Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое, экономическое, национальное и культурное развитие современной России 2 страница




6 % голосов. Прошли в новую Думу также блок ОВР (13,1 %) и «Яблоко» Г. Явлинского.

Важным фактором успеха на выборах блока «Единство» и СПС стала поддержка правитель­ства В. В. Путина. Популярность нового премьера возросла в результате успешного завершения первого этапа второй чеченской кампании, начавшейся осенью 1999 года.

За несколько часов до наступления нового, 2000 г., Президент Б. Н. Ельцин неожиданно заявил о досрочном (за полтора года до формального срока) завершении своих полномочий и назначении В. В. Путина исполняющим обязанности Президента на период до новых выборов.

Первый Президент РФ оставил неоднозначное наследие, которое еще предстоит оценить исто­рикам. Важно, что, являясь «продуктом» советской эпохи, Ельцин дал возможность появиться людям новой России. За десять лет его правления страна стала другой.

С уходом Б. Н. Ельцина завершилась не только «эпоха Ельцина», завершился важный этап рыночных реформ, завершился весь постсоветский революционный период развития страны.

За минувшее десятилетие в России произошла полномасштабная социальная революция. Ра­дикально изменилась система политических институтов и экономических отношений. Как первая масштабная революция постиндустриального общества, она отличалась ограниченным примене­нием насилия, обширными компромиссами с элитами предшествующего режима.

Реализация программы посткоммунистических преобразований, в общих чертах разработан­ной в 1991—1992 гг., потребовала гораздо больше времени, чем ожидалось, но к концу 1990-х гг. цели программы были достигнуты.

Президентские выборы 2000 г. Президентские выборы 2000 г., вопреки прогнозам экспер­тов, в целом прошли по традиционному сценарию. Их ход и результаты во многом были предо­пределены итогами парламентских выборов. Б. Н. Ельцин, уйдя в отставку до срока, миними­зировал политические риски своего преемника. В связи с отставкой Президента выборы были перенесены на три месяца — с июня на март.

Реальных кандидатов на президентское кресло из 11 заявленных было лишь пять —

В. В. Путин, лидер КПРФ Г. А. Зюганов, кемеровский губернатор А. Тулеев, Г. А. Явлинский («Яблоко») и лидер ЛДПР В. В. Жириновский. Фактически же основная борьба развернулась между В. В. Путиным и Г. А. Зюгановым.

Назначение В. В. Путина «и. о. президента» существенно расширило его административный ресурс, которым он смог распорядиться весьма эффективно. В отличие от других лидеров, В. Пу­тин не стал заручаться поддержкой элит, а сразу начал апеллировать к избирателям. Он загово­рил с народом на том патриотическом языке, которого люди давно ждали.

Настроения электората складывались в пользу премьера, который в своих выступлениях делал четкий акцент на необходимости укрепления власти в стране, восстановления территориальной целостности России, укрепления ее позиций на международной арене.

В. В. Путину удалось выиграть первый тур, который оказался и единственным. За него прого­лосовало около 53 % избирателей, за Г. А. Зюганова — 29,2 %.

Победа В. Путина в первом туре была достигнута благодаря тому, что, в отличие от 1996 г. пар­тия власти сумела объединить абсолютное большинство некоммунистического электората. При­рост голосов партии власти обеспечили либеральные избиратели (в основном СПС) и те, кто ра­нее голосовал за различные мелкие избирательные блоки. Особенно активно Путина поддержали в национальных республиках. Свою роль сыграли и его предвыборные поездки в наиболее крупные республики — Татарстан и Башкирию. Электорат партии власти увеличился и в некоторых таких традиционно «красных» регионах, как Саратовская, Астраханская, Воронежская, Пензенская.

Несмотря на недостаточно активную кампанию, Зюганову в целом не только удалось удержать свой электорат, но даже несколько увеличить число своих сторонников. По сравнению с выборами

1999 г. число левых избирателей выросло главным образом за счет национально-патриотического электората. Более 35 % голосов лидер коммунистов набрал в Новосибирской области, Приморс­ком крае, Хакассии. Заметное «полевение» электората произошло в Омской области, где Зюгано­ву было отдано 43,6 % голосов. Таким образом, на Востоке страны неожиданно появился новый «красный пояс», включивший в себя, помимо традиционно «красных» регионов, ряд ключевых территорий Сибири и Дальнего Востока.

