Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. 3 страница




Озабоченный вопросом дальнейшего укрепления своих позиций, в октябре 1957 г. Хрущев инициировал отставку Г. К. Жукова, ставшего для него опасным, поскольку позиция марша­ла объективно противостояла всевластию аппарата. Последнюю точку в борьбе за единоличную власть Н. С. Хрущев поставил в начале 1958 г., совместив посты Председателя правительства и Первого секретаря ЦК КПСС.

Начавшиеся после смерти Сталина реформы были вынужденными и неизбежными. Их пара­метры и основные задачи были фактически определены еще при жизни «отца народов». Реформы не затрагивали основ власти и определялись прежде всего внешним вызовом — необходимостью выдержать экономическое и военное противостояние с Западом.

Реформы в сельском хозяйстве. К началу 1950-х гг. в наиболее сложном положении оказалось сельское хозяйство страны. Город по-прежнему жил за счет деревни, которая оставалась основ­ным источником поступления средств и трудовых ресурсов для промышленности. Лишь после смерти Сталина, в августе 1953 г., по инициативе Маленкова и Хрущева была предпринята пер­вая попытка вывести сельское хозяйство из тяжелого кризиса. На сессии Верховного Совета СССР было предложено увеличить капитальные вложения в деревню, повысить закупочные цены на мясо, молоко, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты. Правительство «списало» все не­доимки с личных хозяйств, накопившиеся с военных лет, уменьшило вдвое сельхозналог, снизило нормы обязательных натуральных поставок. Поворот к экономическим методам руководства был направлен на преодоление неэффективности колхозной системы, но не затрагивал ее сути.

Через полгода после сентябрьского (1953 г.) пленума, ориентировавшего страну на оказание помощи деревне, прошел другой пленум, февральско-мартовский (1954 г.), определивший курс на освоение целинных земель. За 1954—1961 гг. в освоение целины было вложено более 20 % всех госвложений в сельское хозяйство. Частичная реализация мер, намеченных сентябрьским пленумом (авансирование труда колхозников, расширение прав членов артелей, паспортизация сельских районов), обеспечила в 1950-е гг. самый высокий за все время после коллективизации рост сельскохозяйственного производства. К 1958 г. валовая продукция аграрного сектора вырос­ла более чем на треть. Сельское хозяйство СССР впервые стало рентабельным.

Крупнейшим начинанием, реализованным Н. С. Хрущевым в аграрной сфере, стало освоение целины. На работу в целинные степи по комсомольским путевкам ехала молодежь со всей страны, первые целинники проявляли колоссальное мужество и волю: порой им приходилось работать це­лыми сутками, они спали в палатках, ели прямо в поле. За 1954—1957 гг. было освоено 36 млн га, что позволило увеличить производство зерна в два раза. Освоение целинных и залежных земель сыграло немаловажную роль в развитии сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, одна­ко оно не оправдало надежды на стабильное увеличение урожаев зерновых. Целина, безусловно, помогла на время снять остроту зерновой проблемы, но задержала перевод отечественного сель­ского хозяйства на интенсивный путь развития.

Власть оказалась непоследовательной в проведении аграрной политики, начатой в сентябре 1953 г. Безграничная вера советских руководителей в возможности «колхозного строя», предубеж­денность против любой личной собственности не позволили эффективно реформировать сельское хозяйство. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.

Хрущев изобретал один чудодейственный рецепт за другим. То он требовал изгнать из сево­оборотов травы и расширять посевы пшеницы, то после пшеницы на долгое время «царицей по­лей» была объявлена кукуруза, за что самого Хрущева прозвали в народе «кукурузником». Затем главными и решающими звеньями подъема сельского хозяйства объявлялись ликвидация чистых паров, раздельная уборка хлебов, химические удобрения, поливное земледелие.

С середины 1950-х гг. началось новое укрупнение колхозов. В 1957—1966 гг. ежегодно ликви­дировалось примерно 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы. На практике это вело к дальнейшему разруше­нию традиционного крестьянского уклада, превращению колхозника в наемного сельскохозяйс­твенного рабочего. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г. К началу 1960-х гг. в ходе составления планов землеустройства многие тысячи сел и деревень были назва­ны «неперспективными». Сотни тысяч крестьян покинули землю, переехав в города.

