули также «белые». Весной-осенью 1863 г. шла борьба за руководство восстанием. «Белые» медлили с проведением в жизнь аграрных декретов, не пошли на организацию народного ополчения. К руководству вновь пришли «красные». Между тем повстанческие отряды терпели военное поражение. К маю 1864 г. восстание было подавлено. Большую роль в поражении восстания сыграли действия правительства Александра II, которое узаконило реформы, разработанные повстанцами. Крестьяне становились собственниками наделов, находившихся прежде в их пользовании. Часть безземельных крестьян получала небольшие наделы за выкуп. После подавления восстания правительство повело наступ­ление на остатки автономии Польши. На ее территорию было распространено общероссийское управление. На административные, педагогические, церковные должности назначались русские кадры. Польских дворян лишили права избирать предводителей дворянства — их теперь назна­чали в Петербурге. Название царство Польское было заменено другим — Привислинский край.

Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Алек­сандра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г. был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последую­щих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием. В учебных заведени­ях вводилось обучение на финском языке.

В 1860-1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые ба­тальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора.

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные нацио­нальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс.

Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признава­ло их языка и культуры.

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации — грома­ды — были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на укра­инском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Алек­сандра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел запретил печатать учебно-популярную литературу, ставить спектакли и проводить концерты на украинском языке.

В 1850-1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке.

Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции — «Го­мон». Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переве­дены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

Более гибкую национальную политику правительство Александра II было вынуждено про­водить в Поволжье. Политика насильственной христианизации народов Поволжья не принесла ожидаемых результатов. Часть новокрещеных возвратилась к традиционным религиозным веро­ваниям.

В 1860-1870-х гг. XIX в. у народов Поволжья формировалась национальная интеллигенция. Большой вклад в развитие культуры татарского народа внес педагог и писатель Каюм Насыри. Им были составлены научная грамматика татарского языка, учебники по математике, геогра­фии, истории, открыта в Казани первая русско-татарская школа. Каюм Насыри заложил основу современного татарского литературного языка.

Просветитель И. Я. Яковлев стал создателем современной чувашской письменности и литера­туры, основал Симбирскую чувашскую учительскую школу.

Русская культура оказала влияние на формирование национальных культур. В частности, в это дело внесло свой вклад возникшее при Казанском университете русское физико-матема­тическое общество. Сам университет, в котором преподавали такие известные русские ученые, как А. М. Бутлеров, В. М. Бехтерев и др., и среди выпускников которого значатся писатели Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, И. И. Лажечников, также оказал благотворное влияние на разви­тие татарской культуры.

В то же время правительство Александра II окончательно уничтожило административно-поли­тическую самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжье.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг. было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как след­ствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представите­лей творческой интеллигенции. Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейс­кое представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государст­венные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности. Для еврейских детей вводи­лись ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности. Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Более гибкой стала политика царизма на Кавказе. Здесь оказывалась поддержка высшему и среднему духовенству. Из выборных представителей горских народов состоял особый суд, кото­рый был введен для решения дел «в духе народных воззрений».

Военный министр Д. А. Милютин настаивал на том, чтобы не затрагивать религию и обычаи горцев, их образ жизни, стараться согласовывать политику России с интересами самих горцев. В свете этих представлений была решена судьба лидера горцев Северного Кавказа, а теперь плен­ника, Шамиля. Его доставили в Петербург с большими почестями, ему и его семье было назначено денежное содержание за счет казны. Шамиль со своими родными был поселен в Калуге. Подобное отношение правительства к Шамилю должно было укрепить доверие горских народов к царю и снять их враждебность.

Сочетая в своей национальной политике жесткое давление и либеральные методы, царизм до­бивался сохранения единства многонационального Российского государства.

Эта задача оставалась одной из главных и во внутренней политике Александра III. Ближай­ший советник императора, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, отводя право­славию решающую роль в деле укрепления самодержавия, стремился распространить его среди нерусских народов империи.

К тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию, применялись строгие меры. Буддисты — калмыки и буряты — подвергались преследованиям. Им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения.

Была также определена национальная политика царизма в Прибалтике, Финляндии и Польше.

Со второй половины 1880-х гг. было введено обязательное преподавание учебных дисциплин в государственных и частных учебных заведениях на русском языке. Во всех учреждениях Прибал­тики делопроизводство было переведено на русский язык. Даже городу Дерпту в начале 1890-х гг. было возвращено старое русское название.

Аналогичная политика проводилась в Польше. Там для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям. Из государственной школы исчезли польский и литовский языки.

В Финляндии на русский язык была переведена переписка высших чиновников. По указу Александра III все местные финские законопроекты должны были передаваться на рассмотрение соответствующим министерствам в Петербурге.

Если национальная политика Александра III была ужесточена в Прибалтике, Польше и Фин­ляндии (где проводилась русификация), а также ущемляла права евреев, то в отношении народов Средней Азии продолжал проводиться довольно гибкий курс.

К верованиям и традициям мусульманских народов правительство и местная русская админис­трация относились терпимо. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправ­ления. Российские власти смогли расположить к себе как богатую верхушку, так и трудящееся население Средней Азии. Представителей знати, сотрудничавших с местной российской админис­трацией, поощряли денежным вознаграждением. Для трудящихся, готовых к сотрудничеству, снижались налоги, женщинам и детям оказывалась медицинская помощь.

В 1886 г. мусульмане были уравнены в правах с русским населением.

Одновременно происходили изменения в настроениях мусульманских народов. С одной сто­роны, приходило осознание своей языковой и религиозной обособленности; с другой стороны, рос интерес к русской культуре и языку, чему в немалой степени способствовали увеличение и укрепление торгово-промышленных связей и несение воинской повинности. В ряде мусульман­ских школ преподавались родной и русский языки, география, история, естественные науки и др. Часть мусульман неразрывно связывали с Россией свое развитие и национальное возрождение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 7785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.