«Смена эпох». В результате парламентских и президентских выборов в России расстановка социально-политических сил серьезно изменилась. Впервые за все постсоветское время в Думе сложилось правоцентристское большинство. Левые в период выборных кампаний так и не смогли выдвинуть эффективную альтернативную программу развития России. Даже программа КПРФ находилась в рамках правого спектра. С первых заседаний новой Думы власть успешно исполь­зовала механизм «плавающего большинства», когда для решения одних вопросов проправитель­ственное «Единство» блокировалось с правыми фракциями — СПС, «Яблоком», для других — с левоконсервативными — КПРФ, аграриями.

Новый стиль, заявленный Путиным во внутренней политике, состоял в том, что он позволил либералам продолжить экономические преобразования, но ограничил их возможность влиять на решение политических вопросов.

Главным двигателем посткризисного подъема российской экономики стал инвестиционный бум. Другая не менее важная причина экономического подъема в России на рубеже XXI в. за­ключалась в том, что за предшествующие годы в России сформировалась критическая масса неплохо управляемых, рыночно ориентированных предприятий, способных обеспечить нормаль­ное производство за счет ресурсов, которые высвобождались из неэффективного, доставшегося по наследству советского сектора. Ранее этот процесс был замедлен из-за неподъемности на­копившихся в советскую эпоху проблем, слабости проводившейся экономической политики. Сейчас, наконец, стало возможно использовать накопившуюся базу для целей, обеспечивающих экономический рост.

Экономический рост обнажил застарелые болезни российской экономики. Через два года после начала подъема она натолкнулась на жесткие ресурсные и структурные ограничения. Высокие це­ны на нефть на мировом рынке подталкивали правительство Касьянова на путь легких решений.

Стратегия В. В. Путина. За первые четыре года, проведенные в Кремле, Путин сделал многое, что не удалось его предшественнику Б. Н. Ельцину. Политика В. В. Путина в эти годы была направлена на обеспечение модернизационного прорыва, необходимого для превра­щения России в процветающую, экономически сильную и влиятельную страну. Российское правительство начало проводить комплекс преобразований, направленных на укрепление прав

собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был упорядочен и укреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции. В условиях высоких цен на нефть российское правительство проводило в целом ответствен­ную финансовую и денежную политику. В стране после революционных событий 1990-х гг. начался процесс постепенной консолидации российского общества вокруг идеи укрепления демократической государственности. Во многом была восстановлена управляемость страны, повысилась согласованность деятельности различных ветвей государственного управления. В России было восстановлено единое правовое пространство, в основном приведены в соответст­вие с федеральными законами и Конституцией региональные правовые акты. В ходе декабрь­ских выборов 2003 г. в новой Государственной думе оказались представленными основные политические силы, за исключением оставшихся в меньшинстве либералов.

Серьезно улучшилась ситуация в экономической сфере. В стране быстрыми темпами укреп­лялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успеш­ные предприниматели и менеджеры. Образовались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В повседневную хозяйственную практику вошли такие понятия, как акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой были приняты сотни законов, касающихся приватизации, налогообложе­ния, банкротства. С 1999 г. валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6 % в год (что было выше среднемировых показателей).

В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за пос­ледние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38 %, почти в 10 раз увеличились золотовалют­ные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003-м сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.

Главным внутриполитическим событием 2004 г. стали выборы Президента страны. Особен­ность этой кампании состояла в том, что имя победителя было известно задолго до голосования. Не случайно КПРФ впервые на президентских выборах не выставила своего лидера Г. А. Зюга­нова. Преимущество В. В. Путина перед соперниками было безоговорочным, что и показало го­лосование. 14 марта 2004 г. Путин победил уже в первом туре, получив голосов на треть больше по сравнению с 2000 г. — 71,3 % против 52,94 %. Избрание В. В. Путина Президентом страны на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на модернизацию экономики, превращение России в благополучную страну, конкурентоспо­собную во всех областях жизни.