В 1957 г. перед советским сельским хозяйством была поставлена задача — в кратчайшие сро­ки догнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Не опирающа­яся на реальные возможности, эта программа также потерпела полный провал. Далеко идущие негативные последствия для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. машинно-тракторных станций (МТС). У пятой части хозяйств вообще не оказалось средств на покупку собственной сель­

скохозяйственной техники. Большинство хозяйств резко снизили оплату трудодня. Кроме того, резко ухудшилось техническое обслуживание купленной колхозами техники, так как половина наиболее квалифицированных механизаторов, ранее работавших в МТС, покинуло село.

На рубеже 1960-х гг. провал хрущевской аграрной политики становится уже очевидным. Эконо­мические стимулы в деревне вновь перестают действовать. В немалой степени этому способствовала проводимая незаконно ликвидация личного скота сельских жителей, под предлогом, что труд в лич­ном хозяйстве якобы отвлекает от труда в общественном хозяйстве. Главным результатом этой поли­тики стало фактическое завершение раскрестьянивания деревни, снижение темпов роста сельскохо­зяйственного производства. Чтобы избежать голода, в 1963 г. Хрущев впервые за всю историю страны пошел на массовые закупки зерна за рубежом. Во многих городах было введено закрытое распреде­ление продуктов по карточкам. Реформирование сельского хозяйства окончательно зашло в тупик.

В мае 1957 г. в результате ликвидации отраслевых министерств и создания совнархозов нача­лась реализация одной из самых крупных реформ, которые были осуществлены Н. С. Хрущевым. После XX съезда страна находилась на подъеме. Однако в народном хозяйстве нарастали дисп­ропорции, бесхозяйственность и расточительство; ситуация усугублялась снижением прироста рабочей силы. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось более 300 тыс. предприятий. Управлять ими в новых условиях из столичных министерских кабинетов становилось все труднее. Н. С. Хрущев увидел в ликвидации министерств и в переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство от неэффективного вмешательства в местные дела, осла­бить влияние бюрократии.

В соответствии с Законом о дальнейшем совершенствовании организации управления про­мышленностью и строительством, общесоюзные министерства (за исключением оборонных минис­терств) были упразднены. Взамен было создано свыше 100 Советов народного хозяйства (совнар­хозов) административных экономических районов (в том числе 76 в РСФСР), которые становились основной организационной формой управления. Реформа позволила упростить всю структуру уп­равления промышленностью и строительством. Однако она не изменила самих принципов управ­ления и планирования в народном хозяйстве, а лишь заменила его отраслевую организацию на территориальную. Как следствие, народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивно, его общая эффективность снижалась, постоянно также снижалась производительность труда. Весьма невелики были успехи и в изменении структуры промышленного производства: несмотря на все усилия по развитию химической промышленности, ее доля в общей структуре промышленности СССР оставалась незначительной. Вскоре стали вполне очевидны принципиальные недостатки новой системы: местничество и стремление регионов использовать ресурсы для собственных це­лей. Самое же главное — это были локальные, эволюционные изменения, не предполагавшие ре­волюционной ломки всей организационной структуры управления народным хозяйством страны.

Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала реформа системы народного образования. Она была призвана снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением подрастающего поколения к высшему образованию и острой потребностью советской экстенсив­ной экономики в новых рабочих руках. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 1950-х гг. советские вузы могли принять менее трети из 1,5 млн выпускников средней школы.

В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­тии системы народного образования в СССР» (принятом в 1958 г.), средняя школа приобретала «политехнический профиль». Продолжительность обучения в средней школе была увеличена с 10 до 11 лет. После получения всеобщего восьмилетнего образования в старших классах акцент делался на производственном обучении для получения какой-либо рабочей профессии. Однако материальная база школы оказалась не подготовлена к реализации задач производственного обучения, в абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. К 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не может являться основ­ным источником пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами.

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздейс­твие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере. Обо­

ротной стороной успехов в послевоенном восстановлении и создании ракетно-ядерного щита был низкий уровень жизни, неразвитые потребности и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.

Чтобы поддерживать миф об успехах социалистического строительства, в Москву, Ленинград и некоторые другие крупные центры страны свозились продукты со всей страны. С этой же целью в течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Между тем социальные проблемы продолжали усугублять­ся, а в результате снижения цен многие товары быстро исчезли с прилавков магазинов, более всего товарный голод ощущался в провинции. Массовое снижение цен без учета спроса населения усиливало социальное неравенство. На рубеже 1950-х гг. особую остроту приобретает жилищная проблема. На одного человека в городах приходилось жилой площади почти на 2 метра меньше, чем полагалось по санитарной норме. Коммунальная квартира, в которой проживало несколько семей, становится основным типом городской квартиры.

Начало перестройки социальной политики было положено уже весной 1953 г. Низкий уровень жизни большинства советских граждан, включая невысокий уровень потребления непродовольствен­ных товаров, низкое качество жилья и благоустройства населенных мест вынудил власть принять ряд неотложных мер по обеспечению населения продовольственными и промышленными товарами.

К середине 1950-х гг. необходимость доказывать преимущества социализма в мирном сорев­новании с капитализмом заставила Хрущева всерьез заняться повышением народного благосо­стояния, обратить более пристальное внимание на социальные вопросы. Сразу после XX съезда были отменены введенные в 1940 г. суровые наказания за опоздания на работу и прогулы, а также запреты на перемену места работы. В 1956 г. рабочая неделя была сокращена на два ча­са: с 48 до 46 ч, в последующие годы ее продолжительность сократилась в среднем до 40 часов.

Основной упор в социальной политике Хрущев сделал на усиление денежного вознаграждения за труд через заработную плату, премии и пенсионное обеспечение. Уже в марте 1956 г. колхозам было разрешено 50 % заработанных средств расходовать на авансирование труда колхозников. С января 1957 г. примерно на треть был повышен минимум заработной платы для рабочих и слу­жащих. Впервые за годы советской власти государство пыталось материально стимулировать труд. Однако «примазин» (принцип материальной заинтересованности) слишком очевидно противоре­чил сути планово-распределительной системы, и дальше отдельных экспериментов дело не пошло.

Летом 1956 г. было серьезно изменено пенсионное законодательство. Средний размер государс­твенной пенсии был повышен по отдельным категориям населения в два раза. Мужчины теперь могли получать пенсию (при наличии трудового стажа) с 60 лет, а женщины — с 55. Новая пенси­онная система сокращала существенный разрыв в размерах пенсионного обеспечения различных категорий населения и в то же время сохраняла необходимую дифференциацию в зависимости от квалификации труда и заработка каждого выходящего на пенсию. Вопрос о пенсионном обеспе­чении колхозников был решен лишь осенью 1964 г. В рамках новой социальной политики были снижены налоги на низкооплачиваемые категории работников, повышены пособия многодетным семьям. Росту реальных доходов населения способствовала отмена в 1956 г. всех видов оплаты за школьное и высшее образование, а затем отмена обязательной подписки на государственные займы.

В середине 1950-х гг. в стране начинается настоящая «жилищная» революция. Объявив войну «архитектурным излишествам», Хрущев поставил задачу в 10—12 лет покончить с недостатком жилья. В короткий срок в городах возводились целые микрорайоны новых пятиэтажных домов с небольшими квартирами, рассчитанными на одну семью (впоследствии получивших название «хрущевок»). Впервые в жизни многие тысячи семей получили возможность жить в отдельных квартирах, покинув бараки, подвалы и коммуналки. С 1956 по 1960 годы в новые квартиры пе­реселилось почти 54 млн человек.

Социальная политика, как и все начинания Н. С. Хрущева, носила непоследовательный и по­ловинчатый характер. Ради ускоренного рывка в «светлое коммунистическое будущее» упор в со­циальной политике, проводимой Хрущевым, делался на развитие системы общественных фондов потребления, слабо связывающих человека с результатами его труда, а также на строительство бесплатного государственного жилья, получение которого также не было прямо связано с итогами труда.

Такой подход к решению социальных проблем подрывал все прежние установки власти, на­правленные на стимулирование экономической заинтересованности работников.

Шаги, предпринятые Н. С. Хрущевым по разоблачению сталинских преступлений, породи­ли в стране определенные надежды на возможность нового нэпа с элементами экономического и внутрипартийного плюрализма. Но этого не произошло. Несмотря на важные шаги, сделанные Хрущевым по либерализации советского общества, реального прорыва не произошло ни в отноше­нии норм партийной жизни, ни в деятельности государственных и общественных институтов, ни в социальной и экономической политике.

В мае 1957 г. Н. С. Хрущев сформулировал лозунг «Догнать и перегнать Америку по произ­водству мяса, молока и масла на душу населения», который стал движущим мотивом и филосо­фией всех последующих преобразований «Великого десятилетия».

Выбрав из всех теоретически возможных вариантов реформ один из наиболее консервативных и тупиковых, скованный идеологическими догмами, не имея четкой стратегии и располагая ог­раниченными экономическими ресурсами для реформирования, Хрущев был обречен проводить крайне противоречивый внутриполитический курс.