«От политики стабилизации — к политике развития». Чтобы претворить в жизнь эту стра­тегическую линию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, необходимо было закончить формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить дол­говременный экономический рост, а также благоприятные международные условия для внут­реннего развития. Достигнутый Россией к 2006 г. уровень ВВП РСФСР докризисного 1990 г. свидетельствовал лишь о том, что страна выбралась из кризиса, но еще не стала развитым про­цветающим государством. Российская Федерация существенно отставала от группы развитых стран с точки зрения основных характеристик производства и инвестиций — производимой продукции в расчете на душу населения, качества применяемых в производстве технологий и общей его эффективности, абсолютных показателей производительности труда и капитала. На рубеже XXI в. энергоемкость ВВП России в три с лишним раза превосходила аналогичный показатель в странах ЕС. На производство одной буханки хлеба или тонны чугуна страна тра­тила в 2—3 раза больше электричества, сжигала в 2—3 раза больше газа и в 2—3 раза интен­сивнее загрязняла окружающую среду. При этом объем производства энергоресурсов был явно недостаточным для дальнейшего роста экономики. Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе, по итогам 2002 г. Россия была лишь на 64 мес­те в мире (из 80 стран), проигрывая таким государствам, как Болгария, Перу и Колумбия.

Камнем преткновения для России (как и СССР) стала проблема, которую в научных кругах называют «нефтяным проклятием». С 1999 г. цена на нефть на мировом рынке стала стреми­тельно расти. Россия начала наращивать ее экспорт и вскоре превратилась в самого крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, в силу которой заявленные и начатые ре­формы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковской и правоохранительной систем, способные создать благоприятный инвестиционный климат в стране, потеряли темп.

Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы «утечки мозгов и капиталов». Большую ос­троту приобрели также социальные проблемы: теряющее конкурентоспособность в условиях пос­тиндустриального мира образование, низкое качество и нереформированность здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса (не более 20 % населения). В 2005 г. средняя реальная заработ­ная плата в РФ составляла примерно 70 % от уровня 1990 г. Российский уровень ВВП на душу населения соответствовал уровню развивающихся стран и был в несколько раз ниже среднего уровня в развитых странах. При этом доля населения, живущего в бедности, т.е. испытывающе­го затруднения с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, составляла не менее 35 %. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения являлся четырнад­цатикратным и последние десять лет не уменьшался.

Огромен также разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры — количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровня обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны материнства и де­тства.

В последние годы демографическая ситуация стала несколько выравниваться, но тенденцию к уменьшению численности населения пока не удается переломить. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращается на 700-800 тыс. человек в год. Прогнозы показывают, что если эта тенденция сохранится, то к 2025 г. на территории России будет проживать менее 125 млн че­ловек.

После избрания Путина на второй срок власть должна была искать новые варианты «вы­здоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности. Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян.

В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин в качестве главной политико-идеологической задачи определил задачу развития России как свободного демократического государства. Для ее достижения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.

По опыту Норвегии и США правительство создало так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за баррель нефти (она называется ценой отсе­чения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он не только поглощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть. Уже к началу 2006 г. стабилизационный фонд достиг астрономической суммы в триллион рублей.

Определенный поворот происходит и в социальной политике государства. Еще в программе Г. Грефа впервые прямо и честно было сказано: ресурсы и возможности государства не беспре­дельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять льготы одновре­менно 2/3 населения страны. Поэтому главным принципом новой социальной политики, про­водимой Путиным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурали­зации. Проведенная властями без должной подготовки, она вызвала в стране волну протестов.

Однако ее необходимость вполне очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной эконо­мике не только бессмысленны, но и вредны.

Поскольку многие количественные задачи восстановления российской экономики ко вре­мени второго президентства В. В. Путина были решены, одним из главных направлений де­ятельности правительства М. Фрадкова становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.

В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО ЕЭС России удалось убедить ру­ководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных средств в электроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принятому в этих целях ин­вестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2», акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвраще­ния контроля над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Актив­ные процессы протекали в металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Вначале ведущие вертолетостроительные предприятия были консолидированы в «Оборонпром», подконтрольный «Рособоронэкспорту», а затем было положено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). За несколько лет в России был совершен настоящий прорыв: созданы с фи­нансированием из бюджета инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические зоны, которые будут специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проек­тов, в том числе экспортной ориентации.

Приоритетные национальные проекты. В сентябре 2005 г. Президент В. В. Путин в це­лях содействия развитию «новой» экономики и «нового» общества объявил о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, обра­зовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус при­оритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых Президент взял под личный контроль. На понимание необходимости формирования ПНП решающее влияние оказало появ­ление значительных свободных ресурсов, сконцентрированных в Стабфонде, золотовалютных резервах, а также превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении семи лет темпы роста ВВП превышали 6 %, а промышленного производства — 3—4 %.) По существу, с принятием четырех национальных проектов происходит решительный поворот к социально ориентированной экономике. Выбор ПНП диктовался ограниченностью средств, недостаточных для одновременного решения всех накопившихся проблем. С другой стороны, все они напрямую обращены к человеку. Их непосредственная цель — создать ме­ханизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно плану реализации проекта в аграрной сфере, в 2006—2007 гг. должна быть создана система земельно-ипотечного кредито­вания, которая позволит привлечь средства на длительный срок. Проект предполагает также выделение значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга, чтобы установить более льгот­ные условия поставок сельхозтехники и племенного скота. Выполнение этих и других мер по развитию аграрного сектора, согласно прогнозам Департамента сельского хозяйства, позволит ежегодно увеличивать производство сельхозпродукции на 4 %.

В президентском Послании 2006 г. Путин прямо заявил о необходимости положить в основу национальной стратегии России демографическую политику. Тогда же появился и термин «мате­ринский капитал», а вскоре начал действовать и закон, согласно которому женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка, будут выдаваться специальные сертификаты на сумму 250 тыс. рублей.

Через год после старта четырех национальных проектов стало ясно, что экономика по­лучила мощный толчок, особенно строительная отрасль. В 2006 г. прирост сданной жилой площади составил 15 % — впервые за постсоветские годы. Однако и рост стоимости жилья также стал беспрецедентным: в среднем по стране — на треть, а в столице — на 60 %. Квартиры по-прежнему были доступны лишь богатым гражданам. Поэтому в своем последнем Послании 2007 г. Президент решительно потребовал развернуть жилищную программу в направлении нужд всех граждан, в том числе низкообеспеченных. «Не может, — заявил он, — страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что мил­

лионы ее граждан живут в трущобах». Даже поставленную в нацпроекте высокую планку — 80 млн м2 жилья в год, Президент назвал недостаточной и выдвинул новые ориентиры: 100­130 млн м2, или фактически по 1 м2 в год на человека. Именно такой показатель считается нормой для развитых европейских стран. В Послании-2007 Президент РФ предложил также «реанимировать долгосрочную государственную программу переселения людей из аварийного жилья, выделив на это дополнительно 150 млрд руб. из бюджета. Развивая идеи, заложен­ные в национальных проектах, глава государства поддержал инициативу объявления 2008 г. Годом семьи в России: «Нам надо возвращать моду на яркую, многодетную, счастливую се­мейную жизнь, без которой, как правило, невозможны ни крупные личности, ни крупные достижения». Путин предложил также переименовать создаваемый Фонд будущих поколений в Фонд национального благосостояния и использовать деньги фонда на повышение качества жизни россиян.

В президентском послании 2007 г. Путин уделил большое внимание вопросам стратегии. За годы реформ власть неоднократно пыталась сформулировать стратегические задачи развития экономической и социальной сфер жизни страны. Однако в силу объективных и субъективных причин развитие страны по-прежнему носило инерционный характер. Власть вынуждена была прежде всего реагировать на возникающие угрозы развала государства, экономики и социального взрыва. Весь текст Послания ориентирован на укрепление державы, на переход от политики ста­билизации к политике развития, которая должна быть реализована вне зависимости от личности Президента, которого изберут в 2008 году.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.