Непоследовательность власти в полной мере проявилась в разработке и реализации новой на­учно-технической политики. СССР к началу 1950-х гг., несмотря на ряд несомненных достиже­ний, продолжал отставать от 3апада в области науки, техники, новейших технологий. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались лишь науки, непосредственно связанные с обо­ронным комплексом, занятые созданием ракетно-ядерного щита.

Так, вслед за пуском 27 июня 1954 г. под Обнинском первой в мире атомной электростан­ции началось сооружение еще более мощных атомных станций — Новосибирской, Воронежской и др. В декабре 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Со второй половины 1950-х гг. в Советском Союзе строятся атомные подводные лодки, развивается серий­ное производство вычислительной техники. В области физики атомного ядра советская наука смогла занять одно из ведущих мест в мире. В СССР был создан самый мощный в мире ускори­тель заряженных частиц с энергией до 10 млрд электрон-вольт. За большой вклад в изучение теории цепных химических реакций академик Н. Н. Семенов в 1956 г. был награжден Нобелев­ской премией. В 1950-е — начале 1960-х гг. Нобелевской премии были также удостоены физики П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм за теорию излучения Черенкова-Вавилова; академик Л. Д. Ландау — за создание теории сверхтекучести; Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (совместно с американцем Ч. Таунсом) — за разработку молекулярных квантовых генераторов.

Весной 1956 г. на полигоне Капустин Яр под Волгоградом был осуществлен успешный пуск первой в мире ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Этот ракетный комплекс сыграл важную роль в создании отечественных ракетных войск стратегического назначения. 17 декабря 1959 г. в СССР создается новый вид Вооруженных сил — Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Триумфом советской науки и техники явилось создание под руководством С. П. Королева и М. В. Келдыша первого в мире искусственного спутника Земли и выведение его на орбиту 4 ок­тября 1957 года. Первый искусственный спутник был запущен на «военные деньги», выделенные Главнокомандующему ракетными войсками маршалу М. И. Неделину на реализацию стратегичес­кой ракетно-ядерной программы.

Под проект десантирования войск на территорию противника через космос маршал позволил Королеву переоборудовать его штатную боевую межконтинентальную ракету Р-7 в космический корабль «Восток». Дата 12 апреля 1961 г. открыла новую космическую эру. Те 108 минут, кото­рые провел на орбите первый в мире космонавт Юрий Гагарин, дали ответ на вопрос о возможнос­ти жизни и работы человека в космическом пространстве.

Непропорциональная перекачка ресурсов в военный сектор, приоритетное развитие отрас­лей ВПК придает советской экономике в хрущевское десятилетие все более однобокий характер. В несвязанных с «оборонкой» отраслях положение было много хуже: старело импортированное в годы первых пятилеток промышленное оборудование, крайне медленно осваивались новые типы машин, новые технологии.

С ослаблением политических репрессий в советском обществе происходит заметное раскрепо­щение умов, зарождаются и начинают проявлять себя элементы инакомыслия, растет неформаль­ная политическая активность отдельных слоев населения, прежде всего творческой и научной интеллигенции.

Идейной подготовкой перемен стал ряд статей, опубликованных в 1953-1955 гг. в журнале «Новый мир»: «Об искренности в литературе» В. Померанцева, «Люди колхозной деревни в пос­левоенной прозе» Ф. Абрамова, а также повесть И. Эренбурга «Оттепель», давшая наименование всему хрущевскому десятилетию. Благодаря дискуссиям, борьбе мнений, постепенно охватившим литературу, искусство и науку, к середине 1950-х гг. советское общество стало переосмысливать происходящее, а XX съезд КПСС ускорил процесс духовного раскрепощения. Стремление Хруще­ва в борьбе за лидерство опереться на поддержку широких общественных слоев способствовало дальнейшей либерализации общества. Жесткий контроль, установленный сталинской диктатурой над всеми сторонами общественной жизни, и в первую очередь духовной культурой, безжалостное подавление любого свободомыслия в новых условиях были уже неприемлемы. Практика прора­боточных кампаний, некомпетентного вмешательства партийных органов в творческий процесс была осуждена.

Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. В начале 1957 г. несправедливой критике был подвергнут роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». За публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго», удостоенного в 1958 г. Нобелевской премии в области литературы, Б. Л. Пастернак подвергся осуждению и травле и был несправедливо ис­ключен из Союза писателей СССР (в 1987 г. восстановлен посмертно).

Важное значение для углубления духовной «оттепели» имело Постановление ЦК КПСС от

28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельниц­кий», «От всего сердца». Впервые в советской истории партия публично пыталась исправить свои ошибочные решения 1940-х гг. по вопросам искусства. С середины 1950-х гг. более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов были пере­даны общественным организациям, часть их — местным органам власти. Характерной приметой времени стала реабилитация осужденных в сталинское время художников и писателей. Одним из первых был реабилитирован прославленный театральный режиссер В. Мейерхольд (посмертно). Публиковались запрещенные ранее стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, рассказы М. Зощенко.

Началось освоение всего лучшего, что было создано зарубежными и отечественными мастерами культуры. В СССР концертировали лучшие зарубежные симфонические оркестры, певцы мирово­го класса. Приоткрытие «железного занавеса» позволило советским деятелям культуры бывать за границей. Даже весьма небольшое ослабление партийного диктата принесло положительные пло­ды. В эти годы Ленинскими премиями были отмечены выдающиеся произведения романы «Рус­ский лес» Л. Леонова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева, «Путь Абая» М. Ауэзова, поэма «За далью — даль» А. Твардовского. Литературный журнал «Новый мир», ко­торый вновь возглавил А. Твардовский, стал центром притяжения для советской интеллигенции. На страницах журнала печатались новые произведения отечественных авторов и прогрессивных зарубежных писателей. В период «оттепели» началось творчество многих талантливых писателей и поэтов: Ф. Абрамова, В. Астафьева, Г. Бакланова, В. Аксенова, В. Войновича, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Особым событием в духовной жизни страны стала публикация в 1962 г. повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», открывшей запретную для советской литера­туры тему сталинских репрессий. Смелыми новаторскими решениями радовали зрителя многие театры драмы России, прежде всего московские «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. В эти годы в отечественном кинематографе появился новый тип героя, близкого и по­нятного зрителям своей жизненной достоверностью. Триумфальным стал показ в Каннах картины М. К. Калатозова «Летят журавли» (1957 г.). Явлениями кино мирового уровня стали художест­венные фильмы «Иваново детство» А. Тарковского (1962 г.), «Чистое небо» Г. Чухрая (1961 г.), «Судьба человека» С. Бондарчука (1959 г.), «Девять дней одного года» М. Ромма (1962 г.) и др.

Однако отношение к духовной культуре как к чему-то вторичному, вспомогательному сказалось в стремлении партийного руководства жестко регламентировать творческий процесс, решать за ху­

дожников, что и как изображать. Н. С. Хрущев, уверовав в свое право судить, какое искусство нужно советскому народу на «пути к коммунизму», подверг в декабре 1962 г. разносу молодых художни- ков-авангардистов, участников открывшейся в московском Манеже выставки «30 лет МОСХа». На трех встречах партийного руководства с творческой интеллигенцией в 1962 и 1963 гг. резким на­падкам подверглись художники, режиссеры, писатели, поэты, те, кто в своем творчестве стремил­ся отойти от официальных канонов и догм. Своими грубыми и некомпетентными высказываниями Хрущев лишил реформы поддержки наиболее активной и образованной части советского общества.

С конца 1950-х гг. началось наступление на церковь и права верующих. Пытаясь возродить угасающий энтузиазм, Хрущев всячески поощрял усиление борьбы с «религиозными пережит­ками». Духовное раскрепощение советских людей в годы «оттепели» не было и не могло быть полным, но оно подготовило почву для грядущей перестройки 80-х г.

Поиски новых подходов к решению международных проблем начались сразу после смерти Сталина. Для не обладавших достаточной властью и авторитетом сталинских наследников за­дача состояла в том, чтобы смягчить международную обстановку, не делая при этом серьезных уступок. В 1953 году Советский Союз отказался от выдвигаемых Сталиным требований к Турции о введении режима совместной обороны Черноморских проливов. Встреча в Женеве в 1955 г. глав противостоящих блоков была расценена на Западе как начало «оттепели» в «холодной войне». В 1955—1960 гг. наша страна в одностороннем порядке сократила численность своих вооружен­ных сил почти на 4 млн человек. Советское руководство предприняло также шаги, направленные на частичное изменение характера отношений со странами Восточной Европы. Чтобы облегчить экономическую ситуацию в ГДР, СССР отказался от репараций и сократил расходы восточных немцев на содержание советских войск в Германии. Важным событием стало восстановление ле­том 1955 г. отношений СССР с Югославией. Тем самым СССР отказался от признания законной лишь только советской модели социализма.

После XX съезда во внешнюю политику СССР был внесен больший элемент реализма. Мирное сосуществование государств с различным общественно-экономическим строем виделось как единс­твенно возможная альтернатива ядерной войне.

Политика Запада в эти годы давала советскому руководству немало поводов сомневаться в искренности усилий по смягчению международной напряженности. В конце октября 1956 г. началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта (вторжение осущест­влялось под предлогом защиты жизненных интересов Запада).

Ускорилось формирование военных блоков. В 1954 г. был создан СЕАТО, в 1955 г. под эгидой Великобритании — Багдадский пакт. В этом же году Западная Германия была принята в НАТО. В ответ на это 14 мая 1955 г. в Варшаве СССР, ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Румыния и Албания подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, получившем название Варшавского договора (ОВД). Этот договор возлагал на СССР обязанность оказывать по­мощь своим союзникам любыми средствами, включая применение военной силы, и юридически обосновывал пребывание советских войск в Германии и других странах, где они были размещены после окончания войны.

После XX съезда в странах народной демократии резко возросло внутреннее напряжение, стали быстро набирать силу антитоталитарные процессы. Особенно остро развивались события в Польше и Венгрии. В июне 1956 г. рабочие волнения в Познани (ПНР) были подавлены силой оружия.

В Венгрии раздавались требования возвращения к довоенным порядкам, выхода страны из ОВД и вступления в НАТО. 23 октября 1956 г. в Будапеште начались массовые выступления населения. В Москве расценили эти события как контреволюционный мятеж, угрозу интересам СССР. 4 ноября советские войска вошли в Будапешт и силой оружия подавили народное выступ­ление. После событий в Венгрии идея обеспечения мира «с позиции силы» стала доминирующей в советской внешней политике, а дальнейшая либерализация советского общества была закончена.

По мере затухания «оттепели» во внешней политике страны все более сказывались субъекти­вистские оценки и действия Н. С. Хрущева. Человек настроения, он нередко сам перечеркивал огромные усилия, приложенные ранее. Причиняя Западу множество неудобств своими неожи­данными инициативами и импульсивными действиями, Хрущев, в конечном счете, не добился

серьезных выгод постоянного характера для СССР. Результатом многочисленных внешнеполити­ческих инициатив советского лидера становилась огромная растрата ресурсов.

Появление у Советского Союза на рубеже 1960-х гг. межконтинентальных баллистических ра­кет способствовало активизации советской внешней политики. Ареной противоборства двух сверх­держав становится весь мир. Обоюдное стремление двух противоборствующих блоков к расшире­нию сфер влияния дважды в течение одного пятилетия ставило мир на грань ядерной катастрофы.

Первый опасный международный кризис начался в 1958 г. вокруг проблемы Западного Бер­лина после того, как Запад отклонил требование советского руководства изменить его статус и превратить Западный Берлин в «свободный демилитаризованный» город. Новое обострение кризиса вокруг статуса Западного Берлина произошло в 1961 г. По инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта 13 августа 1961 г. Западный Берлин был обнесен стеной из бетонных плит. Эта мера дала возможность правительству ГДР предотвратить «голосование ногами» против то­талитарного государства, но поставила мир на грань ядерной войны.

Через несколько месяцев после берлинского разразился карибский ракетный кризис. Весной 1962 г. советское и кубинское руководство принимают авантюрное решение разместить на Кубе советские ракеты средней дальности. Хрущев рассчитывал без больших затрат создать в 160 км от берегов США ядерный кулак и заставить своего главного соперника разговаривать с Советским Союзом на равных. Размещение советских ракет вызвало в США политический взрыв. Проти­востояние достигло своего пика 27-28 октября 1962 г., когда человечество вновь оказалось на грани термоядерной войны. Однако благоразумие восторжествовало. Был достигнут компромис: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу.

Самый острый кризис «холодной войны» показал обеим сторонам опасность балансирования на грани войны и заставил США и СССР пойти на диалог. В 1963 г. было подписано исключительно важное соглашение, направленное на сдерживание гонки вооружений: США, СССР и Великобрита­ния прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.

Параллельно с внешнеполитическими проблемами на рубеже 1960-х гг. советское руководство сталкивается с серьезным социально-политическим кризисом внутри страны. Грубые ошибки влас­ти в реализации социально-экономической политики вызывают массовое недовольство населения.

Ухудшение социально-экономической ситуации в стране превращает глухое брожение умов в реальный политический фактор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.